Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Бесконтактное дтп осаго судебная практика


Что такое бесконтактное ДТП и какова судебная практика

На автодорогах бывают случаи, когда по вине одного водителя страдает несколько. Из — за маневрирования одного авто может получиться так, что два и более авто столкнуться, что создаст нештатную ситуацию на дороге. Кто будет виновен в этом случае?

Основное понятие

На дорогах зачастую встречаются неблагоприятные ситуации. Водитель создает опасный маневр для иных средств передвижения, в результате чего наноситься ущерб нескольким авто одновременно. Дополнительно могут пострадать сооружения, встретившиеся на пути.

Во всем виноват автомобилист, который первый спровоцировал аварию, но при этом машина осталась целой. При включении поворотников такое встречается часто. Это может быть поворот налево, обгон или перестроение, внезапное притормаживание и многое иное.

То есть тот, кто виновен сам не пострадал, а пострадавшими являются иные водители, их автомобили или объекты.

Примеры

Несколько примеров:

  1. Машина едет спокойно, уверенно перемещаясь по трассе. Навстречу выдвигается другой авто, он резко выворачивает, при этом габариты не включаются. Машина на заднем ходу притормаживает либо выезжает на встречную полосу. Это вынужденная мера. Такое событие влечет за собой аварию, и сталкиваются несколько машин. Виновник остается в стороне и его техника не страдает от таких деяний. Чтобы точно определить, кто виноват, необходимо расследовать последствия произошедшего и расспросить очевидцев и пострадавших.
  2. По дороге продвигается нагруженная фура. Груз зафиксирован, но крепление ослабло, товар падает на дорожное полотно и мешает проезду другой техники. Легковой автомобиль резко притормаживает перед выпавшим грузом, а в него вписывается другой транспорт. В результате пострадавших двое — это два последние авто. Виноват водитель фуры, так как он не закрепил перевозимый груз, что создало нештатную ситуацию.
  3. На основании судебных разбирательств установлено, что водитель КАМАЗа по дороге зацепил ветку от дерева. Последняя упала на легковой автомобиль. Машина была повреждена, хотя контакта между техническим средствами не произошло.

Оформление ДТП

Во время расследования и оформления подобных случаев, требования необходимо четко соблюдать. Водителю нанесен ущерб и от расследования зависит размер выплаты для восстановления авто.

Что необходимо сделать:

  1. Производится остановка всех транспортных средств, пострадавших или принявших участие ив ДПТ.
  2. Дорожное полотно огораживается, и выставляются знаки о запрете проезда. Необходимой мерой становится предупреждение остальных участников движения.
  3. Вызываются представители ГИБДД. Эти действия выполняют госавтоинспекторы: начинается установление личности нарушителя. Для этого проводится опрос всех водителей.
  4. Выполняются снимки и видеосъемки дорожного полотна и машин, которые были задействованы. Показания очевидцев помогут разобраться в случившемся. Они будут иметь силу закона и занесутся в протокол.
  5. Встречаются обстоятельства, когда виновник с места происшествия скрылся, тогда во внимание принимаются съемки с видеокамер. Даже если тот, кто виноват в случившемся остался на месте ДПТ, то без показаний очевидцев не обойтись.
  6. С места, где произошла нештатная ситуация нельзя, до полного выяснения обстоятельств. В противном случае будет сложно восстановить процесс случившегося, в том числе виноватого могут неверно определить. Не исключено, что ДПТ отнесут к другой категории и это негативно скажется на выплатах денежных средств.
  7. Процедура оформления также включает в себя сбор сотрудниками доказательств. Если трактовка показаний или неправильное поведение водителей приводит к недостоверности показаний, то штрафные санкции могут быть выписаны не виновнику ДТП, а кому, кто пострадал.

Когда водитель авто не согласен с результатами расследования, то он должен выразить свое несогласие и четко знать, что занесено в протокол.

Кто виновен

Кто конкретно виноват в сложившейся ситуации устанавливается судом или представителем ГИБДД. При определении основного нарушителя вердикт выносится непосредственно сотрудником. По этому поводу оформляется постановление и справки, в которых описывается состояние дел и размер штрафа. Виновник и нарушитель тоже указывается в этих документах.

На практике встречается, что виновных по этому деянию нет. Бывают случаи, что необходимо разбирательство в суде, чтобы установить, кто виновен. В Судах тоже бывает разное, и у пострадавшего недостаточно достоверной информации о своей правоте.

Автомобилист, находившийся в опасной зоне во время произошедшего чаще всего оказывается виновным в сложившемся. Это определяется на основании неверных действия и несоответствующих маневров, в том числе резких притормаживаний и поворотов.

Это может быть следствие осложнения:

  1. С места произошедшего виновник скрылся или не признает свою вину.
  2. При проведении разбирательств неверно трактуются правила, то есть последовательность аварийной ситуации разбирается не в соответствии с нормативной базой. Во время ситуации необходимо притормозить, а не выполнять объезд.
  3. На потерпевшего можно переложить долю вины. Важно уметь соблюдать дистанцию и перемещаться с заданной скоростью.
  4. Если не было причинено вреда, то такая ситуация не признается ДТП. Это распространяется на обстоятельства, когда автомобилисту пришлось выехать с дорожного полотна.

Виноват может быть пешеход, который внезапно оказался на дороге. Если автомобилист уехал с места происшествия, то доказать вину без видеозаписи будет сложно. Оформление нестандартного ДПТ сложное и отличается от обычного.

Получение страховых выплат

Чтобы получить все положенные выплаты по страховке следует учитывать все нюансы. В этом случае грамотное составление документов, сбор достоверной информации. Следует понимать, что при сложившихся обстоятельствах может получиться и так, что компания откажется выплачивать деньги.

Не исключено, что водитель сам врезался и поэтому возмещение ущерба исключено.

Если в момент аварии нанесен ущерб транспорту другим водителям, то может все сложиться не в их пользу. Если автомобилист избегал столкновения и выполнил неверный маневр, то виноватым окажется все равно он. Возмещение будет лишь в случае, когда доказательства покажут, что невозможно было повести себя иначе, во избежание создания неблагоприятной ситуации. Противоправными признаются действия страховщиками и выплат полагаться не будет.

Доказательства причинно- следственной связи с маневрированием второго водителя и последствиями должны быть определены вторым водителем.

На основании практических расследований, возмещать ущерб предполагается далеко не во всех случаях.

От грамотно подготовленных документов будет зависеть возмещение страховки. При наличии в протоколе одновременно пострадавшего и виновника, то выплату можно получить сразу. Если отмечено, что при ДТП были убытки, то от компании можно получить компенсацию, а не от страховщика виновника ДТП.  Выплачиваются денежные средства быстро.

 Если при аварии участвовали два ТС выплаты возможны. Если авария бесконтактная, то третий субъект принимает участие и выплачивать деньги не предполагается.

Согласно практике страховая компания может требовать возмещений с суде.  Для того доказать факт правоты, необходимо предоставить доказательства в виде фото или видеосъемок, а также иные показания.

Практика на суде

Когда страховая компания отказала водителю в выплатах, то следующим этапом будет обращение в суд. Доказательства имеются и они неоспоримы, тогда можно смело писать заявление. Любители авто желают знать каковы результаты практики и каковы разбирательства. На основании данных результатом расследований может быть виновными обе стороны, как совместно, так и по отдельности. Судом может быть удовлетворены исковые требования потерпевших.

Чтобы судебное решение было правильным, требуется установить связь и доказать действия между причиненным ущербом и неправильными действиями. На основании решения суда компания может возместить ущерб в полном объеме. Чтобы был решен исход дела, необходима помощь по юридической линии. Надежда на собственные силы не даст нужных результатов, важно иметь при себе вещественные доказательства: фото и видеосъемку.

Можно ли избежать ответственности за оставление места

Если аварийная ситуация создалась на дороге, то виновнику грозит лишение водительских прав. Это обязательная мера, трактуемая нормативной базой.  Если произошло бесконтактное ДТП, то любой из участников не должен покидать место происшествия, иначе будет сложно проводить расследования. Причем неважно нанесен или не нанесен вред имуществу, имеются повреждения или нет, наличие пострадавших. Остановка неминуема, и дождаться дежурного необходимо. Если водитель скроется с места возникновения нештатной ситуации, то он рискует, что его запишут на камеру и обязательно выследят. За эти деяния предусмотрен штраф.

Без адвоката вряд ли все получиться, важно доказать, что действия не были совершены умышленно. На судебном заседании не рассматриваются подобные обстоятельства, и судьи негативно относятся к данным делам.

Об особенностях

Каковы особенности бесконтактной аварийной ситуации:

  1. Существует сторона, которая спровоцировала возникновение аварийной ситуации, но при этом сама непосредственного участия не принимала.
  2. Зачастую любитель авто, создавший аварийную ситуацию, скрывается с места происшествия, но его действия неправильные, так как на регистраторах отмечаются все события. В суде можно легко доказать произошедшее.
  3. В протоколе указывается, что водитель совершил маневр во избежание столкновения с иным техническим средство передвижения. Виновным признают пострадавшего водителя.
  4. Регулирование судебных разбирательств трактуется на базе законодательства.
  5. Такие случаи относят к страховым и полагается компенсация за нанесенный ущерб.
  6. Возмещение убытков сюда не относится, поэтому нормативные документы здесь не применяются.
  7. Пострадавший гражданин должен обратиться за выплатой страховки в компанию, где зарегистрирован виновник ДТП.

Выплаты компенсации сложно получить, довольно часто приходится обращаться в суд. Если нет прямого доказательства вина, то затраты денежных средств будут бессмысленны.

Как поступить при бесконтактном ДПТ

Сотрудниками ГИБДД осуществляется проведение всей процедуры. После того как возникла авария выезжает бригада на место происшествия. До приезда можно подготовить документ с пояснениями о случившемся. Чтобы были возмещены денежные средства, израсходованные на ремонт, то необходимо обращение с страховую фирму. Сумма зависит от тяжести последствий, в том числе наличия царапин или более глубоких повреждений.

Сотрудником ГИБДД выполняются действия в следующей последовательности:

  1. Устанавливается вина водителя по факту. Для этого необходимо привлечь третьих лиц.
  2. Заполняет документ о происшествии с описанием и указанием виновных лиц, а также, какие конкретно нормативные акты были нарушены. Последним он выдается на руки.
  3. Обстоятельства изучаются тщательно, после выносится заключение о завершении расследования
  4. Если случай более сложный, то разбирательства проводятся в суде. Проведение дополнительных изучений и экспертиз не исключаются. Свидетельские показания тоже рассматриваются.
  5. Выносится решение или определение по факту произошедшего.

Если произошло бесконтактное ДПТ, то виновниками зачастую остаются обе стороны.

Когда ситуация была разрешена на месте, то ГИБДД определяет виновника и назначает штрафные санкции.

О выплатах

Выплачивать страховку страховая компания может при наличии нескольких моментов. Важно, чтобы были получены денежные средства на выполнение ремонтных работ.

Представленные документы при этом тщательно рассматриваются, уделяется особое внимание их оформлению и изучению создавшейся ситуации. Если любитель авто действительно определен виновником, то в покрытии полиса ему будет отказано. Таковы действия правил.

Если водитель врезался в заборное ограждение, и это привело к повреждению авто, то вероятность риска отказа автоматически увеличиться. Это незначительное нарушение правил и при этом компанией не компенсируются расходы. Для выяснения обстоятельств дела необходимо обращение в суд.

Рекомендуется изначально выполнить расчета по расходам на судебные иски и соизмерить их с ущербом, только тогда можно правильно оценить сложившуюся ситуацию.

 При возникновении нештатной ситуации учитываются некоторые особенности дела:

  1. Автомобиль, ставший причиной возникновения аварии, но при этом сам не пострадал.
  2. Место аварийной ситуации было сокрыто виновной стороной. Необходимы свидетельские показания, что возникшие проблемы могли быть только лишь по этим причинам. Наличие фотографий или видеосъемок будут, кстати, и учтутся в период проведения расследования.
  3. При подготовке протокола необходимо указывать достоверную информацию и подобно описывать случившееся. Если допущено какое- либо отклонение, то доказать факт виновности будет сложно.
  4. Использование знаний правовых и нормативных актов.
  5. Если произошло бесконтактное ДТП, то его относят к страховым случаям, и полагается выплата компенсации на восстановление работоспособности авто.

Возмещение убытков непосредственно на месте возникновения нештатной ситуации не представляется возможным, так как выплаты производит страховая компания.

Чтобы выплаты компенсации были, то необходимо иметь твердую почву знаний нормативной базы и неопровержимые доказательства невиновности или установления вины другой стороны.

В данном видео вы узнаете о том, что такое бесконтактное ДТП и что делать в такой ситуации:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

uristdnya.com

страховщик ОСАГО должен платить за «бесконтактное» ДТП

«Повреждение автомобиля в результате дорожно-транспортного происшествия по вине водителя другого автомобиля признается страховым случаем независимо от того, произошло ли оно вследствие столкновения двух автомобилей или при столкновении автомобиля с другим объектом», говорится в бюллетене Верховного суда №2 за 2015 г.

В качестве примера в документе приведено дело о ДТП, в результате которого автомобиль потерпевшей получил повреждения несмотря на то, что столкновения с машиной виновника не произошло. Виновник ДТП был застрахован по обязательной «автогражданке» в «Росгосстрахе». Страховщик отказал автовладелице в выплате со ссылкой на то, что ее действия не соответствовали требованиям п. 10.1. Правил дорожного движения.

Судебная коллегия Верховного суда указала, что общим условием ответственности за вред является наличие вины его причинителя. «Каких-либо иных условий для наступления ответственности причинителя вреда (например, наличие факта непосредственного контакта источников повышенной опасности, принадлежащих виновному и потерпевшему лицу) закон не содержит», полагают судьи. В бюллетене ВС со ссылкой на абз. 1 п. 3 ст. 1079 ГК РФ отмечено, что под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение автомобилей, но и другие виды взаимодействия. «Таким образом, само по себе отсутствие факта непосредственного контакта (столкновения автомобилей) в дорожно-транспортном происшествии не изменяет характера правоотношений сторон по данному делу», полагает Верховный суд.

Опрошенные АСН страховые юристы согласны с позицией высшей судебной инстанции.

«При условии, что обстоятельства происшествия были установлены точно, вывод суда представляется обоснованным. Не думаю, что это разъяснение ВС РФ приведет к серьезным последствиям. С учетом сложного фактологического состава каждого такого дела, суд все равно должен будет устанавливать связь между действиями виновника ДТП и самим событием, а не руководствоваться одним только мнением вышестоящей инстанции», – полагает партнер ООО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат.

«Полностью согласен с позицией Верховного суда. Думаю, это разъяснение сделает судебную практику по таким спорам однообразной, несмотря на не очевидный правовой статус бюллетеня для судов», – говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Филипков и партнеры» Вадим Филипков. 

www.asn-news.ru

Бесконтактное ДТП. Судебная практика

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит.

Например, водитель "Волги" выезжает на встречную полосу движения, по которой во встречном направлении (то есть по своей полосе) движется автомобиль "Лада". Водитель "Лады", не может применить маневр "торможение", поскольку скорость встречного движения обоих транспортных средств составляет, к примеру, от 120 до 160 км/ч., то есть отсутствует техническая возможность избежать столкновения. Водитель "Лады" с целью избежать лобовое столкновение сворачивает вправо и врезается, например, в здание, строение (магазин, киоск и проч.). В результате причинен вред имуществу.

В приведенном случае ответственность (как административную, так и гражданско-правовую по возмещению ущерба, вреда здоровью) должен нести водитель "Волги", поскольку, несмотря на отсутствие физического контакта его транспортного средства с поврежденным объектом (препятствием), возникшие негативные последствия находятся в причинно-следственной связи с действиями именно водителя "Волги", выехавшего в нарушение Правил дорожного движения на встречную полосу.

Другие примеры бесконтактных ДТП

Бесконтактное ДТП при падении груза с движущегося автомобиля

Классический пример бесконтактного ДТП: по дороге движется груженое транспортное средство (будь то набитая товаром фура, или Москвич-412 на крыше которого закреплен разного рода садовый инвентарь, или Камаз с дровами). Неправильно закрепленный груз падает во время движения и попадает в лучшем случае под колеса следом движущегося транспортного средства, в результате чего транспортное средство повреждается.

Имеет место быть бесконтактное ДТП. Водитель груженого транспортного средства нарушил требования п. 23.2 Правил дорожного движения РФ, согласно которому, перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

Пример из судебной практики. Суд признал, что вред причинен в результате дорожно-транспортного происшествия, поскольку повреждения т/с Volvo XC60 возникли в результате падения груза. При этом водитель т/с МАЗ Бабаев Н.Н. нарушил требования п. 23.2 Правил дорожного движения РФ. Таким образом, между транспортными средствами не было физического контакта (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 N 09АП-2085/2014 по делу N А40-144263/13)

"Зацепил ветку, которая упала на другой автомобиль" - бесконтактное ДТП

Например, судом установлено, что водитель автомобиля "Ман" будкой зацепил низковисящую ветку, в результате чего ветка упала, повредив автомобиль "Опель".

Суды отвергли доводы об отсутствии страхового случая, несмотря на тот факт, что повреждения были причинены без физического контакта между транспортными средствами (бесконтактное ДТП).

Суды пришли к выводу о том, что причиной ДТП явилось движение автомобиля "Ман", в результате которого он повредил автомобиль марки "Опель". Повреждение автомобиля "Опель" находится в непосредственной причинно-следственной связи с движением автомобиля марки "Ман". Следовательно, причиной ДТП и наступления последствий в виде причинения вреда имуществу потерпевшего послужили действия по эксплуатации автомобиля "Ман". Суд отметил, что из положений действующего законодательства не следует, что бесконтактное ДТП является основанием для отказа в выплате в порядке суброгации (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 N 09АП-50974/2014 по делу N А40-124900/14)

См. также: Письменные доводы в суд по делу о бесконтакном ДТП (привлекается к административной ответственности водитель транспортного средства, по вине которого был причинен вред без физического контакта с его транспортным средством)

Александр Отрохов, Правовой центр "Логос", 15.04.2015г.

logos-pravo.ru

Бесконтактное ДТП - что это, оформление, выплаты по ОСАГО, судебная практика

К бесконтактным дорожно-транспортным происшествиям относят ситуации, когда авто участников ДТП не контактируют друг с другом, а ущерб причинен не только одной из сторон, но и третьему лицу. Сложность определения вызвана непростой ситуацией, возникающей на дороге при бесконтактном ДТП. Владелец первой машины нарушает правила и создает помехи для второго авто. Водитель второго авто, избегая столкновения, маневрирует и наносит ущерб своему имуществу и (или) имуществу третьего лица. При этом виновная и пострадавшая стороны напрямую не контактируют, что усложняет классификацию происшествия.

Какие аварии относятся к бесконтактным?

Наиболее распространенные ситуации, провоцирующие бесконтактное ДТП, — это неожиданный выезд на главную дорогу, резкий поворот, выпадение грузов. Водитель старается избежать столкновения, маневрирует и врезается в соседний транспорт, отбойник, дерево. К такому виду относят и аварии, возникающие из-за пешеходов, выбегающих на трассу в неположенном месте. Чтобы происшествие было квалифицировано как ДТП, необходимо наличие ущерба, причиненного пострадавшему авто или имуществу третьей стороны. В качестве третьего участника может выступать не только водитель автомобиля, но и частная компания, государственное учреждение, если его имуществу был причинен вред. Например, вылетевший с трассы автомобиль врезается в придорожный магазин или остановку общественного транспорта.

Как правило, до расследования сотрудниками ГИБДД деталей аварии степень виновности сторон установить сложно. Даже пострадавший водитель в результате экспертизы может оказаться частично виновным в ситуации на дороге, поскольку не соблюдал дистанцию или продолжал маневр вместо остановки машины. Установить истину особенно сложно, если спровоцировавший аварию водитель скрылся, а номер его определить не удалось. В основу дальнейших разбирательств ляжет правильность оформления ДТП нарядом автоинспекции.

Особенности оформления

После остановки всех ТС, участвовавших в аварии, вызывают сотрудников ГИБДД, скорую (при необходимости). Догонять уехавшего виновника ДТП запрещается, также нельзя менять расположение машин и предметов. Упрощенное оформление происшествия (европротокол) исключается, поскольку не было взаимодействия транспортных средств. Сотрудники автоинспекции обязаны учесть показания сторон и свидетелей (при наличии), съемку с видеорегистратора (подойдет не только прибор пострадавшей стороны, но и свидетелей), погодные условия, картину происшествия (расстояние между объектами, тормозной путь и др.). Все данные фиксируются в протоколе, на основании которого выносится решение о виновности сторон, выдаются соответствующие документы (справки).

Распространена практика, когда виновником аварии автоматически становится сторона, непосредственно причинившая ущерб. Задача водителя — максимально точно и ясно изложить инспектору причину своих действий, подкрепив слова показаниями свидетелей, видео- или фотосъемкой, очевидными фактами. Все это должно быть внесено в протокол. Если одна из сторон с выводами автоинспекции не согласна, то это должно отражаться в документах (при подписании протокола изложить причины несогласия). В спорной ситуации необходима автотехническая экспертиза, которая может подтвердить, что пострадавшая сторона не могла избежать опасного маневра, спровоцированного виновником аварии. Именно от этого решения зависят страховые выплаты по ОСАГО.

Полагаются ли страховые выплаты?

Однозначный ответ — да, если установлена виновная сторона. Именно страховая компания виновника аварии должна производить выплаты. Обязанность страховщика компенсировать ущерб при бесконтактном ДТП закреплена Верховным Судом (Бюллетень № 2 от 2015 г.). Поскольку ОСАГО страхует ответственность автовладельца, а она возникает из-за причинения ущерба, то количество участников аварии и их взаимодействие принципиального значения не имеет. Стоит отметить, что прямые выплаты (от своей страховой компании) исключаются, поскольку в аварии пострадала третья сторона. Данное положение утверждено ВС 22.06.2016 г. (обзор судебной практики, 2016 г.), поэтому оплачивать ущерб обязан страховщик виновника аварии.

Возмещение, которое страховая компания выплачивает крайне неохотно, будет напрямую зависеть от документов, оформленных сотрудниками автоинспекции. Только экспертиза, подтверждающая, что у пострадавшего не было возможности избежать столкновения (с транспортом или неподвижным объектом), является неоспоримым аргументом, который чаще всего заставляет страховые компании компенсировать убытки.

Для обращения к страховщикам необходимо выяснить, в какой компании застраховано ТС виновника аварии, написать заявление и приложить документы: схему ДТП, протокол с подписями сотрудников ГИБДД, справку с указанием виновной стороны. Только прямое указание на виновника в протоколе и подтверждающая этот факт справка убедят страхового агента в необходимости удовлетворить просьбу заявителя. В остальных случаях придется обращаться в суд с иском.

Несут ли водители административную ответственность?

При вынесении решения судьи часто руководствуются пунктом ПДД 10.1, нарушение которого сотрудник ГИБДД прописывает в протоколе при бесконтактной аварии. Пункт правил определяет, что водитель ТС обязан управлять авто с учетом возможной опасности, груза, погоды, состояния дороги. При этом скорость машины должна быть такой, чтобы успеть затормозить и остановиться. Возражать подобному определению достаточно сложно, поэтому больше шансов на успех имеют иски от пострадавших водителей, если в протоколе ДТП этот пункт не упоминается.

Существует судебная практика, при которой внесение данного пункта в протокол признается незаконным. Это Постановление ВС России по делу Чеснокова С. А. № 81-АД11-2 (от 26.05.11). Несмотря на неудачи в районных и областных судах, пострадавший обратился в Верховный суд, где жалоба была удовлетворена частично — из материалов дела упоминание о пункте 10.1 исключено. Особенность указанного пункта в том, что административное наказание за него не предусмотрено, поэтому сотрудники автоинспекции отказывают в возбуждении дела об административном правонарушении. При этом вменяют в вину нарушение пункта 10.1 пострадавшему, что противоречит закону.

Заключение

За последние годы количество обратившихся в суды водителей, которым отказывают в выплатах и обвиняют в нарушении правил при бесконтактном ДТП, увеличилось. Как следствие — выносятся судебные постановления, благодаря которым некоторые особенности бесконтактной аварии удается прояснить и наказать настоящего виновника, спровоцировавшего ДТП.

Советуем почитать: Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и его участники

Рейтинг: 0/5 (0 голосов)

insur-portal.ru

Судебная практика по ДТП — как происходят суды и варианты развития событий

Содержание статьи

Приобретение автомобиля сегодня дело вполне обыденное. Однако своему обладателю машина не только приносит удовольствие, но и заставляет порой раскошелиться. Особенно обидно, когда это происходит из-за дорожной аварии. В России число происшествий на дороге достаточно велико. В 2018 году было зафиксировано около 168 тысяч таких инцидентов, в них погибло 18 тысяч человек, 215 тысяч получили травмы. Практика показывает, что часто участникам ДТП приходится обращаться за защитой своих прав в суд. Причины таких обращений разнообразны: от оспаривания вины в аварии до взыскания денег на возмещение вреда имуществу, здоровью и жизни. О самых распространенных причинах таких судебных споров и о том, как отстоять свои интересы, и пойдет речь в нашей статье.

Примеры из судебной практики

Попасть в дорожную аварию, нанести вред своему и чужому авто, а то и здоровью и жизни — это только начало. «Бывалые» водители знают, что далее могут последовать еще и судебные тяжбы. Конечно, происшествия бывают разнообразными, а фантазия юристов неистощима, но в целом суды по ДТП можно разделить на такие группы:

Для каждого из этих видов судебных разбирательств законом предусмотрен свой процессуальный порядок.

Большую практическую пользу попавшему в такую беду человеку принесут уже состоявшиеся судебные акты по схожим случаям. Рассмотрим наиболее интересные судебные дела по ДТП.

Бесконтактная авария

Они действительно встречаются. Рассмотрим пример: водитель Б., выезжая со второстепенной дороги, не предоставил преимущество водителю С., который ехал по дороге главной. Результат — автомобиль С. съехал в кювет и опрокинулся. Между тем прямого столкновения между ними не было. Тем не менее нарушитель Б. был признан виновником этой аварии. Последний решил оспорить решение суда и проиграл.

Вывод: бесконтактная авария не лишает пострадавшего права на компенсацию ущерба. Если же виновник ДТП вообще нигде не застрахован, требовать денег придется непосредственно с него.

ДТП по вине дорожных служб

Ежегодно регистрируются ДТП, виновником которых стала недобросовестность дорожных служб (например, на дороге образовалась глубокая яма, не укладывающаяся в нормативы). Как быть в таком случае?

В первую очередь следует задокументировать факт такой аварии. Для этой цели нужно вызвать инспектора ГИБДД, который составит акт о дефектах в состоянии дороги. Но сначала он проверит, не нарушил ли сам водитель правила движения. Если окажется именно так, то ремонт авто владельцу придется оплачивать самостоятельно.

Так, однажды Ш. обратилась в ООО «…» с денежным требованием за повреждение её авто на необработанной от гололеда дороге. Суд ей отказал с такой мотивировкой: Ш. выбрала неподходящую скорость для движения по заснеженной и скользкой дороге, в результате чего и случилась авария. Вот так дорожные службы избежали ответственности.

Обязательно нужно выяснить, кто несет ответственность за участок дороги, на котором возникло повреждение. Предъявление денежных требований не к той организации станет причиной отказа в иске (ненадлежащий ответчик).

ДТП со смертельным исходом

Смертельный исход — самое страшное последствие ДТП, виновника может ожидать уголовная ответственность после аварии. Но в каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств происшествия.

Так, водитель Ю. ночью насмерть сбил пешехода Б. Однако, уголовное дело не возбуждалось, поскольку пешеход был пьян, а дорогу решил перейти вне пешеходного перехода. Водитель просто не мог избежать наезда, но при этом двигался без нарушения правил. Гражданский суд впоследствии взыскал с Ю. денежные средства в качестве компенсации за моральные страдания, которые испытали родственники погибшего.

Обоюдная вина

Еще один интересный случай: оба участника ДТП оказались нарушителями и одновременно спровоцировали аварию.

Как правило, судебная практика по ДТП, в котором виноваты все его участники, складывается из требований определить степень вины каждого из виновников. От этого зависит напрямую размер денежного возмещения, которое каждый из водителей получит от страховых компаний.

К. подал исковое заявление к Г. и страховой компании «..», попросив суд установить вину свою и Г. и взыскать соответствующую сумму в качестве ущерба. Разобравшись в обстоятельствах, судья решил, что вина каждого составляет 50%, поэтому обязал страховую выплатить К. ровно половину от стоимости ремонта.

Возмещение вреда здоровью

Если в ДТП пострадали люди, которые были травмированы, они имеют право потребовать с виновника деньги, потраченные на лечение или восстановление, а также за причиненные страдания. Возмещение назначается по фактическим затратам, а моральную компенсацию сложно подсчитать, её размер определяется по усмотрению судьи.

Неумышленное ДТП

Под фразой «Неумышленное ДТП» скрывается неумышленное оставление места аварии автовладельцем, наказание за которое предусмотрено ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ либо, при наличии признаков уголовно наказуемого деяния — ст. 264 УК. 

Любому водителю полезно знать: даже если в ДТП нет других участников, это не повод отправиться домой, нужно обязательно вызвать инспектора ГИБДД для оформления аварии.

Иначе, как некому Е., который опрокинул на дороге автомобиль своей фирмы, придется лишиться прав на год. Суд подтвердил, что такое наказание вполне законно и отменять его не стал.

Авария на ЖД переезде

Как правило, последствия подобных ДТП весьма серьёзны, что показывает судебная практика по таким происшествиям. Ф. на переезде допустил столкновение с локомотивом, все участники остались живы. Мало того, Ф. еще и попытался потребовать с РЖД и машинистов деньги на ремонт своего разбитого автомобиля. Но в иске ему отказали, так как он сам был виновен, хотя и пытался переложить вину на машинистов.

Как проходят суды по ДТП

Любого человека интересует, как проходят судебные разбирательства по делам, связанным с ДТП. Выше уже отмечалось, что тут возможны три варианта развития событий.

  1. Если речь идет об оспаривании протокола о дорожном происшествии, тяжба относится к административному судопроизводству. Рассматривая такие дела, судья выясняет обстоятельства аварии: как все произошло, кто и где в этот момент находился и т. д. Именно на основе всех установленных в заседании фактов и принимается решение о том, прав был инспектор или нет, действительно ли виновен определённый виновным водитель. Шансы восстановить справедливость, если инспектор незаконно применил к невиновному водителю наказание, конечно, есть. Но не стоит забывать, что, например, в отношении пьяных водителей суды придерживаются очень жесткой позиции. Процент успешно оспоренных протоколов по такой статье КоАП РФ ничтожно мал.
  2. Все ходатайства о денежных возмещениях рассматривают гражданские суды. Их еще называют судами общей юрисдикции. Чаще всего это иски водителей к своим страховым компаниям, которые экономят и платят недостаточную для ремонта автомобиля сумму. Какие здесь есть особенности? Поскольку требования денежные, их размер придется обосновать, причем документально. Для получения страховой выплаты требуется заключение оценщика по затратам на ремонт или чек из автосервиса. Требуете с виновника деньги на лечение — предоставьте копии медицинских бумаг. Есть только одно исключение — моральный вред, в этом случае его оценивает суд.
  3. Рассмотрение уголовных дел существенно отличается, поскольку решается судьба человека, совершившего ДТП с тяжкими последствиями. Само уголовное разбирательство в силу закона длится дольше, суд скрупулезно выясняет все обстоятельства инцидента, допрашивает и участников, и свидетелей. Большую роль играют вопросы толкования закона применительно к конкретной ситуации. Поэтому основной совет на такие случаи — не стоит отказываться от профессиональной помощи адвоката.

Любой из этих судебных процессов по ДТП складывается из следующих этапов:

  • подача заявления (иска, жалобы), в уголовных делах — передача обвинительного заключения с делом в суд;
  • непосредственно судебное разбирательство: установление фактов, допросы, экспертизы;
  • судебный акт (постановление, решение или приговор).

Независимо от сути дела по ДТП судом всегда разбираются фактические обстоятельства аварии. Именно они определяют дальнейшую судьбу требований сторон.

Как доказать свою невиновность

Пожалуй, самый актуальный вопрос — как доказать свою невиновность. Чаще всего водителей интересует, что делать если не согласен с протоколом ГИБДД при ДТП. К примеру, несправедливо назначили виновником аварии. Порядок действий должен быть таким:

  1. Уже на этапе составления протокола нужно письменно сообщить о своем несогласии с выводами инспектора ГИБДД. Обычно возражения пишут на самом протоколе. Желательно свои доводы изложить четко, по существу, без «воды». Это поможет в дальнейшем.
  2. Придется отправиться в отдел ГИБДД на рассмотрение своего административного дела и там также заявить, с чем не согласны и по какой причине. Все эти объяснения обязательно фиксируются в материалах дела.
  3. Если все-таки постановление вынесено в соответствии с первоначальным решением инспектора ГИБДД, остается одно — оспаривание вины в ДТП в суде. Здесь нельзя пропустить срок на такое обжалование — 10 суток с того дня, когда сам текст судебного постановления был получен на руки. Отдать свою жалобу можно или инспектору, который принял оспариваемое решение, или (куда чаще) сразу в мировой суд. Госпошлину здесь платить не нужно. В тексте важно выделить все основные доводы в свою пользу, желательно со ссылками на законы.
  4. Если в суде тоже не получилось отменить постановление инспектора, есть еще апелляция в лице суда районного. Образец апелляционной жалобы по ДТП можно взять на сайте местного суда, также типовые документы обычно есть в самом помещении суда на информационном стенде. Наконец, можно просто обратиться к юристам.
  5. Закон предусматривает многоступенчатую систему проверки принятых судьями решений. Поэтому при отрицательном результате рассмотрения апелляции можно подать жалобу еще и в областной (краевой и т.п.) суд и как в последнюю инстанцию — в Верховный суд.

Конечно, в рамках одной статьи уместить всю полезную информацию по судебным делам об авариях на дороге невозможно. Каждый такой случай по-своему уникален и требует внимательного подхода и от инспекторов ГИБДД, и в особенности от суда. Главное — это не бояться защищать себя и сразу после происшествия, и впоследствии во всех судебных инстанциях.

avtopravil.net

Бесконтактное ДТП по ОСАГО

В наше время на дорогах становится все больше автомобилей. При этом количество ДТП возрастает с такой же скоростью. Случаются и ситуации, где ДТП считается бесконтактным. Что это такое рассмотрим ниже. А куда же обращаться в первую очередь? Сначала нужно позвонить сотрудникам ГИБДД, ни в коем случае не нужно пытаться догнать виновника аварии.

Сотрудники ГИБДД составят схему аварии и зафиксируют свидетельские показания. Нужно внимательно следить за тем, что они записывают, так как бывают случаи, что они выносят постановление о привлечении к административной ответственности даже если участник не виновен. Если так и случилось, то нужно указать в постановлении, что вы не согласны и в дальнейшем обратиться в суд.

Что такое бесконтактное ДТП

Таким образом, бесконтактное ДТП означает аварию, при которой виновник и пострадавший не контактируют друг с другом. Это случай, при котором один участник происшествия сознает препятствие, в результате которого происходит столкновение двух других участников. Давайте разберем на примере.

Представьте, что вы едете в автомобиле своей правой полосе. Вдруг вам навстречу выезжает другой автомобиль, в следствие чего вы вынуждены резко свернуть в сторону и сталкиваете с каким-нибудь объектом. Это может быть дерево, здание или другое транспортное средство. Контакта не было, но есть виновник и пострадавший. Итак, как же нужно поступить? Разберем поэтапно:

  • Нужно остановить транспортное средство и включить «аварийку»;
  • Пригласить сотрудников ГИБДД на место аварии, зафиксировать показания свидетелей;
  • Сфотографировать место аварии и убрать авто с проезжей части.

Бесконтактное ДТП оформляется так же, как и любое другое. Единственное отличие в том, что оно не может быть зафиксировано в европротокол, поскольку обязательным является составление схемы аварии сотрудником ГИБДД. Однако, оно отличается относительно выплат ОСАГО.

ОСАГО при бесконтактном ДТП

Возмещение убытков по ОСАГО в данном случае осуществляется не так, как при обычном ДТП. Страховая компания водителя-виновника и страховая компания врезавшегося водителя не обязаны возмещать ущерб по ОСАГО.
Вред был нанесен водителем, который врезался в объект. Несмотря на то, что его действия были правомерны, и он действовал в интересах устранения угрозы жизни и здоровью, все равно он является виновником нанесения вреда и убытков. Поэтому именно он должный произвести выплаты за нанесенный ущерб.

Единственным выходом не платить возмещение является обращение в суд с целью доказательства правомерности своих действий. Для этого нужны документальные доказательства или показания свидетелей. Только если доказать это в суде возникнет возможность переложить ответственность за выплату компенсации на виновника аварии.

В какую страховую компанию обращаться при бесконтактном ДТП

Итак, давайте выясним, бесконтактное ДТП ОСАГО покрывает или нет и в какую страховую компанию обращаться? Выше уже было сказано, что водитель, который врезался в объект, не может получить возмещение по страховке от ОСАГО. Но в каждом правиле бывают свои исключения.

Получить оплату убытков пострадавший сможет, если докажет с помощью экспертизы, что не имел возможности избежать аварии из-за действия другого водителя. То есть ему нужно доказать причинно-следственную связь между действиями виновника и причинением ущерба. Нужно получить в полиции протокол аварии и отправиться для предъявления документов к страховщику. Если же доказать причастность виновника аварии не удалось, то оплачивать компенсацию придется водителю, врезавшегося в объект.

Прямое возмещение убытков при бесконтактном ДТП

Прямое возмещение убытков появилось сравнительно недавно. Эта практика заключается в получении компенсации от своей страховой компании, которая в свою очередь получает выплаты со страховой компании виновника ДТП. Оно хорошо тем, что получение страховых выплат пострадавшим происходит намного быстрее, нежели если бы он обращался в страховую компанию виновника аварии.

Таким образом, страховщик получает прямое возмещение без какого-либо занижения сумм. Страховые компании при этом получают лояльность своих клиентов и одновременно новых клиентов за счет рекомендаций от уже существующих.
Порядок выплат ПВУ следующий:

  • оформление документации на месте ДТП;
  • подача документов в страховую компанию;
  • проведение экспертизы или осмотр автомобиля специалистами из страховой компании;
  • выплата компенсации.

К сожалению, прямое возмещение убытков может получить не каждый владелец полисов. Оно предоставляется только при аварии двух транспортных средств. При бесконтактном ДТП принимает участие также третий субъект, поэтому выплата ущерба здесь не предусмотрена.

Бесконтактное ДТП судебная практика 2018

Судебная практика показывает множество примеров урегулирования бесконтактного ДТП. Разберем первый. Грузовой автомобиль своим прицепом задел ветку на дереве, в результате чего, стоящая под деревом машина, получила повреждения. Страховая компания отказалась вы плачивать страховку мотивируя тем, что водитель сам мог избежать нанесению данного ущерба, если бы не поставил свое авто на это опасное место. Владельцу автомобиля пришлось обратиться в суд, чтобы получить свою законную компенсацию за ремонт.

Суд признал, что страховой случай имел место быть, так как это случай бесконтактной аварии, что не является поводом для отказа в выплате страховки.

В качестве еще одного примера можно привести случай, когда автомобиль въехал в дорожное ограждение из-за маневров другого транспортного средства. Опять таки страховая отказалась оплачивать сумму ущерба, так как водитель не учел погодные условия и не сбавил скорость вовремя. Владелец данного авто добился проведение экспертизы, которая доказала, что у него не было возможности поступить иначе в этой ситуации, что не было такой технической возможности. На этот раз суд присудил выплату не только за нанесенный ущерб, но и моральную компенсацию.

Но хочется отметить, что зачастую суд выносит решение об обоюдной вине, и тогда страховые выплаты намного меньше. Поэтому нужно внимательно следить за тем, какие факты фиксируются при оформлении аварии.

classomsk.com

Бесконтактное ДТП – что это такое, особенности дорожного происшествия, есть ли выплаты

Ежедневно на дороги выезжает огромный поток автомобилей. Согласно статистике, ежегодно происходит его увеличение на 1,5 млн машин.

С этим числом возрастает и количество автоаварий. ДТП – неприятное явление, связанное с порчей имущества, а иногда и здоровья участников дорожного движения.

Среди большого разнообразия видов аварий выделяют бесконтактные. В Российском законодательстве это понятие довольно размыто. Из-за этого автолюбители могут сталкиваться с некоторыми вопросами. Кто виноват? Как оформить? Положено ли возмещение ущерба?

Бесконтактным происшествием называют обстоятельства, когда один участник движения создает своими действиями помеху другому. Результат ситуации – нанесение вреда себе либо третьему лицу. Отличается от других видов аварий тем, что между машинами участников не происходит взаимодействие, но при этом второй участник получает материальный или физический ущерб либо наносит его кому-то еще.

Наиболее вероятные ситуации ДТП:

  • Автомобилист, пытаясь избежать от столкновения, врезается в другой автомобиль или сооружение;
  • Авария произошла из-за внезапного появления пешехода, помешавшего транспортному средству;
  • ДТП произошло из-за падения груза.

Сложность бесконтактных происшествий состоит в том, что:

  1. Зачастую виновник покидает место аварии;
  2. Неправильная трактовка пункта 10.1 ПДД;
  3. Перекладывание вины на потерпевшего;
  4. Проблемы при получении компенсации.

Следует отметить, дорожно-транспортное происшествие не признается при отсутствии вреда людям или имуществу.

Дорожная авария должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями ПДД. От этого зависит компенсация ущерба.

Прежде всего, автомобили участников аварии должны остановиться и оставаться, чтобы экипаж полиции смог воссоздать аварийную ситуацию. На дорогу выставляются аварийные знаки для предупреждения других участников движения. Ну, и чтобы не получить штраф от ГИБДД.

Оформить Европротокол при бесконтактном ДТП нельзя, если:

  1. В большинстве случаев участвует больше двух машин;
  2. Отсутствует прямой контакт между пострадавшим и виновным.

Именно поэтому вызываются сотрудники ГАИ. Если присутствуют пострадавшие, вызывается бригада скорой помощи и по возможности оказывается первая помощь.

До приезда правоохранительных органов следует заняться сбором доказательной базы:

  • Сделать фотографии, снять видео с места происшествия;
  • Опросить свидетелей, взять их контакты;
  • Попросить нескольких свидетелей остаться для дачи показаний полиции;
  • Можно проконсультироваться с автоюристом. Трудно переоценить важность этого шага, потому что без него доказать свою невиновность второму водителю практически нереально. Следов участия в ДТП первого водителя нет, и если он скрылся с места происшествия, а данные автомобиля не были зафиксированы, найти его будет невозможно.

Приехавший инспектор полиции воссоздает подробную схему происшествия. Подробно опишите сотрудникам действия первого водителя, повлекшие за собой дальнейшее столкновение. Следите, чтобы показания свидетелей и ваши соответствовали занесенным материалам в протокол.

Решение о категории аварии и виновном выносит ГИБДД. В случаях, когда это на месте определить не получается решение принимает суд.

При несогласии с вынесенным вердиктом, требуйте, чтобы это отметили в протоколе. Иначе страховые выплаты ОСАГО можно не получить.

Виновных в аварии устанавливает инспектор ДПС либо суд. Делается это путем определения нарушений ПДД, повлекших следующую аварию.

Нередки случаи признания вины пострадавшего водителя. Происходит это, если полицейский неправильно трактует 10.1 пункт Правил дорожного движения. В нем написано, что при возникновении аварийной ситуации водитель должен снизить скорость вплоть до полной остановки. Соответственно автомобилист нарушил его, совершив маневр.

Данную ситуацию можно оспорить, основываясь:

  1. На п. 1.5 – действия на дороге не должны причинять вред другим участникам движения. Оперируйте тем, что ваш маневр был основан на этом;
  2. На п. 1.2 – маневр был совершен с целью предотвращения аварии.

Чтобы вина не была на вас возложена, укажите в протоколе, что торможение привело бы к более тяжелым последствиям.

Ответственность за оставление места ДТП

В соответствии с действующим законодательством участники ДТП обязаны остановиться и дождаться ГИБДД. Наказанием за скрытие с места аварии является лишение прав на срок полтора года или 15 суток административного ареста.

Этот закон не исключают случаи отсутствие вреда и пострадавших. Если ваше транспортное средство не пострадало, но вы знаете, что могли стать виновником аварии – остановитесь! Улицы оснащены камерами, во многих машинах присутствуют видеорегистраторы. Уйти незамеченным не получится, зато можно остаться без прав даже за незначительный инцидент.

Как избежать ответственности

Избежать ответственности можно только доказав неумышленность своих действий и незнание факта ДТП. Помощь в этом может оказать грамотный адвокат. Но зачастую показания свидетелей, видео-, фотоматериалы противоречат доказательствам. И суд охотнее прислушивается к материалам дела, нежели к таким заявлениям.

Выплаты по ОСАГО и отказ страховой при бесконтактном ДТП

Бесконтактное ДТП считается страховым случаем. Но получить выплаты не так просто.

Для начала отправьте документы в страховую. Согласно порядку установленным Верховным Судом и Российским Союзом Автостраховщиков обращаться следует в фирму, обслуживающего виновного. Предоставьте им материалы с места аварии.

В страховке часто отказывают второму автомобилю врезавшемся в третьего участника ДТП или какое-либо сооружение. Аргументируют это тем, что их клиент не оказывал непосредственное воздействие, а пострадавший сам произвел неправильный маневр.

Проведение независимой экспертизы и обращение в суд с доказательствами поможет решить этот вопрос в вашу пользу.

А также страховщики аргументируют свой отказ тем, что следовало принять схему прямого возмещения убытков. Помните, ПВУ осуществляется только при прямом контакте двух автомобилей. В этом ситуации, направьте в компанию досудебную претензию. Ситуация разрешится.

Судебная практика

Судебные споры часто происходят из-за отказа страховых компаний в возмещении ущерба при бесконтактной аварии.

Практика показывает, что это длительные сложные разбирательства. Итог которых совершенно разный.

На положительный результат процесса и компенсацию ущерба влияет наличие нескольких факторов: отсутствие нарушений при оформлении инцидента, показания свидетелей, фотографии, наличие записи с видеорегистратора. Также помощь профессионального юриста повышает шансы на желаемый исход. Самостоятельно сложно представить доказательства под правильным ракурсом.

Наличие судебных прецедентов сформировало условия для возникновения ответственности:

  1. Факт причинение вреда;
  2. Противоправное действие человека, причинившего этот вред;
  3. Установленная взаимосвязь между первыми пунктами;
  4. Вина, причинившего вред. Кроме случаев, когда принесен физический вред человеку.

Эти пункты относятся и к пешеходам. Исключением является: ущерб его здоровью возмещает водитель.

Несоблюдение какого-либо условия ведет к признанию невиновности. Например, если человек, обвиняемый в аварии, не нарушил ПДД, с него снимается ответственность.

Особенности бесконтактного дорожно-транспортного происшествия

Выделим характерные особенности бесконтактных дорожно-транспортных инцидентов:

  • Существует сторона, причинившая вред, но не получившая никакого вреда;
  • Часто виновник покидает место происшествия;
  • Рекомендуется сразу собрать доказательства своей невиновности: показания свидетелей, видео с регистратора;
  • В российском законодательстве бесконтактное ДТП ничем не отличается от других видов аварий;
  • Несмотря на трудности в получении выплат, является страховым случаем;
  • При составлении протокола следует быть внимательными. Инспекторы Госавтоинспекции по-разному интерпретируют 10.1 пункт ПДД;
  • Отсутствует возможность составить европротокол или следовать схеме прямого возмещения убытков из-за отсутствия непосредственного контакта между автомобилями виновного и пострадавшего.

Поэтому, при таком виде дорожно-транспортного происшествия нужно действовать только в рамках закона и обязательно обращаться к юристу за правовой помощью.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

autolegal.ru


Смотрите также