Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




История возникновения осаго


Как это было? История автострахования

Решил изучить вопрос об истории автострахования в мире (никогда ведь не помешает узнать что-нибудь интересное) – и увлекся! Даже не ожидал. То есть я, конечно, представлял себе, что автомобиль как самоходный экипаж родился несколько раньше, чем идея о его страховании, но все же не думал, что настолько!

Начало эпохе автострахования было положено 250 лет назад. В то время во Франции появились омнибусы. История их возникновения похожа на анекдот! ? В 1826 году был бывший офицер Станислас Бодри выйдя в отставку, открыл на окраине Нанта мучную мельницу, а чтобы не пропадало вырабатываемое тепло, — и баню при ней. Клиентов в баню надо был как-то привлекать, вот ушлый офицер и придумал организовать прямое омнибусное сообщение: «Нант – баня». Идея принесла свои плоды. А вскоре Бодри обнаружил, что многие пассажиры ездят на омнибусе не только в баню, а сходят, не доезжая, на промежуточных пунктах. Это натолкнуло его на мысль о том, что его транспортное средство имеет самостоятельную ценность (при создании оно задумывалось как дополнение к бане).

Омнибусные маршруты быстро становятся популярными, и совсем скоро в Англии появляются первые паровые омнибусы. Это были тяжелые, громоздкие сооружения, которые потребляли огромное количество воды и топлива и требовали тщательной и длительной подготовки к выезду. К тому же они очень медленно двигались и в считанные месяцы разрушали мостовые почти до основания. Но… именно с возникновением омнибусов и началась эра автострахования! Потому что неуклюжие и суетливые пешеходы, которые так и норовят попасть под колеса, были во все времена. И как только обыватели подняли шум – дескать, омнибусы калечат наших граждан!!! – то страховые компании, которые к тому времени действовали уже несколько веков, быстренько подсуетились и стали предлагать клиентам новый продукт: страхование от столкновения с омнибусами и самоходными экипажами.

В 1895 году впервые в Соединенных Штатах Америки произвели автомобиль для продажи. И уже через год, в августе 1896-го, случилась первая в мире автомобильная авария: машина ехала со скоростью всего 6 километров в час, однако водитель Артур Эдселл не видел дороги из-за двух других повозок, а миссис Бриджит Дрискал, впавшая в панику, стояла неподвижно и не уступила дорогу машине. Женщина погибла. Последовало долгое и нудное судебное разбирательство, об «ужасной машине-убийце» мальчишки-газетчики вопили на каждых перекрестках. В конце концов, суд постановил, что миссис Дрискал умерла от несчастного случая. Но автомобилисты получили хороший урок.


И вот в 1898 году американец Трумэн Мартин решил застраховать свой автомобиль от столкновения с пешеходами, а также гужевым транспортом и тележками. В те «лошадиные» (в прямом смысле этого слова) времена, автомобиль был роскошью. Поэтому доктор опасался столкновения своего авто с транспортом «животного» происхождения (в те времена на 4 тысячи автомобилей на всю Америку приходилось более 20 миллионов лошадей). За страховку он заплатил двенадцать с половиной долларов. В случае аварии ему должны были выплатить пятьсот долларов. Решения Мартина Трумана было добровольным, но после того, как в двадцатых годах прошлого столетия на заводах Форда стало налаживаться массовое производство автомобилей, которые стали заполнять улицы городов, в 1925 году в штате Массачусетс власти впервые ввели обязательное страхование для любого автомобиля.
За Америкой последовали и страны Европы. К началу пятидесятых прошлого столетия в большинстве европейских стран было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей. Тогда же и родилась идея о международном договоре о взаимном признании страховых полисов – международная система «зеленой карты». Самые первые полисы были зеленого цвета, отсюда и их сегодняшнее название – «green card».
Что же до России, то первый полис страхования сухопутного транспорта появился у нас в 1887 году. Но вообще идея «автогражданки» шла к нам больше ста лет, хотя в самом начале Россия в этом смысле не отставала от западных первопроходцев. Первые разговоры о введении страхования автомобилей велись еще в 1924 году. Однако до середины 60-х большой надобности в законе об ОСАГО фактически не было, поскольку автомобиль для рядового советского гражданина оставался недостижимой роскошью.
В итоге «автогражданка» в России появилась лишь в 1991 году, да и то в сугубо добровольной форме. Потому-то многими автовладельцами с непривычки введение обязательной «автогражданки» в 2003 году было воспринято в штыки. Сегодня уже около 90% автовладельцев имеют полис ОСАГО и уже мало кто сомневается в том, что с автогражданкой мы стали намного цивилизованнее. И к тому же технический прогресс не стоит на месте и приходит на помощь даже тем, у кого нет возможности тратить много времени на оформление авто страховки. Ведь сто лет назад страхование автомобиля было в диковинку и потому переговоры между страховой компанией и клиентом по этому поводу отнимали много времени и сил. Сегодня купить полис ОСАГО или КАСКО – самая несложная процедура. Особенно сейчас, когда Интернет, как вода или воздух, присутствует практически везде. Страхование через Интернет занимает в прямым смысле слова считанные минуты: набрал – зашел – выбрал – купил!
И в этом прогресс нашего времени.

reninsblog.livejournal.com

История развития обязательного страхования автогражданской ответственности — Студопедия

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Гражданское право ______________________________________________

на тему:

«Обязательное страхование владельцев транспортных средств»

Автор работы:

студент группы _______________

 _________________ формы обучения

Фамилия Имя Отчество

подпись________________

 

Руководитель работы:

Должность, учёная степень_________

_________________________________

Гнатенко Владимир Анатольевич

Оценка__________________________

   Подпись _________________

 

«_____» ___________20____  г.

 

Пермь 201_  г.

 

 

 

Содержание

 

С.

 

Введение. 3

Глава 1. Правовое регулирование страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 5

1.1. История развития обязательного страхования автогражданской ответственности 5

1.2. Понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Виды и условия гражданско-правовой ответственности. 10

Глава 2. Особенности правового регулирования договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 17

2.1. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как основание возникновения страховых обязательств 17

2.2. Актуальные проблемы правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и решения выявленных проблем. 23

Заключение. 33

Билиографический список. 34

 

Введение

 

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях перехода Российской Федерации к эффективной рыночной экономике наряду с решением социально-экономических, организационных и иных проблем большое значение приобретают проблемы правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ибо они имеют не только внутригосударственное, но и международное значение. И это понятно, поскольку обязательное страхование транспорта сегодня является самым крупным и динамично развивающимся сектором рынка страхования физических лиц, в рамках которого граждане внутри страны и при выезде за рубеж заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий на дорогах путем внесения денежных взносов в фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а организация при наступлении указанных последствий выплачивает страхователю или иному лицу обусловленную сумму.


Целью исследования является проведение правового анализа института обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ.


В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

- изучить историю развития обязательного страхования автогражданской ответственности;

- определить понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также виды и условия гражданско-правовой ответственности;

- рассмотреть основные положения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как основание возникновения страховых обязательств;

- выявить актуальные проблемы правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и предложить пути их решения.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования различных аспектов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Предмет исследования составляют действующие нормативно закрепленные особенности правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; соответствующие правоотношения, складывающиеся между субъектами гражданско-правовых отношений при заключении, исполнении и прекращении ими договоров страхования рассматриваемого вида гражданской ответственности.

Курсовая работа состоит из введения и двух глав: теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы. План работы отражает содержание заявленной темы.

В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы обобщающего характера, выявлены актуальные правовые проблемы и предложены пути их решения.

Работа включает в себя список использованной литературы, определяющий основные источники. При написании курсовой работы были изучены труды авторитетных специалистов в области гражданского права О.Н. Садикова,Е.А. Суханова, Ю.К. Толстогои других.

 

 

Глава 1. Правовое регулирование страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

История развития обязательного страхования автогражданской ответственности

В 1786 г. - Страхование от огня: был учрежден государственный заемный банк, которому разрешалось принимать в залог дома и недвижимость, застрахованные у него. Возникли новые страховые общества (в 1867 г. - «Русское»; в 1870 г. - «Коммерческое»)[1].

В 1862 г. были организованы общества взаимного страхования от огня. В 1864 г. было утверждено Положение о взаимном земском страховании (каждое губернское земство должно было вести операции по страхованию только в своей губернии).

В 1881 г. страховое общество «Россия» производило страхование жизни, капиталов, коллективное и индивидуальное страхование. В 1888 г. страховое общество «Помощь» производило страхование от несчастных случаев. В 1903 г. создан в Москве Российский взаимный страховой союз.

Декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального, который возглавлялся Комиссариатом по делам страхования. Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г.«Об организации страхового дела в Российской Республике» страховое дело было объявлено государственной монополией во всех его видах. Утверждение ЦИК и СНК от 18 сентября 1925 г.«Положения о государственном страховании в СССР». Постановление Совета Министров СССР от 30 августа 1984 г.«О мерах по дальнейшему развитию Государственного страхования и повышению качества работы страховых органов». 1988 г. - Демонополизация страхования. Закон «О страховании». 1990 г. - Положение «Об акционерных обществах и товариществах с ограниченной ответственностью»[2].

В 1992 г. - создан Росгосстрах. Указом Президента от 29 января 1992 г. государственные и муниципальные страховые предприятия преобразуются в акционерные страховые общества (АСО) закрытого и открытого типа и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО).

Страхование ответственности - молодая отрасль страхования, которой чуть более 100 лет. Развитие страхования ответственности идет вместе с техническим прогрессом и подкрепляется различными законами и нормативными актами, так как затрагивает практически все сферы жизни. По утверждению А.А. Александрова, суть страхования ответственности состоит в том, что страховщик принимает на себя обязательство возместить ущерб, причиненный страхователем третьему лицу или группе лиц.

Начиная с 1913 г. в России стало формироваться гражданское законодательство о страховании автогражданской ответственности и, соответственно, начала создаваться своя, применительно к российским условиям, система такого страхования.

Так, 11 мая 1913 года Министерством внутренних дел Российской империи для страхового общества «Россия» были утверждены «Общие условия страхования убытков владельцев моторных экипажей (и автомобилей)», которые определенное время играли роль базового нормативного документа в этой сфере деятельности. Указанные правила устанавливали, что по договору страхования убытков владельцев моторных экипажей страховое общество обязывалось возместить страхователю убытки, которые возникли для него вследствие несчастных случаев, происшедших при движении или на стоянках включенных в страхование моторных экипажей:

1) убытки, вытекающие из возникшей у страхователя по закону имущественной ответственности:

- за смерть и телесные повреждения, причиненные третьим лицам;

- за порчу и уничтожение имущества (включая животных), принадлежащего третьим лицам;

2) убытки от повреждений и поломки самих моторных экипажей вследствие несчастного случая;

3) убытки от пожара, взрыва или короткого замыкания электрического тока на моторном экипаже.

23 марта 1918 г. был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». На первом этапе социалистических преобразований страхового дела по-прежнему сохранялась коммерческая основа старых организационных форм страхования[3]. Однако гражданская война и иностранная военная интервенция потребовали принятия чрезвычайных мер во всех областях хозяйственной деятельности. Они ускорили национализацию страхового дела.

В ноябре 1918 г. Совнарком принял Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике», которым была закреплена государственная монополия на страхование во всех видах и формах. Во время Гражданской войны страхование практически не осуществлялось, помощь нуждающимся выдавалась натуральными продуктами. Монопольное право Госстраха на страховую деятельность было оговорено в Положении «О Народном Комиссариате финансов СССР» от 12 ноября 1923 г., а также в постановлении Совнаркома СССР от 11 ноября 1924  г. И завершилось утверждение монополии Госстраха Положением «О государственном страховании в СССР». При этом, однако, еще сохранялось взаимное кооперативное страхование.

Для укрепления доверия к советскому страхованию Госстрахом при участии внешнеторговых организаций в 1925 г. создается Черноморско-Балтийское страховое общество (Блекбалси), а в 1927  г. в Германии – Черноморско-Балтийское транспортное страховое общество (Софаг). Эти общества страховали импорт СССР из ведущих европейских стран и Америки. Госстрах страховал весь экспорт, а также часть импорта, преимущественно из приграничных стран.

В период Великой Отечественной войны средства государственного страхования активно использовались для военных нужд. После войны условия страхования несколько пересматриваются. В 1947 году из Госстраха выделяется «Ингосстрах» - как самостоятельная организация, обслуживающая внешнюю торговлю (ранее интересы внешнеторговой деятельности обслуживались двумя специально созданными компаниями - «Блекбалси» и «Софаг»).

Практика разделения государственного страхования на внутреннее и внешнее, называемая «дуполия», была внедрена в большинстве советских республик, а позднее - в большей части стран Варшавского договора. И хотя страхование, как правило, было обязательным, роль добровольного страхования постепенно, очень медленно, возрастала в течение всего социалистического периода.

Два советских страховщика были «избавлены» от взаимной конкуренции разделением сфер деятельности. В этих условиях понятие «государственное страхование» стало отражать иное, чем прежде, содержание - сферу деятельности внутри страны. От него отпочковалось понятие «иностранное страхование», т. е. вне пределов страны. С точки зрения правовой, обе эти сферы оставались государственными. Лишь в 1973 г. Ингосстрах стал первым в СССР акционерным страховым обществом[4].

Двойное солирование Госстраха и Ингосстраха продолжалось более сорока лет. Их бесконкурентная деятельность была далеко не беспроблемной. Давление бюджета на Госстрах, валютного плана на Ингосстрах, инструкций Министерства финансов СССР и некоторых других ведомств на обоих страховщиков оставляло им слишком мало возможностей для проявления инициативы и поиска нестандартных решений. Таким образом, в советское время в нашей стране страхования гражданской ответственности практически не существовало: проводилось лишь добровольное страхование гражданской ответственности иностранных владельцев механизированных транспортных средств на время их пребывания на территории нашей страны и страхование наших граждан, выезжающих на автомашинах за границу

В постперестроечный период государственное страхование было отменено. Фактически страховой рынок в нашей стране начал создаваться заново. Постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г. определило, что на страховом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества, которые могут проводить разнообразные виды страхования.

Этим, собственно, и было положено начало восстановлению страхового рынка России после многих десятилетий его разрушения.

 


studopedia.ru

История страхования - Мастерок.жж.рф — LiveJournal

В современном мире страхование имущества, жизни, органов и даже прав — обыденная часть реальности. Давайте вспомним, с чего и когда всё начиналось: первые известные случаи страхования чего-либо, развитие страхования как идеи, а также самые интересные или курьезные примеры страхования.

 

Как и многие идеи и системы, страхование развивалось постепенно. Первым известным случаям страхования несколько тысяч лет. И несмотря на то, что многое в страховании сильно изменилось за это время, некоторые принципы, появившиеся десятки веков назад, всё еще можно проследить в современных практиках страховой защиты.

Страховые отношения возникли в античные времена, когда древние торговцы, скотоводы и моряки учреждали кассы взаимопомощи, служащие инструментом защиты от всевозможных рисков и бедствий. Некоторые исследователи усматривали основы страхования в библейском сюжете о семи тучных и семи тощих коровах. Истолковав сон фараона, Иосиф предложил ему делать запасы на семь тощих лет. Операция оказалась вполне успешной и с коммерческой точки зрения: в голодный период Иосиф изрядно разбогател.

 

 

Истоки страхового дела. Первоначальные формы страхования возникли в глубокой древности. Правила страхования изложены в одной из книг Талмуда. Если у одного из погонщиков падало животное, Талмуд предписывал остальным передать ему взамен другого осла, но ни в коем случае не деньги. Еще тогда был заложен основополагающий принцип: страхование — это только защита от риска, и оно ни в коем случае не может служить обогащению.

Отдельные страховые операции можно обнаружить в Шумере. Местными торговцами выдавались финансовые гарантии или сумма денег (в форме займа или создания «общей кассы») для защиты их интересов в случае утраты груза во время перевозки. Еще за три тысячи лет до нашей эры жители Вавилона применяли систему займов в отношении морских предприятий, согласно которой заем не подлежит возврату, если морское предприятие завершилось неудачно.

В Вавилонии за два тысячелетия до нашей эры законы царя Хаммурапи предусматривали заключение соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы разделять на всех убытки, постигшие кого-либо в пути от нападения разбойников, ограбления, кражи и т.д. В рабовладельческом обществе существовали соглашения, в содержании которых можно увидеть черты договора страхования. Самое широкое распространение они получили в области морского судоходства, но известны и примеры соглашений, касавшихся недвижимости и торговых сделок.

 

 

Соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения и других морских опасностей заключались между корабельщиками-купцами на берегах Персидского залива, в Финикии и др. Развитию начальных форм страхования способствовала быстро развивавшаяся морская торговля Средиземноморья. Например, Демосфен (384-322 г.г. до н.э.) свидетельствует, что торговец, получивший ссуду, возвращал ее только в случае успешного завершения своего торгового путешествия. При этом он возвращал на 30% больше, чем получал. Эти тридцать процентов, составлявшие кредитную ставку, включали в себя элемент страхового тарифа. Заимодавец страховал себя на случаи возможных убытков.

В законе, принятом на острове Родос в 916 г. до н.э., была представлена система распределения ущерба при общей аварии, принципы которой сохранились до наших дней. Первичные зачатки организационных форм страхования в виде подобия страхового фонда существовали в Древней Индии и Древнем Египте и были, по преимуществу, организациями взаимопомощи ремесленников и торговцев.
Характерной чертой древнейшего страхования является то, что на данном этапе еще нет регулярности вносимых в общую кассу страховых платежей. Более того, организация страхового фонда выражалась в обязательствах возмещать убытки в порядке последующей раскладки, т.е. деньги вносились в кассу после наступления страхового события. В дальнейшем страхование приобрело более совершенную форму. Оно стало строиться на основе регулярных платежей, которые приводят к аккумуляции (накоплению) денежных средств и созданию страхового фонда.

Принято считать, что наиболее отчетливо по сравнению с другими народами древности взаимное страхование было развито в Древнем Риме. Оно широко применялось в различных профессиональных союзах и коллегиях. При поступлении в такую коллегию уплачивались единовременные, а затем ежемесячные взносы. За счет собираемых средств производились похороны в случае смерти члена коллегии, оказывалась материальная поддержка в случае болезни, увечья и др. Взаимное страхование в Древнем Риме было широко распостранено среди ремесленных и других профессиональных коллегий, военных и даже религиозных организациях.

 

 

В Древнем Риме представители власти сами становились гарантами определенных рисков, подписывая протоколы о возмещении ущерба от потери судов в случае военных действий или шторма с поставщиками и торговцами, которые брали на себя обязательство снабжать легионеров в Испании.

В 1155 г. папа римский Адриан IV уч­редил в Варезе общество по защите от краж и грабежей, обязав состоятельных граж­дан вносить в него по 12 динаров в год. В городе Брюгге в 1310 г. была учреждена «Страховая палата», которая проводила операции по защите имущественных интересов купечества и ремесленных гильдий.

Первый дошедший до нас морской страховой полис датирован 1347 г. Он был выдан на перевозку груза из Генуи на остров Майорка на судне «Санта-Клара». Согласно полиса при благополучном завершении рейса премия, уплаченная страхователем, оставалась у страховщика, а при потере груза возвращалась страхователю в двойном размере. В Генуе же появилось первое страховое общество, занимающееся транспортным страхованием. Появились регламентирующие документы. Первый из них касался маршрутов движения морской торговли.

 

 

В 1369 г. дож Венеции издал декрет, закрепивший обычаи морской междуна­родной торговли. Отныне торговец, отправля­ясь в плавание, брал ссуду под процент, значительно превосходивший обычный, а в случае гибели корабля освобождался от возврата суммы ссуды. Кста­ти, именно итальянские слова «assurazioni», «risigo», «praemia» «polizza» и пре­вратились со временем в международные страховые термины.

Дополнительный вклад в создание морского законодательства был сделан в 1435 г., когда были опубликованы «Барселонские капитулы». Положения страхования отражены во многих их статьях. Торговец был обязан декларировать общую сумму займов, взятых для осуществления плавания, в них устанавливалась презумция гибели судна в случае отсутствия информации о нем, запрещалось фиктивное страхование. Это был, по сути дела, Международный кодекс по мореплаванию и страхованию, признанный также и в арабском мире. Завершением правового обеспечения морской торговли, мореплавания и страхования можно считать «Вехи моря», изданные в Руане в 1500 г.

В 1652 г. в лондонской гавани Эдвар­дом Ллойдом была открыта кофейня, где моряки обсуждали проблемы безопасно­сти грузоперевозок. В 1653 году неаполитанский врач Лоренцо Тонти предложил кардиналу Джулио Мазарини провести «тонтину» — не­что вроде лотереи для пополнения оску­девшей казны. Суть ее заключалась в том, что все участники делали определенный взнос, а затем получали банковский процент от общей суммы. Раз в семь лет прово­дилась перерегистрация, и доходы умер­ших перераспределялись между живыми. Долгожители богатели, но еще больший доход получали организа­торы: было подсчитано, что одна из «тонтин» принесла им 59 млн. франков в виде взносов, в то время как остальным было выплачено чуть более 2,2 млн. В конце кон­цов «тонтины» были признаны мошенни­чеством. Однако именно они стали прооб­разом обществ страхования жизни.

 

 

В 1662 г. Эдвард Ллойд основывает газету «Новости Ллойда», дававшую своим читателям сведения об отправлениях и прибытиях судов во всех портах мира. Так появился один из краеугольных камней страхования – информация. В 1666 г. была основана и «Страховая контора Ллойда». Когда торговец обращался туда с просьбой застраховать груз, находившийся на корабле, страховщики Ллойда оценивали риск, учитывали время года и продолжительность плавания, репутацию перевозчика и торговца, опыт капитана, команды, надежность судна, вид и вес груза. Уже через 60 лет Ллойд, несмотря на конкуренцию, контролировал 99% рынка морского страхования.

В 1779 г. члены ассоциации «Лондонский Ллойд» приняли «подписной формуляр Ллойда» – формуляр договора морского страхования, послуживший образцом для создания нормативных актов, регулирующих отношения по морскому страхованию в Германии, Италии, Голландии, Франции и России. В это же время возникают страховые общества в области морского страхования во Франции (1686 г., Париж). Затем страховые общества появляются и в других странах: Италии (Генуя – 1741 г.), Дании (1746 г.), Швеции (1750 г.) и т.д. По уровню и темпам развития морское страхование опережало огневое страхование и страхование жизни.

Первый полис страхования жизни был выдан в 1574 г. Первое общество страхования жизни возникло в 1662 г. в Англии.

 

 

В России инициатором создания частной страховой фирмы стал председатель департамента государственной экономии граф Н. С. Мордвинов, которого волновала не помощь погорельцам, а то, что жители России страхуют недвижимость за рубежом, вывозя деньги из страны. Подготовка законодательной базы началась в 1825 году, однако смерть Александра I и восстание декабристов, участие в суде над которыми отняло у Мордвинова немало времени, затормозили этот процесс. Лишь в 1827 году Николай I подписал указ, в котором говорилось: «Обращая внимание на успешное распространение полезных предприятий, промыслов и торговли, Мы признали соответствующим этой цели дозволить образовать в России частное общество для страхования имуществ от огня». В результате возникло акционерное общество с длинным названием — Российское страховое от огня общество, учрежденное в 1827 году.

 

 

«Тому, кто признает пользу страхования от огня, но отрицает пользу страхования жизни, следует иметь ввиду, что дом только может сгореть, а человек рано или поздно должен умереть и что со смертью кормильца для осиротевшей семьи погибает значительный капитал» Рекламный проспект страхового общества «Якорь» — конец XIX века.
Сразу после Октябрьской революции 1917 года советская власть берет под свой контроль отдельные виды страхования, главным образом социального и медицинского, которые проводились до революции через страховые больничные кассы. Так 29 ноября 1917 года Народный комиссариат труда утверждает «Положение о страховом совете» — коллегиальном органе для «заведыванiя всеми делами, относящимися къ страхованiю рабочихъ», который становился прообразом органа страхового регулирования. А 16 декабря 1917 года выходит новое «Положение о страховом присутствии», которым оформлялась децентрализованная (региональная) система страхового надзора за работой рабочих больничных (страховых) касс.

 

 

Однако попытки обеспечить определенную преемственность предпринимались только в этих социальных видах страхования, которые себя очень хорошо зарекомендовали до революции и в которых за счет отчислений рабочих-пролетариев были накоплены значительные средства. В первые годы советской власти была предпринята попытка ввести систему бесплатных государственных услуг и запретить всякую коммерческую деятельность. В этих условиях институт коммерческого страхования прекратил своё существование. Декретом 28 ноября 1918 года были ликвидированы все действовавшие в стране страховые общества, 18 ноября 1919 года — аннулированы договоры страхования жизни (без каких-либо выплат), а 18 октября 1920 года — вообще упразднен институт страхования с заменой на бесплатную помощь населению при наступлении чрезвычайных обстоятельств. Однако в силу нехватки ресурсов и тяжести Гражданской войны эта схема помощи нуждающимся так и осталась на бумаге.

 

 

В 1925 году операции государственного страхования производились на основании общесоюзного законодательства, издаваемых в его развитие законоположений союзных республик, а также общих правил страхования и тарифов. Помимо Госстраха СССР страхованием имели право заниматься кооперативные организации, им было разрешено взамен обязательного государственного страхования организовать взаимное страхование собственного имущества при условии контроля и надзора со стороны Главного управления Госстраха и перестрахования у последнего в определенной доле своих рисков. Кроме того, разрешалось Народному комиссариату путей сообщения страхование пассажирского багажа с взиманием особых страховых сборов с объявленной ценности, а Народному комиссариату почт и телеграфов — почтовых отправлений.

 

 

Страхование жизни во всем мире рассматривается как наиболее эффективный инструмент решения социальных проблем и является средством аккумулирования стратегических накоплений граждан. В развитых странах около 90% населения имеют полисы страхования жизни.

[источники]
Источники:
http://www.askins.ru/index.php/story-i/65-story
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0
http://www.lider-in-life.com/services/history.php

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=14249.

masterok.livejournal.com

История страховки

Страхование представляет собой способ, путем которого можно уменьшить риск убытков за счет их гарантированного возмещения пострадавшему. Возмещение выдается из страхового фонда, который формируется за счет страховых взносов.

Страхование является одной из основных категорий в современной экономике, в рыночном хозяйстве. При этом история возникновения страхования уходит глубоко в старые времена, и изначально существовало как взаимное страхование, основанное на идее коллективной взаимопомощи.

Первые виды страхования

Самый первый вид страхования – это натуральное страхование. Под ним подразумевалось сохранение запасов продуктов питания, семян в общинных амбарах. Запасы формировались за счет натуральных подушных взносов. Использовались такие запасы в случае неурожая или нападения врагов, осады. Продукты спасали в таких ситуациях городское население от голода, а для крестьянских хозяйств выделялась материальная помощь. Такое страхование существовало на ранних стадиях государства и в крестьянских общинах.

Далее история страхования перерастает в новую форму. Постепенно из натуральной формы страхование переходит в денежную форму, и примерно к концу XV века началось стремительное развитие страхования. В это время начинается бурный рост судоходства, международной торговли. Вместе с этим и увеличились риски потери имущества во время водных переходов. Поэтому купцы, судовладельцы, отправляющиеся в совместные экспедиции, заранее договаривались распределять убытки между собой в случае утери имущества одного из владельцев.

Первые упоминания о страховании появляются в 1347 году. Именно в этом году был заключен первый страховой договор за плату, который распространялся на перевозку груза на судне «Санта Клара» из Генуи на Майорку. Это говорит о том, что появляются первые задатки коммерческого страхования, когда риски страхуются за взимание определенной страховой суммы.

Первые страховые компании

Первые страховые общества начинают появляться в XVII веке. Среди всех компаний особо выделялась английская страховая организация «Ллойдс», осуществляющая свою деятельность в страховании морских грузоперевозок. Данная организация объединяла несколько частных страховщиков (андеррайтеров), которые осуществляли свою деятельность исходя из своих финансовых возможностей. «Члены Ллойда», статус, который получали люди, попавшие в компанию, обязаны были выплачивать страховые премии из своих личных средств, если вдруг наступал риск, на который и был подписан договор.

Постепенно, кроме страхования морских рисков, начинает развиваться и страхование других видов деятельности.

Все в том же XVII веке, когда большинство домов были деревянными, а готовка, отопление и свет обеспечивались за счет огня, был очень высокий риск возникновения пожаров. В сельской местности при пожаре использовалась взаимопомощь, когда сельчане помогали пострадавшим строить новый дом, обеспечивали едой и прочее. В городе же, где многие ремесленники не имели времени на помощь пострадавшим, практиковалось страхование имущества. Жители города платили страховым компаниям определенные премии, а те в свою очередь обеспечивали помощь пожарным командам, а также выплачивали пострадавшему лицу возмещение, на деньги которого погорелец мог заново отстроить дом.

Особым местом в развитии страхования является великий лондонский пожар, случившийся в 1666 году, когда выгорел весь центр города. После данной трагедии был образован первый в мире «Огневой офис», и началось развитие страхования от пожаров.

Вместе со страхованием от огня начинает развиваться и страхование жизни, начинают образовываться компании, занимающиеся данной услугой. И также именно в Англии появилась первая страховая компания, которая занималась страхованием жизни сирот и вдов.

Постепенно, от страхования морских грузов, от пожаров и страхования жизни, начинают развиваться и другие формы страхования.

И уже к началу 1760 г. в странах Западной Европы существует около 100 разных видов личного и имущественного страхования.

В настоящее время история страхования переживает пик своего развития, и сейчас застраховать можно практически любой материальный объект или интерес.

Другие статьи на нашем сайте

investtalk.ru

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ — Студопедия

 

В основе страхования лежит страх. Я боюсь и поэтому передаю свой страх кому-то другому и получаю от него защиту от возможных потерь. Отсюда возникает термин «страховка», употребляемый альпинистами, артистами цирка, спортсменами и др.

Издревле человеческое общество искало способы смягчить удары, которые возникали в определенные моменты жизнедеятельности того или иного индивидуума, нанося ущерб его здоровью или имуществу. Наши предки понимали, что никакой индивидуум не в состоянии противостоять в одиночку стихии и несчастным случаям. И однажды человечество поняло, что гораздо разумней преодолевать неприятности, объединив ресурсы многих.

Первые случаи организации страховой деятельности были отмечены еще в Шумере в 4–3 тысячелетии до нашей эры. Шумеры вели активную торговлю со всеми частями «известного мира», в том числе с Египтом, Финикией, Индией и Китаем. Для того, чтобы уменьшить потери от утраты грузов, шумеры изобрели систему договоров или контрактов, согласно которым сторона, предоставлявшая капитал для торговца, соглашалась не взимать ссуду, если торговец утрачивал свой товар в случае кражи или воровства.

За эту услугу торговец – заемщик оплачивал более высокий ссудный процент, состоящий из обычной и дополнительной страховой премии. Таким образом, торговец снижал свои расходы при утере товара. Вместе с тем, кредитор, собирая дополнительные страховые взносы от многих торговцев, оставался не в убытке от потерь немногих.


Указанный вид соглашения между шумерскими кредиторами и торговцами стал известен финикийцам, грекам и индусам, и впоследствии был развит, в частности, в древнем Родосе. Именно там был написан «всесторонний кодекс морских законов», включающий в себя положение «выбрасывания груза за борт» или «общего среднего числа». Суть указанного положения сводилась к тому, что если наступала ситуация необходимости выбросить товары за борт, чтобы облегчить судно, то возмещение потерь осуществлялось за счет общего фонда, созданного из отчислений торговцев, осуществляющих перевозку своих грузов морем.

Как представляется, именно тогда и зародился принцип «разделения потерь», т.е. компенсирование потерь одного индивидуума за счет ресурсов многих индивидуумов. В последующем, указанный принцип нашел свое отражение в греческих законах Солона, а также в раннем римском гражданском кодексе и в законах Византийской империи.


Древняя Греция – соглашения о взаимном распределении убытков (потерь) от морских опасностей между купцами-корабельщиками; соглашения между купцами и пиратами по поводу распределения доходов от торгово-разбойничьих операций.

Древний Рим – взаимное страхование в различных профессиональных союзах, коллегиях.

Конец 17 века – первые страховые общества (акционерные и взаимные) в Англии, Франции, Италии, Дании и Швеции (огневое – от пожаров, морское – с выдачей денежного полиса, создание страховых картелей и концернов).

Родина страхования жизни – Англия, в которой в 1699 г. впервые появилась профессиональная организация, занимающаяся страхованием жизни вдов и сирот, а затем была создана страховая организация Eckvatedl, занимающаяся личным страхованием.

Родина перестрахования – Германия. 1846 г. – Кельн, Мюнхен.

С ходом истории страховое дело, обеспечивая возрастающие потребности общества в компенсации разнообразных ущербов, развивалось наряду с достижениями человечества в области науки и техники, промышленного и сельскохозяйственного производства, сфер услуг и транспорта и др. В наше время трудно представить наше общество без страховой деятельности, затрагивающей разнообразные сферы человечества.

Со временем страхование сложилось в развитую и гибкую систему социально-экономических отношений, включающую совокупность диверсифицированных форм и методов формирования целевых фондов денежных средств, а также их использования при возмещении ущерба при самых разнообразных рисках, широко затрагивающих интересы нашего общества как в экономической, так и в социальной сферах.

В Киевской Руси появление страхования связывают с памятником древнерусского права – «Русской правдой» (сведения о законодательстве 10-11 вв).

В главе 27-й «Стоглава» (1551г.) «Об искуплении пленных» предусматривались три формы выкупа. Все они финансировались из царской казны, но затрачиваемые ею средства возвращались в виде ежегодной раскладки среди населения. Эта раскладка строилась на уравнительных налогах, а затем стала заменяться на регулярные платежи, образующие специальный фонд выкупа пленных.

Несмотря на бурное развитие страхования заграницей в России не было специализированной страховой компании аж до XVIII века. Отсутствовала такая организация, но нужда в ней росла. И прежде всего у купцов и промышленников. Они в свою очередь не стали дожидаться расцвета российского страхования, а начали обращаться к иностранцам. Следствием этакого непатриотизма стал отток из России золота, которым услуги заморских компаний оплачивались.

Государство видело, что в Российской империи нужна система страхования и попыталось впервые таковую создать. После манифеста Екатерины II от 28 июня 1786 года был создан Государственный заемный банк и при нем Государственная страховая экспедиция. Страховали в основном строения и товары от огня. Но в 1822 году страховая экспедиция была закрыта, ибо казна пополнялась, а клиентура свои потребности в страховании не удовлетворяла.

Были ещё несколько попыток создать систему страхования, но они оказались, столь же, неудачными. Однако в 1812 году, когда война уничтожила Москву, и безжалостно выжгла другие города, оставив после себя лишь безжизненные камни, появилась новая сильная потребность в страховании. Результатом стал проект страховой акционерной компании, созданный в Санкт-Петербурге в 1822 году. Назывался проект – «Санкт-Петербургский Феникс». Но при неизвестных обстоятельствах некоторые его учредители отказались от реализации и проект закрыли.

Вскоре появилось Первое страховое общество. Страховало оно от огня, и руководствовалось правилами «Санкт-Петербургского Феникса». Возникло это общество в 1827 году по указу Николая I. Существовало общество достаточно большой промежуток времени – 90 лет, да и вклад в страховое дело умалять ни коим образом нельзя.

Второе страховое от огня общество появилось немного позже в 1835 году и существовало 83 года. Затем стали возникать такие общества, как: «Якорь», Варшавское, Коммерческое, Северное, «Русский Ллойд», «Саламандра», «Волга», «Жизнь» (личное страхование), Общество по страхованию животных и др. А уже в XIX веке возникло взаимное страхование. Александр II издал указ о городских взаимных страховых обществах 10 октября 1861 года, и вскоре появилось Московское, Санкт-Петербургское, позже Тульское и Полтавские общества взаимного страхования. А уже к концу XIX столетия волна взаимного страхования захлестнула всю Россию. И наконец в 1909 году был создан «Российский союз обществ взаимного страхования».

До этого в 1885 году был отменен запрет, введенный еще век назад при Екатерине II на деятельность иностранных страховых обществ, после чего в России началось повальное открытие зарубежных страховых компаний: «Нью-Йорк», «Эквитебл» (США), «Урбен» (Франция)...

В 1905 году договоры о страховании жизни стали заключаться непосредственно государственными сберегательными кассами. Шло активное развитие страхования.

Но в 1918 году страховое дело было национализировано, а все договоры подверглись аннулированию. Государство контролировало все виды страхования. А в период Гражданской войны в декабре 1920 года было отменено личное страхование.

Подавать признаки жизни российское страхование начало в 20-е годы, т.е. в условиях НЭПа. Стали возобновляться такие виды страхования, как имущественное и личное, а страхование пассажиров любого вида транспорта стало обязательным уже с 1931 года.

Страхование в России снова начинает бурно развиваться, и уже в 60-80-х годах силу приобретает добровольное страхование.

После развала СССР политика государства по отношению к страхованию начинает неуклонно изменяться. Произошло расширение сферы услуг, предлагаемых страховыми компаниями, и немаловажен тот факт, что в противовес государственному возник и негосударственный сектор страхования, так же в условиях рыночных отношений быстро возрастала численность страховых организаций.

Экономические кризисы (1998 и 2008 г.г.) привели к спаду деятельности многих страховых компаний. Однако, начиная с 1999 года, множество документов было принято и направлено на регулирование и укрепление страховой деятельности в стране. В настоящее время в России насчитывается порядка 600 страховых компаний. Сама же система страхования постоянно проходит определенные этапы, совершенствуется… В то же время Россия занимает скромное место на мировом рынке страховых услуг – всего 0,5% мирового объема страховых премий. На конец 2011 года доля застрахованных рисков в России составляет лишь 17-20% против 90-95% в промышленно развитых странах.

СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СТРАХОВАНИЯ

1.1. Экономическая категория страховой защиты общественного производства

Страхование возникло и развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей через систему страховой защиты от случайных опасностей.

Негативные проявления стихийного характера сил природы и общества, связанные с материальными потерями, в первом приближении воспринимаются людьми как случайные события, однако их периодическое наступление доказывает, что они имеют объективный, закономерный характер, связанный с противоречиями экономических отношений и проблемами техногенного характера.

Процесс общественного воспроизводства представляет собой конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и социально-экономического характера. С одной стороны – противоречия между человеком и природой (наводнения, ураганы, засухи, землетрясения и др.стихийные бедствия), с другой – общественные противоречия (экономические, политические, религиозные, межэтнические кризисы, войны и т.п.).

В совокупности взаимодействия различных противоречий в производстве и жизнедеятельности создают объективные условия для проявления негативных последствий, имеющих случайный характер. Возникает риск, который объективно присущ различным стадиям общественного воспроизводства и любым социально-экономическим отношениям.

Возмещение ущерба, вызываемого проявлением различных сил природы и общества, порождает необходимость установления определенных взаимоотношений между людьми по предупреждению, предотвращению, преодолению и ограничению разрушительных последствий стихийных бедствий. Эти объективные отношения людей для обеспечения непрерывного и бесперебойного производственного процесса, для поддержания стабильности и устойчивости достигнутого уровня жизни в совокупности составляют экономическую категорию страховой защиты.

Т.о. как экономическая категория СТРАХОВАНИЕ представляет собой систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование для возмещения ущерба при различных рисках, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.

Страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой – видом деятельности, приносящим доход.

Источниками прибыли страховой организации являются доходы:

- от страховой деятельности;

- от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности;

- по акциям других предприятий;

- по банковским депозитам и т.д.

Специфика этой экономической категории определяется следующими признаками:

- случайный характер наступления стихийного бедствия или иного проявления разрушительных сил природы;

- выражение ущерба в натуральной или денежной форме;

- объективная потребность возмещения ущерба;

- реализация мер по предупреждению и преодолению последствий конкретного события.

Материальным воплощением экономической категории страховой защиты служит страховой фонд, который представляет собой совокупность выделенных (зарезервированных) натуральных запасов материальных благ.

1.2. Понятие страхового фонда.

Обязательным элементом общественного воспроизводства выступает страховой фонд.

Известны две основных теории страхового фонда: марксова и амортизационная.

Марксова теория страхового фонда представляет собой совокупность научных взглядов Карла Маркса, согласно которым источником образования страхового фонда служит прибавочная стоимость. Теория получила развитие в «Капитале», где утверждалось, что страховой фонд нельзя заранее отнести ни к фонду накопления, ни к фонду потребления и служит ли он фактически тем или иным фондом – зависит от случайности. Отсюда делается вывод, что расходы на страхование (то есть создание страхового фонда) должны покрываться за счет прибавочной стоимости.

На практике это указание Маркса трансформировалось в теоретическое обоснование того, что расходы на страхование должны относится на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей государству.

(Практическое воплощение теории – СССР и страны социалистического содружества. В наше время утратило актуальность).

Амортизационная теория СФ – это совокупность научных взглядов, возникших на рубеже Х1Х – ХХ вв, согласно которым источником образования СФ являются издержки производства. Основные идеи амортизационной теории СФ были в наиболее общей форме сформулированы и научно обоснованы немецким ученым А. Вагнером.

Согласно идеи Вагнера страховой фонд создается путем постепенного перехода части стоимости средств производства на готовый продукт. Амортизационная теория характеризует закономерный процесс постепенного снашивания любого имущества. Вагнер указывал на то, что страхование отображает лишь общую вероятность наступления ущерба которого нельзя заранее относить к каким – либо конкретным объектом.

По современным научно – теоретическим представлениям СФ - средства изъятые из национального дохода и совокупного общественного продукта. В целом абсолютный размер страхового фонда согласно этим представлениям указывает на размер потерь, которое несет общество в результате ущерба, покрываемого страхованием.

СФ способствует экономическому прогрессу общества. Аккумулированные в страховом фонде значительные материалы и финансовые ресурсы народу с целевым страховым использованием на возмещение ущерба служат источником инвестиций в экономику.

Общественная практика выработала ряд организационных форм страхового фонда.

Применительно к условиям функционирования экономики в России можно выделить следующие:

- централизованный страховой (резервный) фонд;

- фонд самострахования;

- страховой фонд страховщика (андеррайтера).

Централизованный страховой (резервный) фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов. Назначение этого фонда – возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших крупных разрушения и большие человеческие жертвы. Этот фонд формируется как в натуральной, так и в денежной форме. В натуральной форме он представляет собой постоянно возобновляемые запасы продукции, материалов, сырья, топлива, продовольствия по определенной номенклатуре, которые размещены на специальных базах.

Это стратегические запасы, которые находятся в ведении Госкомитета РФ по государственным резервам (все, что имеет к ним отношение - государственная тайна). Централизованный СФ в денежной форме – это централизованные государственные финансовые ресурсы, являющиеся достоянием государства. Прерогатива распоряжаться ими принадлежит Правительству.

Фонд самострахования – как правило, это децентрализованный, организационно обособленный фонд, преимущественно в виде натуральных запасов хозяйствующего субъекта. В месте с тем возможна и денежная форма фонда самострахования. Фонд самострахования дает возможность преодолеть временные затруднения в процессе производства.

В аграрном секторе – это семенной фуражный и другие натуральные фонды (для смягчения последствий природного климата).

При переходе к рыночной экономике самострахование трансформируется в фонд риска, который создается государственными предприятиями, фирмами, акционерными обществами для обеспечения их деятельности при неблагоприятно складывающейся экономической конъюнктуре (задержка платежей, недостаток оборотных средств и т.д.).

Страховой фонд страховщика создается за счет большого круга его участников коммерческих, некоммерческих организаций, отдельных граждан. Участники этого фонда (пайщики и пользователи) выступают в качестве страхователей. Формирование фонда происходит только в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы каждым участником (страхователем) уплачивается обособленно.

Практическая сторона функционирования СФ страховщика находит выражение в страховом правоотношении, которое складывается между их участниками: страховщиками и страхователями, а также страховыми посредниками. Совокупность общеобразовательных правил поведения (норм) страхователей и страховщиков, установленных или санкционированных государством, составляют страховое право.

Организация страхового фонда страховщика опирается на действия закона больших чисел и систему актуарных расчетов (совокупность ЭММ расчета необходимого и достаточного объема ресурсов страхового фонда страховщика).

1.3. Функции страхования

В качестве функций экономической категории страхования можно выделить:

1. СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ. Формирование специализированного страхового фонда денежных средств. Реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещений. Через данную проблему решается проблема инвестиций временно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры, вложения денежных средств в недвижимость, приобретения ценных бумаг и т.д.

2. РИСКОВАЯ. Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Возмещение ущерба через данную функцию осуществляется в рамках договоров имущественного страхования. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями исходя из условий договоров страхования и регулируется государством (лицензирование страховой деятельности).

3. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ. Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба. Функция предполагает широкий комплекс мер, в т.ч. финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Сюда же относится правовое воздействие на страхователя, закрепленное в условиях заключенного договора страхования и ориентированное на его бережное отношение к застрахованному имуществу. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба носят название превенции. В целях реализации этой функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий (источник – отчисления от страховых платежей).

4. КОНТРОЛЬНАЯ. Контрольная функция присуща как всей категории финансов, так и страхованию. Она заключается в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. На практике эта функция проявляется посредством формирования страховщиками страховых резервов, гарантирующих выполнение принятых обязательств; обеспечением платежеспособности путем соблюдения нормативных соотношений между активами и принятыми страховыми обязательствами; открытостью информации по страховым организациям и т.д.

studopedia.ru

История страхования. Как появилось страхование в России? — За Страхование

История страхования начинается с определения, откуда же пошло слово «страхование».

Бросается в глаза «страх», да не зря. Именно по причине страха за собственную сохранность, потерю здоровья или материальных благ появилась мысль о возникновении истории страхования, которое могло бы частично гарантировать сохранение собственных ценностей или здоровья, точнее, права на его восстановление даже в случае отсутствия финансовых благ, необходимых на это.

Сегодня невозможно точно установить, в какой период было создано страхование. Оно начало развиваться давно, еще в древние времена.

Так, первый факт мирового страхования зафиксирован 4000 лет назад, когда в сводах законов вавилонского царя Хаммурапи были найдены записи, что в случае кражи имущества ответственность за его потерю ложится не на одного определенного человека, а на целую группу людей.

В России страхование появилось позже.

История страхования в России

В России существовала интересная система страхования, которая, судя по записям, приходится на 36-й год нашей эры: была такая община, в которую вступить мог каждый желающий.

Конечно, для этого требовалось внести денежный взнос в определенном размере.

Сумма этих взносов определяла капитал фонда, как это называлось бы сейчас.

После того, как в семье кого-то из членов общины погибал родственник, «страхователю» выплачивались деньги на погребение.

История страхования во времена Средневековья

В России первый зафиксированный факт возникновения истории страхования имущества проявился в создании нескольких разных объединений, создаваемых купцами.

Они предусматривали такую систему: для вступления в объединение нужно было уплатить единоразовый взнос, но в отличие от страхования жизни родственников, это направление имело фонд, который был предназначен не для выплат на погребение, а для возмещения убытков от краж имущества или после разбойных нападений.

Однако тут правила страхования предусматривали некоторые ограничения.

История страхования в России 18 век

В восемнадцатом веке страхование появилось, как реальное направление предоставления услуг.

Теперь оно имело не одну-две формы, а было сформировано, как услуга, которая нужна гражданам для обеспечения их более комфортного, безопасного и надежного жития. Причем услуга эта была разноплановой.

Так, страхование приобрело три разных направления:

  • застраховывался скот;
  • можно было застраховаться «от огня», то бишь от пожаров;
  • морское направления страховки. Кстати, этот вариант в той или иной примитивной форме, но существовал уже в 13 веке. В те времена во Франции, Англии и Голландии практиковали дальние плавания, поэтому застраховать себя от непредвиденной ситуации, а также кого-то из близких, можно было всем.

Сущность развития истории страхования в России

Конечно, в других капиталистических странах страхование развивалось быстрее, лучше, да и что греха таить, оно появилось в России далеко не в первую очередь.

Развитие страхования тоже несло ряд противоречий. Даже если сравнивать страховые услуги, их особенности и всевозможные «подводные камни», в России сейчас их больше, чем заграницей. Причем это отчетливо видно, когда обсуждается страхование автомобиля.

Все эти пробелы постепенно устраняются и вполне вероятно, что в ближайшее время отечественная система станет приближенной к тем, которые действуют в более успешных в этом смысле странах.

Активное развитие истории страхования в России

Говоря о той системе, которую мы видим сейчас, можно сказать, что полноценно она начала работать только в 90-е годы прошлого века.

Ранее страхование было более примитивным и невостребованным, а некоторые его направления могли себе позволить только зажиточные граждане, которым страховка, по сути, и не слишком была нужна.

В 1993 году была создана организация Росстрахнадзор, которая была предназначена для урегулирования отношений страховой компании с гражданами, в том числе физическими и юр. лицами. Сегодня эта инстанция именуется, как Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

Было принято ряд активных мер в 1996 году на преобразование и активное развитие страхования. И уже через год была создана основная программа, которая позволила заинтересовать, а также обязать некоторые организации обратить внимание на страхование.

В частности, правительство внесло ряд ограничений в налоговое законодательство, а позже позволило многим другим компаниям обратить внимание на страхование своей деятельности, жизни работников и т. д.

А вот страхование жизни и здоровья со стороны физических лиц долгое время отвергалось.

Это обусловлено спецификой менталитета местного населения, которое после нескольких исторических переломов уже не верило, что деньги, вкладываемые во что-то, могут работать и возвращаться.

Однако сегодня ситуация постепенно меняется, а также широкое развитие приобретает социальное страхование.

Акция! Платная консультация - БЕСПЛАТНО!

za-strahovanie.ru

1.2 История возникновения страхования

Первые признаки страхования появились еще в античные времена. Так, по дошедшим до нас источникам в рабовладельческом обществе были соглашения, суть которых состояла в стремлении рассредоточить между всеми заинтересованными лицами риск возможного ущерба, когда опасности подвергаются совместные имущественные интересы многих лиц. На Ближнем Востоке еще за два тысячелетия до нашей эры в эпоху вавилонского царя Хаммурапи члены торгового каравана заключали между собой договоры о том, чтобы сообща возмещать убытки, постигшие кого-либо из них в пути, от ограбления, кражи или пропажи товара. Аналогичные договоры заключались в Палестине и Сирии на случай падежа, растерзания хищными зверями, кражи или пропажи осла у кого-либо из участников каравана. В области торгового мореплавания соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения и иных морских опасностей заключались между корабельщиками-купцами в государствах на севере Персидского залива, в Финикии и Древней Греции[3].

Для этих и других подобных случаев характерна одна особенность: здесь еще нет страховых взносов, которые регулярно уплачиваются участниками таких соглашений. Последние берут на себя лишь обязательства возместить убытки потерпевшему, после того как они возникнут, путем специального сбора средств среди всех лиц, участвующих в соглашении. Такая организация страховой защиты, заключающаяся в обязательствах возмещать убытки не из заранее сформированного страхового фонда, а путем последующей раскладки суммы ущерба, понесенного одним из участников соглашения, на всех его членов представляет собой древнейшую форму страхования.

Впоследствии страховые отношения начинают строиться и на основе регулярных взносов, уплачиваемых участниками соглашения, что приводит к предварительному накоплению денежного фонда, который используется для возмещения возникающего ущерба. Таким образом, происходит переход от последующей раскладки убытка к системе периодических, твердо определенных страховых взносов и предварительного аккумулирования страхового фонда. Однако такой переход происходит постепенно и долгое время обе вышеуказанные системы страховой защиты существуют параллельно, дополняя друг друга, причем первая — преимущественно в области торговли, а вторая — в основном в области ремесла. Еще одна характерная особенность существовавших в этот период отношений страхования состоит в том, что они носили черты взаимного страхования, т. е. страховое обеспечение осуществлялось через профессионально-корпоративные организации, которые защищали имущественные интересы своих членов. Наибольшее развитие взаимное страхование получило в Древнем Риме, где оно широко использовалось в различных профессиональных союзах и коллегиях.

Страхование в средние века обычно именуется гильдийско-цеховым. Первоначально оно было аналогично по своему характеру страхованию в профессиональных коллегиях рабовладельческого общества. При этом оно прошло примерно те же этапы развития, что и страхование в древнем мире: от последующей раскладки ущерба, понесенного каждым отдельным участником соглашения, — к системе заранее установленных и периодически уплачиваемых страховых взносов, из которых формировался страховой фонд, используемый для возмещения убытков, понесенных участниками договора. Одновременно происходила конкретизация случаев, при наступлении которых осуществлялись выплаты, более строго оговаривались размеры таких выплат. В частности, уже в то время произошло разделение страхования на имущественное и личное. Имущественное страхование предусматривало возмещение ущерба, возникшего в результате стихийных бедствий, кораблекрушений, пожаров, падежа скота, краж и грабежей. Личное страхование предусматривало выплаты определенных сумм в случае болезни, а также выдачу пособий на погребение и содержание вдов и сирот в случае смерти главы семьи.

Таким образом, средневековое страхование отличалось от античного прежде всего более широким и конкретным перечнем страховых случаев, который охватывал многие страховые риски, присущие современному страхованию имущества и личному страхованию. На позднем этапе развития средневековое страхование утрачивает замкнутый характер, участниками страховых фондов нередко становятся лица, посторонние для данной корпорации. Однако и в этот период еще не произошло отделения страховщика от страхователя, а потому, несмотря на определенные особенности, присущие страхованию в различных социально-экономических условиях и регионах мира, общим для него в течение всего рассматриваемого периода является то, что члены того или иного коллектива страховали себя и не ставили целью получение прибыли.

В условиях капиталистического способа производства страхование приобретает коммерческий характер, его целью становится получение прибыли. В результате страховое обеспечение превращается в специфический товар, реализация которого приносит доход, а страховая деятельность становится одним из видов бизнеса. История развития страхования в эпоху капитализма может быть разделена на три этапа: первый — начинается в середине XIV века и продолжается до конца XVII столетия; второй — охватывает XVIII и первую половину XIX века; третий — начинается в середине XIX века и продолжается по настоящее время.

Первый этап соответствует периоду первоначального накопления капитала. Он характеризуется возникновением страхового договора. Первый страховой полис, по свидетельству историков, был выдан в 1347 г. на перевозку груза из Генуи на остров Майорка. Однако договоры на этом этапе заключали, как правило, лица, не специализировавшиеся исключительно на страховой деятельности, а также объединения по взаимному страхованию. Среди видов операций преобладает в это время транспортное, и в первую очередь морское страхование. Первым по времени центром такого страхования считается северная Италия. Несколько позже страхование появляется в Испании, а со второй половины XVI века его центр перемещается на северо-западное побережье Европы (в Нидерланды, а затем в Германию). В XVII веке значительное развитие получает страхование во Франции.

Второй этап характеризуется появлением и развитием специализированных страховых обществ. Первым предвестником современной страховой компании было основанное в 1668 г. в Париже общество морского страхования, которое, однако, быстро распалось. В 1720 г. два общества морского страхования были созданы в Англии. Затем страховые общества появляются и в других странах: в Италии (Генуя — 1741 г.), Дании (1746 г.), Швеции (1750 г.) и т. д. В Германии первые общества морского страхования были созданы в 1765 г. в Гамбурге и Берлине. С начала XVIII века лидерство в развитии страхования переходит к Англии, которая сохраняет его и в XIX веке[4].

С конца XVII века происходят изменения и в видах страхования. Морское страхование перестает быть единственным получившим развитие видом страхования. Все большее значение, в частности, приобретает страхование от огня, толчком к развитию которого послужил пожар в Лондоне в 1666 г., длившийся четыре дня и уничтоживший 13 200 домов. После него в Лондоне был учрежден «Огневой офис», занимавшийся страхованием домов и других сооружений, который начал осуществлять страховые операции с 1681 г. В середине XVIII века также в Англии возникает страхование жизни. В конце XVIII века появляется сельскохозяйственное страхование. Причем родиной страхования от градобития принято считать Францию, а страхования от падежа скота — Германию. С развитием машинного производства в середине XIX века сначала в Великобритании, а затем в Германии и других странах появляется страхование от несчастных случаев. В 1825 г. во Франции появляется страхование гражданской ответственности.

На третьем этапе развития страхование становится формой крупного предпринимательства. Начало этому этапу положило объединение страховых организаций и создание страховых картелей и концернов. Один из первых крупных страховых картелей, имевших международный характер, был создан в Берлине в 1874 г. В него вошли 16 страховых обществ разных стран (Австрии, России, Швеции и др.). Но особенно ярко процесс создания крупных монополистических объединений проявился после Первой мировой войны. К началу 1920-х годов страхование стало рассматриваться как одно из наиболее прибыльных направлений в бизнесе. С тех пор оно входит в число ведущих областей экономики, сосредоточившей значительные капиталы.

Основными чертами, характеризующими становление и развитие современного рынка страховых услуг, являются: 1) укрупнение и увеличение размеров капитала и активов страховых организаций; 2) существенный рост объема страховых операций; 3) многообразие видов страхования; 4) проведение операций по обязательному страхованию; 5) развитие операций по перестрахованию; 6) создание развитой системы страховых посредников; 7) развитие системы государственного надзора за деятельностью страховых организаций; 8) превращение страховых компаний в крупнейших инвесторов, аккумулирующих и размещающих значительную часть финансовых ресурсов; 9) выход страхования за национальные границы, приобретение им международного характера и как закономерный итог данного процесса — глобализация страхового рынка.

studfile.net

История возникновения и развития страхования — Студопедия

Л.И. ИЛЬИНА

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СТРАХОВАНИЕ»

Сыктывкар 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1 Общая характеристика страхования3

1.1 История возникновения и развития страхования 3

1.2 Сущность и функции страхования, его роль в развитии экономики 4

1.3 Основные понятия и термины, используемые в страховании 6

2 Классификация страхования10

2.1 Формы страхования 10

2.2 Отрасли и виды страховой деятельности 12

3 Социально-экономическое содержание страхового рынка15

3.1 Понятие и структура страхового рынка 15

3.2 Становление и перспективы развития страхового рынка в РФ 17

Организационно-правовые основы деятельности страховых

организаций19

Правовое регулирование страховой деятельности 19

4.2 Содержание и порядок заключения договора страхования 20

4.3 Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью 21

4.4 Лицензирование страховой деятельности 23

5 Перестрахование27

5.1 Понятие и необходимость перестрахования27

5.2 Основные термины в перестраховании 28

5.3 Формы перестрахования 38

5.4 Виды перестраховочных договоров 30

5.5 Характеристика перестраховочного рынка в РФ 31

6 Финансовые основы деятельности страховых организаций35

6.1 Финансовая устойчивость страховых компаний и условия ее обеспечения 35

6.2 Структура страхового тарифа 36

6.3 Страховые резервы: понятие и структура 38

6.4 Доходы и расходы страховой организации 47

Рекомендуемая литература 50

Общая характеристика страхования

История возникновения и развития страхования


Страхование – одна из древнейших экономических категорий. Страхование зародилось в период разложения первобытнообщинного строя. Самые древние правила страхования, дошедшие до нас, изложены в одной из книг Талмуда. О страховании упоминается и в законах Вавилона, и в Библии. Довольно развито было страхование в Древнем Риме.

В Средние века страхование существовало в цехах и гильдиях, которые оказывали помощь своим членам при определенных обстоятельствах. Уже в ту пору страхование делилось на личное и имущественное.

С ростом числа городов и крупных поселений повсеместно стали возникать объединения людей для общих действий по ликвидации последствий чрезвычайных событий, в т.ч. и экономическими методами.

Развитие торговых отношений привело к возникновению в XIV в. морского страхования. В XVII в. большое развитие получило страхование от огня.


Страхование жизни возникло в Англии в XVIII в. и было построено на чисто научной основе. В конце XVIII в. появляется страхование от градобития и страхование от падежа скота, что связано с освобождением поземельной собственности от вековых уз зависимости, увеличением валового дохода с полей и развитием скотоводства.

Первые законодательно оформленные принципы страхования в России относятся к X-XI вв. Однако преимущественно натуральный характер экономики России обусловил сравнительно медленное развитие страховых отношений вплоть до конца XVIII в.

Датой рождения страхового рынка России считают 27 октября 1765 г., когда вступил в силу указ Императора Николая I о создании "Российского страхового от огня общества" и выдан первый страховой полис. В XVIII в. страхование существовало только в Санкт-Петербурге. Пройдя несколько этапов развития, к концу XIX в. в царской России сложилась система страхования, включающая российские и иностранные акционерные страховые общества, осуществляющие как личные (государственные), так и имущественные виды страхования.

В ноябре 1918 г. Декретом Совнаркома «Об организации страхового дела в Российской Республике» страхование во всех видах и формах было объявлено государственной монополией. Монополия страхования принадлежала государству в лице Госстраха, созданного в 1921 г., который сначала находился в ведении Наркомфина, а затем Министерства финансов. Все частные страховые компании и общества были ликвидированы, однако государственная страховая организация не была создана. Дальнейшее развитие страхования было подчинено тем экономическим и социальным задачам, которые решала страна на каждом этапе развития (Гражданская война, коллективизация, ВОВ, послевоенный период восстановления экономики, развал СССР и переход к рыночным отношениям).

В условиях гражданской войны в декабре 1920 г. было отменено государственное имущественное страхование в денежной форме, личное страхование в любых формах, а также капиталов и доходов. В декабре 1921 г. Декретом СНК в России было возобновлено государственное имущественное страхование, в1934 г. восстановлено добровольное имущественное страхование граждан.

В условиях нэпа было разрешено добровольное страхование жизни и страхование от несчастных случаев, смешанное страхование жизни, страховая ответственность в связи с постоянной утратой нетрудоспособности от несчастного случая. В 1926 г. появилось страхование пассажиров от несчастных случаев на путях автобусного и воздушного сообщения, которое с 1931 г. стало обязательным.

В 1947 г. из состава Госстраха было выделено в качестве самостоятельного юридического лица Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах), который осуществлял свою деятельность в сфере обеспечения страхового покрытия внешнеторговых обязательств государства. В 1948 г. вышло Положение о главном управлении государственного страхования в СССР и его органах на местах, в котором была закреплены монополия Госстраха на проведение страховых операций в стране, определены методы руководства и контроля за деятельностью Госстраха со стороны Минфина СССР.

В 1958 г. страховое дело было передано в ведение министерств финансов союзных республик. Де-факто государственная монополия Госстраха на проведение страховых операций была отменена, но де-юре она продолжала существовать.

С принятием в 1984 г. с принятием постановления СМ СССР «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых агентов» был расширен пакет страховых услуг по добровольному страхованию, были разработаны новые виды страхования

В результате демонополизации страхового дела в 1988 г. с принятием Закона «О кооперации в СССР» были созданы акционерные страховые общества и ассоциация страховых организаций, а позднее общества с участием иностранного капитала, обеспечена возможность образования дочерних обществ иностранных страховых организаций, аккредитования представительств зарубежных и формирования отечественных перестраховочных и брокерских фирм.

studopedia.ru

История возникновения и развития страхования (стр. 1 из 2)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Страхование»

Тема: «История возникновения и развития страхования»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1.ЗАРОЖДЕНИЕ ИНСТИТУТА СТРАХОВАНИЯ.. 5

2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ ВРЕМЯ7

3.ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.9

4.ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РФ.11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 15

Первоначальные формы страхования возникли в глубокой древности. Еще в рабовладельческом обществе были соглашения, в которых можно усмотреть черты договора страхования. Эти соглашения касались недвижимого имущества, торговли, ссудных сделок, а также морского судоходства. Основной смысл этих соглашений состоял в стремлении распределить между лицами, заинтересованными в данной сделке, риск возможного ущерба судам и грузам при морских перевозках. В основе зарождающихся форм страхования была коллективная взаимопомощь, которая обеспечивалась взаимными обязательствами.В эпоху географических открытий наблюдается бурный всплеск судоходства и международной торговли. Возникновение новых рынков торговли увеличивает опасность, в связи, с чем возрастает потребность в защите имущественных интересов. Появляются первые подобия страховых организаций, в которых участвуют отдельные владельцы имущества. Эти образования строились на базе взаимного страхования имущества отдельными группами купцов или судовладельцев. Необходимо заметить, что при взаимном страховании участники таких содружеств не ставили своей целью получения прибыли из данного рода деятельности. Они заботились только об уменьшении ущерба, который может быть нанесен им. Первоначальные содружества совместного страхования со временем стали преобразовываться в коммерческие профессиональные страховые компании, которые строились на принципах предпринимательства и получения выгоды от подобных операций. Их прибыль складывалась из специально предусмотренной части страхового платежа и возможно безубыточного прохождения дела.С развитием экономики, увеличением количества имущественных интересов росло число страховых компаний, увеличивались их оборотный капитал и вложения в другие отрасли хозяйства. Идея страхования полностью отвечала потребностям развивающейся экономики, и страхование быстро распространилось на все сферы человеческой деятельности.

Первые признаки страхования возникли в глубокой древности. Так, в рабовладельческом обществе уже были соглашения, в которых можно различить черты договора страхования. За два тысячелетия до нашей эры на Ближнем Востоке в эпоху царя Хакмураджи члены торгового каравана заключили договоры между собой о совместном несении убытков, которые могли случиться в пути от нападения разбойников, кражи товаров, падения верблюдов и т.д. В Палестине и Сирии участники каравана заключали аналогичные договоры на случай падежа, кражи или пропажи осла. В области мореплавания соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения и других морских опасностей заключались между корабельщиками-купцами в Финикии, в государствах на севере Персидского залива и в Древней Греции.

Наибольшее развитие взаимное страхование получило в Древнем Риме. Оно применялось различными профессиональными союзами и коллегиями, которые объединяли своих членов на основе профессиональных, материальных и личных интересов. Средневековое страхование обычно именуется гильдийско-цеховым. Для этого этапа становления страхового дела характерны более тесные универсальные взаимоотношения между членами объединений (X—XII вв.). Купцы объединялись в гильдии, главной функцией которых была взаимопомощь в чрезвычайных обстоятельствах, или функция страхования.

В 1310 г. в г. Брюгге была образована Страховая палата, выполняющая операции по страховой защите интересов ремесленных и купеческих гильдий. И хотя на позднем этапе развития средневекового страхования участниками страховых фондов нередко становились лица, посторонние для корпорации, однако для этого этапа развития института страхования характерно отсутствие цели получения прибыли. Постепенно содружества взаимного страхования начали преобразовываться в профессиональные коммерческие страховые компании, создававшиеся на принципах предпринимательства, расширения видов страхования и получения прибыли. Благодаря развитию математики страхование постепенно становилось на научную основу. В зависимости от спроса на страховые услуги формы и методы страхования обогащались и изменялись, и к началу второй половины XVIII в. в Западной Европе насчитывалось около сотни видов имущественного и личного страхования. Так, первое общество по страхованию жизни было учреждено в 1706 г., а в XVIII-XIX вв. появляются новые виды страховых услуг, такие как страхование животных, страхование финансовых потерь, страхование от кражи со взломом и др.

В России до конца XVIII в. институт страхования развивался медленно, и потребности в страховой защите рисков покрывались услугами иностранных страховых компаний.

В 1786 г. Екатерина II предприняла попытку организации государственного страхования. В это же время зародилось страхование от огня, которое получило в дальнейшем большое распространение. В 1827 г. было учреждено «Первое российское от огня страхование», которое получило от государства монопольное право проводить страховые операции в течение 20 лет в ряде губерний. В 1835 г. учреждаются второе российское общество страхования от огня, а также страховая компания «Жизнь», которая впервые начала проводить операции по страхованию жизни.

В 1847 г. возникла страховая компания «Надежда». Бурное развитие страхования во второй половине XIX в. в России было связано с отменой крепостного права, заменой натурального хозяйства денежным, а также с развитием промышленности и строительством железных дорог. В это время начинает складываться национальный страховой рынок. Проведение земских реформ во второй половине XIX в. сопровождалось организацией земского страхования в России, которое проводилось в обязательной и добровольной формах.

В 1864 г. было принято Положение о взаимном земском страховании, обязывающее губернские земства вести операции по страхованию в своей губернии. В 1847 г. была упразднена государственная монополия на страхование. В 1885 г. был снят запрет на деятельность иностранных страховых обществ в России, и в Петербурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк». В1889 г. была разрешена деятельность страховых обществ «Урбен» (Франция) и «Эквитебл» (США). Все эти общества специализировались только на заключении договоров личного страхования и действовали в стране до 1917 г. К концу XIX в. в России сложилась система страхования в российских и иностранных акционерных страховых обществах. Наибольшее распространение получило взаимное страхование от огня. К 1913 г. в стране действовало 13 акционерных страховых обществ, осуществляющих этот вид страхования.

До 1917 г. в России ведущую роль играли акционерные страховые общества, большинство из которых находилось в Петербурге, часть в Москве и Варшаве. Второе место после акционерных обществ принадлежало земствам, а третье — городским взаимным страховым обществам. В 1895 г. был установлен государственный надзор за деятельностью страховых обществ, который осуществлялся Министерством внутренних дел. Органами страхового надзора рассматривались и утверждались уставы страховых обществ, а также применяемые ими условия страхования. Особое внимание уделялось финансовой деятельности страховых организаций: в определенных случаях орган страхового надзора имел право проводить проверки деятельности страховых компаний, а при утрате ими двух третей основного капитала принимались решения об их закрытии.

Русские страховые общества владели значительными капиталами и играли большую роль в экономической жизни страны.

В 1946—1948 гг. был принят ряд мер по усилению страхования, что оказало стимулирующее воздействие на повышение ответственности колхозов в борьбе с потерями, а также на восстановление животноводства и сохранность поголовья скота. Более выгодными стали правила личного страхования. Принятие нового Положения о Госстрахе СССР от 28.12.1948 подтвердило наличие государственной страховой монополии на проведение страховых операций. В нем оговаривались функции, права и обязанности органов страхования, структура средств и порядок их использования. Этот период характеризуется ограничением сферы применения страхования в связи с ликвидацией страхования государственной собственности, включая страхование государственного страхового жилого фонда. В то же время получили развитие страхование собственности граждан, имущества колхозов, кооперативных и общественных организаций, личное страхование.

В 1958 г. были приняты новое Положение об органах Госстраха, утвержденное постановлением Совета Министров СССР, а также соответствующие положения союзных республик, заменившие Положение от 1948г. В 1960—1970-е гг. на основании решений Совета Министров СССР были введены новые условия обязательного страхования имущества колхозов.

30 августа 1984 г. было принято постановление Совета Министров «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», в котором предусматривались укрепление материальной базы Госстраха, изменение механизма формирования фондов и распределения прибыли, повышение подготовки специалистов в вузах страны.

mirznanii.com

История появления автострахования ...

Немногие знают, что машины начали страховать почти сразу же после появления первых автомобилей. В 1898-ом американский гражданин Трумэн Мартин впервые обратился в страховую компанию (это была «Travelers Insurance Co») с целью защитить автомобиль от риска столкновения с запряженными лошадьми повозками. Оказывается, в те времена в США насчитывалось 20 миллионов лошадей, и риск попасть в ДТП из-за животного был крайне велик. Тогда страхование обошлось Мартину в $12, при этом ему выдали полис на $500, что было очень большой суммой.

Но вскоре главной проблемой для водителей стали не повозки с лошадьми, а уже сами автомобили, число которых быстро увеличивалось. Именно тогда и началось звездное восхождение каско: граждане бросились страховать свои авто в добровольном порядке. Это теперь автостраховка так же неизбежна как налоги, хотя появляются уникальные предложения вроде ОСАГО без ограничений. А в 1925-ом лишь в штате Массачусетс впервые была введена страховка гражданской ответственности, и наличие полиса автострахования стало обязательным.

В Европу автострахование пришло намного позже. Оставаясь полвека в неведении, Старый Свет перенял опыт США лишь в 1940-ых. Затем создали общую систему страхования с применением единых полисов. Бланки были зеленые, поэтому такие полисы сразу же получили название «зеленые карты». Сегодня в эту международную систему вошло почти полсотни стран, включая Россию.

У нас система автострахования и вовсе появилась через сотню лет после американского опыта. Первоначально ее введение планировалось еще в 1924-ом, затем данный вопрос отложили до 1960-ых, но первый расчет страхования каско был осуществлен лишь в 1991-ом. Большинство отечественных автомобилистов с недоверием относились к новому продукту, поэтому широкого распространения автострахование не получило в те годы.

Но в 2003-ом в РФ появилось ОСАГО, и об автостраховке узнали все. В настоящее время уже более 90% автомобилистов являются обладателями подобного полиса, а 20% приобретают еще и каско. Так что сегодня даже трудно представить, что еще недавно автовладельцы никак не были застрахованы, передвигаясь по полным опасностям дорогам на свой риск и страх.

www.mrsa.ru


Смотрите также