Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Как оспорить регресс по осаго


Как страхователю оспорить необоснованные регрессные требования страховщика

По общему правилу тот, кто возместил вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения (ст. 1081 ГК РФ). В ряде случаев это требование может предъявить страховая компания к организации или предпринимателю, которые застраховали свою ответственность. Такое правило установлено для договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и владельцев опасных производственных объектов.

Иногда страховые организации предъявляют регрессные требования неправомерно в расчете на то, что страхователь, не углубляясь в законодательные нормы, возместит расходы на выплату страхового возмещения. Поэтому нужно знать, в каких случаях страховая организация имеет право регресса, а в каких она такого права не имеет, и как правильно возразить на такие требования страховщика. В частности, если сведения о том, что водитель находился в состоянии алкогольного опьянения или скрылся с места ДТП, содержатся только в справке о ДТП, суды не признают это надлежащим доказательством и выносят решения в пользу страхователей.

Предъявление регрессных требований к автовладельцам

Право регрессного требования означает, что страховая организация вправе требовать от страхователя компенсировать (возвратить) ей расходы, которые она понесла при возмещении вреда. Регресс является правом, а не обязанностью страховщика. Поэтому его реализация зависит от усмотрения самой страховой компании.

Вопрос: в каком размере страховщик может потребовать от страхователя возместить вред в порядке регресса?

По общему правилу страховщик вправе предъявить регрессные требования в размере выплаченного страхового возмещения (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Кроме того, страховщик вправе требовать возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Закон № 40-ФЗ).

Страховщик по ОСАГО вправе предъявить регрессные требования в следующих случаях (ст. 14 Закона № 40-ФЗ).

Во-первых, если вследствие умысла причинителя вреда причинен вред жизни или здоровью потерпевшего. Это положение основано на пункте 2 статьи 963 Гражданского кодекса РФ, согласно которому страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, если вред причинен по вине ответственного за него лица.

Во-вторых, если вред причинило лицо, которое управляло транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения (к иным формам опьянения лица, управляющего транспортным средствам, может быть отнесено токсикологическое опьянение).

r />

Пример из практики: суд установил, что страховщик не вправе предъявлять регрессное требование, так как сведения об алкогольном опьянении водителя содержатся только в справке о ДТП, но не подтверждены медицинским освидетельствованием 

Ответственность Управления Федеральной почтовой службы (далее – УФПС) по договору ОСАГО была застрахована в ЗАО «А.» (страховщик). В результате дорожно-транспортного происшествия по вине водителя УФПС был поврежден другой автомобиль. Факт ДТП и факт привлечения виновного к ответственности подтверждены протоколом об административном правонарушении, а также постановлением по делу об административном правонарушении.

Страховщик выплатил владельцу поврежденного автомобиля страховое возмещение и обратился с иском к УФПС о взыскании в регрессном порядке страхового возмещения. Суд первой инстанции в иске отказал. Он исходил из недоказанности факта управления водителем транспортным средством в состоянии опьянения. Кассационная инстанция согласилась с решением суда по следующим основаниям.

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (ст. 1068 ГК РФ).

Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, в том числе если вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (ст. 14 Закона № 40-ФЗ). Между тем в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, что водитель в момент ДТП управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Такие сведения содержатся только в справке о ДТП, что не является надлежащим доказательством.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства проведения в день совершения ДТП медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения, вывод суда об отказе в удовлетворении иска является правильным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 октября 2008 г. № А69-1392/08-Ф02-4684/08 по делу № А69-1392/08).

В другом деле со сходными обстоятельствами арбитражный суд указал: единственным документом, в котором упоминается факт алкогольного опьянения водителя, является справка о ДТП. Однако доказательством, подтверждающим факт нахождения лица, управляющего транспортным средством, в состоянии алкогольного опьянения, может быть только акт медицинского освидетельствования. Поскольку не установлено, что водитель находился в состоянии опьянения, а справка о ДТП таким доказательством не является, то оснований для обращения в порядке регресса к страхователю у страховой организации не имеется (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2011 г. по делу № А56-20122/2010).

В-третьих, если вред причинило лицо, не имевшее права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред. Это означает, что у водителя – причинителя вреда отсутствовало водительское удостоверение в связи с тем, что он не прошел соответствующую подготовку и не сдал квалификационный экзамен.

К лицам, не имеющим права на управление транспортным средством, приравниваются лица, управляющие автомобилем не той категории, на которую они имеют право управления, а также лица, лишенные такого права вследствие совершения ими правонарушения.

Страховые компании часто пытаются сослаться на это основание и в иных обстоятельствах, но суды отказывают в удовлетворении их требований.

r />

Пример из практики: суд указал: тот факт, что ДТП произошло через полчаса после того момента, когда водитель согласно путевому листу должен был вернуться в гараж, не означает, что водитель страхователя не имел права управлять автомобилем 

ООО «П.» (страхователь) и ООО «Р.» (страховщик) заключили договор обязательного страхования гражданской ответственности. В результате ДТП, совершенного по вине водителя ООО «П.», был причинен ущерб другому автомобилю. Страховщик выплатил потерпевшему страховое возмещение. Впоследствии ООО «Р.» обратилось в суд с иском к ООО «П.». В исковом заявлении страховщик потребовал взыскать в порядке регресса страховое возмещение. Суд первой инстанции в иске отказал. Он указал, что ООО «П.» подтвердило наличие у своего водителя права на управление автомобилем, принадлежащим ООО «П.», что исключает возможность удовлетворения регрессных требований.

В кассационной жалобе страховщик просил отменить решение, поскольку, по его мнению, при совершении ДТП водитель не имел права на управление транспортным средством, поскольку путевой лист выдан ему с указанием времени возвращения в гараж в 16.00, а авария произошла в 16.30. И это дает основание для удовлетворения регрессного требования в размере произведенной страховой выплаты (ст. 14 Закона № 40-ФЗ).

Суд пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Факт заключения договора страхования подтверждает страховой полис, выданный ООО «Р.». Факт причинения вреда подтверждает протокол и постановление об административном правонарушении. В обоснование ущерба представлен акт осмотра транспортного средства и отчет об оценке размера материального ущерба. На момент ДТП водитель, который управлял автомобилем, состоял в трудовых отношениях с ООО «П.». Это подтверждается приказом о приеме на работу. Рабочий день водителей может продлеваться за пределы нормальной продолжительности рабочего времени в связи с производственной необходимостью.

Суд обоснованно признал право водителя на управление транспортным средством. Водитель являлся работником ООО «П.» и управлял автомобилем на законном основании, что подтверждается выдачей путевого листа. Кроме того, право на управление транспортным средством предоставляется гражданам, достигшим определенного возраста, после соответствующей подготовки и сдачи квалификационных экзаменов и подтверждается водительским удостоверением (ст. 25 и 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Учитывая изложенное, под фразой «лицо не имело права управлять транспортным средством» следует понимать отсутствие у лица водительского удостоверения в связи с тем, что оно не прошло подготовку и не сдало квалификационный экзамен. Кроме того, к лицам, не имеющим права на управление транспортным средством, приравниваются лица, управляющие автомобилем не той категории, на которую они имеют право управления, а также лица, лишенные такого права вследствие совершения ими правонарушения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23 января 2008 г. № Ф08-9017/07 по делу № А32-11496/2007-64/299).

В-четвертых, когда причинитель вреда скрылся с места дорожно-транспортного происшествия.

r />

Пример из практики: суд отказал страховщику во взыскании страхового возмещения, поскольку страховщик не доказал, что водитель скрылся с места ДТП 

ЗАО «М.» (страховщик) в связи с наступлением страхового случая на основании договора страхования гражданской ответственности с ООО «П.» (страхователь) выплатило страховое возмещение потерпевшему в результате ДТП. 

После этого ЗАО «М.» обратилось в суд с иском к ООО «П.», работником которого является причинитель вреда (водитель), о возмещении вреда в порядке регресса. ЗАО «М.» обосновало свои требования тем, что водитель скрылся с места ДТП. Однако суд пришел к выводу: справка о ДТП, в которой указано, что одно транспортное средство скрылось с места ДТП, – недостаточное доказательство для взыскания убытков в порядке регресса. Наличие протокола об административном правонарушении, фиксирующего факт совершения правонарушения, также не является достаточным доказательством наличия в действиях водителя состава правонарушения (оставление водителем места ДТП, участником которого он являлся). В материалах дела отсутствуют сведения о привлечении водителя к административной ответственности. Поскольку страховщик достоверно не подтвердил тот факт, что водитель умышленно скрылся с места дорожно-транспортного происшествия, то для удовлетворения его требования о взыскании страхового возмещения в порядке регресса правовых оснований не имеется (постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 октября 2011 г. по делу № А56-64023/2010).

Аналогичные выводы сделал суд в другом деле со схожими обстоятельствами. Суд также не усмотрел оснований для удовлетворения регрессного требования страховщика о взыскании со страхователя суммы страховой выплаты на основании статьи 14 Закона № 40-ФЗ.

В деле отсутствовали надлежащие доказательства, подтверждавшие тот факт, что водитель скрылся с места ДТП. В качестве такого возможного доказательства суд назвал привлечение водителя к административной ответственности за умышленное оставление им места ДТП (постановление ФАС Поволжского округа от 9 августа 2011 г. по делу № А65-26432/2010).

В-пятых, если вред причинило лицо, которое не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством. Такой вид регресса возможет в том случае, когда стороны заключили договор с условием об ограничении числа лиц, имеющих право управления транспортным средством.

Как устанавливает статья 16 Закона № 40-ФЗ, договоры обязательного страхования могут заключаться с учетом ограниченного использования транспортных средств.

Возможны следующие виды ограниченного использования транспортного средства:

  • по кругу лиц, допущенных к управлению транспортным средством;
  • по периоду использования транспортного средства в пределах срока страхования.

Для граждан ограниченное использование транспортного средства по периоду означает его сезонное использование в течение трех и более месяцев в календарном году. Для юридических лиц – использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение шести и более месяцев в календарном году.

При осуществлении обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортного средства в страховом полисе указываются водители, допущенные к управлению транспортным средством.

В качестве последствия несоблюдения этих ограничений предусмотрено право страховщика на изменение размера страховой премии соразмерно увеличению страхового риска (п. 3 ст. 16 Закона № 40-ФЗ) и на предъявление регрессного требования (ст. 14 Закона № 40-ФЗ).

Однако отказать в страховой выплате потерпевшему вследствие таких нарушений страховщик права не имеет, поскольку эти нарушения не включены в исчерпывающий перечень случаев (ст. 6 Закона № 40-ФЗ), при которых не возникает ответственности страховщика по обязательному страхованию (постановление Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2007 г. № 14670/06).

В-пятых, вред причинен лицом при использовании транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования. Страховщик вправе использовать в этом случае право регресса, если договор заключен с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования.

r />

Пример из практики: суд указал, что договор страхования не содержит условий об ограниченном использовании транспортного средства, вследствие чего страховщик не приобрел к страхователю право регресса 

Учреждение застраховало свою гражданскую ответственность в страховой компании ОАО «Р.». Ответственность застрахована на срок с 5 апреля 2006 года по 4 апреля 2007 года согласно страховому полису. Тот же промежуток времени в страховом полисе указан в графе «период использования транспортного средства в течение срока страхования».

21 апреля 2007 года (т. е. за пределами срока страхования) произошло ДТП с участием автомобиля учреждения под управлением водителя, признанного виновным в совершении ДТП.

Страховая компания отказала в выплате страхового возмещения потерпевшей, сославшись на то, что ДТП произошло за пределами срока страхования ответственности учреждения. Потерпевшая обратилась в суд общей юрисдикции с иском о возмещении ущерба, причиненного ДТП, за счет учреждения или страховой компании. Решением мирового суда со страховой компании в пользу потерпевшей взыскано страховое возмещение.

Страховщик обратился в суд с иском к учреждению о взыскании в порядке регресса страхового возмещения. Суд первой инстанции иск удовлетворил. Он установил, что страховая компания возместила ущерб владельцу, автомобиль которого был поврежден в ДТП при взаимодействии с автомобилем учреждения. Поскольку страховой случай наступил при использовании транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования, страховщик имеет право регресса к причинившему вред страхователю.

Апелляционный суд это решение отменил. Он указал, что абзац 7 статьи 14 Закона № 40-ФЗ подлежит применению только в тех случаях, когда договор страхования устанавливает определенный период использования транспортного средства. При обычном договоре обязательного страхования, заключаемом на годичный срок, у страховщика отсутствует право регресса к страхователю.

Страховая организация обратилась в суд с кассационной жалобой. Она считала, что установленный в полисе срок страхования и период использования транспортного средства – с 5 апреля 2006 года по 4 апреля 2007 года, за пределами которого наступил страховой случай, является основанием для применения статьи 14 Закона № 40-ФЗ. Однако кассационная инстанция сочла, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

В статье 14 Закона № 40-ФЗ перечислены случаи, при которых страховщик, произведший страховую выплату, вправе предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере страховой выплаты. Наряду с причинением вреда жизни или здоровью потерпевшего вследствие умысла виновного лица, алкогольного, наркотического или иного опьянения и т. п., предусмотрено право регресса, если страховой случай наступил при использовании виновным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования.

Право регресса возникает, если договор обязательного страхования заключен с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования. Однако учреждение при заключении договора не заявляло страховщику в письменной форме об ограниченном использовании автомобиля, срок страхования соответствует обычному годичному сроку. При этом страховой случай наступил при использовании транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 августа 2010 г. по делу № А20-3446/2009).

В-шестых, на момент наступления страхового случая истек срок действия талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок людей, с числом мест для сидения более восьми (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов. Это положение вступило в силу с 1 января 2012 года.

Внимание! С 1 января 2012 года вступило в силу положение, согласно которому страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты и к оператору технического осмотра, выдавшему оригинал талона технического осмотра.

Такое требование страховщик может предъявить при наличии следующих условий (п. 2 ст. 14 Закона № 40-ФЗ):

  • если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства;
  • такая неисправность выявлена в момент проведения этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19 сентября 2014 г. № 431-П) более подробно регулируют вопросы страхования ответственности автовладельцев, конкретизируя положения Закона № 40-ФЗ.

Предъявление регрессных требований к владельцам опасных объектов

Предъявить регрессные требования страховая компания может и к владельцу опасного объекта, поскольку он отвечает за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Так, страховщик вправе предъявить регрессное требование в пределах произведенной страховой выплаты к страхователю, если (ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»; далее – Закон № 225-ФЗ):

  • вред был причинен вследствие невыполнения страхователем предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области безопасности опасных объектов, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • умышленные действия (бездействие) работника страхователя повлекли за собой причинение вреда потерпевшим, в том числе в результате контролируемых взрыва, выброса опасных веществ, сброса воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций.

Опасными объектами являются гидротехнические сооружения, автозаправочные станции жидкого моторного топлива, производственные объекты, на которых вырабатываются, используются, перерабатываются горючие, взрывчатые, токсичные вещества и т. п. (ст. 5 Закона № 225-ФЗ).

Таким образом, к организации могут быть предъявлены регрессные требования в следующих ситуациях.

Во-первых, если организация – владелец опасного объекта не выполнила обязательные предписания уполномоченного органа в отношении порядка эксплуатации опасных объектов. К таким государственным органам можно отнести Ростехнадзор и МЧС России, которые наделены функциями по непосредственному контролю за соответствующими опасными объектами.

Во-вторых, работодатель-страхователь несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам работником при исполнении им служебных обязанностей (ст. 1068 ГК РФ). Для применения этого нормативного положения нужно доказать умысел работника страхователя, а также тот факт, что он при этом действовал или должен был действовать по заданию юридического лица и под его контролем за безопасным ведением работ.

Аналогичные условия предъявления регрессных требований к владельцам опасных объектов закрепляют Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 916, которое принято в целях реализации Закона № 225-ФЗ).

Судебная практика применения этих норм пока не сложилась.

Возражения страхователя при предъявлении регрессных требований страховщиком

Бывают случаи, когда страховые организации предъявляют требования в порядке регресса без достаточных оснований.

Поэтому если предъявлены такие требования, нужно проверить их законность и найти правовые возможности, с помощью которых можно было бы их успешно оспорить. Что можно предпринять, чтобы защититься от подобных требований.

1. Необходимо установить, действительно ли у страховой организации есть право предъявить требование к страхователю. То есть подпадают ли действия страхователя под основания, предусмотренные для реализации страховщиком права регресса.

2. Не нужно исполнять обязательство до того, как представлены доказательства перехода требования к страховщику. К таким доказательствам, относится прежде всего подтверждение того факта, что страховщик действительно выплатил страховое возмещение. Если же доказательства перехода требования к страховщику отсутствуют, то страхователь не обязан выполнять требования страховой организации о возмещении вреда.

3. Если страховщик предъявляет требования о возмещении вреда и размер такого возмещения вызывает сомнение в его правильности, то страхователь может возражать в части размера причиненного ущерба.

4. Ответственность за нарушения обязательства возможна только при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (в частности, ответственность владельца транспортного средства и иного источника повышенной опасности). Кроме того, ответчик вправе доказывать отсутствие не только вины причинителя вреда, но и иных условий гражданско-правовой ответственности (например, противоправности причинения вреда или причинной связи между действиями и наступившим вредом).

5. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (ст. 401 ГК РФ). Поэтому если вина отсутствует, для возмещения вреда оснований не имеется.

6. Нужно проверить, не истекли ли сроки исковой давности для предъявления требований страховщиком. При этом нужно уточнить начало течения срока исковой давности. По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Исключения из этого правила устанавливаются Гражданским кодексом РФ и иными законами. Однако по регрессным обязательствам течение исковой давности начинается с момента исполнения основного обязательства (п. 3 ст. 200 ГК РФ).

Такой порядок определения начала течения срока исковой давности означает, что лицо, исполнившее то или иное обязательство в пользу другого лица, в случае обращения с регрессным требованием к должнику вправе заявить соответствующее требование в суд в пределах срока исковой давности, начавшего течь не с момента нарушения его права, а с момента исполнения им обязательства в пользу другого лица. То есть срок исковой давности начинает течь, когда страховщик исполняет обязательство по выплате страхового возмещения. Страхователь не сможет возразить на регрессные требования страховщика, если срок исковой давности не истек.

r />

Пример из практики: суд удовлетворил требование о возмещении ущерба в порядке регресса, поскольку страховщик обратился в суд в пределах срока исковой давности 

19 октября 2006 года произошло ДТП, в результате которого застрахованный автомобиль получил повреждения. Водитель скрылся с места происшествия, не сообщив об этом ни в ГИБДД, ни на предприятие, с которым он состоит в трудовых отношениях. Страховая компания произвела выплату страхового возмещения потерпевшему. Впоследствии она предъявила исковые требования о взыскании с ответчика ущерба в порядке регресса.

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме. Он указал: поскольку страховая компания во исполнение договора обязательного страхования гражданской ответственности выплатила потерпевшему страховое возмещение, то она вправе обратиться с регрессными требованиями к ответчику. Доводы ответчика о пропуске страховщиком срока исковой давности суд правомерно отклонил.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Гражданским кодексом РФ и иными законами. Так, пункт 3 статьи 200 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что течение срока исковой давности по регрессным обязательствам начинается с момента исполнения основного обязательства.

Ввиду того, что применительно к регрессным требованиям течение срока исковой давности начинается с момента исполнения основного обязательства, то в данном случае суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что начало течения срока исковой давности необходимо исчислять с 27 декабря 2006 года, когда страховщик исполнил обязательство по выплате потерпевшему страхового возмещения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 4 ноября 2007 г. № 251-ФЗ «О внесении изменения в статью 966 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» трехгодичный срок исковой давности, установленный пунктом 2 статьи 966 Гражданского кодекса РФ, применяется к требованиям, ранее установленным Гражданским кодексом РФ, двухгодичный срок предъявления которых не истек до дня вступления в силу названного федерального закона.

В связи с этим срок исковой давности по требованию страховой компании истекал только 27 декабря 2009 года. Поэтому суд первой инстанции правомерно применил пункт 3 статьи 200 Гражданского кодекса РФ и не принял во внимание доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2010 г. по делу № А42-9579/2009).

Как избежать регресса виновнику по европротоколу

ОСАГО, это не только обязаловка и пустые траты. Сколько бы тонн желчи не выливали на автогражданку, она имеет один жирный плюс – она возмещает ущерб, причиненный пострадавшим в ДТП водителям и пешеходам. Но для виновника не все так просто. Во всей этой истории он легко может стать “козлом отпущения”, даже если согласиться со своей виной и пойдет на оформление ДТП без сотрудников полиции.

Одна из схем “развода” водителей – предъявление регрессного требования. Мол, нарушили закон – возмещайте расходы на выплату компенсации пострадавшим! И вся прелесть в том, что СК будет использовать регресс, даже когда основания для его применения “притянуты за уши”! Как быть? Вооружаемся законом, сосредотачиваем внимание и крушим надежды страховщика предъявить регресс виновнику по европротоколу.

Право на регресс

Статья 14 ФЗ № 40 от 25.04.2002 “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее - ФЗ “Об ОСАГО”, ФЗ № 40) исчерпывающим образом объясняет, в каких случаях страховая компания имеет право на регресс. Из описанных оснований выделим только те, которые дают право на страховой регресс по европротоколу (оформления ДТП без сотрудников полиции). А именно:

  • причинение ущерба автомобилю пострадавшего, в том числе в целях получения страховки;
  • самостоятельное проведение ремонта либо утилизация автомобиля виновником ДТП до истечения 15-дневного срока с момента аварии;
  • непредоставление автомобиля страховщику для осмотра по его требованию;
  • предоставление страховщику недостоверных сведений об автомобиле при заключении договора страхования в электронном виде;
  • истечение срока действия диагностической карты на момент столкновения, если причиной ДТП стала неисправность автомобиля (действует с 08.06.2020).
До 01.05.2019 самым распространенным основанием для регрессного требования было нарушение водителем-виновником сроков направления европротокола в свою страховую – сделать это нужно в 5-дневный срок. Начиная с мая 2019 года нарушение такого требования основанием для регресса не является, хотя само требование направить извещение о ДТП в течение 5 дней сохранилось. Отмена этого основания не касается ДТП, произошедших до 01.05.2019 – в этих случаях право на регресс сохраняется.

Находчивости страховщикам не занимать, они найдут такие основания даже там, где ими и не пахло. СК обязательно пришлет вам претензию с требованием возместить расходы и угрозами в противном случае подать в суд. Задача водителя – не паниковать. Правильный правовой анализ сложившейся ситуации поможет построить достойную линию защиты, и это единственный способ, как избежать регресса по европротоколу.

Читайте также

Хочу все знать: проверь себя и контрагента

Без достаточных оснований: что предпринять водителю?

Практика регрессных споров включает львиную долю случаев, когда требования о компенсации возмещения в пользу страховщика очевидно необоснованные. Если и вам пришло такое “письмо счастья” – не платите сразу, даже если сумма по вашим меркам незначительная. Шаг за шагом мы и наши юристы найдем оптимальный выход из любой ситуации.

Шаг 1. Есть ли право на регресс?

Определите, действительно ли СК обоснованно предъявило требование о регрессе по европротоколу ОСАГО. Основания, которыми мотивировано требование, должны быть указаны в претензии. Например, ненаправление извещения о ДТП в срок, непредставление автомобиля для осмотра по требованию СК, самостоятельный ремонт ТС до истечения 15 дней и так далее. Если суть претензии – ложь, подготовьте доказательства своей правоты. Например, почтовую квитанцию об отправке документов страховщику в срок.

Шаг 2. А была ли оплата?

Право на регресс возникает у страховщика, только если он произвел выплату страхового возмещения и может это подтвердить. Ссылаясь на это, запросите в страховой компании документы, подтверждающие такое перечисление. Если документальные доказательства этого не будут предоставлены, вы вполне законно можете усомниться в переходе права регрессного требования к страховщику. И пока он не докажет обратного, можно не платить.

Читайте также

Будьте здоровы, живите богато: получаем налоговый вычет за лечение

Шаг 3. Проверить ущерб

Размер регрессного требования обоснованно может вызывать у водителя сомнения. И правда, а откуда вам знать, что сумма была объективной?! Если правильность оценки ущерба сомнительна и кажется вам завышенной – направьте отзыв, не согласившись с претензией в части размера причиненного вреда и потребуйте проведения независимой экспертизы.

Образец отзыва на претензию

Образец отзыва на претензию.docx ≈ 9 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Шаг 4. Не истек ли срок давности?

В отношении регрессных требований действует общий 3-летний срок исковой давности. Но его течение, в отличие от общих случаев, начинается с момента погашения страховщиком основного обязательства (ч. 3 ст. 200 ГК). То есть только после того, как он перечислил деньги страховщику пострадавшего. Если с этой даты прошло 3 года, но СК так и не подала на вас в суд – “сушите вёсла”, согласно ст. 199 ГК, это является основанием для отказа страховщику в иске и отмены регресса по европротоколу (Апелляционное определение Мосгорсуда от 08.07.2015 по делу 3323195/15).

Если дело дошло до суда

Как только вы откажетесь платить добровольно, страховая не будет медлить и вскоре точно подаст на вас в суд. Решительные действия – залог вашего успеха. По сути, стратегия поведения не будет отличаться от шагов при досудебном урегулировании в претензионном порядке. Получив копию искового заявления, вам необходимо:

  1. Изучить иск и найти его обоснование – чем СК аргументирует необходимость взыскания убытков в порядке регресса.
  2. Определить, действительно ли такое требование обоснованно. Были ли у страховщика законные основания предъявлять регресс? Проверить сроки исковой давности. Если они истекли – заявить в суде об их применении и необходимости отказа в иске.
  3. До первого заседания составить возражение на иск в свободной форме и направить его в суд. Укажите, что все требования закона с вашей стороны были исполнены – извещение направлено или лично передано в СК вовремя, ремонт автомобиля не проводился, запросов на осмотр ТС не поступало. Если европротокол не был направлен вовремя, сошлитесь на уважительные причины – болезнь близкого родственника, срочная командировка, потеря своей копии извещения, иные не зависящие от водителя причины.
  4. Если вы не согласны с суммой – направить ходатайство о назначении судебной экспертизы размера причиненного ущерба.
  5. Если вынесено решение не в вашу пользу, но вы настаиваете на своей правоте – попробуйте оспорить регресс по европротоколу, как в апелляции, так и в кассации. Если справедливости не удалось добиться самостоятельно, для успешного разрешения дела рекомендуем привлечь профессиональных юристов.

Шансы на успех

В регрессных спорах исход дела всегда зависит от конкретных обстоятельств и позиции суда. Чаще других основанием для регресса выступает пп. ж п. 1 ст. 14 ФЗ “Об ОСАГО”, то есть ненаправление извещения о ДТП страховщику в срок. При таких обстоятельствах судебная практика по регрессу по европротоколу ОСАГО однозначна – суды принимают сторону страховщиков. В качестве примеров:

  • решение мирового судьи судебного участка № 27 городского округа «город Южно-Сахалинск» по делу № 2- 9/2016 от 12.01.2016;
  • решение мирового судьи судебного участка №1 Когалымского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу № 2-434-1701/2018 от 29.03.2018;
  • решение мирового судьи судебного участка № 99 Санкт-Петербурга Забурко Е.Н. по делу № *****/2018-99.

Впрочем, есть и примеры положительных для водителей решений. Например, Бутырский районный суд в своем апелляционном определении от 23.08.2017 по делу № 11-0156/2017 признал, что ненаправление извещения может и не быть основанием для регресса, если оба водителя, составивших европротокол, застрахованы у одного страховщика.

По остальным основаниям для регресса все не так однозначно, а судебная практика незначительна. А потому, всё еще больше зависит от стремления и упорства конкретного водителя.

Вот пример: казалось бы, непредоставление виновником ДТП автомобиля для осмотра, делает регрессные требования априори законными? Ан-нет, только если требования о предоставлении ТС были направлены водителю в письменном виде в течение первых 15 дней, и страховщик может это доказать (решение мирового судьи судебного участка № 20 Ефремовского судебного района Тульской области по делу №2-178/17).

Резюме

Успешный исход в спорах со страховщиками нельзя гарантировать никогда. Многообразие судебной практики имеется лишь по делам, где основанием для регресса является пп. ж) п. 1 ст. 14 ФЗ “Об ОСАГО” . Но так как он отменен, актуальность вопроса постепенно утрачивается. Остальные же основания фигурируют многократно реже, а потому успех тяжбы будет зависеть от конкретных обстоятельств дела и упорства страхователей. А потому, резюмируя все сказанное, нам остается только пожелать вам удачи, она вам потребуется!

нужно ли виновнику ДТП направлять извещение в страховую, как не платить

Автор Ольга Биловицкая На чтение 8 мин. Опубликовано

Каждый день на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия. Сейчас появилась возможность для участников аварии оформлять Европротокол без участия сотрудников ГИБДД. На первый взгляд, такой подход кажется гораздо проще и удобнее. Но на самом деле страховые компании рассказывают своим клиентам об этой процедуре далеко не всё. Не каждый водитель знает, что если он вовремя не выполнит свои обязательства, то получит регресс от страховой за непредоставление извещения о ДТП.

Что такое регресс в ОСАГО

Европротокол – это документ, который составляют водители-участники аварии (виновник и потерпевший) без привлечения сотрудников дорожной полиции. Но не во всех ситуациях автовладельцы могут прибегнуть к оформлению Европротокола.

Регресс в ОСАГО – это требования, которые предъявляет страховая компания к виноватому в ДТП водителю. Согласно этим требованиям, водитель должен возместить всю сумму денежных средств, которую компания выплатила потерпевшей стороне. Регресс выдвигается виновнику в том случае, если тот нарушил любой подпункт п.1 ст.14 ФЗ №40 «Об ОСАГО».

Самый распространённый пример этой ситуации: если виновник ДТП не направил в указанный срок страховщику извещение по Европротоколу за ДТП. Изначально страховая компания компенсирует ущерб потерпевшему водителю, а позже выдвинет регресс виновнику аварии, и эта сумма будет взыскана с него.

Обратите внимание! По правилам регресса, в первую очередь страховщик фактически должен компенсировать убытки потерпевшей стороне. Взыскивать эту сумму с виновника ДТП он сможет только в судебном порядке.

На видео: Регресс по ОСАГО, или кто заплатит, если не сдать Европротокол.  

За что чаще всего взыскивают регресс по Европротоколу

Чаще всего страховая компания требует возместить ущерб по ОСАГО с Европротоколом по таким основаниям:

  • если водитель заполнил извещение, но не успел передать его страховой компании в пятидневный срок после дорожно-транспортного происшествия;
  • если последующие 15 дней после ДТП виноватый в нем водитель занялся ремонтом авто или его утилизацией;
  • если требование страховой относительно предоставления машины на осмотр в течение 5 рабочих дней не было удовлетворено.

Пренебрежение именно этими правилами и позволяет страховщику требовать регресс с лица, которое спровоцировало аварию.

Виновник не направил вовремя извещение о ДТП страховщику

Если виновник ДТП не успевает за 5 рабочих дней сообщить страховой фирме об аварии, то компенсировать ущерб другому водителю он будет самостоятельно. Если для оформления аварии выбран Европротокол, то после его заполнения, в соответствии с подпунктом «ж» ст. 14 Федерального закона «Об ОСАГО» и правил ОСАГО, виновник аварии может лично посетить офис страховой и отдать им уведомление. Также можно отправить личный экземпляр факсом или заказным письмом.

Некоторые страховые компании в своей работе используют не самые честные и гуманные методы, для того, чтобы возмещение ущерба легло на плечи виновника ДТП. Они пользуются неопытностью людей и их незнанием законов. Например, если водитель вовремя оформил Европротокол, виновник за 5-дневный период приносит в страховую извещение, специалисты снимают копию документа, а оригинал возвращают на руки водителю. В этом случае будет считаться, что автовладелец не отправил Европротокол и не оповестил свою СК.

Также страховые фирмы могут применять другие методы, чтобы снять с себя финансовую ответственность, в том числе:

  • отказ в принятии документов по необъективным причинам;
  • не всегда ставят отметки о принятии документации, в результате чего очень часто эти документы теряются в дальнейшем;
  • если документ отправлен был файлом через интернет или по почте, представители организации могут говорить, что письмо было пустым или они вовсе его не получали.

Важно! Даже если у всех участников аварии услугу страхования представляет одна и та же компания, виновник ДТП должен лично известить её о случившемся, предоставив собственный экземпляр в отведенный срок.

Непредоставление автомобиля на осмотр

Каждый участник ДТП, согласно Федеральному закону «Об ОСАГО», должен предоставить на осмотр собственный автомобиль в пятидневный срок, если этого требует страховая компания. Этот срок может быть изменён, если достигнуто взаимное согласование сторон. Это требование СК отправляет каждому клиенту по почте.

Ремонт или утилизация поврежденного автомобиля в течение 15 дней

По закону «Об ОСАГО», виноватый в аварии водитель не имеет права восстанавливать состояние своего автомобиля ранее, чем в пятнадцатидневный срок с момента происшествия. Если он нарушит это условие, установленное законодательством, то он будет компенсировать страховой компании ту сумму, которую та выплатила потерпевшей стороне. Это правило распространяется не только на виновника ДТП, но и на остальных его участников.

Самостоятельно проводить ремонт и модернизацию можно спустя 15 суток после дорожно-транспортного происшествия. Если у водителя есть страховка ОСАГО, то лучше дождаться официальной экспертизы. Если страховой агент не спешит уведомить клиента о предстоящем осмотре, то можно обращаться в независимые организации для оценки состояния авто. В этом случае у водителя будет страховка на случай того, если кто-либо из других сторон решит оспорить этот момент.

Что делать виновнику ДТП после составления Европротокола

Иногда при оформлении ДТП может присутствовать аварийный комиссар. По возможности он будет пытаться забрать извещение у всех автовладельцев, чтобы передать их в страховую компанию. В целом, это вполне нормальное явление. Но иногда после такого извещения виновнику ДТП приходит регресс по Европротоколу. Случается это из-за того, что аварийные комиссары могут быть сотрудниками страховых организаций. Поэтому все их действия будут направлены на удовлетворение интересов страховой.

Также нет гарантии того, что аварийный комиссар в нужные сроки доставит документы в пункт назначения, не потеряет их. В любом случае, доказать правоту водителя будет очень сложно, ему придётся возместить ущерб, как показывает судебная практика.

Поэтому не стоит сразу доверять аварийному комиссару, так как после такого сотрудничества избежать регресса бывает очень сложно. Но есть варианты и безопасного общения с аварийным комиссаром:

  • отдавать ему документацию нужно при третьих лицах;
  • можно создавать фото и видео в качестве доказательной базы, они не запрещены;
  • можно попросить комиссара оформить расписку.

Как правильно сдавать извещение

Как не платить регресс по Европротоколу, знает каждый ответственный водитель. Поэтому большинство из них будет стараться отнести грамотно заполненный бланк в офис страховой компании лично.

При сдаче извещения, на экземпляре представитель страховой ставит:

  • печать;
  • входящий номер;
  • дату принятия документа;
  • данные принимающей стороны (инициалы и должность).

Это станет гарантией того, что Европротокол в страховую был сдан, чтобы компания не подала в суд.

Также водители могут воспользоваться услугой отправки Европротокола по почте, отправить его в СК можно заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в обязательном порядке нужно делать опись вложения. Найти почтовый адрес своей СК можно в полисе ОСАГО. До завершения разбирательства нужно сохранять все документы, бумаги и квитанции от страховщика, опись вложения будет служить подтверждением того, что вы передали страховой компании всю необходимую документацию.

Экспертиза авто

Экспертиза авто – это обязательное условие при возникновении страхового случая. Срок оценки будет зависеть от сложности исследования и множества других факторов. Экспертное исследование обычно длится до 10 дней. Длительность судебной экспертизы может быть в 3 раза дольше – до 1 месяца.

Особенности взыскания по регрессу с виновника

Виновнику аварии может быть назначен регресс не только потому, что он не успел вовремя предоставить документы в страховую компанию, но также и при таких условиях:

  • если автовладелец умышленно нанес вред второму участнику аварии, его жизни и здоровью;
  • если во время управления автомобилем виновник находился в стадии алкогольного или наркотического опьянения;
  • если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО;
  • если автовладелец, виновный в ДТП, неправомерно сел за руль;
  • когда водитель скрылся с места аварии;
  • период страхования не совпадает с тем, в котором использовалось авто.

Обратите внимание! Когда речь идет о всех автомобилях, которые занимаются перевозками людей, при возникновении аварии может быть назначен регресс, если просрочена диагностическая карта авто.

Размер материальной ответственности виновного определяется после оценки ущерба от ДТП.

Как оспорить требование по регрессу

Если страховая требует возместить пострадавшей стороне все затраты на ремонт и восстановление автомобиля, это не значит, что виновник аварии обязан всё выплачивать. Если вы считаете, что страховая компания не имеет права взыскивать с вас, то нужно подготовить юридически правильный ответ:

  1. Разберитесь, есть ли у страховщика право на регресс по Европротоколу (были ли нарушения с вашей стороны или вы можете доказать обратное).
  2. Убедитесь, выполнила ли страховая компания свои обязательства перед пострадавшим (если ТС потерпевшего не было отремонтировано, СК не имеет права взыскивать с виновника ДТП, пока не будет восстановлено авто).
  3. В своем ответе укажите на нарушения законодательства СК, если таковые имеются. Можно оспорить сумму выплаты.

Документ регресса по Европротоколу является досудебной претензией. Виновник ДТП может подать исковое заявление на СК, если не считает её действия законными. К этому нужно юридически подготовиться и собрать всю подтверждающую документацию (фото, видео, показания свидетелей, расчеты по устранению повреждений). Если страховщик первым написал заявление в суд, можно написать возражение или подать встречный иск.

Таким образом, чтобы избежать регресса по Европротоколу, нужно внимательно подходить к оформлению документов, в течении 5-ти рабочих дней сообщить СК об аварии, причем, доставить извещение о ДТП лучше самостоятельно, предоставить авто на осмотр в пятидневный срок, а также не приступать к ремонту автомобиля в течении 15 дней после аварии.

Видео по теме статьи

Регресс по ОСАГО: как происходит взыскание с виновника ДТП, основания для страховой компании, порядок, судебная практика и реальные случаи, срок выплаты, как избежать, оспорить и не платить

Регресс по ОСАГО – это возврат виновником ДТП страховой компании средств, выплаченных ею потерпевшему. Фирма имеет право подать судебный иск с требованием, если водитель спровоцировал аварию, будучи пьяным, без прав, без полиса или по злому умыслу. И неважно, есть ли у виновника происшествия полис или нет. Это предусмотрено ст. 14 Закона об ОСАГО. Впрочем, он может сократить сумму выплаты или вовсе избежать ее, если прошел срок исковой давности.

В этой статье:

Что такое регресс по ОСАГО

Регресс по ОСАГО – это взыскание с недобросовестного водителя страховой фирмой

той суммы, которая была выплачена потерпевшему. Сначала страховая перечисляет возмещение второй стороне, а потом требует деньги с того, кто устроил аварию.

В этом нет противоречий с Законом об ОСАГО. Возможность предъявить регрессное требование установлена статьей 14.

Водители оформляют обязательную страховку, чтобы избавить себя от необходимости погашать ущерб, нанесенный ими в ДТП. Но это не значит, что они полностью снимают с себя финансовую ответственность, если сами создали условия для аварии или нарушили правила страхования, дорожной безопасности.

По существу, это гарантия защиты компании от финансовых потерь из-за игнорирующих или сознательно нарушающих закон либо договор клиентов.

Чем отличается от суброгации

«Суброгация» означает, что необходимость возмещать нанесенный виновником ДТП вред ложится либо на него самого, либо на его страховую фирму. То есть этот водитель платит урон, который не покрыло ОСАГО. При регрессном требовании виновный возмещает своей компании все, что она перечислила потерпевшему.

Проще понять различия, рассмотрев примеры:

  • У пострадавшего в аварии автомобилиста A оформлен полис КАСКО, у виновника B – ОСАГО. Вред определен в 450 тыс. р., то есть на 50 тыс. р. больше того, что можно получить за поврежденное имущество по обязательной страховке. Компания водителя A возместила ему ущерб по КАСКО в полном объеме. И она же имеет право обратиться в фирму автомобилиста B за возмещением ей этих расходов.

Но та по ОСАГО выплатит только 400 тыс. р. Значит, оставшиеся 50 тыс. р. потребуют с самого водителя B. Это и есть суброгация.

  • Виновник аварии автомобилист A столкнулся с машиной водителя B и уехал с места события, но был найден позже. У первого есть полис ОСАГО. По нему страховщик A выплатил потерпевшему B все 150 тыс. р. ущерба. Но из-за обстоятельств дела (оставление A места ДТП) у фирмы появилась возможность потребовать, чтобы он вернул ей ту же сумму. Это и есть регресс.

Основания для регресса по ОСАГО

Основания для регресса по ОСАГО, или для требования к виновнику вернуть страховщику деньги, перечислены в ст.14 Закона об обязательном автостраховании:


  • автомобилист во время совершения ДТП был пьян или находился под воздействием иных запрещенных для водителя веществ;
  • он устроил аварию умышленно;
  • у него не было водительских прав;
  • он уехал с места аварии;
  • виновник не вписан в ОСАГО, оформленный на машину-участницу ДТП;
  • событие случилось в период времени, не покрываемый полисом;
  • ДТП оформлялось без полиции, и виновник в течение следующих 5 дней не предоставил страховщику извещение о нем;
  • машина не была им предъявлена для осмотра или экспертизы;
  • он отремонтировал или отправил на утилизацию свой автомобиль до окончания 15 дней с момента аварии, оформленной без ГИБДД;
  • во время ДТП была просрочена диагностическая карта транспорта виновника;
  • он во время покупки электронного ОСАГО предоставил неверную информацию, что уменьшило стоимость полиса.

Случаи регресса по ОСАГО

Случаи регресса по ОСАГО могут выглядеть так: 


  • Застрахованный по ОСАГО водитель определен как виновный в аварии. Его компания возместила ущерб потерпевшему. Но ДТП оформлялось инспекцией, и в постановлении есть информация о том, что виновник был нетрезв.

Поэтому страховщик подал к клиенту иск о взыскании средств, уплаченных потерпевшему.

  • Автомобиль собственника, имеющего ограниченное ОСАГО, попал в аварию. Но за рулем был не владелец, а человек, не вписанный в полис. Он и назван виновным в событии. Страховая компания возместила ущерб потерпевшему. Но потом потребовала у виновника аварии возврата той же суммы.
  • Водитель имел полис, действующий в период с мая по октябрь. ДТП, в котором он признан виновным, произошло в ноябре. Страховая возместила вред, нанесенный клиентом второму участнику. А потом подала иск о регрессе в адрес клиента.
  • Компания выплатила урон, нанесенный ее же страхователю другим автомобилистом, в соответствии со ст.14.1 Закона об ОСАГО. Но обнаружилось, что виновник аварии на тот момент был лишен прав. Страховщик потерпевшего потребовал у компании того, кто устроил происшествие, возврата денег. Та выплатила их. Но потом потребовала возместить эту финансовую потерю своего клиента, то есть виновника ДТП, севшего за руль без прав.
  • Страховая компания погасила урон пострадавшему. Но выяснилось, что ее клиент-виновник не полностью рассчитался за полис, пропустив очередной платеж. Фирма подала к нему иск о возврате суммы, ушедшей из ее бюджета потерпевшему.

Смотрите в этом видео о примерах регресса по ОСАГО:

Порядок регресса по ОСАГО

Порядок регресса по ОСАГО должен выглядеть следующим образом:

  1. страховая компания полностью выплатила ущерб потерпевшему;
  2. ее специалисты при рассмотрении его заявления нашли одно или несколько обстоятельств, дающих право предъявить требование возврата денег с виновника ДТП;
  3. страховщик составляет досудебную претензию автомобилисту, приложив доказательства необходимости возврата ей денег;
  4. если не удалось прийти к согласию, подает иск в суд.

Виновник выплачивает ту же сумму, которая была перечислена фирмой потерпевшему. Это до 400 тыс. р. за разбитую машину и до 500 тыс. р. за вред здоровью. Еще компания имеет право требовать заплатить за экспертизу авто и ведение страхового дела.

Взыскание регресса по ОСАГО

Взыскание регресса по ОСАГО может быть направлено не только в адрес виновного, но также и его страховой компании. Чаще это происходит по судебному решению. Если у ответчика нет средств расплатиться сразу, ему может быть предоставлена рассрочка по погашению долга страховщику.

Регресс по ОСАГО с виновника ДТП

Чаще всего с виновника ДТП по иску о регрессе по ОСАГО выступает водитель, признанный виновным в аварии. И это не обязательно тот, чья ответственность застрахована по ОСАГО. Он может вовсе не быть внесенным в полис. Но если этот автомобилист оказался за рулем застрахованной машины и устроил ДТП, должен готовиться к судебному иску. Компания, погасившая ущерб потерпевшему, имеет право требовать регресса именно от него, а не владельца машины.

Регресс страховой компании по ОСАГО

В качестве ответчика по иску о регрессе по ОСАГО может выступить и страховая компания виновного. Это реально при прямом возмещении убытков, и если у обоих участников имеется полис. Но и здесь виновнику не стоит расслабляться. Его страховая компания выплатит фирме потерпевшего требуемую сумму. Но потом взыщет ее со своего клиента.

Как не платить регресс по ОСАГО

Не платить регресс по ОСАГО удастся, если доказать, что:


  • виновность ответчика сомнительна, или полностью отсутствует;
  • нет обстоятельств, дающих страховщику право требовать возврата денег;
  • истек срок давности по иску.

Просто игнорировать судебное заседание, где рассматривается дело, невыгодно самому же ответчику. Ведь таким образом он лишает себя возможности защищаться и убедить суд отклонить притязания компании.

Решение о выплате могут вынести и в отсутствие ответчика, а ему позже пришлют постановление. Если он не будет платить добровольно, его ждут неприятности с судебными приставами, возможно, арест счетов, имущества, запрет на выезд за рубеж.

Как избежать регресса по ОСАГО

Если придерживаться определенных правил, то можно избежать регресса по ОСАГО:

  • контролировать выплату страховой премии, когда она вносится частями, не допускать просрочки;
  • регулярно проходить техосмотр у аккредитованного оператора и делать соответствующие записи в диагностической карте;
  • не садиться за руль, будучи не вписанным в полис, не имея водительских прав;
  • вовремя сообщать о ДТП страховщику, не скрывать обстоятельств происшествия;
  • при покупке полиса давать компании достоверную информацию о себе и ТС;
  • не уезжать с места аварии, если только не нужно везти в больницу пострадавшего;
  • не ремонтировать и не утилизировать авто без уведомления страховой или раньше срока.

Смотрите в этом видео о ситуациях, когда можно оказаться на месте ответчика по регрессивному иску:

Как оспорить регресс по ОСАГО

Оспорить регресс по ОСАГО можно, заручившись поддержкой опытного автоюриста и подав встречный иск. Не исключено, что с профессионалом удастся доказать отсутствие оснований, позволяющих страховщику требовать возврата денег. В заявлении в суд перечисляют обстоятельства, отменяющие притязания компании.

Чаще удается снизить сумму выплаты, доказав, что она определена страховщиком неверно. Этому способствует, например, отказ фирмы в проведении экспертизы авто, которую заменили только осмотром. Ответчику придется заказывать собственное исследование. Полезна будет для оспаривания и экспертиза финансовых документов, касающихся возмещения.

Еще одно основание для отказа в выплате – истечение периода давности. На него ответчик обязательно должен указать в суде. Без упоминания обстоятельства тот может решить дело в пользу страховщика.

Срок регресса по ОСАГО

Срок давности регресса по ОСАГО определяется ст.966 ГК РФ:

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года (статья 196).

Но отсчитывается он отнюдь не с даты аварии, а со дня, когда потерпевшему было перечислено возмещение.

Регресс по ОСАГО: судебная практика

Судебная практика возмещения регресса по ОСАГО показывает, что ответчик может рассчитывать на решение в свою пользу. Страховщики часто без оснований завышают размеры выплат, рассчитывая на правовую безграмотность автомобилиста. И если это удается доказать, решение принимается в пользу последнего. Но сведения о завышении суммы должны подкрепляться экспертизами.

Виновнику ДТП следует поддерживать общение с потерпевшим, чтобы получить информацию о том, когда тому выплатили возмещение. Это поможет точнее определить начало срока, в течение которого страховщик может подать иск о регрессной выплате. Не менее важно иметь сведения об экспертизе машины потерпевшего и ее результатах.

Как оспорить регресс по осаго

потерпевший все отдал в срок претензий ко мне нет и через год регресс но ведь я закон не нарушила страховая была извещена сразу.
ирина

Ирина, добрый вечер.

По закону Вы обязаны передать свой экземпляр извещения о ДТП в страховую компанию. При этом не имеет значения, что Вы с потерпевшим застрахованы в одной страховой компании. Данная обязанность в равной мере возлагается и на виновника и на потерпевшего. При этом для целей выдвижения регрессных требований играет роль не то, была ли извещена СК или нет — а то передали ли Вы извещение о ДТП в страховую компанию.

Статья 11.1 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляетсяэтими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

Неисполнение данной обязанности влечет право регресса, которым страховая и воспользовалась, выставляя Вам требование о выплате.

В силу ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО»

1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:
ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

Сейчас выход у Вас только один — договориться со страховой о рассрочке платежа.


Смотрите также