Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Что происходит с рынком осаго


«Многие уже отказались от машины». Что происходит с ОСАГО :: Autonews

Режим самоизоляции внес коррективы во все сферы жизни автомобилистов. Рынок ОСАГО не стал исключением — владельцы автомобилей перешли на дистанционное оформление полисов, а кто-то и вовсе отказался от использования личного транспорта. Мы пообщались с экспертами рынка обязательного автомобильного страхования и узнали, как на них отразилась самоизоляция и к чему привело значительное снижение трафика на городских улицах.

Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что ситуация с мерами, принимаемыми в России для недопущения распространения коронавирусной инфекции, накладывает отпечаток на отрасль.

«В условиях самоизоляции граждане и юридические лица меньше эксплуатируют автомобили, автовладельцы меньше выходят из дома и предпринимают какие-либо поездки, поэтому можно спрогнозировать падение количества заключенных договоров на фоне аналогичного периода прошлого года», — объяснил эксперт в беседе с корреспондентом Autonews.ru.

Машин стало меньше

Ситуация с карантинными мерами привела к снижению автомобильного трафика, а это, в свою очередь, спровоцировало рост скорости при столкновениях и более тяжелые последствия от аварий.

«По количеству договоров рынок ОСАГО вырос по итогам первого квартала 2020 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 3,5%. А в апреле 2020 года рухнул на 32%. Часть автовладельцев отказалась от заключения договоров совсем ввиду отсутствия средств и необходимости в автомобиле, а часть автовладельцев ждет окончания карантинных мероприятий. Можно также отметить, что на период карантина снизился автомобильный трафик, но увеличилась тяжесть ДТП. Скорость столкновения при отсутствии пробок выросла», — уточнил в беседе Autonews.ru директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

Фото: Олег Лозовой / РБК

Впрочем, судить о ситуации на всем рынке можно будет после подведения итогов второго квартала, объяснил директор по анализу и моделированию компании «Росгосстрах» Алексей Володяев.

«Наш портфель довольно стабилен, существенное снижение было только в первую неделю самоизоляции. В остальные же дни среднее количество заключаемых договоров почти не отличается от среднего значения по доизоляционной эпохе. Заметно смещение в сторону приобретения полисов онлайн, что логично», — объяснил Володяев.

Эксперт уверен, что поддержку ОСАГО оказывает его обязательный характер, в силу которого так или иначе клиенты продолжают приобретать страховую защиту. Но вот с добровольными видами страхования, по его словам, ситуация менее радужная.

Клиенты фиксируют вмятины сами

По итогам последних недель выросла доля электронных договоров ОСАГО. Сложившаяся ситуация повлияла и на режим работы страховщиков. Банк России рекомендовал страховщикам, которые занимаются ОСАГО, продолжать свою деятельность, но с соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических мер. Сейчас страховщики вынуждены балансировать между исполнением своих обязательств и недопущением снижения доступности ОСАГО с одной стороны и заботой о здоровье сотрудников и посетителей с другой.

«Часть процессов, которые мы привыкли осуществлять в офисе, теперь переместились в сторону удаленного взаимодействия. В офисах же принимаются все возможные меры для недопущения распространения инфекции. Сейчас все услуги в этой сфере оказываются исходя из особенностей режима в каждом регионе. Единых принципов и мер в этой сфере не вырабатывалось, каждый страховщик самостоятельно определяет и настраивает бизнес-процессы и процедуры принятия решений по убыткам ОСАГО», — пояснил президент РСА Игорь Юргенс.

В компании «Росгосстрах» рассказали, что организовали для клиентов прием заявлений удаленно. Это предусматривает возможность проведения самостоятельного осмотра повреждений, их фиксации и прикрепления документов в электронном виде. «При этом застрахованному будет либо выдано направление на ремонт, который можно будет сделать после снятия карантинных ограничений, либо проведена выплата страхового возмещения в денежной форме. Выплатная политика компании в связи с карантином не менялась. Сроки принятия и оформления решений даже сократились за счет падения объемов заявленных убытков», — объяснил директор департамента урегулирования убытков СК «Росгосстрах» Илья Крайнов.

Диагностическая карта не нужна. Пока

Банк России на период карантина рекомендовал страховым компаниям выдавать и продлевать полиса ОСАГО без предъявления диагностической карты, и страховщики по всей стране эти рекомендации выполняют. Однако после снятия режима самоизоляции сделать техосмотр все-таки будет необходимо.

По закону документ об успешном прохождении технического осмотра должен быть предъявлен страховщику при заключении договора ОСАГО. В ситуации ограничительных мер доступность услуги по проведению техосмотра ухудшилась, часть пунктов временно закрылась.

«Если проведение техосмотра невозможно, то можно заключать договоры ОСАГО с последующим представлением страховщику диагностической карты в течение одного месяца с даты окончания мероприятий по противодействию распространению коронавирусной инфекции. Поэтому, как мы видим, у страхователей будет месяц после отмены ограничительных мер для прохождения ТО и представления соответствующего документа страховщику», — пояснили в РСА.

Представители страховых компаний, с которыми мы беседовали, подтвердили срок в один месяц для представления диагностической карты в страховую после окончания режима самоизоляции.

Рынок ОСАГО не будет прежним

Рынок обязательного автомобильного страхования вряд ли сможет быстро вернуться на докарантинный уровень после отмены режима самоизоляции. Вероятнее всего, на это уйдет не один месяц, а то и год. В компании «Росгосстрах» считают, что сейчас не лучшее время для прогнозов, потому что в такой ситуации ни рынок страхования, ни экономика в целом еще не оказывались.

«Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от «карантинно-выходного» режима, в котором живет наша страна. Если к началу лета страна вернется в обычный рабочий ритм, то рынок страхования отделается легким испугом — падение объемов по итогам года составит порядка 5–10%», — считают в компании.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Страховые эксперты уверены, что каждый дополнительный месяц карантина будет съедать от годовой динамики рынка по несколько процентов. «Вариант, когда кризис затянется до конца года, даже не хочется изучать. Рынок приспособится к работе в новой реальности, и даже в самом негативном сценарии мы не видим падения более чем на 15–20%. Но после любого кризиса следует ожидать восстановительного роста — вопрос лишь в том, когда он настанет», — резюмировал специалист из «Росгосстраха».

Прогноз по рынку от компании «АльфаСтрахование» примерно такой же. По мнению сотрудника компании Дениса Макарова, из-за текущей экономической ситуации рынок может снизиться по сравнению с прошлым годом по количеству договоров на 5–7%. «Объем ОСАГО не выйдет на докарантинный уровень, так как часть автовладельцев перестала эксплуатировать автомобиль по разным причинам», — объяснил Макаров.

По мнению же президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, на данном этапе рано говорить об убытках, поскольку их нужно будет оценивать в совокупности после завершения тех ограничительных мер, которые сейчас принимаются.

.

Страховщики смыкают ряды :: Финансы :: Газета РБК

Эксперты КПМГ ожидают ухода почти 50 компаний с российского страхового рынка

Страховой рынок в 2018 году покинут 20% действующих компаний, предсказывают страховщики, опрошенные экспертами КПМГ. Среди других их прогнозов — рост рынка на 7%, увеличение сделок M&A и новый рекорд убыточности в сегменте ОСАГО

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

​Страховой рынок в течение 2018 года могут покинуть почти 50 страховых компаний — к концу года их останется 168 против 217 в феврале, следует из результатов июньского опроса топ-20 крупнейших страховщиков. Итоги опроса представлены в исследовании аудиторско-консалтинговой компании КПМГ «Обзор рынка страхования в России. 2018 год» (есть у РБК).

К концу первого квартала, по данным ЦБ, в стране действовали 204 страховые компании. По итогам 2017 года рынок покинули 30 страховых компаний (на конец года их было 226). Основная причина ​— добровольный отказ от лицензий (16 страховщиков), еще пять — в связи с реорганизацией, а у девяти лицензия была отозвана из-за нарушения законодательства.

При этом, по оценкам крупнейших компаний — респондентов КПМГ, в 2018 году страховые сборы вырастут на 7%, в основном за счет деятельности топ-20 страховщиков (по итогам 2017 года был рост 8%). Основным драйвером рынка останется страхование жизни, которое в течение ближайших двух лет будет показывать ежегодный прирост на уровне 30% и выше. А вот рынку ОСАГО участники рынка предрекли рекордную убыточность в текущем году, несмотря на принимаемые ЦБ меры по либерализации тарифов, которые, как ожидается, осенью вырастут на 20%.

Естественный отбор

Среди основных причин ухода страховых компаний с рынка в КПМГ указывают усиление контроля ЦБ за соблюдением страховщиками регуляторных требований. Уже сейчас они должны соблюдать новые требования по открытому стандарту представления отчетности (формат XBRL), единому плану счетов, а впереди внедрение новых стандартов международной финансовой отчетности (МСФО 17) и директива Solvency II (аналог банковского «Базель II» для страхового рынка), говорит партнер, руководитель практики по работе со страховыми компаниями КПМГ в России и СНГ Юлия Темкина. Для реализации всех этих требований нужны инвестиции — как в технологии, так и в профессиональные кадры. Для небольших компаний это зачастую неподъемно, и их бизнес в результате просто перестает быть прибыльным, отмечает эксперт. «Им сложно еще и потому, что, как правило, это нишевые или кэптивные игроки, не имеющие диверсифицированных портфелей в отличие от крупных компаний», — указывает Темкина.

Одновременно ЦБ, как и в банковском секторе, ради повышения дове

Новости: «Все, что выгодно только страховщику, будет с рынка уходить» - Эксперт

С лета этого года в стране появится система страхования жилья от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Пилотный проект будет запущен в четырех регионах. Граждане смогут заключить договор со страховщиком — так же, как сегодня это делается в Москве. Одновременно продолжается реформа тарифов ОСАГО: компании все больше стремятся сделать их индивидуальными, чтобы добросовестные клиенты платили меньше. «Эксперт» побеседовал с президентом Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорем Юргенсом, чтобы узнать, что происходит с тарифами ОСАГО на самом деле, почему целые виды обязательного страхования вроде страхования дольщиков так и не заработали и как страховщики собираются строить свои взаимоотношения с обществом и гражданами.

— Недавно ВСС принял новую стратегию развития страхового рынка. Какие цели она ставит перед страховыми компаниями?

— Мы разработали стратегический план развития по принципу «снизу вверх» и передали его на рассмотрение в Минфин и Центральный банк. Оттуда мы получили замечания и предложения, учли подавляющее большинство из них (правда, с некоторыми не совсем согласились) и вынесли план на утверждение руководящим органам нашего союза. Наш документ также учел те пожелания, которые содержатся в «Основных направлениях развития финансовых рынков» Центрального банка. Произошло своего рода «перекрестное опыление»: в Банке России смотрели нашу стратегию и учли ее в своих «Основных направлениях…», и встречно мы сделали то же самое. Таким образом, наш план принял форму обязательного стратегического документа на 2019–2021 годы.

— И как, согласно этому плану, будет развиваться страховой рынок?

— Страхование, конечно, будет развиваться вместе с финансовыми рынками при понятных ограничениях. Реальные доходы населения не растут, корпорации большими инвестициями похвастаться не могут, западные рынки, откуда в основном поступал дополнительный капитал, закрыты под санкциями. Поэтому мы ставим только реализуемые задачи. Это завершение реформирования ОСАГО; начало масштабного страхования жилья от чрезвычайных ситуаций; серьезное продвижение в страховании жизни, как инвестиционном, так и классическом; начало серьезной реформы в здравоохранении, без которой вряд ли государство обойдется, потому что источники финансирования, то есть бюджет, имеют свои ограничения. Плюс возможные подвижки в экологическом страховании, страховании ответственности, развитие агрострахования с государственной поддержкой — вот основные направления нашего развития. К этому, конечно, надо добавить развитие инфраструктуры рынка, регулирование, решение проблем излишней нагрузки и пропорциональное регулирование, в зависимости от объемов бизнеса, который компании ведут. Малый бизнес и средний бизнес – это разные вещи с точки зрения регулирования, мы на этом настаиваем, Центральный банк это слышит. Конкуренция, финансовая грамотность, борьба со страховым мошенничеством. Вот такой набор вопросов, который и будет реализовываться в рамках этой стратегии. Уже закончены

Ситуация на рынке ОСАГО серьезно ухудшилась

Директор Алтайского филиала компании «Росгосстрах» комментирует эти изменения:

Безусловно, повышение базового тарифа — это лишь первый шаг, необходимый для нормализации ситуации на рынке ОСАГО. Теперь следующим шагом должно стать постепенное приведение тарифов в соответствие с объемом обязательств, возложенных на страховщиков новым законом, а также принятие целого ряда нормативных документов, необходимых для полноценной работы рынка.

Ситуация сегодня на рынке очень сложная. Из 200 работавших на нем компаний за 11 лет действия закона с рынка ушли около 100 страховых компаний, т. е. половина членов РСА, из них 70 — не справившись со своими обязательствами. Чтобы выровнять убыточность ОСАГО и создать нормальные условия для функционирования системы обязательного автострахования, необходимо также пересмотреть ряд территориальных коэффициентов с учетом реальной статистики аварийности. Сегодня как минимум в 30 регионах коэффициент убыточности ОСАГО превысил 100%, поэтому многие страховщики резко сократили свое присутствие на рынке ОСАГО.

Новый тариф учитывает увеличение лимитов по «железу», но не учитывает других нюансов. Во-первых, накопленная за 11 лет действия закона инфляция, из-за которой даже без роста лимитов действующий тариф требует, по нашим расчетам, увеличения на 12%. Во-вторых, планка износа снижена с 80 до 50%. В-третьих, принятие единой методики оценки ущерба может повлечь рост средней выплаты. В-четвертых, расширение применения европротокола однозначно приведет к росту мошенничества. В-пятых, осталась нерешенной проблема с тарифными коэффициентами в наиболее убыточных регионах. Если все эти факты учтены не будут, ситуация на рынке ОСАГО к лучшему не изменится. Не надо забывать, что страхование — это бизнес и как любой бизнес, оно не может работать себе в убыток.

Поэтому если необходимые меры не будут приняты, многие компании продолжат сворачивать бизнес по ОСАГО и в первую очередь уходить из наиболее убыточных регионов.

Для нас ОСАГО менее убыточно. Мы пока еще можем покрывать убытки от «автогражданки» за счет других видов страхования. Что же касается прогнозов по рентабельности, давать их мы пока не готовы. Нужно посмотреть, какие дальнейшие шаги, в том числе и в части тарифной составляющей, будут приняты регулятором.

Новый закон, безусловно, отвечает потребностям и общества, и государства, и страховой отрасли, но его принятие настолько задержалось, что проблемы успели зай­ти слишком далеко. Законопроект был подготовлен еще в августе 2012 года, только в Госдуме он пролежал более полутора лет. За это время ситуация на рынке серьезно ухудшилась, и теперь для урегулирования кризиса нужны гораздо более серьезные меры. Хотя, бесспорно, многие моменты законодательства по ОСАГО стали теперь более прозрачны, исчез ряд противоречий закона. Однако закон по-прежнему остался компромиссом между необходимым и возможным, между потребностями отрасли и популистскими устремлениями политиков.

Основное изменение состоит в том, что ответственность страховщиков серьезно увеличена, а никаких гарантий, что возросшая ответственность будет уравновешена соответствующей тарифной политикой, на сегодня нет. От недостаточных тарифов и сокращения сетей не выиграет никто, тем более не выиграет тот самый потребитель, интересы которого якобы защищаются.

Какие изменения произойдут с ОСАГО в ближайшее время

На рынке ОСАГО перемены следуют одна за другой: новые бланки, электронные полисы, натуральная форма возмещения.

Рынок ОСАГО переживает ряд изменений, ближайшее из которых уже свершилось — с 1 октября все страховые компании перешли на бланки ОСАГО нового образца с дополнительной степенью защиты. Предполагается, что это поможет в борьбе с поддельными полисами и защитит от риска автомобилистов, которые покупают их неосознанно, по ошибке.

ГИБДД перестанет выезжать на места ДТП без пострадавших Страхование

ГИБДД перестанет выезжать на места ДТП без пострадавших

А с 1 января 2017 года страховщики будут обязаны продавать электронные полисы. Петербургским водителям будет удобнее оформить полис не выходя из дома, а для страхователей из регионов, где оформить полисы сложно из–за больших очередей (к примеру, в Мурманске), эффект от новшества будет более существенным, там повысится доступность ОСАГО. Появление электронных полисов также поможет в борьбе с черным рынком: в регионах спрос на подделки высок в том числе из–за недоступности легальных полисов.

Страховщики считают электронные полисы перспективными, но отмечают ряд препятствий, стоящих на пути этой реформы. "До сих пор так и не решен ряд очень серьезных вопросов. У страховщиков нет доступа к базам данных госорганов — ГИБДД, ФМС. На европейском рынке у страховых компаний есть доступ к 50 источникам данных, причем совершенно свободный, может быть, не бесплатный, но очень недорогой. Мы же пытаемся запустить электронное ОСАГО вообще без какого-либо взаимодействия с госорганами. С нашей точки зрения, это просто самоубийство. Отдельная проблема касается персональных данных. Всем хотелось бы сделать как в Европе — чтобы персональные данные были защищены, но в то же время в каком-то хешированном виде были доступны страховщикам, чтобы можно было получить доступ к страховым историям автовладельцев. Банки же имеют право запрашивать информацию о клиентах в бюро кредитных историй. А у страховщиков такой возможности нет", — рассказал директор департамента розничного бизнеса "Ингосстрах"  Виталий Княгиничев.

ОСАГО в натуре

Но самые глобальные изменения в системе ОСАГО сулит июль 2017 года: предполагается, что тогда вступят в силу поправки о натуральном возмещении, которые широко обсуждаются уже несколько месяцев. Согласно последнему документу, который был согласован с инициаторами реформы Минфином и ЦБ РФ, страховщики будут сами выбирать форму возмещения для каждого пострадавшего: денежная выплата или ремонт на станции техобслуживания (СТО). Исходя из того что страховщики будут заключать договоры со станциями (а по некоторым прогнозам, им будет выгодно развивать и собственные сети СТО), а также учитывая, что страховой компании самой, как правило, выгоднее предоставить возмещение в натуральной форме, Минфин рассчитывает, что свыше 90% страховых случаев в ОСАГО будут урегулироваться ремонтом. В случае появления жалоб на качество ремонта ЦБ будет лишать компании права на выплаты в натуральной форме. На данном этапе еще обсуждаются сроки ремонта по ОСАГО и то, как именно будут контролировать его качество.

Страховые компании в основном поддерживают поправки, главный плюс для них — удар по бизнесу автоюристов, из–за которого ОСАГО зачастую становится убыточным.

"Замена страховой выплаты ремонтом помогла бы снизить остроту проблемы с так называемыми посредниками, как это уже произошло в каско много лет назад. Эта схема уже отработана и всех устраивает. Полагаю, что и в ОСАГО подобные методы себя оправдают", — говорит директор петербургского филиала "СОГАЗ" Эдуард Яблоков. "Многие СТО сейчас столкнулись с оттоком клиентов и готовы тесно сотрудничать со страховщиками", — добавил член правления СК "Альянс" и СК "Альянс Жизнь" Евгений Дубенский.

"Это позволит свести на нет бизнес "автоюристов" и, следовательно, сокращать судебные расходы, которые "убивают" ОСАГО в целом ряде регионов. Значительная часть  страховой премии направляется сейчас страховщиками  на оплату судебных расходов, как  правило, завышенных в  разы. Это расходы  на адвокатов, представителей в суде, услуги независимой и судебной экспертизы и т. п., и на  оплату штрафов, то есть они идут в карманы "автоюристов" и других участников этого узаконенного "бизнеса", а не на возмещение ущерба потерпевшим. Эпидемия "автоюризма" не дает никаких шансов установить адекватные тарифы", — возмущен заместитель генерального директора РЕСО-Гарантия Игорь Иванов.

Электронное ОСАГО проскочило мимо петербургских автовладельцев Страхование

Электронное ОСАГО проскочило мимо петербургских автовладельцев

Подводные камни

В то же время эксперты предупреждают о ряде возможных неприятных последствий реформы ОСАГО.

"Для клиента это возможность избежать ситуации, когда суммы выплаты по калькуляции не хватило на ремонт. Но если будут приняты поправки с условием, что ремонт осуществляется без учета износа, это может потребовать корректировок тарифов", — говорит директор департамента андеррайтинга и урегулирования убытков СК "Согласие" Дмитрий Кузнецов. Банк России может принять это к сведению при очередной корректировке тарифов, если эта мера как-то повлияет на убыточность в том или ином регионе, но факт уменьшения убыточности в результате этой меры пока неочевиден, добавил заместитель генерального директора "Либерти Страхование" Александр Потитов.

"До того момента, пока не будет решена проблема доплаты со стороны страхователя за износ ТС и не будет официально разрешено по ОСАГО использовать б/у запасные части без этой доплаты, доля урегулирования страховых случаев путем "натурального" возмещения будет оставаться на сегодняшнем уровне", — уверен директор по имущественному страхованию СК "Капитал-полис".

"У клиента не будет возможности воспользоваться страховым возмещением для пополнения личного бюджета, отсрочив ремонт. Кроме того, при наличии крупных повреждений и необходимости замены запасных частей придется доплачивать стоимость износа станции, то есть нужно быть финансово готовым к дате ремонта произвести оплату износа", — предупреждает директор департамента автострахования страховой компании "ЭРГО" Наталья Кубланова.

Требования к СТО, с которыми будут работать страховщики, ЦБ пока только разрабатывает: предполагается, что среди них будет и территориальная доступность, которая, по словам страховщиков, сильно волнует клиентов. "Проблема недоступности СТО несколько надумана: даже сейчас, получая деньги по ОСАГО, автовладелец все равно едет на станцию и ремонтирует машину. Полагаю, что в законе будет прописано минимальное расстояние до СТО", — надеется директор департамента по работе с филиальной сетью ОАО СК "ЭНИ" Дмитрий Смирнов.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

страховщики оценили падение взносов ОСАГО

Эксперты прогнозируют сокращение объема премий ОСАГО на 5%. Партнер компании Deloitte Екатерина Трофимова прокомментировала ситуацию и рассказала о ее причинах для Радио «Комсомольская правда».

«На сокращение совокупных взносов в сегменте ОСАГО, по мнению компании Deloitte, влияет несколько факторов, – отмечает эксперт. – Например, новые правила регулирования расчета премий. Также сокращение рентабельности. Уход с рынка малых и средних страховых компаний. Стагнация на самом автомобильном рынке.

Например, в 2019 году объем продаж на автомобильном рынке в массовом сегменте сократился на 3%».

В новом году вступило в силу новое указание Центробанка по ОСАГО. Изменился тарифный коридор по базовым тарифам. Минимальный тариф стал на 20% меньше, максимальный – выше на 20%.

«Также расширились возможности накопления скидок. Теперь у страховщиков будет больше категорий клиентов в связи, например, с изменением расчета тарифов по безаварийному вождению или надбавкам за аварии. Теперь они будут рассчитываться каждый год, а не один раз на весь контракт. Также изменились коэффициенты возраста и стажа водителя. Все это в целом влияет на совокупные взносы в сегменте ОСАГО, которые сокращаются», – подытожила Трофимова.

«На сегодняшний день прибыль за 2018 год у страховщиков возросла на 96%. То есть практически вдвое, – отмечает, в свою очередь, директор национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев. – Говорить о каком-то снижении прибыли в 2020 году за счет стагнации рынка автомобилей можно. Все остальное будет зависеть от того, какой закон будет принят. Если это будет существенное повышение тарифов ОСАГО – то, соответственно, множество людей может отказаться от покупки полиса ОСАГО».


Смотрите также