Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Форс мажор каско


что входит в полное оформление страховки?

Автомобилей на дорогах с каждым днем становится все больше, что повышает риск дорожных происшествий. Даже самый опытный водитель может попасть в аварию по вине стороннего водителя. Иногда полиса ОСАГО недостаточно для покрытия всех расходов по ремонту, тогда водители обращают внимание на страхование КАСКО. Чтобы выгодно оформить страховку, автовладельцу стоит знать особенности и правила данного страхования.

Что входит в полное оформление страховки?

Зачастую, клиенты выбирают полное страхование КАСКО, чтобы защититься от всевозможного ущерба в период эксплуатации транспорта. Стоит помнить, что за полное страхование автовладелец заплатит больше, чем за частичное или даже минимальное , если оно предлагается компанией.

В полное страхование входит:

  • угон или кража транспорта третьими лицами;
  • нанесенный ущерб при попытке угона третьими лицами;
  • повреждение транспорта в результате дорожно-транспортного происшествия, даже если автомобиль признается конструктивно погибшим;
  • повреждение или потеря отдельных частей транспортного средства;
  • вандализм или намеренное вредительство третьими лицами в отношении транспорта;
  • если произошел поджог третьими лицами или самовозгорание автомобиля;
  • повреждения в результате падения на транспорт камней, сосулек, града, ветки дерева;
  • повреждения, полученные в результате воздействия стихийного бедствия — ураган, снежной лавины, наводнения;
  • при действии непреодолимой силы — обстоятельства форс-мажора.

Чтобы перечень рисков не стал для клиента сюрпризом, стоит обговорить все включенные пункты на стадии оформления. Большинство компаний имеют свой собственный список того, что покрывает страхование КАСКО.

Виды страхования

Существует несколько видов страхования КАСКО, которым может воспользоваться водитель при оформлении полиса. Выбор определенного вида страхования нужно проводить на стадии оформления договора, после окончания действия страховки, клиент может изменить вид полиса при желании.

По разновидностям страховых случаев различают:

  1. Полное страхование. Покрывает почти все поломки и не требует вложений водителя.
  2. Частичное страхование. Покрывает только часть ущерба, полученного в результате аварии.

По типу страховых выплат разделяют:

  • агрегатное — выплачивается по общему количеству страховых случаев за определенный период эксплуатации транспорта. Размер компенсации при этом уменьшается;
  • неагрегатное — не зависит от количества обращений клиентом в страховую, размер компенсации также остается неизменным.

Разница между полным и частичным страхованием

Существует несколько различий между полным и частичным видом страхования КАСКО, о которых следует знать до оформления договора.

Клиенту подойдет полное страхование, если:

  1. Имеется небольшой стаж вождения или вовсе отсутствует.
  2. Автомобиль часто используется владельцем.
  3. Если машина оформлена в кредит.

В таких случаях, клиенту стоит оформить полное страхование, несмотря на повышенную цену. Риски из-за частого вождения, небольшого стажа возрастают.

Частичное страхование подойдет, если:

  • у водителя большой стаж вождения;
  • автомобиль используется не часто и защищен от ущерба;
  • автомобиль используется редко и находится в гараже — тогда стоит оформить только угон.

Если полная страховка покрывает практически все виды ущерба, то частичная сможет компенсировать лишь часть такого ущерба. К таковым относятся: повреждения вследствие ДТП, пожара или самовозгорания, незаконного вандализма третьих лиц, транспортировка, стихийные бедствия. Ущерб компенсируется за вычетом износа поврежденных деталей транспорта.

Какой случай не является страховым?

Стоит отметить не страховые случаи, которые не покрываются страховкой КАСКО.

К страховым случаям не относятся:

  1. Повреждение транспорта во время мойки.
  2. Нарушены условия эксплуатации транспорта.
  3. Если водитель был за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  4. При воздействии радиации.
  5. При участии транспорта в военных мероприятиях.
  6. При воздействии ядерного взрыва.
  7. Компенсация морального вреда.
  8. Если ущерб нанесен во время народных волнений и митингов.
  9. Если водитель использовал автомобиль в преступных целях.
  10. При прогреве транспорта открытым огнем.
  11. Если транспортное средство находилось в движении без водителя.
  12. Если при перевозке груза был нанесен ущерб транспорту эти грузом в результате падения или других ситуаций.

Кроме того, не подлежат страхованию следующие повреждения:

  • ущерб при перевозке имущества;
  • поломка или же утеря регистрационных номеров, ключей от автомобиля, пульта сигнализации, электронные приспособления;
  • кража аптечки, наружное запасное колесо, знак аварийной остановки;
  • естественное повреждение в результате эксплуатации и износа транспорта;
  • если автомобиль был поврежден при пользовании правоохранительными органами или служащими вооруженных сил;
  • покрытие хищения противоугонной системы возможно, если данный пункт внесен в договор.

Как рассчитывается стоимость страховки?

Рассчитать стоимость полиса КАСКО клиент может онлайн на сайте выбранной компании, в настоящее время данный вид страховки можно оформить в электронном личном кабинете. Это более удобный вариант для тех, кто не может посетить офис лично. Но для клиентов, что хотят более подробно изучить возможности страхования КАСКО желательно обратиться в офис к менеджеру и рассчитать стоимость полиса на месте.

Стоимость зависит от следующих факторов:

  1. Марка автомобиля, год выпуска, пробег, тип кузова — учет коэффициента на стоимость и статистики угонов на данную марку.
  2. Система автозапуска, если имеется.
  3. Стоимость транспорта — чем выше цена, тем больше стоимость полиса.
  4. Регион собственника автомобиля.
  5. Нахождение автомобиля под залогом повысит стоимость полиса.
  6. Противоугонный комплекс обеспечивает скидку.
  7. Возраст водителя, стаж вождения, наличие семьи и маленьких детей также могут дать право на скидку при оформлении договора.

Какой ущерб компенсируется?

Компенсация ущерба по КАСКО также выбирается автовладельцем, когда произошел страховой случай.

По желанию водителя:

  • ремонт на станции техобслуживания или в дилерском центре компании производителя, если страховой случай — ущерб;
  • выплата финансовых средств, равных величине ремонта. Но ремонт транспорта собственник проводит самостоятельно;
  • денежная компенсация, если транспорт угнан или признан тотально погибшим.

Для выявления необходимого ремонта и денежной компенсации, стоит приглашать независимого эксперта для осмотра поврежденного автомобиля. Так, эксперт выявит скрытые поломки и поврежденные детали, которые требуется заменить.

Можно ли сэкономить?

Несмотря на высокие суммы за страхование, клиентам предлагаются варианты для экономии страхового взноса.

К таким видам экономии относятся:

  1. Франшиза — стоимость полиса снижается на размер франшизы, но такая же сумма вычитается из положенной компенсации при наступлении страхового случая.
  2. Если автомобиль не приобретен в кредит — тогда сумма взноса будет меньше для клиента.
  3. Не вносить в полис КАСКО большое количество допущенных водителей, ограничиться одним или двумя.
  4. Использование акций компании и бонусов постоянного клиента.
  5. Рассчитать выгодный пакет с помощью онлайн-калькулятора КАСКО.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Автор: autouristexpert

КАСКО – страхование автомобиля на все случаи жизни!

Вы купили новый автомобиль? На это приобретение пришлось взять потребительский кредит? А может, вы попросту копили несколько лет, отказывая себе во всем? И это ради одной цели, которая сейчас красуется перед вашим окном или стеснительно прячется в гараже?!

В таком случае вам стоит всерьез задуматься о безопасности вашего железного коня. И речь вовсе не о сигнализации и амбарном замке. Порой даже самая крутая сигнализация и охраняемая стоянка не спасают авто от угона и грабежа. Помимо этих форс-мажоров вы не застрахованы от ДТП и умышленных повреждений транспортного средства. Может, стоит застраховаться? Каско – идеальный вариант для владельцев новых (и не очень) автомобилей. Стоимость каско не так уж и велика, если принимать во внимание те убытки, которые вы можете понести в случае угона авто или его повреждения в ДТП. Береженого, как принято говорить, Бог бережет!

Купи каско – спи ночью в спокойствии!

Каско – это автостраховка, которая покрывает ущерб от угона или повреждения ТС. В рамках страхования каско автовладелец может выбрать перечень рисков, от которых будет застраховано его авто. В зависимости от этого различаются два вида каско: полное и частичное. Первое, разумеется, дороже, поскольку оно покрывает убытки от любых повреждений и возмещает стоимость угнанного автомобиля. Второе же может покрыть лишь те расходы, которые связаны только с определенными убытками.

Какие ТС можно застраховать с помощью каско?

Страховать по полису каско можно нижеперечисленные ТС:

  • легковые авто;
  • грузовики;
  • прицепы и тягачи;
  • автопарки;
  • автобусы;
  • с/х техника.

Отличие каско от ОСАГО

Страхование автомобиля каско разительно отличается от ОСАГО, в рамках которого денежные средства (компенсации) выплачиваются в пользу третьих лиц. По каско вы страхуете лично свой автотранспорт и получаете компенсацию в рамках суммы, прописанной в договоре.

Действие страхования каско распространяется на:

  • угон автотранспорта;
  • повреждение ТС вследствие ДТП, аварий, действий хулиганов, падения разного рода вещей.

Страховка каско не выплачивается в случае:

  • умышленного угона или повреждения автомобиля;
  • если в момент ДТП за рулем ТС сидело лицо, не имеющее водительских прав;
  • если водитель пребывает в наркотическом или алкогольном опьянении;
  • если в момент наступления страхового случая автомобиль находится за пределами действия полиса каско.

Ознакомиться с полным перечнем страховых и нестраховых случаев автострахования каско вы сможете в договоре.

Обязательно ли страховать свое авто по каско?

Очень часто автомобилисты-любители, которые только приобрели новое ТС, не могут определиться, стоит ли им покупать полис каско, ведь это не дешевое удовольствие. Каско – это не обязательная страховка, она носит статус дополнения к обычной страховке автогражданской ответственности, именуемой ОСАГО. Однако для лиц, приобретающих машину в автокредит, каско является обязательным условием. Таким образом банки защищают себя и владельца от любого форс-мажора.

Исходя из страхового риска, полисы каско делятся по различным срокам. Покупая полис, защищающий ваше авто только от ущерба (это частичное каско), вы можете рассчитывать на минимальный срок страхования, который составляет один месяц. Максимально вы можете застраховать по каско свою машину на один год.

Если вы хотите застраховать авто, как говорится, на всю катушку, воспользуйтесь полным каско, способным защитить вашего железного коня не только от ущерба, но и от угона. Однако чтобы получить возмещение стоимости авто после его угона, нужно в момент заключения договора по страхованию представить для осмотра страховщику автомобиль с уже установленной сигнализацией. Полное каско покупают на срок от одного дня до 12 месяцев включительно.

Выгоды страховок каско

Отметим, что страховать на год выгоднее, поскольку шестимесячный полис каско стоит всего на 30% дешевле, чем годовой полис.

Наиболее важные критерии при оформлении каско – это возраст и техническое состояние автомобиля. Каско можно купить для авто отечественного производства, если его возраст не превышает пятилетнего рубежа. Иномарки страхуют, если они не старше семи лет.

В принципе, можно купить каско и для машины, которой уже стукнул первый десяток лет, но на это идут далеко не все страховые компании. Нонсенс в том, что цена такого полиса будет на порядок выше, чем стоимость каско для нового авто.

Есть ли специальный закон о страховании каско?

Такой закон есть – это федеральный закон и ГК РФ. Ими закреплены основополагающие понятия обязанностей обеих сторон: страховой компании и владельца автотранспорта, оформившего полис.

Каско – это не аббревиатура. Расшифровать данное слово вам не удастся, поскольку это всего лишь международный термин.

Что гарантирует полис каско и каковы действия его держателя при наступлении страхового случая?

Полис каско поможет возместить вам материальный ущерб в таких случаях, как угон автомобиля и его полное/частичное повреждение.

Ваши действия при наступлении страхового случая:

1. Следует незамедлительно связаться с представителем страховой компании. Он даст вам указания, в рамках которых вы будете действовать в конкретной ситуации.

2. Вызывайте пожарных, полицию и ГИБДД (представителя нужной спецслужбы) для того, чтобы зафиксировать в рамках протокола происшествие и ущерб.

3. Незамедлительно начните собирать документы, которые подтвердят наступление реального страхового случая. К таким документам относятся: показания свидетелей, письменно зафиксированные уполномоченным лицом; справки и копии протоколов с места происшествия.

4. Бывают случаи, когда по каско не предусмотрен аварийный комиссар, тогда вам следует обратиться в группу разбора ГИБДД.

5. Последний этап: необходимо предоставить документы своему страховщику. Разумеется, документы различны в зависимости от происшествия.

По каско можно осуществить страхование целого автопарка. Разумеется, здесь существует масса нюансов и тонкостей, о которых вам непременно расскажут в нашем страховом агентсве, достаточно только позвонить по телефону 8(495)204-16-19.

Рекомендация: при оформлении полиса автострахования каско выбирайте дополнительную услугу «Аварийный комиссар». Это не так дорого, поверьте! Зато в случае ДТП, повреждения автомобиля или его угона вы избавите себя от беготни, головной боли по поводу сбора документации и хождения по инстанциям. Все это за вас сделает сотрудник страховой компании – ваш комиссар! Поверьте, лучше поручить данное дело специалисту, чем взваливать все на свои плечи.

В случае повреждения автомобиля (ДТП, грабеж, хулиганство) в обязательном порядке производится оценка ущерба. Если вы не согласны с той суммой, которую вам предлагает каско, вы вправе заказать независимую экспертизу – разумеется, данное мероприятие проводится строго за ваш счет. Результаты этой экспертизы являются окончательными, и страховая компания обязана с ними согласиться.

Каско: страхование грузового транспорта

Вы хотите купить полис каско для грузовика? Тогда будьте готовы к тому, что придется изрядно потратиться. Однако благодаря современной системе автострахования в РФ вы можете сэкономить, причем немалые деньги. Каско – страхование грузового транспорта – весьма специфическое направление, диктующее транспортным компаниям и собственникам ТС свои условия.

Как застраховать грузовик или автопарк без переплат?

Страховщики часто предлагают специальные условия страхования автопарка, благодаря чему можно купить каско на выгодных условиях. С помощью онлайн-калькулятора вы можете в режиме реального времени рассчитать сумму.

Неплохо сэкономить можно:

  • воспользовавшись частичным полисом каско, иными словами, застраховав свой автопарк или грузовик исключительно от ущерба. Это снизит цену на 20–25%;
  • прибегнув к страхованию с франшизой;
  • купив полис, действующий на несколько выбранных страховых случаев по личному усмотрению.

Какой бы транспорт вы ни страховали по каско, помните, что данный вид защиты – идеальный способ уберечь себя от форс-мажора, связанного с угоном, поломкой ТС и любым другим ущербом.

Наша компания гарантирует оптимальную цену на полис каско и стопроцентное исполнение всех обязательств по выплатам.

Форс-мажор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2016; проверки требуют 24 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2016; проверки требуют 24 правки.

Форс-мажо́р (фр. force majeure — «высшая сила», лат. vis maior; в русскоязычных юридических документах встречается спорный термин «непреодолимая сила») — непредсказуемое событие (например, стихийное бедствие или эпидемия), независящее от воли сторон, участвующих в сделке, но ведущее к невозможности исполнения договорных обязательств. Формально, в гражданско-правовых системах форс-мажор определяется как обстоятельство, которое освобождает стороны, заключившие договор, от ответственности.

В современных международных отношениях, отмечает историк С. В. Максименко, — военные действия, забастовки (особенно, если они санкционированы правительствами), а также революции из-за «Парадоксов Всемогущества» и «Оговоркой Мартенса» во время войн, — перестали относить к «форс-мажорам». Форс-мажорными также не признаются ситуации, порождающие коммерческий риск (например, изменение цен, неблагоприятная конъюнктура и др.), обоснование суммы иска или упущенная выгода.

В части проблемы о запретительных мерах государства, которые действуют во время войны или в целях военных поставок, некоторые ученые ошибочно полагают, что указанные последствия должны быть доведены до сведения населения, с обязательным оповещением только в государственных или официальных СМИ. Однако это может не касаться даже небольших техногенных катастроф, о которых зачастую не оповещают в государственных СМИ, при этом действие норм и юридические принципы сохраняются. В частности, к таким принципам относится, что незнание закона не освобождает от юридической ответственности, если этот закон опубликован в официальных источниках. Что бывает крайне редко из-за целей государственной безопасности и т. д.

Такой подход не нашёл применения в законодательстве, но всё же довольно обоснован, например, брошенный объект или корабль-призрак в морском призовом праве и т. п.

Форс-мажорные обстоятельства освобождают контрагента от материальной ответственности за несоблюдение договорных обязательств при условии, что он немедленно известит партнера о наступлении чрезвычайных обстоятельств.

В страховании максимально чёткое определение форс-мажора в договорах страхования фиксируется для выработки консолидированной позиции страхователя, страховщика и перестраховщика(-ов). Это необходимо для исключения ситуации, когда выплата по договору страхования страховщиком произведена, а перестраховщик или перестраховщики сочли ситуацию форс-мажорной и договором не предусмотренной[1].

  • Бункина М. К., Семенов А. М. Макроэкономика — 2003.

Форс-мажор: доказываем свою невиновность

Анна МИШИНА

Фирма честно старалась выполнить обязательства по договору, но внешние события «сыграли» против. Единственное, что может избавить от ответственности, – это форс-мажор, или обстоятельства непреодолимой силы. Доказав, что исполнению договора помешали именно они, вы сможете полностью снять с себя вину перед партнером.

Как распознать

Термин «форс-мажор» имеет французское происхождение. На русский язык он переводится как «непреодолимая сила». Гражданский кодекс расшифровывает это понятие более подробно – как «чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство» (п. 3 ст. 401 ГК).

События, которые относятся к форс-мажору, можно разделить на две группы. Во-первых, это стихийные бедствия (землетрясение, наводнение и т. п.). А во-вторых – обстоятельства общественной жизни. Сюда входят войны, эпидемии, изменения нормативных актов, запретительные решения государственных органов (карантин, запрет на перевозки или на торговлю, международные санкции и т. п.).

Доказать, что происшедшее событие является именно форс-мажором, не так-то просто. Для этого как минимум вам придется ответить на вопрос: насколько возникшая перед вами преграда является «непреодолимой»? Разобраться в этом можно так. Если даже зная о препятствии, вы все равно не смогли бы ему противостоять, – это форс-мажор. Если же, имея информацию об опасности, нежелательных последствий можно было избежать, никакой непреодолимой силы в этом нет.

Обратите внимание: некоторые обстоятельства не подпадают под форс-мажор по определению. Это нарушения обязанностей другими контрагентами, отсутствие на рынке нужных товаров, а также нехватка денег (п. 3 ст. 401 ГК).

Спорный форс-мажор

Соблазн выдать помешавшее исполнению договора событие за чрезвычайное обстоятельство очень велик. Однако пострадавший из-за них контрагент скорее всего попытается с вами поспорить. И если он найдет в ваших доводах о форс-мажоре хоть какой-нибудь изъян, то будет разворачивать ситуацию в свою пользу. В каких случаях у него есть шансы выиграть?

Возьмем самый распространенный случай «спорного» форс-мажора – пожар. Казалось бы, чем не стихия? Ан нет, пожар пожару – рознь. Принимая решение о том, относить его к форс-мажору или нет, судьи будут выяснять причину возгорания. Если пожар возник из-за высокой температуры воздуха или тления торфяников – все более-менее очевидно. Здесь стихийный характер пожара налицо. Если же поводом для воспламенения были, например, неисправности проводки – в пожаре, безусловно, виновата фирма. Ведь она должна была принять все необходимые меры обеспечения пожарной безопасности (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2003 г. № А33-10697/ 02с2-Ф02-1865/03-С2).

А что если товар просто-напросто подожгли? Будет ли фирма отвечать за последствия диверсии? Как показывает арбитражная практика, на этот вопрос судьи отвечают по-разному. Приведем характерный пример. Товар сгорел в результате поджога, но виновных в пожаре так и не нашли. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не признал такую ситуацию форс-мажором и обязал фирму выплатить контрагенту неустойку (постановление от 8 октября 2003 г. № Ф08-3867/2003). А вот Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа посчитал, что в данном случае вины фирмы в поджоге нет, и освободил ее от необходимости возмещать партнеру убытки (постановление от 26 сентября 2003 г. № А56-6359/03).

Не меньше споров вызывает и форс-мажор, связанный c изменением законодательства. Характерный пример – внесены очередные поправки в Таможенный кодекс. Изучив их, вы не обнаружили в новой ситуации ничего опасного для вашей сделки. Но потом, как это обычно бывает, вдогонку к поправкам вышли уточняющие распоряжения или приказы таможенной службы. А в них – новые требования насчет дополнительных документов, которые раньше никогда не были нужны. Результат – товар лежит на таможенном складе до тех пор, пока фирма не решит проблему с бумагами.

Относится ли такая ситуация к форс-мажору? Четкого ответа на этот вопрос ни в Гражданском кодексе, ни в арбитражной практике нет. «Один раз, – рассказывает юрист одной из московских торговых фирм Дмитрий Федотов, – партнер битый час объяснял, что корректировки законодательства – это всего лишь существенное изменение обстоятельств. В отличие от форс-мажора оно не препятствует исполнению договора, а всего лишь требует изменения его условий». В принципе рациональное зерно в этих доводах есть. Поэтому попытаться опровергнуть их вы сможете только в суде.

И один нюанс по поводу «законодательных» форс-мажоров. Дело в том, что за непреодолимую силу может сойти только то изменение, которого не ожидали. Если же какой-либо закон или подзаконный акт обсуждался публично (например, его проект был помещен в электронных правовых базах, и о том, что он принят в первом или во втором чтении, писали газеты), его изменение вряд ли можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

А теперь разберемся с ограничительными решениями государственных органов. Всегда ли удается доказать, что это непреодолимая сила? Как ни странно, но отрицательных примеров в арбитражной практике почти нет. А вот положительные встречаются. Так, одна московская фирма-перевозчик не смогла вовремя доставить товар из Бельгии в Россию. Невыполнение своих обязательств она объяснила так. В тот момент, когда автомобиль с товаром проходил таможню, вышло некое указание-телетайпограмма ЦТУ (от 22 сентября 2003 г. № Т-2148), которое помешало провезти товар на территорию России. Дело в том, что по этому документу решение о выпуске товаров данной группы неожиданно потребовалось дополнительно согласовывать. Поскольку повлиять на это обстоятельство фирма-перевозчик никак не могла, суд признал, что она невиновата в нарушении сроков доставки товара (постановление ФАС Московского округа от 21 июля 2004 г. № КГ-А40/6096-04).

Другая фирма-экспортер чуть не пострадала из-за незаконных действий чиновников. Так, сотрудники таможни просто-напросто отказали ей в выпуске товара, не имея на это никаких причин. Из-за этого она просрочила время доставки товара своему партнеру. Однако суд признал: в нарушении своих обязательств фирма не виновата (постановление ФАС Московского округа от 4 декабря 2003 г. № КА-А40/9586-03).

Что написать

В Гражданском кодексе есть общие правила о форс-мажоре. Однако вы имеете право уточнить их в отдельном пункте договора. Что там обычно указывают?

  1. Четкий перечень обстоятельств, которые вы согласны признать форс-мажором. Этот список может быть открытым и закрытым.
  2. Условие о том, что столкнувшийся с чрезвычайным обстоятельством партнер письменно сообщает об этом другому. При этом он должен проинформировать о предполагаемой длительности форс-мажора. Сделать это нужно в установленный договором срок. За невыполнение условия можно предусмотреть ответственность.
  3. Предельная длительность форс-мажора. Она зависит от срока исполнения контракта, характера товара, способа продажи и торговых обычаев. Например, в контрактах на продовольствие этот срок обычно составляет не более 15–30 дней, на товары производственно-технического назначения – 3–6 месяцев.
  4. Предельные сроки, после которых стороны имеют право аннулировать взаимные обязательства. При этом нужно обязательно оговорить, что ни одна из сторон не будет иметь права потребовать от другой стороны возмещения убытков. Здесь же можно прописать порядок возврата авансов, проплаченных до наступления чрезвычайных обстоятельств.
  5. Документы, подтверждающие чрезвычайные обстоятельства. Ими могут быть: справка из МЧС или Росгидромета о стихийном бедствии, акт из пожарной части при пожаре, справка специализированной фирмы (с копией ее лицензии) при сбое в компьютерной сети или вирусе, справка из милиции о возбуждении уголовного дела при краже. Имейте в виду: оформление этих бумаг всегда занимает какое-то время. Поэтому в контракте имеет смысл установить отдельный срок, к которому их нужно представить.
Международный форс-мажор

В разных странах под форс-мажором понимают разные вещи. Поэтому, заключая международные контракты, очень важно прописать в них, по каким правилам вы будете действовать в случае чрезвычайных обстоятельств.

Сделать это можно несколькими способами. Первый – оговорить все условия в отдельном пункте в договора. Второй – выбрать, по правилам какой страны вы решаете определять форс-мажор. Ну и третий способ – указать, что в своих отношениях вы ориентируетесь на Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (российские фирмы имеют право делать так, поскольку Россия является участницей Венской конвенции).

Остановимся подробнее на последнем варианте. Определение форс-мажора приведено в статье 79 Венской конвенции. Условие, при котором участник договора может быть освобожден от ответственности, сформулировано там так. Во-первых, необходимо доказать, что помешавшее исполнению договора препятствие было «вне контроля» фирмы и она не могла изначально принять это препятствие в расчет. И уж тем более не имела возможности избежать или преодолеть это препятствие или его последствия.

Обратите внимание: Венская конвенция разрешает связывать форс-мажор с недобросовестным третьим лицом, участвующим в исполнении договора. Партнер может снять с себя ответственность, если докажет, что форс-мажор был у этого самого третьего лица.

Попавшая в чрезвычайные обстоятельства фирма должна сообщить об этом другой стороне, указав, как долго будет длиться форс-мажор. На тот период, в течение которого будет существовать непреодолимое препятствие, фирма будет освобождена от ответственности за неисполнение договора. Если фирма вовремя не уведомит о форс-мажоре, ей придется нести ответственность за убытки, которые возникли у партнера из-за того, что он своевременно не получил извещение.

Аналогичные правила приведены и в Принципах УНИДРУА (ст. 7.1.7).

Тридцать три несчастья: обзор практики по форс-мажору от "Право.ru"

В хозяйственные договоры принято включать условие об освобождении сторон от ответственности в случае форс-мажора. Как правило, это шаблонное условие конкретизирует положения ст. 401 ГК РФ, которая закрепляет понятие непреодолимой силы. Немногим юристам приходилось сталкиваться с применением этой нормы. Тем интереснее судебная практика, которая показывает, что к таким обычным рискам, как кражи, пожары, иные стихийные бедствия, недавно прибавились внешнеполитические риски в виде санкций или военных действий. "Право.ru" проанализировало, как эти события оценивают суды на примере дел, собранных с помощью системы для юристов Caselook.

Отделить обычное от необычного

Один из ключевых судебных документов, посвященных форс-мажору, – постановление Президиума ВАС 3352/12 от 21 июня 2012 года по делу А40-25926/2011, в котором объясняется, каковы отличия форс-мажора от других, похожих происшествий.

Конфликт между сторонами дела начался после пожара на складе, где общество "Формула переезда" держало имущество банка "Кит-Финанс", переданное на ответственное хранение. Банк через суд потребовал возместить стоимость всего, что сгорело, но три инстанции ему отказали. Они прислушались к аргументам "Формулы переезда" о том, что пожару была присвоена четвертая степень сложности и его 13 часов тушили несколько спецотрядов и вертолеты. Поэтому суды освободили хранителя от ответственности: они сочли, что невозможность прекратить распространение огня – это обстоятельство непреодолимой силы.

Оно характеризуется не только непредотвратимостью, но и чрезвычайностью, указал Президиум ВАС нижестоящим инстанциям. Чрезвычайность означает "выход за пределы нормального, обыденного, то, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах", – разъяснил Президиум. Пожар на складе к таким событиям не относится, а значит, хранитель все-таки несет ответственность, заключили судьи. 

Формулировкой ВАС достаточно просто пользоваться, она помогает четко определить зону ответственности сторон, полагает Александр Базыкин, управляющий партнер Heads Consulting. Пожар можно признать форс-мажором, если вызван природными явлениями, в отличие от случаев, когда возгорание случилось из-за технических причин, уточняет Евгений Корчаго, председатель КА "Старинский, Корчаго и партнеры".

Пожары вследствие поджога суды не относят к обстоятельствам непреодолимой силы. Так же они оценивают хищение имущества. Но бывают ситуации, когда не все так однозначно.

Суд разрешил опоздать

В деле А04-732/2014 суд вступился за сельхозпроизводителя из Амурской области "Амурагрокомплекс", который задолжал по договору лизинга прицепа. Компания потерпела убытки из-за аномальных ливней летом 2013 года, которые затопили поля и уничтожили посевы. "Лизинговая компания "КАМАЗ" решила взыскать задолженность и пени через орган, указанный в договоре, – Третейский суд при Торгово-промышленной палате г. Набережные Челны и региона "Закамье". Должник ходатайствовал об отложении заседания, чтобы дождаться Амурскую ТПП, которая все никак не подтверждала факт наводнения, несмотря на неоднократные запросы. Однако третейский суд отклонил это ходатайство и 27 декабря 2013 года признал правоту "КАМАЗа". Коммерческий арбитраж повел себя недобросовестно, считает Дмитрий Волосов, управляющий партнер юркомпании "Ценные Бумаги Консалтинг".

Лишь 30 декабря "Амурагрокомплекс" получил письмо-подтверждение от Амурской ТПП и решил погасить лишь основной долг, но не пени. Не согласившись с этим, "КАМАЗ" попытался получить исполнительный лист в государственном арбитраже, но потерпел поражение. Суды двух инстанций процитировали п. 2 ч. 2 ст. 239 АПК, который предписывает отказывать в выдаче третейского исполлиста, если сторона по уважительным причинам не смогла представить свои объяснения.

Когда засуха – не форс-мажор

Но, как показывает дело А40-151196/2010, в области сельского хозяйства не всегда работают ссылки на климатические аномалии. В этом процессе "Агроснаб" пытался в судебном порядке расторгнуть договор поставки зерна для Министерства обороны. Как указывал истец, он не смог выполнить свои обязательства ввиду необычайной засухи летом 2010 года. Ее наступление "Агроснаб" подтвердил указом президента, который вводил в ряде областей чрезвычайное положение.

Однако суды поставщику отказали. Они решили, что засуха – это не форс-мажор для истца, которое является лишь перекупщиком, а не производителем. Ничто не препятствует ему приобрести зерно в других регионах, не пострадавших от стихии, либо на ближнем или дальнем зарубежье, заключили суды.

О чем не нужно сообщать

Согласно п. 1 ст. 404 ГК, должник должен срочно уведомить кредитора о возникшем форс-мажоре. Но, как показывает судебная практика, из этого правила есть исключения. В 2013 году "ТЭК Транслин" договорился с "Армавирским заводом тяжелого машиностроения", что тот поставит ему 100 вагонов-цистерн, произведенных в Мариуполе или Полтаве. Тогда никто и подумать не мог, что на востоке Украины вскоре начнутся военные действия. Через год, не дождавшись вагонов, покупатель направил требование вернуть аванс и уплатить штраф. Армавирский завод сослался на военные действия, а его контрагент обратился в суд (дело № А32-40475/2014).

Покупатель имеет право не только на возврат аванса, но и на штраф, решил Арбитражный суд Краснодарского края, поскольку продавец не уведомил о наступлении форс-мажора. Решение устояло в апелляции, но Арбитражный суд Северо-Кавказского округа направил вопрос о штрафе на новое рассмотрение. Кассация обратила внимание на то, что о военных действиях в Донецкой области много говорили и СМИ, и российские государственные органы. А общеизвестные факты в доказывании не нуждаются (ч. 1 ст. 69 АПК). Суд отошел от формализма и решил спор на основании общих принципов права, комментирует Иван Хорев из юрбюро "Байбуз и партнеры": не нужно уведомлять о чрезвычайных обстоятельствах, если о них говорят все СМИ. Если же груз захватили силовым путем в мирное время, когда предпосылок к тому не было, стоит изложить эти факты контрагенту и документально подтвердить их (например, заявлением в правоохранительные органы), говорит Хорев.

Как Дед Мороз вмешался в экономику

В деле А32-19414/2013 суды решали, являются ли форс-мажором настолько сильные морозы и ветер, что они случаются лишь раз в десять лет. Именно так подрядчик "НоворосСтрой" объяснил, почему опоздал с постройкой мола в Ейском порту на Азовском море. Он обратил внимание на то, что в течение шести месяцев (с января по апрель и с декабря по февраль) порт был закрыт для судоходства и производства работ. Заказчик "Росморпорт" решил, что это не оправдание, и заявил в суд иск о взыскании неустойки.

Все три инстанции признали правомерность этого требования. Они решили, что замерзание порта в Ейске – обычное явление, о чем свидетельствуют приказы его капитана. "Понижение температур наружного воздуха в спорный период, скорость ветра и образование льда не относятся к природным явлениям стихийного характера, так как являются сезонными прогнозируемыми событиями", – указала кассация. Она также заметила, что "НоворосСтрой" не представил в дело документов о приостановлении работ в спорные периоды.

ДТП – форс-мажор или нет?

В деле А40-26581/2012 суды разбирались в том, можно ли признать форс-мажором ДТП, в котором перевозчик не был виноват и не мог его предотвратить. В такую ситуацию попал "Грин Ингрейтед Лоджистикс Рус", который вез из Вьетнама, Кореи и Китая мобильные телефоны "Самсунг" на грузовике с полуприцепом. Из-за столкновения с автомобилем, который выскочил на встречную полосу, грузовик сгорел вместе с товарами. Страховщики оплатили ущерб в размере $775 тыс., а затем решили получить эти деньги с перевозчика в порядке суброгации.

По общему правилу перевозчик отвечает за сохранность груза независимо от вины, однако из него есть исключение, которое и обнаружил Арбитражный суд г. Москвы. Изучив массу доказательств, он решил, что перевозчик создал все условия для сохранности груза, а водитель "Грин Ингрейтед" не был виновен в аварии и не мог ее избежать. "В международной практике это называют "события вне контроля стороны", – пояснила судья Галина Ларина в своем решении об отказе в иске. Апелляция согласилась и уточнила, что утеря груза произошла в результате не столкновения, а пожара. Это не самое частое последствие ДТП, поэтому справедливо освободить ответчика от оплаты ущерба.

АС МО не смог согласиться с такими выводами и отменил оба акта. "Суды оценили лишь субъективные критерии, – следует из постановления окружного суда. – Но вина участников ДТП не может быть объективным обстоятельством, освобождающим перевозчика от ответственности". Авария – это обычный предпринимательский риск для перевозчика, иначе всю его деятельность можно назвать форс-мажорной, резюмировала кассация.

Санкции

Являются ли форс-мажором внешнеторговые санкции? Суды отвечали на этот вопрос в деле А27-819/2014. В нем учреждение "Школьное питание" взыскивало неустойку с "Сибирского торгового дома ОПТ", который отказался исполнять соглашение по поставке говядины. В декабре 2014 года поставщик сообщил о том, что не может снабжать уже закупленным мясом по действующей договорной цене, ведь его стоимость выросла из-за роста курса доллара и санкций.

Несмотря на это объяснение, Арбитражный суд Кемеровской области встал на сторону учреждения. Он указал, что отсутствие на рынке нужных товаров и по нужной цене не освобождает должника от ответственности. Кроме того, торговый дом мог приобрести товар у другого поставщика, ведь в договоре поставки в школы не было условия насчет определенного производителя, отметил судья Александр Нестеренко. Он обратила внимание и на пояснение ответчика о том, что мясо тот уже купил, просто не хотел его реализовывать по старой цене. Таким образом, суд признал за учреждением право на неустойку.

Форс-мажорные обстоятельства: что это такое в Гражданском кодексе РФ - что к ним относится в договоре об оказании услуг при строительстве

Post Views: 140

Любой контракт или договор четко оговаривает обязанности обоих сторон, а также ответственность за их невыполнение. Изменение условий соглашения без штрафных санкций возможно, как правило, только в одном случае, когда наступили форс-мажорные обстоятельства. Это распространенный термин в правовых и гражданских отношениях, который может иметь разную трактовку и характеристики. Какие обстоятельства в бизнесе и хозяйственной деятельности считаются форс-мажором в ГК РФ, и что означает в договоре оказания услуг для обеих сторон их наступление?

Обстоятельства непреодолимой силы

В переводе с французского словосочетание «форс-мажор» означает «высшая сила», а в юриспруденции он означает особые обстоятельства, которые попадают под ряд признаков, определяющихся национальным или международным законодательством.

  1. События происходят вне зависимости от воли участников. Обстоятельства признаются форс-мажорными тогда, когда их лицо не может контролировать их наступление и течение. Если участники, подписавшие договор, каким-либо образом могли повлиять на ход событий, о форс-мажоре речи не идет.
  2. Наступление обстоятельства нельзя предсказать. События, которые можно предугадать заранее или подготовиться к ним, не являются форс-мажорными.
  3. Отсутствие возможности предотвратить последствия. Для того чтобы обстоятельства были признаны форс-мажорными, нужно их последствия должны быть неотвратимыми. В случаях, когда одна из сторон, подписавших контракт, может предпринять какие-либо действия, которые изменят результат происходящих событий, форс-мажор отсутствует.

В российском законодательстве это понятие определяется Гражданским Кодексом в статье 401, пункт 3. В международном праве примером определения может служить пункт 1 статьи 79 Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров, принятой в Вене 11 апреля 1980 года.

Важно! Подтверждение форс-мажора доказать непросто – в большинстве случаев для этого приходится обращаться в международные суды и другие организации.

Что к ним относится

Обстоятельства непреодолимой силы могут наступать вследствие влияния погодных условий, социального фактора, действий правительства или других объективных причин, на которые невозможно оказать воздействие. Чаще всего к ним относятся:

  • стихийные бедствия (наводнения, цунами, ураганы и т.д.), иногда сложные климатические условия, характерные для того или иного региона – например, засухи;
  • военные действия, забастовки, теракты;
  • обвалы рынка, финансовые кризисы;
  • действия правительства, которые осуществлялись после заключения контракта без предварительного объявления.

В список форс-мажорных обстоятельств могут входить и другие случаи, как правило, они четко прописываются в договоре после обсуждения обеими сторонами. Кроме того, они во многом зависят от сферы деятельности сторон – например, в области грузоперевозках перечень таких случаев может отличаться от тех, которые допускаются при оказании финансовых услуг или строительстве.

В сфере финансовых услуг

Обстоятельства непреодолимой силы в сфере финансовых и банковских услуг могут входить разные ситуации – к ним не относится отсутствие средств на счету одной из сторон договора вследствие ее деятельности, а также потеря работы кредитополучателем или банкротство компании.

В зависимости от срока действия форс-мажора, он бывает кратковременным или длительным. Первая категория включает стихийные бедствия и природные катаклизмы – такие ситуации обычно не освобождают стороны от обязательств, а только переносят срок их выполнения.

Длительные форс-мажорные обстоятельства (эмбарго и запреты на экспорт или импорт товаров, валютные ограничения и т.д.) обсуждаются сторонами дополнительно, а изменения условий договора зависят от ситуации. Так как многие банковские и финансовые операции сегодня проводятся через Интернет, проблемы с доступом к Сети также могут быть включены в список возможных форс-мажоров.

В строительстве

Сфера строительства особенно зависит от погодных условий, поэтому любой подряд или договор должен включать пункт о форс-мажоре. В число непредсказуемых и непреодолимых обстоятельств, которые могут помешать при строительстве объекта, входят:

  • серьезные стихийные бедствия;
  • социальные явления – забастовки, теракты, блокировка путей сообщения;
  • юридические факторы, или подписание правительством нормативно-правовых актов, способных затормозить строительство.

В контракте должно быть оговорено, что при наступлении форс-мажорных обстоятельств, контрагент обязан отправить партнеру письменное уведомление, образец которого можно посмотреть тут,  чтобы оговорить сроки строительства, которые продлеваются на срок преодоления их действия, а подрядчики не несут за это ответственности. Кроме того, нужно предварительно рассмотреть вопрос материального ущерба и решить, какая сторона понесет убытки в случае форс-мажора.

Внимание! Погодные и климатические условия признаются непреодолимой силой только тогда, когда они наступили внезапно – если о природном явлении было заблаговременно объявлено синоптиками, его не относят к форс-мажору.

В предпринимательской деятельности

Форс-мажорные обстоятельства в предпринимательской деятельности зависят от множества факторов и оговариваются при заключении договора. В стандартном варианте пункт о форс-мажорных обстоятельствах включает катаклизмы естественного и техногенного происхождения, социальные и юридические явления, но участники процесса могут вносить изменения. Если событие, предусмотренное этим пунктом, все же произошло, составляется дополнительный контракт, в котором оговаривается изменение условий.

Для того, чтобы ситуация была признана форс-мажорной, а стороны были освобождены от ответственности, они должны предварительно предупредить друг друга о неприятностях, а также предоставить подтверждающие документы.

В области перевозок

Определение термина «непреодолимая сила» в области перевозок в первую очередь зависит от того, каким способом доставляется груз. Как правило, в данную категорию входят природные катаклизмы, поломки транспортных средств, социальные факторы (забастовки в портах и аэропортах, вспышки эпидемий, военные действия, теракты) и действия со стороны государственных органов.

Все обстоятельства, которые попадают под определение форс-мажорных, должны соответствовать таким критериям, как непредсказуемость и невозможность повлиять на их развитие.

Так, если при перевозке груза случилась поломка транспортного средства по вине лица, которое его эксплуатирует, она не считается форс-мажором и не влечет за собой изменения обязательств сторон.

Еще один пример – транспортировка грузов через районы с повышенной опасностью (территория, где идут военные действия, побережье Сомали и т.д.). Предполагается, что задержку сроков, порчу или утрату товара в таких случаях можно было предсказать.

В туристическом бизнесе

В туризме определить форс-мажорные ситуации достаточно сложно – условия договора зависят от политики оператора, места, куда отправляется турист, и других обстоятельств. Чаще всего к ним относятся:

  • утеря личных вещей в аэропорту;
  • заражение инфекционным заболеванием во время поездки;
  • ограбление в чужой стране;
  • отравление экзотическими продуктами;
  • проблемы с исполнительными органами другого государства, возникшие из-за незнания законов;
  • невозможность вылета домой из-за внешних факторов (погодные условия, террористические акты и т.д.).
Совет: на практике туристу бывает очень сложно доказать, что возникшие негативные обстоятельства являются форс-мажорными, поэтому все условия договора нужно обсудить заранее.

В сфере производства

В производственной сфере под форс-мажорными обстоятельствами подразумевают ситуации, когда в силу влияния непредсказуемых факторов предприятие не может поставить партнерам товар в оговоренные сроки. К стандартным определениям «непреодолимой силы» в таких случаях могут добавляться поломки оборудования, забастовки работников, задержки со стороны других контрагентов (например, срыв сроков поставки сырья). Форс-мажорные обстоятельства в производстве также делятся на кратковременные или длительные: так, забастовка персонала относится к первой категории, а пожар, охвативший склад и уничтоживший товар – ко второй.

В сфере услуг ЖКХ

Форс-мажорные обстоятельства в сфере услуг ЖКХ могут касаться обеих сторон – как поставщика, так и потребителя. С точки зрения предприятий, поставляющих коммунальные услуги населению, форс-мажор – это ситуация, когда вследствие непреодолимых факторов они не могут выполнять свои обязанности в полной мере. Сюда входят масштабные аварии вследствие природных катаклизмов, военных действий, террористических актов или других внешних факторов.

Потребитель услуг обычно не несет ответственности за невыполнение обязательств (подразумевается регулярное внесение оплаты за предоставленные услуги) при выходе из строя какого-либо оборудования. В качестве примера можно привести поломку электросчетчика или прорыв водопровода – за лишний объем электроэнергии или воду, которая затопила квартиру, платить не нужно.

Кто, когда и как оговаривает условия

Обстоятельства, которые попадают под определение форс-мажорных, оговаривают стороны при составлении и подписании договора. Этот пункт может содержать любой перечень ситуаций, но не должен противоречить международным, государственным или региональным законодательным актам, которые регулируют сферу деятельности контрагентов.

Кто подтверждает

Форс-мажорные обстоятельства подтверждает сторона, которая не смогла выполнить обязательства вследствие их наступления. Строго установленного порядка выполнения процедуры не существует – обычно лицо обращается в государственные органы (МЧС, посольство и т.д.), где ему выдают соответствующие документы. При возникновении спорных ситуаций дело передается в судебные инстанции, где решается в индивидуальном порядке.

Форс-мажор или риски

Дифференцировать термины «риск» и «форс-мажор» достаточно сложно – для этого нужно рассматривать конкретную ситуацию со всех сторон. Как правило, к стандартным рискам любой деятельности, которые не влекут за собой отсутствие ответственности за невыполнение обязательств, относятся возможные колебания рынка, курсов валют и цен, изменения климата, происходящие с определенной регулярностью (сезонные разливы рек, засухи в некоторых регионах) и другие ситуации. Все остальные непредвиденные обстоятельства могут быть отнесены к форс-мажору, если обе стороны согласны на такое определение.

Важно! Форс-мажор – обширное и неопределенное понятие, которое может трактоваться по-разному. Международные и государственные акты, как правило, оставляют право на точное определение этого термина сторонам, которые заключают договор, и для снижения риска финансового ущерба этот пункт необходимо детально обсудить.

Форс-мажор в автомобильных грузоперевозках

Обстоятельства непреодолимой силы или форс-мажор — то, на что любят ссылаться и перевозчики, и экспедиторы с грузовладельцами как на основание, которое, по их мнению, должно освободить их от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Является ли любое неожиданное событие форс-мажором? Как отличить непреодолимую силу от обычных обстоятельств, которые можно предотвратить или устранить? Будет ли считаться в суде то или иное обстоятельство форс-мажором и где проходит та самая грань, за которой начинаются “высшие силы” (а это буквальный перевод с французского force majeure)? Прочитав статью вы узнаете все ответы на эти вопросы.

Определение обстоятельств непреодолимой силы.

В Гражданском кодексе Российской Федерации об обстоятельствах непреодолимой силы упомянуто всего два раза: в статьях 202 и 401. Статья 202 Гражданского кодекса РФ устанавливает случаи, в которых срок пропуска исковой давности прерывается, и форс-мажорные обстоятельства к ним относятся. Намного больший интерес для нас представляет 401-ая статья ГК РФ, в которой дано определение обстоятельствам непреодолимой силы — чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. № 7 дал более развернутое толкование этому понятию:

  • Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
  • Обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
  • Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Если сказать короче, то к форс-мажору относится что-то редкое, невероятно сильное и распространяющееся на всех и каждого, кто оказался бы в месте действия этих обстоятельств. В судебной практике под обстоятельствами непреодолимой силы обычно относятся наводнения, стихийные бедствия, землетрясения, ураганы, сход снежных лавин, иные природные катаклизмы, а также военные действия и эпидемии.

В Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта также имеется ссылка на форс-мажор как на обстоятельство, освобождающее перевозчика и грузовладельца от ответственности за неисполнение обязательств, но без конкретизации таких обстоятельств (ст. 36 Устава).

Ввиду отсутствия в законодательстве сколь угодно полного перечня таких обстоятельств, рекомендуется включать его в договоры перевозки или транспортной экспедиции.

Далее разберем наиболее часто встречающиеся обстоятельства, которые перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы ошибочно относят к форс-мажорным.

Поломка автомобиля.

Пожалуй, самое часто встречаемое заблуждение среди перевозчиков. Запомните, поломка автомобиля не является форс-мажором — нет никаких признаков чрезвычайности и неотвратимости в том, что полетела коробка передач или сгорела проводка. Это частный случай, относящийся к предпринимательскому риску перевозчика. Более того, перевозчик может устранить это последствие простым заключением договора с другим перевозчиком, который заменит его и доставит груз.

Некоторые перевозчики ссылаются на то, что не могли найти запчасти, чтобы выполнить перевозку груза как на форс-мажорное обстоятельство. Это не так — отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров законодательно не является обстоятельством непреодолимой силы.

Хищение груза.

Не является форс-мажором хищение в любой форме (грабеж, кража, разбой) перевозимого груза из автомобиля при его перевозке. Перевозчики нередко ошибочно пытаются представить действия третьих лиц и совершенное ими преступление как обстоятельство непреодолимой силы. Суды давно выработали позицию по этому вопросу: риск хищения груза в результате противоправных действий является разумно предвидимым, следовательно, перевозчик обязан учитывать это при осуществлении своей деятельности. Например, перевозчик может застраховать свою ответственность или нанять охрану.

И, конечно же, никаких признаков форс-мажора в хищении груза при перевозке нет.

Нехватка денег на топливо.

Притянутая за уши причина, но в практике были и такие случаи, когда перевозчик ссылался на отсутствие денег для заправки автомобиля дизельным топливом как на форс-мажор. Разумеется, это никаким форс-мажором не является, более того, законодательно установлено, что отсутствие у должника необходимых денежных средств не является обстоятельством непреодолимой силы.

Возгорание автомобиля.

Возгорание — следствие частного случая технической неисправности транспортного средства либо противоправных действий третьих лиц. Если при возгорании автомобиля сгорел и перевозимый груз, перевозчик несет за него полную ответственность, без каких-либо оговорок.

Исключением будет экстраординарный случай возгорания (например, при попадании автомобиля в зону внезапно начавшегося стихийного лесного пожара) — здесь действительно воздействие на груз и автомобиль оказала непреодолимая и чрезвычайная сила.

Поломка линии по выпуску продукции.

Грузовладельцы не отстают от перевозчиков в умении называть что угодно обстоятельством непреодолимой силы и нередко приравнивают техническую неисправность на своем производстве к форс-мажору, что, разумеется, неверно. Риск грузовладельца, не имеющего нужного запаса готовой продукции к моменту прибытия автомобиля на погрузку относится к его предпринимательскому риску.

Сложные погодные условия.

Например, просрочка доставки груза из-за резкого похолодания и обледенения дороги, экстремальных ливней, сильного ветра и т.д. Здесь есть некоторый простор для творчества. Учитывая, что погодные условия оцениваются судом, а если говорить конкретнее — судьей, здесь следует запастись большим количеством аргументов в пользу того, что конкретное погодное явление — аномальное. Также важно принимать во внимание, что перевозчик является профессиональным предпринимателем, который обязан предпринимать все меры осмотрительности и заботливости.

Но есть исключения. Например, снег в июле в Краснодаре — аномалия настолько редкая, что мало кому придет в голову специально смотреть прогноз погоды на предмет настолько резкого понижения температуры. И если МЧС не выпускало никаких предупреждений, то вполне можно предположить, что такое погодное явление относится к форс-мажору, не позволившему доставить груз вовремя.

В то же время, например, заморозки в Иркутской области в октябре — обыденное явление, перевозчик обязан предусмотреть такую возможность и при согласовании срока доставки: а) изучить прогноз погоды; б) согласовать срок доставки с учетом возможных затруднений.

Внезапное отсутствие дороги.

Россия — большая страна. Бывает так, что перевозчик не может доставить груз получателю из-за того, что неожиданно дорога заканчивается. Форс-мажор ли это? Обычно нет. Суды указывают на то, что перевозчик до заключения договора обязан проверить наличие технической возможности доставки груза в место выгрузки, благо сейчас с этим нет проблем — карты, навигаторы и спутниковые снимки позволяют ознакомиться с дорожной инфраструктурой на всем пути следования.

Если перевозчик не проверил возможность доставки груза получателю, он обязан предпринять меры по обеспечению сохранности груза и запросить переадресовку. Бросать груз на дороге нельзя (см. например дело № А19-3998/2014)!

Разрыв контракта с грузополучателем.

Договорные отношения продавца и покупателя, несмотря на всю задокументированность и регламентированность договорами, контрактами и дополнительными соглашениями к ним, нередко зависят от общения двух-трех человек (например, менеджера по продажам и закупщика). И если взаимодействие этих людей начинает хромать, вполне возможен разрыв контракта между продавцом и покупателем. Событие весьма неприятное, и перевозчик тоже может пострадать из-за того, что несколько человек не смогли найти общий язык.

Из-за расторжения контракта ранее запланированные перевозки могут отмениться и грузоотправитель может заявить о форс-мажоре. На самом деле разрыв договорных отношений с покупателем не имеет ничего общего с обстоятельствами непреодолимой силы. Законом прямо предусмотрено, что нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника не является обстоятельством непреодолимой силы.


Смотрите также