| ||||
|
Что происходит на рынке осаго сегодняАвтострахование — За рулем www.zr.ru — читайте новости автострахования, каско и осагоПройти техосмотр легально, находясь в режиме самоизоляции, гражданам практически невозможно, полагают в Банке России. 6090 просмотров 1 апреля 2020 года произойдет автоматический перерасчет коэффициента бонус-малус (КБМ) для всех водителей, что повлияет на стоимость полисов ОСАГО. 11163 просмотра РСА обратился к Банку России и предложил расширить тарифный коридор в ОСАГО хотя бы на 10% вверх и вниз, чтобы компенсировать рост цен на восстановительный ремонт автомобилей на фоне роста курса валют. 5602 просмотра Госдума приняла в первом чтении законопроект о реформе в автогражданке, в основе которого лежит принцип конкурентности. С помощью нововведений депутаты собираются прекратить практику, когда добросовестные водители оплачивают прегрешения недобросовестных. 8470 просмотров Новый формат полиса ОСАГО предусматривает внесение информации по каско на обратную сторону документа. 7645 просмотров Документ вступает в силу с этого числа, сообщает пресс-служба Банка России. 10067 просмотров МВД выступило с инициативой привлекать к расследованию мошеннических ДТП детективов. РСА и ЦБ идею поддержали. 10910 просмотров Банк России составил рейтинг регионов, где чаще всего наблюдаются случаи страхового мошенничества в области ОСАГО. 11391 просмотр Оказалось, от финансового омбудсмена может быть польза. 12884 просмотра Продолжается рост убыточности страховщиков, говорится в обзоре Национального рейтингового агентства (НРА). Если так пойдет и дальше, это неизбежно приведет к росту тарифов. 13857 просмотров Кризис ОСАГО. Страховщики бегут с рынка "Автогражданки"!
Накануне, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев в эфире НСН, отметил следующее:
Ситуация осложняется еще и тем, что альтернативы обязательному страхованию автогражданской ответственности нет, подобные системы работают во всем мире, а посему выходит, что система ОСАГО это нужный и важный инструмент. Эксперт подчеркнул:
Выход из сложившейся ситуации лишь один, это понимают и в РСА и в ЦБ, тарифы ОСАГО нужно освобождать от госрегулирования. Резюмируя, собеседник НСН добавил:
5 главных проблем страхования в России — Рамблер/финансыСовременная российская система страхования молода: она начала формироваться только в 1990-е годы, после отмены государственной монополии. Это одна из причин, по которым у отрасли страхования в нашей стране есть серьёзные проблемы. Сергей Катаргин считает, что любую проблему можно решить, и делится своими идеями. Сергей Катаргин — генеральный директор компании «Независимые Страховые Консультанты» и основатель проекта «Онкострахование.рф» У страховой отрасли в России много проблем, среди них выделим 5 основных: низкий уровень спроса на услуги, ограничение конкуренции, непрозрачность рынка, низкие стандарты деятельности и мошенничество. Расскажем подробнее о каждой проблеме и пути её решения. 1. Низкий уровень спроса на страховые услуги В России нет культуры страхования, чаще всего жители обращаются к страховщикам только потому, что обязаны делать это. Без страхования жизни нельзя получить кредит в банке, за отсутствие полиса ОСАГО нарушители должны выплатить штраф, без страхования путешественника невозможно получить визу. Люди привыкли, что им навязывают страховку, и не воспринимают её как финансовую защиту. К тому же русские люди привыкли полагаться на «авось». Вместо того чтобы застраховать квартиру в новостройке от риска затопления, мы надеемся, что всё обойдётся. Но ведь всегда найдётся сосед, который решит сэкономить и самостоятельно поменять трубы в квартире. Думаю, низкий уровень спроса на страхование вызван недоверием людей и низкой финансовой грамотностью населения. Если объяснять людям в статьях, рекламе, теле— и радиопередачах, как страхование защищает от возможных финансовых потерь, можно изменить ситуацию. Это долгий процесс, но я уверен: постепенно, год за годом, отношение россиян к страхованию поменяется в лучшую сторону. 2. Ограничение конкуренции Конкуренция — это хорошо. Она подстёгивает бизнес, заставляет искать новые пути развития, ценить клиентов и сохранять высокий уровень качества товаров и услуг. К сожалению, на рынке страхования иногда конкуренция искусственно ограничивается. Например, если клиент взял ипотеку в банке, он может получить страховку только у компаний-партнёров. Аналогичная ситуация с медицинским страхованием: если пациент хочет наблюдаться в конкретной клинике, ему придётся выбирать полис всего у одной или нескольких страховых компаний, с которыми сотрудничает медучреждение. В маленьких населённых пунктах ситуация ещё сложнее, там выбор совсем небольшой. Ограничение конкуренции может снять только государство или регулирующий орган. Если внести изменения в законодательство и более чётко регулировать конкуренцию на рынке, у страховых компаний будет больше возможностей для развития услуг. 3. Непрозрачность рынка Пожалуй, только страховщики понимают, как устроен страховой рынок. Такая непрозрачность работы тоже вызывает недоверие потенциальных клиентов. Зачем обращаться за услугами, в которых ничего не понятно? Как можно доверять компании, которая засекречивает документы и важную информацию? Невозможно повысить спрос на страховые услуги, если у населения не будет доверия к отрасли в целом. Нужно повысить её прозрачность, расширить список документов и данных, обязательных к раскрытию. Если информация станет общедоступной, люди поймут, что страховщикам нечего скрывать — ведь это действительно так. 4. Низкие стандарты деятельности Проблема касается не только страховой отрасли, но и всей сферы услуг в нашей стране. Вспомните, когда последний раз вы с удовольствием общались с менеджером в банке? В интернет-магазине? Наверняка вы скорее вспомните какую-нибудь неприятную историю. Но клиентский сервис — это отдельная беда. Низкие стандарты деятельности приводят к тому, что многие страховые компании не несут ответственности перед клиентами. После того как Центробанк стал регулятором страховой отрасли в 2013 году, ситуация начала улучшаться. За 2015 и 2016 годы с рынка ушло около 150 страховщиков, остались сильнейшие. Главные проблемы тех, у кого отозвали лицензии, — недостаточная финансовая устойчивость. То есть компании изначально понимали, что не смогут покрыть риски, но всё равно продавали полисы клиентам.Высокие стандарты — вот что нужно рынку. Требования регулятора должны распространяться не только на финансовую стабильность компаний, но и на уровень услуг, размер выплат. Почему после автомобильной аварии одни водители получают круглую сумму, а другие копейки? Порой это зависит исключительно от страховой компании, но так быть не должно. 5. Мошенничество В 90-е годы, которые не зря называют «лихими», было распространено мошенничество. Эта проблема не обошла стороной и рынок страхования. Девяностые остались позади, а вот мошенничество со страховками, к сожалению, нет. В 2015 и 2016 годах многие компании ушли с рынка, потому что взяли на себя обязательства, которые не могли выполнить. И что делали руководители этих организаций после отзыва лицензий? Открывали новые компании, получали от клиентов деньги за полисы и снова уходили с рынка. Давайте посмотрим, что происходит в сфере страхования ответственности застройщиков. До 2017 года этот вид страхования был формальным. Компании получали деньги от клиентов, но даже не собирались делать выплаты по рискам. Не более 1% дольщиков обращались за выплатами, потому что иначе они теряли права на квартиру. Среди страховщиков очень много честных компаний. Жёсткое регулирование рынка и пропаганда нужного имиджа организаций помогут справиться с недоверием и страхом потребителей. У страхового рынка большое будущее. Если постепенно повысить финансовую грамотность населения, показать преимущества страхования и повысить требования к организациям, отрасль будет расти ещё более быстрыми темпами вместе с доверием потребителей. Записал Дмитрий Морисон «Сегодня рынок ОСАГО фактически стоит на месте» – Коммерсантъ FM – КоммерсантъАлексей Киселев побеседовал с руководителем дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталием Княгиничевым в рамках программы «Слушание по делу». — Добрый день. Меня зовут Алексей Киселев. В эфире программа «Слушание по делу», и сегодня у нас в гостях руководитель дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. Виталий, здравствуйте. — Добрый день. — Сегодня мы будем много говорить про ОСАГО, про сам полис, про то, какие изменения в страховании ждут автовладельцев в этом году. Давайте, собственно, с нововведений и начнем. С начала года у нас все страховые компании обязаны продавать полисы ОСАГО в электронном виде. Расскажите, пожалуйста, эта система уже заработала? Каков механизм выдачи этих электронных полисов, и вообще — главное — а зачем он в принципе нужен? — В принципе, система заработала в июне прошлого года, но с июня прошлого года страховые компании добровольно присоединялись к ней, то есть кто-то страховал в электронном виде ОСАГО, кто-то — нет. Вот мы в частности — нет. Мы сознательно до последнего момента ждали. Тем не менее, с прошлого года электронные полисы ОСАГО уже можно было купить. С 1 января для страховых компаний это стало обязательным, Мы, например, в декабре запустили такой сервис, чтобы подготовиться заранее… — Ну да, тестовый период. — Да, совершенно верно. — Так для чего он все-таки нужен? Для чего нужна электронная версия полиса? — Инициатором этого процесса был регулятор, то есть Центральный банк, с точки зрения Центрального банка, это повышает доступность полисов ОСАГО для населения — вам не нужно где-то стоять в очереди в офисе, вы у себя дома на компьютере заводите все данные, оплачиваете и получаете на принтере полис. — То есть это, я так понимаю, еще и в пользу тех регионов, где страховщики работали неохотно, скажем так, с полисами ОСАГО, правильно, физическими? — По факту, получается, что самый большой спрос, он сосредоточен именно в этих регионах. — Хорошо. А пользуется ли новая система спросом со стороны, собственно, потребителя, да, Центробанк придумал, а потребитель, ему это интересно? — По сравнению с прошлым годом, конечно, продажи увеличились кратно,просто даже на примере нашей компании: вот мы начали продажи е-полисов в декабре, в декабре мы продали 3,7 тыс. полисов. — Достаточно мало, мне кажется, да? — Тем не менее, на тот момент нам казалось это нормальным. А по данным на середину февраля у нас уже продано порядка 30 тыс. полисов. — Это с начала года только, да? — Это с 1 января, да. — А можно ли уже сделать какие-то выводы, собственно, да, как работает эта система, то есть вы довольны ее функционированием? — К сожалению, есть, над чем работать. Конечно, основная сложность связана с тем, что требуется интеграция нескольких баз данных: так называемый коэффициент Bonus-Malus проверяется через базу данных РСА, но также нужно еще и проверить наличие техосмотра. Соответственно, иногда бывают сложности именно с тем, что зависают некоторые службы, и достаточно сложно клиенту бывает проверить свои данные. — А это все делается в момент покупки полиса через интернет, я правильно понимаю? — Совершенно верно, то есть пользователь заводит свои данные, на основании его данных происходит проверка. — Хорошо. Ну очень логичный вопрос, на мой взгляд, да, а не возникает ли сложностей при проверке таких полисов сотрудниками Госавтоинспекции? Потому что с бумажкой, да, распечатать любую бумажку можно всегда, да, а не возникает ли у сотрудников ГИБДД вопросов? — Насколько я знаю, по тем разъяснениям, которые руководство ГИБДД давало своим подразделениям, у них есть несколько способов проверки.В тех регионах, где действует интернет, они совершенно спокойно могут зайти на ресурс РСА и по номеру полиса проверить, действителен он или нет, и кому принадлежит. И опять же всегда остается еще резервный вариант, то есть инспектор на месте может по рации связаться с дежурной частью, и там уже люди могут проверить эти данные. То есть немного дольше получится, но, тем не менее, существует вот основной и резервный способы. — Хорошо. А какое будущее вы видите у электронных полисов ОСАГО? Мы все привыкли покупать уже в последнее время, да, какие-то товары через интернет, товары, услуги, все что угодно, да, будет ли та же самая история с электронными полисами ОСАГО? --Я знаю пример, по крайней мере европейских страховых компаний — вот в Европе, в континентальной Европе, доля электронных полисов составляет около 10% Эксперты оценивают изменившуюся ситуацию на рынке автострахованияВ связи с отсутствием единой базы перебежчики как были, так и остались. Эти люди, которые являются виновниками аварии и на которых приходится серьезная сумма выплат, на следующий год переходят в другую компанию и страхуются с понижающим коэффициентом, не сообщая информацию о ДТП. На момент заключения договора уточнить сведения о страхователе и страховых случаях нет возможности. Опять же по этой причине пролонгация договоров осуществляется не в полном объеме. С этой проблемой сталкивается каждая компания. — Кто должен стать инициатором создания единой базы? Сами страховщики или контролирующие органы? — Думаю, это должно происходить на базе РСА. Между конкурентами никто такой информацией обмениваться, возможно, не будет. — Что это изменит? — Будет корректное заключение договора, значит, более справедливый расчет премии. Соответственно те деньги, которые могли быть получены от повышающих коэффициентов, должны доходить до страховых компаний. А убытки никак не восполняются. Когда это будет создано, может, ничего и не придется менять в законе, потому что ситуация по страховым случаям станет открытой и прозрачной. — Как на прибыльности страховщиков отразилось изменение коэффициентов по ОСАГО в начале года? — В одних случаях это привело к увеличению средней премии, в других они, наоборот, снизились. Глобально это не повлияло на увеличение сборов страховых премий. Ощутимый прирост только по корпоративному сектору. Коэффициент для юрлиц вырос с 1,5 до 1,7. Это привело к увеличению средней премии. Убыточность по корпоративному сектору и раньше была ниже, чем по физлицам. Сейчас страхование организаций для компаний становится еще более приоритетным. — Эксперты говорят, что в отличие от соседних регионов автострахование на территории Алтайского края не является убыточным направлением. — Все зависит от сегмента рынка. Если брать автоперевозчиков, то они убыточны во всех регионах. Но есть исключения: там, где больше порядка на дорогах, ниже аварийность, поэтому это направление может приносить прибыль. Соотношение суммы премий и лимита ответственности здесь несправедливо. — Насколько необходимо повышение тарифов по ОСАГО? — Вопрос назрел: нынешняя ставка приводит к убыткам. Должна измениться либо базовая ставка, либо коэффициенты. С другой стороны, если сделать единую базу данных, то необязательно серьезно повышать тарифы. Если не будет перебежчиков и страхователи будут подходить к данному виду страхования более серьезно и с ответственностью, доходность страхования повысится автоматически. — В течение года случился серьезный исход ряда игроков со страхового рынка. Как это повлияло на деятельность оставшихся компаний? — Действительно, из края ушло несколько филиалов. На самом деле, проблем от этого больше для клиентов. Если человек застрахован в компании, потерявшей лицензию, то он не может внести изменения в действующий договор: ни продлить период использования, ни вписать в него дополнительных пользователей, ни расторгнуть его. Полис повис на них мертвым грузом. — Компенсации таким страхователям возмещает РСА? — Да, но есть нюансы. Например, если человек обратился по механизму прямого урегулирования за компенсацией в свою страховую компанию, а фирма виновника не работает, то непонятно, с кого спрашивать. В таких случаях страхователю приходится разбираться самостоятельно. Даже если делать через РСА, то надо выходить на Москву — это очень долго. Крайним останется потребитель. Может быть, если бы представительства РСА как филиалы страховщиков были в каждом регионе, было бы проще в данной ситуации. На рынке гражданского автострахования разгорается кризис — Российская газетаГлава компании "Ингосстрах" Александр Григорьев оценивает ситуацию на рынке ОСАГО как кризисную. По его словам, в ситуации, которая сейчас сложилась на рынке, никакого другого варианта для ответственных компаний, кроме как сокращать сборы, нет, чтобы не иметь к моменту пика кризиса большого плохого портфеля по ОСАГО. Рынок ОСАГО сместился от тех, кто платит, в сторону тех, кто не платит или платит плохо. Пропал эффект концентрации, рынок перемещается в компании, занимающие 10-30-е места, они наращивают продажи. Они работают "с колес", без резервов, ситуация достаточно тяжелая. ОСАГО натолкнулось на абсолютно неправовую, осознанно созданную систему работы судов и "автоюристов". Это привело к тому, что нормальные ответственные страховщики резко сокращают свою долю ОСАГО. И все меры, которые обязывают их продавать полисы "автогражданки", не способствуют выходу из ситуации. Бизнес уходит оттуда, где вести его невыгодно. "Если не вывести тарифы по "автогражданке" на нормальный уровень в течение этого года, мы получим глубочайший кризис всего страхового рынка. Причем это будет кризис взрывного характера. Страховщикам массово будут противостоять и регулирующие органы, и общества по защите потребителей, и ЦБ, но они не смогут заставить страховые компании вести убыточный бизнес. Для них все будет заканчиваться либо банкротством (как это случилось с "Россией", доля ОСАГО в портфеле которой была слишком велика), либо реальной сдачей лицензий, когда страховщики окончательно поймут, что бизнеса здесь нет, а есть только убытки, считает Александр Григорьев. Примеры таких решений уже имеются: недавно о планах ухода из российской розницы заявил Zurich, стало также известно о прекращении продаж компанией "Гута-Страхование". Эти случаи похожи: у обеих компаний доля автострахования в портфелях составляла около 70% и причина ухода - слишком большие убытки. "Показатели прибыльности сектора остаются под давлением", - отмечает аналитик Standard & Poor s (S&P) Виктор Никольский. Коэффициент убыточности (отражает эффективность собственно страховых операций - отношение выплат и всех расходов, связанных с ведением бизнеса, к собранным премиям) 20 крупнейших компаний составляет почти 100%. По итогам 2013 года у 60% из топ-компаний, которые работают на рынке ОСАГО, коэффициент убыточности превысил 100%, то есть они не получили прибыли от ОСАГО. "Сама по себе 100-процентная убыточность - нормальное явление: компании тратят столько, сколько собирают, а прибыль получают от инвестирования резервов. На растущем рынке это лишь полбеды, ведь компании могут замещать выпадающие доходы и рост расходов новым бизнесом", - говорит заместитель гендиректора "Эксперт РА" Павел Самиев. Проблема, по его словам, проявляется, когда рост сборов начинает замедляться: это чревато кризисом ликвидности. Именно это сейчас и происходит. Кризис в секторе ОСАГО сопровождается ростом демпинга со стороны компаний, которые не собираются платить, мошенничеством клиентов. В автостраховании на долю недобросовестных клиентов, по оценке экспертов, может приходиться до 30% первично заявленных убытков. Мошенниками иногда становятся не только злоумышленники, но и люди, которые не прочь взять все, что плохо лежит. Люди сами затягивают время рассмотрения заявлений, назначают независимые экспертизы, а потом подают на компанию в суд за то, что она не смогла рассмотреть заявление в положенный срок. Многие вообще предпочитают получать возмещение исключительно через суд по максимуму. ЦБ направил на независимую оценку предложение, выдвинутое Российским союзом автостраховщиков. Организация предложила повысить тарифы на 40%. Предполагается, что повышение цен на ОСАГО будет производиться поэтапно. При этом должны принять в учет новые нормы закона об ОСАГО, а также правила обращения за выплатами. Александр Григорьев считает, что времени для поэтапного повышения тарифов нет, нужно принять профессиональное объективное решение о повышении тарифов не позднее II-III квартала 2014 г., чтобы нормальные тарифы заработали уже в этом году. Между тем ЦБ предлагает повысить региональные коэффициенты для расчета стоимости полиса ОСАГО в 31 субъекте РФ. В число городов с самым существенным повышением территориального коэффициента вошли Казань, где предлагается увеличение с 2 до 2,3; Челябинск - с 2 до 2,4; Иваново - с 1,8 до 2,4; Благовещенск - с 1,4 до 2,1; Ульяновск - с 1,4 до 2,1; Мурманск - с 1,7 до 2,5. |