Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Иск на виновника дтп доплата после выплаты осаго


Потерпевший в ДТП требует компенсацию от виновника дтп что делать

Давайте представим такую ситуацию: зима, вы мчите по крайней левой полосе МКАДа на своем новеньком авто. Дорога свободна, чиста, играет ваша любимая песня, светит солнце, ярко светит, выходной и жизнь прекрасна! Но вдруг – экстренное торможение, вы не успеваете затормозить, не увидели стоп-сигналы впереди идущей машины (солнце-то слепит!) и произошло ДТП. Вы врезаетесь прямо в задний бампер на полной скорости...Вы подбиты спереди, передняя машина сзади, все живы, но, согласитесь, ситуация неприятная. Вы остановились и думаете: «Как же хорошо, что есть ОСАГО, страховая выплатит потерпевшему страховое возмещение, не буду расстраиваться. С каждым могло бы такое произойти». Вызываете ДПС, все фиксируете и живете спокойно – с потерпевшим разбирается страховая компания... Но. Спустя какое-то время вам приходит повестка в суд.

 

Казалось бы, почему? Ведь все вопросы должна разрешить страховая. Но не тут-то было...

 

В суде вы понимаете, что ваша страховая компания полностью исполнила обязательства по выплате страхового возмещения потерпевшему, в переделах лимита ответственности, но потерпевшему этих денег для ремонта транспортного средства не хватило, т.к. при ремонте устанавливались новые запасные части. Потому потерпевший и обратился в суд с иском о взыскании с вас, виновника ДТП, недополученной выплаты из-за методики расчета страховой компании с учетом износа.

Почему страховая не возмещает ущерб полностью?

Если вы считаете, что, застраховавшись по ОСАГО однажды, сняли с себя все риски по выплате в случае ДТП, то это не так.

 

Согласно п. 15 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться по выбору потерпевшего:

 

  • путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком;
  • путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего.

Однако приоритетным сегодня является натуральный вид компенсации – ремонт автомобиля в сервисе страховщика.

 

Кроме того, страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

 

Таким образом, новые поправки в законодательство об ОСАГО предусматривают:

  • приоритет ремонта транспортного средства, нежели выдачу денег потерпевшему;
  • новую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт.

Если с первым нововведением все ясно, то с новой методикой расчета не все так кристально чисто и понятно.

 

В соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50% их стоимости.

 

Таким образом, приобретенный вами полис ОСАГО будет полностью покрывать ущерб, причиненный в результате ДТП, а на деле это не так – фактически полис ОСАГО может покрыть всего лишь 50% от ущерба из-за того, что страховая компания осуществляет выплату с учетом износа. А в случае если вы являетесь виновником ДТП, то у потерпевшего (и что самое интересное у страховой компании тоже), возникает право требовать взыскания выплаты без износа по ОСАГО, так как при осуществлении ремонта будут устанавливаться новые детали.

 

Почему существует такая несправедливость? Ведь полис ОСАГО был вашей защитой. Получается, что вы толком не застрахованы и платите 2 раза: страховой компании и потерпевшему. То есть по ОСАГО страхуется не вся ответственности, а только ее часть.

 

Дело в том, что в прошлом году в Конституционный Суд Российской Федерации обратилось несколько граждан, недовольных размером страхового возмещения, которое было рассчитано с учетом износа на сумму гораздо меньше, чем стоит восстановление транспортного средства после ДТП (ведь ставятся новые запасные части) и судом было вынесено Постановление № 6-П от 10.03.2017 года (далее – Постановление КС РФ), согласно которому появилась возможность требовать возмещения лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору ОСАГО владельцев транспортных средств, потерпевшему, которому по указанному договору страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.

 

Если вы – виновник ДТП, то страховая компания покроет только часть убытков и вам в любом случае придется возмещать вред.

 

До вышеуказанного Постановления КС РФ суды исходили из того, что требование к виновнику ДТП о выплате суммы сверх страхового возмещения страховой компанией – незаконно, считалось, что вред возмещен в полном объеме страховой компанией, даже если денег на фактический ремонт у потерпевшего не хватило. Так было раньше.

 

Конституционный суд посчитал, что замена поврежденных деталей, узлов и агрегатов – если она необходима для восстановления эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства, в том числе с учетом требований безопасности дорожного движения, – в большинстве случаев сводится к их замене на новые детали, узлы и агрегаты (и логика в этом есть!). Следовательно, поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования. В противном случае вопреки направленности правового регулирования деликтных обязательств ограничивалось бы право граждан на возмещение вреда, причиненного им при использовании иными лицами транспортных средств.

Что делать, если с вас пытаются взыскать разницу по ОСАГО?

Мы считаем, что лицо, к которому потерпевшим предъявлены требования о возмещении разницы между страховой выплатой и фактическим размером причиненного ущерба, не лишено права ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы, о снижении размера, подлежащего выплате возмещения и выдвигать иные возражения.

 

  • Дело в том, что расчет выплаты или произведенный ремонт могли быть завышены изначально или, например, судебная экспертиза укажет на ненадобность замены некоторых частей транспортного средства и были ли они заменены потерпевшим вообще.

В частности, Конституционный Суд РФ указал, что размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела будет с очевидностью следовать, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений подобного имущества. Кроме того, такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене в соответствии с требованиями по эксплуатации транспортного средства, были заменены на новые).

www.advokatorium.com

Можно ли подать в суд на виновника при наличии ОСАГО?

Показать содержание
  1. Если у виновника ДТП нет страховки ОСАГО, то единственная возможность взыскать ущерб – требовать с него возмещение, в том числе через суд.
  2. Если же действующий полис у причинителя вреда есть, то перед подачей иска на него необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования по ОСАГО – подать заявление в страховую компанию.

По ОСАГО в 2020 году страхуется ответственность водителя в случае причинения вреда чужому имуществу, здоровью или жизни. Таким образом, при ДТП вместо причинителя такого вреда за него возмещение ущерба осуществляет страховая компания. Но можно ли потерпевшей стороне подать в суд на виновника, минуя страховщика? Ответ на данный вопрос зависит от причины такого решения: у виновника нет страховки, это просто желание наказать нарушителя или если страховщик отказал в выплате или ремонте или недостаточно насчитал. Давайте по порядку выясним все причины!

Можно ли подать иск в суд, если у виновника нет ОСАГО, а у потерпевшего есть?

Начнём с банального и, к сожалению, распространённого в нашей стране.

Если автогражданская ответственность причинителя вреда не застрахована – отсутствует полис ОСАГО, то за него ущерб никто не возместит, и это придётся делать из своего кармана.

При этом, наличие страховки у вас как потерпевшего лица не имеет значения. В законе Об ОСАГО предусматривается возможность обратиться в свою страховую, но только в порядке прямого возмещения убытков. Это означает просто упрощённую схему, когда вам не нужно напрягаться в поисках и обращении в страховую виновника, а можно обратиться в свою, а ваша уже взыщет выплаченную вам сумму со страховщика виновного лица.

Одним из условий такого ПВУ является обязательное наличие ОСАГО у обоих участников ДТП. То есть в нашем случае это не работает, и обращаться с требованием возмещения ущерба придётся только напрямую к виновнику аварии. Исчерпывающую информацию о том, как это сделать, мы привели в отдельной статье.

Таким образом, если виновник происшествия без ОСАГО, то обращаться с иском в суд в свою страховую не имеет смысла – в удовлетворении такового суд откажет на законных основаниях.

У виновника есть полис – можно подать в суд?

Подача искового заявления в суд непосредственно на виновного в ДТП водителя может иметь под собой ряд причин:

  • вы просто хотите наказать водителя "рублём", чтобы заплатил он, а не его страховщик по ОСАГО,
  • вы не хотите выяснять, где застрахован виновник, а суд пусть сам ищет страховую компанию и привлекает в соответчики,
  • страховая компания выплатила мало или автосервис по направлению на ремонт требует доплату.

Давайте рассмотрим каждую из этих ситуаций подробнее!

Можно ли просто обратиться к виновнику?

Федеральный закон Об ОСАГО ФЗ-40 чётко описывает большинство действий страхователей при наступлении страхового случая. В этом законе чётко прописано и право потерпевшего обратиться за возмещением, если тот намерен воспользоваться своим правом на такое возмещение. Вот только обязанности обращаться именно в страховую компанию этот закон не предписывает.

В теории вы можете обратиться в суд с заявлением на виновника ДТП, и это позволяет сделать законодательство в пункте 2 статьи 11 ФЗ-40. В этом случае в качестве соответчика привлекается страховая компания, и именно на неё по суду возлагается бремя выплаты ущерба.

Но Верховный суд в Постановлении Пленума №58 от 26.12.2017 года разъяснил (пункт 94), что если не соблюдён обязательный досудебный порядок истцом, то исковое заявление возвращается без рассмотрения – то есть дело даже не начнёт рассматриваться.

Досудебный же порядок заключается в стандартных действиях после ДТП:

  1. потерпевший пишет заявление о возмещении в страховую по ОСАГО,
  2. ждёт 20 дней,
  3. в случае отказа в возмещении направляет досудебную претензию,
  4. и только затем можно подавать исковое заявление в суд.

То есть просто так взять и подать в суд на виновника ДТП, минуя страховую компанию, если у того есть полис ОСАГО, нельзя.

А застрахован ли причинитель вреда?

Но как же узнать о наличии полиса и в какой страховой застрахован виновник аварии?!

На самом деле, это вы уже должны знать, если оформляли ДТП должным образом. Во-первых, все участники происшествия обязаны сообщить сведения о своём полисе ОСАГО по закону (пункт 1 статьи 11 ФЗ). Во-вторых, информация о полисе фигурирует в документах об аварии, составленных сотрудниками полиции – протоколе, постановлении или справке о ДТП.

Если ДТП не оформлялось

Тогда ситуация усложняется для всех его участников.

Дело в том, что в этом случае вам в любом случае необходимо его оформить (либо заполнить европротокол с текущей датой). Если вы заявите о событии происшествия по прошествии времени, не выполнив обязанность незамедлительно сообщить об этом, согласно ПДД, то это образует состав для привлечения всех участников покинувших место ДТП по части 2 статьи 12.26, а она предусматривает лишение прав на длительный срок.

Нет, это не повлияет на виновность в аварии, но лишение права управления, если вы ещё докажете наличие события (по повреждениям, видеозаписи с регистратора или камер наблюдения), всё равно будет каждому участнику, не выполнившему требования ПДД при ДТП.

В противном же случае, страховая компания по ОСАГО даже не примет заявление без пакета документов от ГИБДД либо бланк европротокола без подписи второго участника. А для обращения в суд необходимо снова доказать наличие события, а это может привести к лишению прав.

Если страховая компания не выплатила или возместила недостаточно

В этом случае нужно иметь в виду 2 важных тонкости ОСАГО:

  • потерпевший в ДТП имеет право на полное возмещение вреда с восстановлением автомобиля до состояния, каким оно было до аварии,
  • но расчёт возмещения по ОСАГО производится с учётом износа, а разницу между таким расчётом и калькуляцией без износа потерпевший вправе взыскать с виновника.

Причину недоплаты страховой устанавливает независимая экспертиза, которая покажет, соответственно, если с учётом износа сумма положена больше, чем заплатил страховщик, то подавать иск нужно на страховщика. Если же калькуляция страховой верна, то за разницей обращаться в суд необходимо уже к виновному водителю в происшествии.

tonkostiosago.ru

Возможно ли взыскать сумму, которую я доплатил за ремонт, со страховой или с виновника ДТП?

Добрый вечер.

Да, сумму износа возможно в судебном порядке взыскать с виновника ДТП. В относительно недавно принятом

Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других»

ГАРАНТ.РУ: www.garant.ru/hotlaw/federal/1097613/#ixzz4bVt53ufl

отмечается что

Как показывает практика, размер страховой выплаты, расчет которой производится в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов, может не совпадать с реальными затратами на приведение поврежденного транспортного средства — зачастую путем приобретения потерпевшим новых деталей, узлов и агрегатов взамен старых и изношенных — в состояние, предшествовавшее повреждению. Кроме того, предусматривая при расчете размера расходов на восстановительный ремонт транспортного средства их уменьшение с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов и включая в формулу расчета такого износа соответствующие коэффициенты и характеристики, в частности срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), данный нормативный правовой акт исходит из наиболее массовых, стандартных условий использования транспортных средств, позволяющих распространить единые требования на типичные ситуации, а потому не учитывает объективные характеристики конкретного транспортного средства применительно к индивидуальным особенностям его эксплуатации, которые могут иметь место на момент совершения дорожно-транспортного происшествия. Между тем замена поврежденных деталей, узлов и агрегатов — если она необходима для восстановления эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства, в том числе с учетом требований безопасности дорожного движения, — в большинстве случае сводится к их замене на новые детали, узлы и агрегаты. Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла. Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

pravoved.ru

Выплаты виновника ДТП, возмещение ущерба

После аварии помимо вопросов правильного оформления бумаг нередко возникает вопрос – какие выплаты виновника ДТП, возмещение ущерба от которого в добровольном порядке не последовало, может получить потерпевший? И собственно, кто считается потерпевшим в ДТП, на возмещение какого вреда можно рассчитывать и в каких случаях компенсация ограничится только выплатами по ОСАГО?

На эти и другие актуальные вопросы порядка возмещения ущерба после аварии, когда виновник ДТП установлен, ответит размещенная ниже информация. Кроме того, дежурному юристу сайта можно задать дополнительные вопросы – эта помощь бесплатна и оперативна.

Общий порядок возмещения ущерба после аварии

В большинстве случаев возмещение причиненного водителю или транспортному средству ущерба осуществляется путем выплаты по ОСАГО. Страхование автогражданской ответственности – не право собственника автомобиля, а обязанность (за неоформление полиса КоАП предусмотрена ответственность по ст. 12.37, а за его отсутствие в момент управления автомобилем – по ст. 12.3).

О получении выплат по ОСАГО речь может идти только тогда, когда виновник ДТП имеет действительный полис (вписан в него). Но выплату по ОСАГО получает только собственник. Именно поэтому вступление в наследство на автомобиль предусматривает необходимость заключения договора доверительного управления имуществом.

Когда водитель попал в ДТП, он обязан соблюдать правила дорожного движения и оформить факт происшествия документально. Это может быть европротокол или оформление ДТП с участием сотрудников ГИБДД. После получения документов страховой компанией, последняя обязана в течение 20 дней произвести выплату. По результатам независимой оценки после подачи претензии по ОСАГО потерпевший может рассчитывать на увеличение размера возмещения.  

Иногда страховая компания незаконно отказывает в получении выплат, ссылаясь на пьяное состояние виновника аварии или отсутствия у него прав, отзыв лицензии. В таких случаях помимо жалобы на страховую компанию имеет смысл обратиться в Российский союз автостраховщиков. Кстати, в скором времени Госдума может запретить получение денежной компенсации по ОСАГО. Только ремонт автомобиля.

В каких случаях предусмотрены выплаты виновника ДТП, возмещение ущерба за счет личных средств водителя

За счет денежных средств водителя, виновного в совершении дорожно-транспортного происшествия, возмещается вред:

  • сверх установленных пределов по ОСАГО (400 тыс. на имущество каждого потерпевшего, 500 тыс. за вред жизни, здоровью каждого (!) потерпевшего)
  • когда имело место не ДТП (столкновение 2 транспортных средств), а причинение вреда автомобилю другими действиями  (открыли дверь на парковке – помяли дверь соседней машины)
  • у виновника аварии отсутствует полис ОСАГО (вообще не оформлялся, а не формальное отсутствие)
  • моральный вред (при причинении вреда жизни или здоровью).

Порядок возмещения ущерба за счет средств виновника аварии может быть добровольным или принудительным.

Выплаты виновника ДТП в добровольном и принудительном порядке

Сумма ущерба рассчитывается по определенному алгоритму. Если речь идет о транспортном средстве, то используется оценка автомобиля после ДТП (с учетом утраты товарной стоимости). Не редко, участники аварии на месте «прикидывают» размер ущерба и предлагают не заниматься оформлением бумаг, а получить деньги и разъехаться. В таких случаях возьмите с лица, получившего деньги, расписку об отсутствии претензий. Иначе поведение виновника аварии можно расценить как оставление места ДТП, что влечет неприятности.

Виновник аварии и потерпевший могут заключить досудебное соглашение о порядке возмещения ущерба. Лучше, если оно будет оформлено у нотариуса, но допустимо и простое письменное соглашение (судиться на основании которого, правда, затратнее). Каждый факт передачи денежных средств должен подтверждаться документально – за что, когда получены деньги и в каком размере. Такой порядок досудебного урегулирования спора не лишает сторон права обратиться в суд с иском о возмещении ущерба в ДТП. В таком случае, все ранее произведенные выплаты должны быть учтены судьей в счет погашения задолженности.

Что касается возмещения вреда жизни или здоровью, то его оценка сопряжена с большим количеством документов. Это не только медицинские затраты и лекарственные средства, но и реабилитация лица, утраченный заработок (подробнее – исковое заявление о возмещении вреда здоровью).

Моральный вред подлежит исключительно субъективной оценке и взыскивается за счет средств виновника ДТП. Если в результате аварии причинен вред здоровью любой степени тяжести, а также при смерти пострадавшего, можно требовать компенсации морального вреда. Правда, чаще всего, путем подачи иска.

Если же в добровольном порядке получить выплаты виновника ДТП, возмещение ущерба при котором является его обязанностью в силу Гражданского кодекса РФ, затруднительно, единственным способом защиты нарушенных прав является обращение в суд.

iskiplus.ru


Смотрите также