Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Износ авто по осаго


Расчет износа по ОСАГО методики и правила

Износ по ОСАГО – одна из основных причин, почему выплат может не хватить на ремонт автомобиля. Владелец транспортного средства старше 5 лет уже точно не сможет оплатить покупку новой детали, взамен поврежденной, только за счет страховки.

Износ по ОСАГО – одна из основных причин, почему выплат может не хватить на ремонт автомобиля. Владелец транспортного средства старше 5 лет уже точно не сможет оплатить покупку новой детали, взамен поврежденной, только за счет страховки.

Как производится расчет износа по ОСАГО

Для расчета износа по обязательному страхованию у страховых компаний существует несколько различных методик. Вне зависимости от того, какая из них используется, наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

  • дата выпуска автомобиля;
  • пробег;
  • срок эксплуатации поврежденной детали, только если по ней есть конкретная информация.

При расчете наибольшее влияние часто оказывается именно временем изготовления транспортного средства. В результате всего за год размер потенциальной компенсации может уменьшиться на 8%.

Если в результате ДТП были повреждены шины, то по страховке с учетом износа вы сможете получить минимум средств, если они были куплены давно. Для свежих покрышек следует хранить документы, подтверждающие дату их приобретения.

Также на размер компенсации по шинам влияет:

  • высота рисунка протектора у новой шины;
  • текущая высота рисунка протектора;
  • законодательно установленная минимальная высота рисунка протектора.

Поэтому, если у вас старый автомобиль, но шины были куплены недавно – сохраните на них документы. Тогда вы сможете получить за них полную компенсацию.

Максимальный размер износа

Законодательно установлено, что максимальный размер износа составляет 50%. Например, если автомобиль 2001 года выпуска попал в ДТП, то по формуле его узлы будут изношены более, чем на 70-80%.

Но водитель получит не такую маленькую компенсацию. При выплате по автостраховке расчет будет в любом случае снижен до 50% с учетом уровня изношенности деталей. Это позволяет гарантировать справедливые выплаты, которых хватит на проведение большей части ремонта.

Можно ли взыскать сумму износа с виновника ДТП

Несмотря на то, что вам придется доплачивать за детали, для ОСАГО износ обязательно учитывается в расчете, взыскать эту сумму с виновника ДТП не получится. Законом определяется, что участник аварии с полисом уже застраховал свою ответственность. Поэтому весь ущерб должен компенсировать его страховщик.

Как отмечалось выше, при выплате по страховке износ учитывается в обязательном порядке. Поэтому сумма, выплаченная страховой компанией, итоговая, и вы не сможете получить больше с участников ДТП.

Ремонт без учета амортизации

Некоторые водители могут получить ремонт без учета времени эксплуатации тс. Обычно страховые компании предлагают специальные дополнительные услуги клиентам, которые никогда не попадали в ДТП по своей вине.

В результате владелец транспортного средства может:

  • отремонтировать автомобиль у официального дилера, при этом расчет амортизации для выплаты страховки проводится не будет;
  • получить повышенную выплату, не превышающую действительную стоимость транспортного средства;
  • получить компенсацию, даже если у виновника ДТП отсутствует страховой полис.

Такая дополнительная услуга подходит опытным водителем с безупречным стажем вождения. Она позволяет существенно сэкономить время, силы и средства при получении компенсации и выполнении ремонтных работ.

Вы можете самостоятельно оценить сумму выплат, использовав для расчета износа калькулятор. Он анализирует все необходимые параметры и дает такой же результат, как и у страховой. Предварительные расчеты затем можно использовать для проверки своего страховщика на занижение суммы выплат. 

Износ автомобиля - Калькулятор для расчета по ОСАГО от 30.07.2014

Износ автомобиля - Калькулятор для расчета по ОСАГО от 30.07.2014

Выберите тип транспортного средства*

Легковые автомобили, страной происхождения которых является Российская ФедерацияГрузовые бортовые автомобили, страной происхождения которых является Российская ФедерацияАвтомобили-тягачи, страной происхождения которых является Российская ФедерацияАвтомобили-самосвалы, страной происхождения которых является Российская ФедерацияСпециализированные автомобили, страной происхождения которых является Российская ФедерацияАвтобусы, страной происхождения которых является Российская ФедерацияЛегковые автомобили, странами происхождения которых являются государства Европы, включая ТурциюЛегковые автомобили, странами происхождения которых являются государства Северной Америки и Южной АмерикиЛегковые автомобили, странами происхождения которых являются государства Азии (кроме Японии)Легковые автомобили, страной происхождения которых является ЯпонияГрузовые автомобили иностранного производстваАвтобусы иностранного производстваПрицепы и полуприцепы, страной происхождения которых является Российская Федерация, для грузовых автомобилейПрицепы и полуприцепы иностранного производства для грузовых автомобилейПрицепы для легковых автомобилей и жилых автомобилей (типа автомобиль-дача)Мотоциклы, страной происхождения которых является Российская ФедерацияМотоциклы иностранного производстваСельскохозяйственные тракторы, страной происхождения которых является Российская ФедерацияСельскохозяйственные тракторы (80 - 100 л.с.) иностранного производстваПрочие тракторы иностранного производстваПрочая самоходная сельскохозяйственная техника и машиныАвтогрейдерыПогрузчики фронтальные одноковшовыеЭкскаваторы одноковшовыеКатки дорожныеПрочая самоходная дорожно-строительная техника и машиныАэродромная самоходная техника и машиныЗемлеройная самоходная техника и машиныКоммунальная самоходная техника и машиныЛесозаготовительная самоходная техника и машиныПожарная самоходная техника и машиныСтроительная самоходная техника и машиныСамоходная техника и машины для нефтедобычи и нефтепереработки

∆T

∆L

Укажите данные для расчета износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства

Укажите данные для расчета износа аккумуляторной батареи

Укажите данные для расчета износа шин

Раcсчитать

Результат:

Невозможно рассчитать результат:

Износ комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства
Износ шины транспортного средства принимается равным 
Износ аккумуляторной батареи транспортного средства принимается равным

Онлайн калькулятор для расчета износа автомобиля онлайн

На сайте автоэкспертизы и оценки «ИНАВЭКС» вы можете воспользоваться удобным сервисом – калькулятором износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), которые подлежат замене при восстановительном ремонте транспортного средства, пострадавшего в результате дорожно – транспортного происшествия, виновных действий третьих лиц либо повреждений автомобиля, полученных при других условиях. Расчет износа автомобиля необходим для определения величины и расчета материального ущерба, нанесенного транспортному средству.

Расчитайте износ деталей автомобиля самостоятельно!

Калькуляторы нашего сайта помогают осуществить точные расчеты износа в соответствии с Постановлением Правительства РФ №361 от 24 мая 2010 г., Постановлением Правительства РФ №717 от 30.07.2014г., а также в соответсивии с Положением Банка России №432-П от 19.09.2014г. Благодаря использованию этого сервиса вы можете рассчитать износ деталей автомобиля по ОСАГО самостоятельно, быстро и просто. Для этого необходимо лишь внести соответствующие данные и показатели в приведенные выше поля и нажать кнопку «рассчитать». Осуществленный расчет вы можете также легко сохранить себе в общедоступном текстовом формате для использования при возникновении необходимости. Износ автомобиля непосредственно влияет на стоимость запасных частей при восстановительном ремонте и применяется только к запасным частям. Сотрудники нашей компании имеют необходимую квалификацию и с радостью помогут вам в решении любых возникших вопросов в кратчайшие сроки и компетентно.

Обратный звонок

×

есть ли закон, как происходит учет запчастей, расчет, процент в автомобиле, без износа ОСАГО

Возмещение по полису обязательного автострахования на ремонт поврежденной в ДТП машины определяется с учетом того, что техника могла быть не новой. И здесь есть опасность занижения компанией требуемой суммы из желания сэкономить. Поэтому автовладельцу стоит знать, как определяется степень потрепанности транспорта, рассчитывается размер выплаты или сумма на ремонт. О том, что такое износ по ОСАГО, можно ли его не принимать во внимание, читайте в статье.

📌 Содержание статьи

Что такое износ по ОСАГО

Использование транспорта неизбежно приводит к ухудшению его состояния в целом, а также отдельных составляющих. Это происходит из-за воздействия внешних и внутренних факторов, присутствующих, даже когда машина стоит в гараже. То есть движимое имущество и его детали по мере эксплуатации утрачивают первоначальную стоимость.

Износ автомобиля по ОСАГО – это степень старения и ухудшения его состояния, выявляемые при необходимости ремонта или выплаты возмещения после ДТП. Ведь нельзя платить за подержанную машину, как за новую. То же относится и к отдельным ее деталям.

Закон об износе по ОСАГО

Все, что касается обязательного автострахования, регулируется правовым документом №40-ФЗ от 25.04.2002 г., а также вспомогательными актами, приказами. Закон устанавливает износ как обязательный фактор при определении размера нанесенного ущерба транспортному средству. Чтобы понять это, нужно заглянуть в подпункт 15.1:

Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

А раздел 19 гласит:

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте…

О том, как считается процент износа, сказано в «Правилах страхования» от Центробанка РФ.

Кто и как проводит расчет износа по ОСАГО, ведет учет

Исследование состояния ТС потерпевшего после аварии – обязанность страховой компании. Это она выплачивает возмещение или организует ремонт машины, то есть несет расходы. Поэтому сначала по ее инициативе производится осмотр техники. И если потерпевший не согласен с определением суммы материального ущерба, страховщик же заказывает независимую экспертизу.

У владельца ТС тоже есть возможность принять участие в процедуре. К тому же учет износа по ОСАГО осуществляется не произвольно, а в соответствии с законом и Правилами:

  • если погашение ущерба предполагает денежную выплату, показатель обязательно принимают во внимание;
  • при отправке ТС для восстановления на станцию техобслуживания замена пришедших в негодность в результате аварии составляющих производится без оглядки на то, что они были не новыми.

То есть с 2017 года, когда были приняты поправки в закон, при ремонте по ОСАГО износ поврежденных деталей не учитывается. На замену ставят новые комплектующие, а затем их стоимость и работу мастеров оплачивает страховщик. Но делается это в соответствии со справочником РСА, где указаны цены на детали и труд специалистов. Так что денег от страховки может не хватить, ведь реальная стоимость иногда оказывается существенно выше.

Износ запчастей по ОСАГО в некоторых случаях устанавливается ниже, чем транспортного средства в целом. Это важно, когда возмещение денежное, а не в виде ремонта. Но владельцу нужно доказать, что поврежденная в аварии деталь после покупки машины заменялась. То есть процент изношенности этой составляющей должен быть меньше, чем тот же показатель для всех других. Необходимо предъявить чек из магазина на покупку и счет из СТО, где деталь меняли.

Расчет износа по ОСАГО выполняют эксперты страховой фирмы. Он делается в соответствии с Положением Банка РФ №432-П от 19.09.2014 г. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного ТС». При определении процента изношенности ТС значение имеют:

  • дата начала его использования, определяемая по паспорту;
  • дата аварии, которая стоит в справке из ГИБДД;
  • марка автомобиля, выбираемая из списка «Единой методики…»;
  • его пробег, определяемый по одометру;
  • степень стертости протектора шин и срок их использования.
Коэффициенты, используемые для расчета износа ТС по ОСАГО

Учет этих факторов выражается в использовании соответствующих коэффициентов. Они есть в таблицах Приложений 5-10 к Положению ЦБ РФ №432-П. Каждому периоду эксплуатации (от 0 до 5 лет, от 5 до 10 и т. д.), модели машины, количеству пройденных ею километров соответствует свое значение. Все коэффициенты используются в формуле расчета, которую можно найти в главе 4 «Единой методики…»: 

Максимальный процент износа деталей в автомобиле

Какой бы ни была старой поврежденная в ДТП машина, по ОСАГО процент износа не может быть выше определенного значения. Оно установлено подпунктом 19 статьи 12 Федерального закона №40-ФЗ:

… на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

А при необходимости замены некоторых составляющих автомобиля их изношенность вообще не учитывается. К этой категории относятся:

  • подушки и ремни безопасности;
  • составляющие тормозной системы;
  • комплектующие рулевого управления;
  • детали сцепных устройств.

При необходимости их замены процент принимается равным нулю.

Возможности контролировать страховую

Далеко не всегда автовладелец, чья машина пострадала в аварии, проверяет расчеты страховщика. И компании нередко этим пользуются, занижая выплаты. А обмана можно избежать:

  • Изучив документы с калькуляцией изношенности. Цифры следует сравнить с теми, что есть в таблицах «Единой методики…» и самостоятельно провести расчеты по формуле.
  • Проверив, все ли полученные дефекты автомобиля отражены в документах. Иногда страховщики вносят лишь те, что есть справке от ГИБДД. Но скрытые повреждения туда не попадают, а устранять их необходимо.
  • Проконтролировав, точно ли записана дата начала использования машины. Иногда вместо нее страховщики берут для расчетов год выпуска техники. А это может «состарить» ее на годы, то есть намного увеличить процент изношенности и сократить величину возмещения.
  • Проверить, насколько верно установлена стоимость деталей. Для этого используют справочники РСА. Если в сравнении с указанными ценами размер ущерба занижен, это уже повод оспаривать его.

При обнаружении нестыковок следует сначала писать претензию страховщику, а затем жаловаться на него в РСА, Банк России или подавать в суд.

Смотрите в этом видео о методике расчета износа авто:

ОСАГО без износа

Страховщикам законом дается относительная свобода в установлении базового тарифа при формировании цены полиса. Но в остальном условия обязательного автострахования достаточно строги, не подлежат изменениям. Поэтому ОСАГО без износа не существует, ведь учет этого обстоятельства – требование закона.

Возможно получить 100%-ное погашение ущерба по полису, если машина пострадала в аварии буквально на следующий день после ее приобретения. Обладателям подержанных авто, поврежденных в ДТП, придется взыскивать недостающую на ремонт сумму с виновника.

Избежать учета изношенности техники можно, если застраховать ее по КАСКО. Но в договоре это условие должно быть прописано. Ведь и КАСКО тоже бывает с учетом изменения состояния машины из-за эксплуатации.

Рекомендуем прочитать о том, выгодно ли оформлять КАСКО без износа. Из статьи вы узнаете о том, что собой представляет КАСКО без учета износа, его преимуществах и недостатках, как проходят выплаты.

А здесь подробнее о единой методике расчета ущерба по ОСАГО.

Износ по ОСАГО – удобная лазейка для страховщиков, чтобы заплатить потерпевшему поменьше. В 2018 году Центробанк собирался убрать условие о нем из Правил, но пока этого не сделано. А значит, автовладельцы должны сами контролировать определение размера ущерба страховщиками.

Полезное видео

Смотрите в этом видео о том, как обманывают страховые компании ОСАГО:

расчет и учет износа авто, как рассчитывается ущерб; перечень деталей, на которые не начисляется процент

Один из важнейших факторов, влияющих на размер страховой компенсации по договору ОСАГО, – техническое состояние автомобиля до момента аварии. Исходя из степени износа основных деталей, определяется коэффициент, корректирующий сумму выплаты по возмещению фактического ущерба владельцу. Рассмотрим методику расчета износа и особенности ее применения с учетом действующего закона.

Содержание статьи

Что такое расчет износа по ОСАГО

Износом авто по ОСАГО называют показатель, учитывающий фактический возраст машины в целом и отдельных ее деталей до момента ДТП с утратой качества. Учет данного фактора позволяет определить остаточный ресурс машины. Чем больше изношенность поврежденных деталей автомобиля, тем меньшую сумму компенсации получит владелец, если ущерб компенсируется денежной выплатой.

Изменения в законе по ОСАГО по поводу износа

Задача страхования ОСАГО – возмещение ущерба пострадавшим в ходе аварии, с учетом размера нанесенного урона. Наличие заключенного договора автогражданки – обязанность каждого водителя. В случае ДТП оплата расходов на ремонт машины и лечение пострадавших производится за счет страхового полиса нарушителя.

Компенсация за понесенный ущерб возможна двумя способами:

  • страховой выплатой – при ее начислении фактор износа автомобиля важен для расчета суммы компенсации по ОСАГО;
  • восстановительным ремонтом, проведенным в СТО по направлению страховой компании. В этом случае расходы компенсирует страховая компания, без учета амортизации машины. При проведении ремонта запрещено заменять поврежденные узлы запасными частями, бывшими в употреблении.

Поправки, внесенные в закон об ОСАГО в мае 2017 года, не коснулись методики расчета износа. Но ряд положений Федерального закона № 49-ФЗ изменили порядок компенсации ущерба, повлияв на учет амортизации при расчете выплаты по ОСАГО:

  • за исключением отдельных ситуаций, водитель лишен права выбора формы возмещения ущерба по ОСАГО. Восстановление автомобиля производится в специальном СТО, отвечающем установленным требованиям, с выплатой стоимости ремонта страховой компанией;
  • степень изношенности должна учитываться только при денежной форме возмещения ущерба, исключая проведение восстановительного ремонта, оплаченного страховщиком.

Учёт страховщиком степени износа при расчёте выплат по ОСАГО – основная причина уменьшения размера возмещения, причитающегося пострадавшей в ДТП стороне.

Раньше при выплате денежной компенсации водителю насчитывали сумму, уменьшенную с учетом степени износа поврежденных деталей. Теперь авто направляется на ремонт. Страховщику необходимо полностью возместить стоимость работ с учетом новых запчастей, установленных взамен поврежденных, вне зависимости от их состояния до аварии.

Порядок расчета определяется «Правилами страхования», утвержденными Центробанком РФ.

Кто и как проводит расчет

Обследование технического состояния машины после ДТП с учетом степени фактического износа до аварии – задача страховщика.

Страховая компания должна определить стоимость восстановления автомобиля по ОСАГО с последующей компенсацией ремонта или денежной выплатой владельцу.

Поэтому страховщику необходимо инициировать проведение экспертизы авто, определяющей:

  • фактическое состояние ТС до момента аварии;
  • перечень дефектов и повреждений, полученных в ходе ДТП.

Экспертиза проводится с участием владельца. Если клиент не согласен с выводами экспертов, привлеченных страховщиком, он может организовать независимое обследование.

Расчет уровня изношенности авто производится экспертами страховой организации, согласно утвержденной ЦБ РФ в сентябре 2014 года методике № 431-П. Процент определяется с учетом:

  • паспортной даты начала эксплуатации машины;
  • даты происшествия, зафиксированной документацией, составленной ГИБДД по итогам расследования ДТП;
  • модели авто;
  • пробега, исходя из данных одометра;
  • уровня износа высоты шинного протектора, срока эксплуатации покрышек;
  • качества ранее проведенного ремонта, при его наличии;
  • технических особенностей элемента и прочих обстоятельств.

Перечисленные факторы принимаются в виде поправочных коэффициентов, учет которых влияет на расчетную величину в формуле.

Цены деталей по ОСАГО начисляются по справочнику РСА, единому для всех страховщиков.

Перечень деталей, не предусматривающих износа

Законодательно утвержден перечень элементов, не предполагающих расчет износа. Это конструктивные части, влияющие на безопасность автомобиля и людей. Расчет выплаты по ОСАГО производится без учета износа в обязательном порядке для следующих деталей:

  • подушек безопасности;
  • ремней безопасности, включая составные элементы их крепления;
  • детских креплений;
  • элементов системы тормозов – дисков, шкивов, накладок, деталей пневматической и гидравлической систем;
  • составляющих рулевого управления – наконечника, тяги, рычагов, трубопроводов и пр.;
  • сцепных устройств;
  • системы сцепления.

Для остальных комплектующих при определении суммы денежной выплаты определение процента изношенности – обязательное условие.

Формула расчета износа для выплаты по ОСАГО

Для расчета уровня износа при выплате страховки применяется формула:

Ид = 100 × (1 – 2,72Δдс×Тд + Δдп×П), где

  • Ид – показатель износа отдельной детали;
  • Δдс – степень влияния срока службы элемента на его изношенность;
  • Тд – продолжительность работы элемента;
  • Δдп – степень влияния пробега автомобиля на изношенность элемента;
  • П – величина пробега.

Для того, чтобы рассчитать износ по ОСАГО, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на просторах Интернета, или формулой.

Коэффициенты принимаются из табличных приложений в методике. Фактические данные относительно пробега и срока эксплуатации авто и отдельных деталей берутся из технической документации машины и показаний одометра.

Также применяются коэффициенты дополнительной амортизации, с учетом:

  • повышенной коррозии, не свойственной данному элементу;
  • повреждений обшивки, превышающих по размеру десять процентов общей площади элемента;
  • результатов недобросовестно проведенного ремонта;
  • дефектов и повреждений покраски, превышающих десять процентов площади;
  • частичной замены или восстановления материала элемента;
  • дефектов стеклянных изделий с аналогичным допуском по площади повреждения;
  • повреждений пластиковых узлов, не связанных с аварией.

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

Степень износа рассчитывается отдельно для каждой поврежденной детали. Затем определяется цена элемента. После суммирования стоимости поврежденных узлов, подлежащих замене, определяется общая сумма денежной выплаты.

Максимальная величина износа

Закон ограничивает степень износа пятьюдесятью процентами. Вне зависимости от фактического значения показателя, полученного в ходе расчета, если он превышает указанную величину, результат округляется до пятидесяти процентов.

Как проконтролировать страховую

Клиенту, попавшему в аварию и оформляющему денежную выплату по страховке ОСАГО, необходимо контролировать СК:

  • продублировать расчет, согласно действующей методике, сравнив результат с представленным страховщиком. Детально изучить выданную страховой компанией документацию с калькуляцией проведенного расчета;
  • проверить наличие всех фактических повреждений, с учетом скрытых, в составленном страховщиком перечне;
  • убедиться в точности даты начала эксплуатации автомобиля. Этот момент не обязательно совпадает с датой производства техники, используемой СК, чтобы скорректировать размер соответствующего коэффициента в свою пользу;
  • проверить примененные расценки на запчасти, использованные страховой компанией.

Клиенту помогут калькуляторы и справочные данные, предлагаемые тематическими сайтами и официальным порталом РСА.

При наличии обоснованных возражений следует направить претензию в адрес страховой компании. Владелец должен документально обосновать допущенные страховщиком нарушения, потребовав правильно рассчитать сумму выплаты. В случае отказа СК вопрос рассматривается в суде, с учетом справедливости приведенных аргументов.

Итог

Степень износа влияет на размер выплаты по ОСАГО, но только если речь идет о денежном возмещении ущерба. При выполнении восстановительного ремонта СК обязана полностью оплатить стоимость работ, с учетом установленных новых деталей взамен поврежденных.

Размер максимального износа автомобиля по ФЗ «Об ОСАГО»

Здравствуйте, у меня такой вопрос. Я попал в ДТП и теперь хочу обратиться в страховую компанию. Но у меня очень старый автомобиль и знакомые говорят, что выплатят мне очень мало из-за износа. Правда ли это и что мне тогда делать?

  • Вопрос: №1427 от: 2015-01-13.

Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:

8-912-343-72-22
8 (3532) 29-61-71

По существу заданных Вами вопросов можем пояснить следующее.

Поскольку в настоящий момент в России существует обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то любые вопросы в рамках получения страхового возмещения ущерба, причиненного ДТП, регулируются Федеральным законом от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту – ФЗ «Об ОСАГО»).

В силу ст. 3 ФЗ «Об ОСАГО» одним из основных принципов обязательного страхования является гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных указанным Федеральным законом.

Определение размера страховой выплаты и порядок ее осуществления регулируется статьей 12 ФЗ «Об ОСАГО».

Федеральным законом от 21.07.2014 года№ 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения в ФЗ «Об ОСАГО», в том числе и в статью 12.

Согласно п. 10 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» в действующей редакции при причинении вреда имуществу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 указанного Федерального закона.

В силу ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО» независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.

Эти правила носят всеобщий и универсальный характер, то есть едины для всех без исключения экспертов.

В соответствии с п. 3 ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО» независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России

Данное положение действует с 17 октября 2014 года.

Таким образом, расчет суммы страховой выплаты должен стать единым для всех страховых компаний.

Также следует сказать, что указанным выше ФЗ № 223-ФЗ был существенно изменен размер максимальной ставки износа.

Согласно п. 18 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО»размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется в случае повреждения имущества потерпевшего - в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

В силу п. 19 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО»к указанным расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом.

Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Размер расходов на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта транспортного средства, расходов на оплату связанных с таким ремонтом работ и стоимость годных остатков определяются в порядке, установленном Банком России.

Таким образом. в настоящее время предельный уровень износа автомобиля установлен в размере 50 % против 80 % в старой редакции ФЗ «Об ОСАГО». Указанный износ насчитывается только на заменяемые детали и не рассчитывается для ремонтируемых деталей. Также отметим, что износ не насчитывается для запасных частей, влияющих на безопасность, например, на подушки и шторки безопасности.

 Несмотря на довольно строгое регламентирование определения размера страхового возмещения, многие страховые компании до сих пор насчитывают стоимости ремонта гораздо меньшие, чем рыночные.

В таком случае, Вы можете обратиться в суд за защитой своих интересов и взысканием со страховой компании реального ущерба, определяемого независимой оценкой.

Для более развернутой консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-912-343-72-22.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Учет износа деталей при ремонте автомобиля в рамках ОСАГО

Страховое возмещение по ОСАГО осуществляется в форме:

  • выплаты страховой суммы в денежном выражении;
  • организации и оплаты страховщиком ремонта имущества потерпевшего.

Учитывается ли износ деталей или нет – зависит от формы страхового возмещения

Учет износа деталей, подлежащих замене при страховой выплате

В случае, если страховое возмещение осуществляется в форме страховой выплаты, то размер расходов на запчасти уменьшается на величину износа деталей, узлов и агрегатов, подлежащих замене при ремонте авто потерпевшего.

Разъяснения Верховного Суда РФ:

При осуществлении страхового возмещения в форме страховой выплаты размер расходов на запасные части, в том числе и по договорам обязательного страхования, заключенным начиная с 28 апреля 2017 года, определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости (абзац второй пункта 19 статьи 12 Закона об ОСАГО) (см. подробнее п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").

Учет износа деталей, подлежащих замене при ремонте авто на СТО

В случае, если страховое возмещение осуществляется в форме организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на СТО, то стоимость восстановительного ремонта автомобиля, принадлежащего гражданину и зарегистрированного в РФ, определяется без учета износа деталей, узлов, агрегатов.

Верховный Суд разъяснил, что по общему правилу не допускается использование при ремонте авто бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий, деталей и агрегатов, если только стороны не пришли ко взаимному соглашению об этом.

Разъяснения Верховного Суда РФ:

В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина (в том числе имеющего статус ИП) и зарегистрированного в РФ, осуществляется страховщиком без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) (абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО в редакции ФЗ от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ).

Если в соответствии с Методикой требуется замена комплектующих изделий …, то при восстановительном ремонте поврежденного ТС не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий … Иное может быть определено только соглашением между страховщиком и потерпевшим (абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО) (см. подробнее п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58).

11.02.2018г.

Страховщики готовы не учитывать износ автомобиля при возмещении ущерба по ОСАГО

 Износ автомобиля могут не учитывать только в том случае, если пострадавший получает компенсацию в виде ремонта и проводит его на станциях, которые определила страховая компания.

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев рассказал о том, что компании, предоставляющие услуги ОСАГО, готовы пойти на «революционные уступки» автомобилистам. Они заключаются в том, что СК не будут учитывать износ автомобиля, но только в том случае, если будут одобрены поправки в закон о преимуществе ремонта ТС над денежными выплатами.

Сейчас выбор компенсации в натуральной форме не пользуется популярностью у автомобилистов. Одной из причин этого является то, что на сегодняшний день при ремонте старого автомобиля клиента страховщики имеют право использовать бывшие в употреблении запчасти с учетом степени износа до 50%, его оплачивает клиент. Отметим, износ учитывается и при выборе денежной выплаты.

«Сейчас мы рассчитываем, что оплата износа компенсируется за счёт больших скидок от станций техобслуживания, так как будет направляться больше машин на ремонт, — цитируют «Ведомости» Евгения Уфимцева. — Кроме того, это поможет в борьбе с мошенниками, из-за действий которых сейчас во многих регионах ОСАГО убыточно для страховщиков». По мнению РСА, в законе должно быть также четко прописано, что в этих случаях не учитывается утрата товарной стоимости (УТС), которую сейчас должны оплачивать страховщики.

Пока что страховщики обсуждают норму, согласно которой компании не смогут направить автовладельца на ремонт в расположенную слишком далеко станцию техобслуживания. Сообщается, что для населенных пунктов с числом жителей не менее 500 000 человек будет указано, что СТО должно находиться в пределах десяти километров от этого населенного пункта; если менее 500 000 жителей — СТО не далее 200 км.

Согласно нынешней редакции законопроекта РСА, страховые компании будут направлять новые автомобили – в возрасте до двух лет с момента выпуска – на станции технического обслуживания официальных дилеров. Отметим, по расчётам Союза, поправки могут быть приняты уже в весеннюю сессию.

Сейчас инициативу РСА уже поддержал один из крупнейших игроков рынка, компания «Росгосстрах». Как отметил генеральный директор Дмитрий Маркаров, «в случае направления автомобиля на СТОА весь процесс урегулирования становится максимально понятным и прозрачным». Предположительно, установление приоритета натурального возмещения лишит заработка мошенников, которые наживаются на выплатах пострадавшим в ДТП клиентам. Ранее стало известно, что за пять лет доля выплат автоюристам в структуре выплат по суду выросла в три раза.


Читайте также:



Смотрите также