Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Кто оплачивает независимую экспертизу при дтп по осаго


Кто организует независимую экспертизу при ДТП?

Как и положено при возникновении дорожно-транспортного происшествия, каждый водитель обращается к своему страховщику с целью получения компенсации на восстановление авто. Иногда, когда выплата по страховой слишком занижена или при возникновении спорных вопросов, необходимо прибегнуть к помощи независимой экспертной оценке.

А кто организует независимую экспертизу при ДТП и что она собой представляет, вы узнаете из этой публикации.

Содержание статьи

Разновидности технических экспертиз после аварии

Чтоб оценка причин возникновения аварийной ситуации на дорожном полотне была максимально верной, иногда требуется провести несколько видов независимой и объективной экспертизы.

Различают следующие разновидности экспертного независимого исследования:
  1. Автотехническая экспертиза. Она проводится после наступления ДТП с целью определения состояния автотранспорта, действий автовладельца, который находился за рулем машины-участника аварии, и реакции авто в момент наступления аварийной ситуации. С помощью автотехнической экспертизы специалисты могут определить, чьи неправильные действия или бездействие послужили причиной столкновения.
  2. Трасологическая экспертная оценка. Проводится на основании осмотра места аварии, тормозного пути, дорожной обстановки и траектории перемещения транспортного средства. С помощью трасологического исследования устанавливаются объективные предпосылки и субъективные причины аварийной ситуации. Эта экспертиза проводится с целью опровержения или подтверждения выдвинутой инспекторами ГИБДД версии.
  3. Автотовароведческое исследование. Подразумевает осмотр состояния транспортного средства после ДТП на предмет наличия скрытых и явных повреждений. Кроме этого, благодаря такой экспертизе удается определить размер причиненного машине ущерба. Это исследование может проводиться по инициативе следующих граждан:
    • страховая компания;
    • судья;
    • дознаватель;
    • водитель, чье авто пострадало в результате столкновения.
  4. Комплексная экспертная оценка. Являет собой совокупность всех описанных выше исследований или несколько из них с целью определения целостной картины произошедшего прецедента.

Независимая экспертиза после аварии с целью определения ущерба

Повреждения автомобиля.

Необходимость проведения подобной экспертной оценки после наступления дорожного происшествия может быть вызвана следующими причинами:

  • водитель, чья машина пострадала в результате аварии, хочет проверить наличие скрытых повреждений и определить точный размер нанесенного реального ущерба;
  • при необходимости определения реальной стоимость транспортного средства после участия в дорожно-транспортном происшествии;
  • проведение встречной экспертной оценки при возникновении сомнений в результате ранее проведенного исследования.

Ни для кого не секрет, что у большинства страховых компаний есть «свои» станции технического обслуживания, которые во время проведения технической экспертизы умышленно занижают размер причиненного ущерба и, соответственно, стоимость ремонтно-восстановительных работ.

И по конечному счету, выплаченной страховщиком компенсации не хватает, чтобы провести качественный и полноценный ремонт пострадавшего в результате ДТП автомобиля.

К сожалению, таких случаев в жизни автовладельце немало. Оспорить принятое страховщиками решение касаемо технической экспертизы можно только в процессе судебных разбирательств.

Как правило, это происходит в тех случаях, когда пострадавший хорошо ориентируется в ценах на запчасти и услуги, которые предоставляются ремонтными станциями. Если же человек может самостоятельно определить, что размер компенсации занижен, то он пытается отстоять свою точку зрения.

Однако, в силу непросвещенности многих автовладельцев, чаще всего наблюдаются такие случаи, когда водитель пострадавшей машины слишком поздно замечает, что выданной ему компенсации не хватает на проведение ремонтных работ по восстановлению транспортного средства. Как правило, это происходит уже после того, как суд предоставляет срок на обжалование решения.

Наличие коррумпированных экспертов – негативная сторона рыночных отношений в области автосервиса. Но при этом положительной стороной рынка является развитие такой структуры, как независимая экспертиза, которая, дорожа своей репутацией, с максимальной точностью и правдивостью предоставляет заказчику сведения о повреждениях транспортного средства.

Оценка независимых экспертов базируется на официальных прайс-листах ведущих лидеров отечественного и зарубежного автопрома.

Заказав услуги специалистов, которые предоставляют независимую экспертную оценку машины после дорожного происшествия, можно быть абсолютно уверенным в том, что предоставленные ими данные будут действительно объективными. Помимо этого, благодаря независимой экспертизе, автовладелец имеет возможность проверки правильности выполнения расчета причиненного ущерба страховой компанией.

Наверняка вы слышали такую поговорку: «В деньгах товарищей нет». Поэтому можно ожидать, что любая страховая компания постарается при оценке ущерба по максимуму занизить размер компенсационной выплаты. Это значит, что на некоторые скрытые дефекты, которые были получены в результате аварии, она постарается «закрыть глаза».

Вместе с тем, незаметные скрытые деформации рамы, которые приводят к изменению геометрии кузова, равно как и самой рамы транспортного средства, негативным образом отражаются на состоянии управляемости машиной во время перемещения. Особенно, наличие дефектов в раме наблюдаются при езде на больших скоростях. Чтобы устранить такие дефекты потребуются трудоемкие регулировочные работы, которые, к слову, стоят немалых денег.

А иногда встречаются и такие случаи, когда ремонтные работы не помогают восстановить полноценную работоспособность и прежние ходовые характеристики машины.

Если автовладелец планирует оспаривать решение страховщика по установлению размера причиненного ущерба во время судебного процесса, то специалисты, которые проводили независимую экспертную оценку, смогут профессионально обосновать принятое ими решение, обеспечив истцу соответствующую поддержку в его судовом делопроизводстве.

Мнение профессионалов, подкрепленное официальными сертификатами специалистов, будет весомым аргументом для суда, чем голословные опровержения автовладельца, который пытается противостоять опытным адвокатам страховой компании. Чувствуете разницу?

Кто организует независимую экспертизу после ДТП?

Как было сказано ранее, независимая экспертиза может быть выполнена по заказу следователей и судей. Если же автовладелец самостоятельно изъявляет желание провести подобное исследование, то ему необходимо удостовериться в том, что компания или специалист, к которому он обращается, зарегистрирован в Министерстве юстиции.

Независимая экспертная оценка должно проводиться специалистом, который имеет лицензию на ведение такой деятельности. В противном случае суд может признать исследования недействительными.

Также стоит отметить и тот факт, что СТО, на котором происходит обслуживание и ремонт автотранспорта после ДТП, не может проводить независимую экспертную оценку. Это обосновано тем, что первые являются заинтересованной стороной.

Помимо этого, не разрешается заниматься независимой экспертизой и частным лицам, не владеющим необходимыми навыками и инструментами.

Кто платит за независимую экспертизу при ДТП? Оплачивать услуги подобного плана будет служба или гражданин, по заказу которого проводится это исследование. Но при этом на практике встречаются и такие случаи, когда после судебных разбирательств судья решает возложить эти расходы на плечи виновной в аварийной ситуации стороны.

Также стоит отметить, что нередко встречаются и такие случаи, когда возникает необходимость во вторичной экспертной оценки, которая проводится уже другим специалистом по выбору ответчика/обвиняемого.

Порядок проведения независимой экспертизы

Статистика продажи автомобилей.

С целью исключения лишних расходов, необходимо со всей серьезностью подходить к выбору оценочной компании. Для этого стоит изучить все отзывы клиентов о работе компании и посоветоваться со знакомыми, которые попадали в подобную ситуацию.

Определившись с выбором, необходимо заключить договор с фирмой о проведении независимой экспертной оценке на месте происшествия. В этом документе указывается место и время проведения экспертизы.

Независимое исследование состоит из следующих этапов:

  1. Осмотр места аварии и транспортного средства с выполнением фото/видео фиксации. На этом же этапе специалист должен зафиксировать госномера или VIN-коды автомобилей, а также провести проверку машины на предмет наличия скрытых дефектов.
  2. Оценка технического состояния транспортного средства после ДТП с составлением соответствующего акта. При этом заключение сопровождается подробным фотоотчетом с места происшествия и снимками возникших в результате аварии повреждений.
Важная характеристика “резины”.

По конечному счету отчет о проведенной независимой экспертной оценке должен содержать следующие данные:

  • задачи и цели проводимого исследования;
  • конечная стоимость причиненного ущерба;
  • список нормативных актов и документов, которые использовались специалистом во время проведения исследования и расчета суммы ущерба;
  • обоснованные критерии, по которым выносились решения о характере повреждений и размера ущерба;
  • стоимость предоставленных услуг по выполнению экспертной оценки, в которую включены расходы на использованные материалы.

Акт подписывается представителем страховой фирмы, которая обязуется компенсировать указанную сумму ущерба потерпевшей стороне в качестве страховой выплаты. При несогласии с решением экспертов он может указать свое мнение и оспорить их решение в судебном порядке.

Удачи вам на дорогах!

Статья законодательства об оплате независимой экспертизы ДТП

В соответствии со ст.12 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств" (п.3.) страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и (или) организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.
В случае, если характер повреждений или особенности поврежденного имущества исключают его представление для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) по месту нахождения страховщика и (или) эксперта (например, повреждения транспортного средства, исключающие его участие в дорожном движении), указанные осмотр и независимая экспертиза (оценка) проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в установленный настоящим пунктом срок.
Договором обязательного страхования могут предусматриваться иные сроки, в течение которых страховщик обязан прибыть для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, с учетом территориальных особенностей их проведения в труднодоступных, отдаленных или малонаселенных местностях. В случае, если по результатам проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший достигли согласия о размере страховой выплаты и не настаивают на организации независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, такая экспертиза может не проводиться.
В соответствии с п.4 вышеуказанной статьи, если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страховой выплаты, страховщик обязан организовать независимую экспертизу (оценку), а потерпевший - предоставить поврежденное имущество для проведения независимой экспертизы (оценки).
Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал его независимую экспертизу (оценку) в установленный пунктом 3 настоящей статьи срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра.
Исходя из п.5 ст.12 Закона об ОСАГО, стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.
Нужно иметь в виду, что согласно п.6 ст.12 страховщик вправе отказать потерпевшему в страховой выплате или ее части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, проведенные до осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяет достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.

расходы на экспертизу не входят в лимит по ОСАГО

Как следует из материалов дела, в марте 2016 г. при ДТП в Красноярске получил повреждения автомобиль Mitsubishi Lancer. ЗАО СК «Сибирский спас» выплатило его владельцу по полису ОСАГО возмещение в размере 114 тыс. р.

Автовладелец не согласился с суммой выплаты и обратился в экспертную организацию. ООО «Инкомоценка» оценила стоимость восстановительного ремонта автомобиля в 425 тыс. р.

В июне 2016 г. владелец поврежденной машины уступил право требования иному физлицу. Последнее обратилось к страховщику с претензией о доплате страхового возмещения в размере 285 тыс. р., но получило отказ и подало иск к ЗАО СК «Сибирский спас» в Советский районный суд Красноярска.

В ходе процесса была проведена судебная экспертиза, которую осуществило ООО «Центр независимых экспертиз «Профи». Согласно его заключению, стоимость восстановительного ремонта Mitsubishi Lancer с учетом износа составила 403 тыс. р.

Советский районный суд Красноярска удовлетворил иск, постановив взыскать со страховщика 285 тыс. р. При этом суд указал, что лимит ответственности страховщика по ОСАГО, равный 400 тыс. р., исчерпан (в совокупности с произведенной ранее страховой выплатой). Поэтому во взыскании компенсации расходов в 15 тыс. р., связанных с оплатой экспертизы в ООО «Инкомоценка», было отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда согласилась с решением суда первой инстанции. Она указала, что независимая экспертиза была проведена по инициативе потерпевшего до истечения 5 дней, отведенных законом об ОСАГО страховщику для осмотра поврежденного транспорта и организации им независимой технической экспертизы. В подобных случаях суммы без учета лимита ответственности по ОСАГО подлежат взысканию лишь при отсутствии ответа страховой организации на требование о выплате страхового возмещения, отмечается в решении.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ не согласилась с данным выводом. Она обратила внимание на то, что затраты на экспертизу в ООО «Инкомоценка» фактически являются убытками, причиненными ненадлежащим исполнением обязанностей страховщиком. Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, указывается в определении Верховного суда. Поэтому в данном случае расходы на независимую экспертизу подлежат взысканию со страховщика без учета лимита ответственности по договору. В определении Верховного суда отмечается, что время проведения независимой экспертизы (до или после обращения в страховую компанию) правового значения не имеет.

Верховный суд отменил апелляционное определение Красноярского краевого суда и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Возмещение затрат на независимую экспертизу

Всех интересует, будут ли возмещены те деньги, которые вы тратите на организацию действительно независимой экспертизы.

ВЫВОД: Да, затраты на проведение независимой экспертизы будут возмещены, если разница между расчетом страховой компании и независимых экспертов более 10%.

Рассмотрим оплату понесенных затрат на независимую экспертизу на примере. Стандартная ситуация, вы получили выплату по ОСАГО, однако она оказалось очень маленькой. Для реализации своего права на справедливое страховое возмещение Вы обратились к независимым экспертам и получили заветное Экспертное Заключение, в котором результат в разы больше произведенной выплаты. После этого на основании полученного экспертного заключения Вы подали досудебную претензию в страховую компанию.

1. Если Ваша претензия была полностью удовлетворена, значит страховая компания произвела выплату на основании предоставленного Вами экспертного заключения, а следовательно в соответствии со статьей 12 п.14 ФЗ №40 Об ОСАГО обязана возместить затраты на независимую экспертизу.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Статья 12.

14. Стоимость независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), на основании которой осуществляется страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.

2. Если страховая компания отказала в доплате страхового возмещения или произвела доплату, не в полном объеме. В этом случае за недоплаченное страховое возмещение Вам придется судиться. И затраты на экспертизу в соответствии со статьёй 94 Гражданского Кодекса являются судебными издержками и подлежат возмещению проигравшей стороной.

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 94. Издержки, связанные с рассмотрением дела

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

3. Самая сложная ситуация, кода страховая производит частичную доплату страхового возмещения по Вашей претензии, но разница после доплаты между расчетом страховой компании и независимыми экспертами менее 10%.

Позиция Верховного Суда, если разница в оценке стоимости восстановительного ремонта между выплатой, произведенной страховщиком, и требованием истца менее 10 процентов - это статистическая погрешность. Такие иски рассматриваться не будут.

Однако в данном случае, затраты на экспертизу вынужденная мера для получения полноценного страхового возмещения. И так как страховая компания произвела доплату, значит - она признала то, что первоначальная произведенная выплата не соответствовала действительности.

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 января 2015 г. N 2

О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ

ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

28. При причинении вреда потерпевшему возмещению подлежат восстановительные и иные расходы, обусловленные наступлением страхового случая и необходимые для реализации потерпевшим права на получение страхового возмещения (например, расходы на эвакуацию транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставку пострадавшего в лечебное учреждение, восстановление дорожного знака и/или ограждения, доставку ремонтных материалов к месту дорожно-транспортного происшествия и т.д.).

cjla8ok › Blog › Заниженая выплата по страховому случаю ОСАГО, или о том как я купил ненужную независимую экспертизу.

Наступил страховой случай


Нужно было получить возмещение. Пришли деньги на карту росгострах на ней было 6тр .Было повреждено одно крыло.По прошлому опыту родственники обращались в независ. экспертизу и контора отсудила возмещение, за вычетом своей ставки. И я решил обратится в надежде получить возмещение в большем объеме.
Я не знал как оценить ущерб и стоит ли обращаться за этой экспертизой, не знал как это просчитать, да и не было времени, и не понятно было что читать.
И вот я обратился, было сказано что экспертиза стоит 6тр . Контора сделала экспертизу и написала претензию от моего имени в страховую.Только они скромно умолчали, что их тариф больше, чем предполагаемая доплата по выплате. Идти в суд истребовать стоимость независ экспертизы ? Вобщем гемор из-за 3тыс не нужен. Проще заработать.
Пришла вторая выплата в 3тр . Всего 9.7тр .Я выплатил за экспертизу 6тр.
Ремонт стоял 10тр .
По факту я еще ушел в минус 3тр. Купив не нужную экспертизу и затратил ненужные телодвижения :)
Вобщем решили меня грамоте подучить :)

Почитал, нашел сообщество Автострахование
Теперь буду знать, что для расчета ущерба по которому расчитывается выплата по страховому случаю
нужно зайти на сайт РСА Сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства
где можно вполне прикинуть стоит ли обращаться за ненужными услугами
1)стоимость запчасти 6тр
2)стоимость нормочаса 1тр (не знаю сколько надо часов на ремонт и покраску)
3) стоимость материалов (опять же не знаю какие туда забивать)
Но этого достаточно, чтобы прикинуть, что экспертизу делать смысла нет, если не идти в суд, где ее стоимость оплатит ответчик при решении в нашу пользу.


Претензию по добровольному урегулированию убытков можно написать и самому, но я пока не разобрался в этом.

когда стоит делать независимую экспертизу после дтп?до или после страховой выплаты

Свою независимую экспертизу с большой вероятностью делать придется. Потому как насчитывают по экспертизе СК мало, а выплачивают и того меньше. Поэтому можете провести ее и до выплаты, и после. Лучше не тянуть. И как выше уже сказали, обязательно уведомить о месте и времени проведения экспертизы и виновника, и его СК. За экспертизу Вы платить ничего не должны были! Нисколько! Так что неплохо бы уточнить у СК причину того, что с Вас стребовали оплату. Документ об оплате оценщик выдал? Если да, то приложите его к другим документам, пусть СК компенсирует. Если документа нет, то оценщик просто присвоил эти деньги. И еще вопрос возник. Понятно, когда в справке ДТП гаишники пишут общее "возможны скрытые дефекты". Но чтобы эксперт не вникал... "но оценщик на них не смотрел, только то что на поверхности на глаз" Он же должен был в заключении написать по поводу возможных скрытых дефектах что-то более конкретное, на то он и эксперт! Вобщем, проводите свою экспертизу - профессиональную, тщательную. И готовьтесь отбивать свои деньги через суд. Удачи!

До! (страховая компания выплатит тогда, как автосервис подсчитает стоимость ремонта! ) пока деньги не перечислит страховая компания ваше авто так и будет стоять без ремонта! автовладелец должен понимать, каким способом страховая компания будет компенсировать причиненный автомобилю ущерб. Возможны два варианта: ремонт машины или денежная выплата. Для новой иномарки, которая находится на гарантийном обслуживании, типовым вариантом выступает ремонт на СТОА официального дилера по направлению страховщика. Но если страхователь хочет ремонтировать автомобиль на сервисе, который но входит в перечень страховщика, то он может выбрать опцию «ремонт на СТОА официального дилера по выбору страхователя

Ждать выплаты от СК виновника совсем необязательно. Прождать можно очень долго, а выплата в любом случае будет мизерной. Чтобы сэкономить время - после осмотра оценщиком от СК можно самому заказать НЕЗАВИСИМУЮ ЭКСПЕРТИЗУ. Не забыть известить телеграммами виновника и его СК - оценщик подскажет, как это сделать. Когда дождетесь выплаты от СК - на руках уже будет готовый акт НЭ. С этим актом и с заявлением - в суд на СК, а при ущербе более 120 000 руб - и на виновника. Более подробно обо всем этом рассказано на сайте <a rel="nofollow" href="http://www.greycardinal.ru/" target="_blank" >серый кардинал</a> - разделы ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - ЗАНИЖЕНИЕ ВЫПЛАТЫ, РЕШЕНИЯ СУДОВ, КОНФЕРЕНЦИЯ и другие. Кстати - почему пришлось платить оценщику из СК виновника? Его работу оплачивает СК. Если он взял (потребовал) деньги - это мошенник!

проще сразу сделать...

Доброго времени суток! Я бы посоветовала вам обратится к автоюристу, а не искать ответы у простых автолюбителей, у каждого свое мнение и не всегда оно правильное. Лучше к профессионалам обращаться, особенно что это можно сделать в онлайн режиме! Вот сайт с хорошими консультантами, там вам автоюристы все объяснят и подскажут. <a rel="nofollow" href="http://autopravovedenie.ru" target="_blank">http://autopravovedenie.ru</a> Я сама обращалась и очень рад, что обратился именно к ним, а не к кому попало!

А если в мое авто вьехал пяный мотоциклист без прав и Осаго и еще при этом получил телесные повреждения?

Как переведут на счет лучше заказать и потом с заключением и просьбой доплатить обратно в страховую. Обращаетесь ООО "Единая Городская Служба Оценки" <a rel="nofollow" href="http://www.egso-ocenka.ru" target="_blank">www.egso-ocenka.ru</a>

Что делать после независимой экспертизы после ДТП?

Не все автолюбители знают, как проводится оценка, причиненного материального ущерба при дорожно-транспортном происшествии.

К сожалению, проблема занижения страховыми компаниями размера страховых выплат на восстановительный ремонт машины после автоаварии очень распространённая. Поэтому, мы подробно рассмотрим, что собой представляет независимая экспертиза и куда надо обращаться после ее проведения.

Содержание статьи

Страховые выплаты по ОСАГО

Обязательное страхование автогражданской ответственности автолюбителей регламентируется Федеральным законом «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ. Правила ОСАГО, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263 регулируют отношения страховщиков и страхователей, которыми являются водители.

Согласно, законодательства под страховой выплатой понимают денежную компенсацию причиненного вреда здоровью, жизни или имуществу потерпевшего при ДТП автолюбителя в соответствии с договором ОСАГО. При повреждении машины, автовладелец может отказаться от денежной выплаты, в пользу проведения ремонта авто, в пределах страховой суммы.

Правилами ОСАГО предусмотрено, что автолюбитель, машина которого получила повреждения при автомобильной аварии, для получения страховой выплаты обязан предоставить страховой компании транспортное средство или то, что от него осталось для проведения осмотра или организации независимой экспертизы.

Независимая экспертиза проводится экспертами-техниками, не имеющими отношения к страховой компании. Цель исследования – выяснить обстоятельства, при которых автомобиль получил повреждения, и рассчитать сумму страховых выплат.

Страховщики организовывают независимую экспертизу, как правило, в тех случаях, когда желают исключить повреждения авто, не имеющие отношения к страховому случаю. Другими словами, к конкретному ДТП.

Таким образом, независимая экспертиза устанавливает полный список, полученных транспортным средством повреждений, включая скрытые, и оценивает размер компенсации материального ущерба после аварии. Страховая компания выплачивает страховые выплаты в размере, рассчитанной экспертами, компенсации.

Когда и кем назначается независимая экспертиза

Независимую экспертизу может организовать страховая компания или самостоятельно заказать автолюбитель. Согласно, изменений внесенных в Правила ОСАГО Постановлением Правительства РФ от 29.02.2008 г. № 131 автолюбитель обязан предоставить поврежденную машину страховщику для осмотра или организации независимой экспертизы.
До внесения этих изменений автовладельцы имели возможность сразу после дорожного происшествия обращаться в экспертные компании за независимым исследованием. Вступившие в законную силу изменения, предусматривают, что водитель сначала предоставляет автомобиль для осмотра страховщику. Только после этого, он может заказать автоэкспертизу.

Пункт 45 Правил ОСАГО гласит, что страховая компания с целью выяснения всех обстоятельств ДТП и определения размера страховых выплат проводит осмотр автомобиля. В случае возникновения спора с автолюбителем о размере компенсационных выплат страховщик обязан организовать независимое исследование.

Таким образом, когда потерпевший водитель не настаивает на проведение автоэкспертизы, то страховщик может ее не организовывать. Страховая компания, по сути, выдает автовладельцу направление на исследование. Нужно знать, что страховщик обязан согласовать с автолюбителем время и место проведения экспертизы.

Если после автомобильной аварии машина имеет повреждения, которые не позволяют ее эксплуатировать, то автовладелец может написать заявление на имя руководителя страховой компании, в котором попросить провести осмотр авто по месту его нахождения и указать конкретный адрес. Заявление следует подать вместе с заявлением о выплатах.

Нюансы проведения осмотра машины

По Правилам ОСАГО страховая компания должна провести осмотр машины или организовать независимое исследование не позже чем через пять рабочих дней после того, как пострадавший в дорожно-транспортном происшествии водитель подаст заявление о страховых выплатах и предусмотренные законом документы.

Необходимо помнить, что при оформлении автомобильной аварии с привлечением сотрудников ГИБДД, пострадавший автовладелец обязан посетить страховую компанию виновника столкновения на протяжении 15 рабочих дней с момента ДТП.

Ему необходимо написать заявление о выплатах и приложить к нему следующий пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • справку о ДТП;
  • извещение о ДТП;
  • полис ОСАГО;
  • водительские права;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • техпаспорт транспортного средства;
  • банковские реквизиты счета, на который необходимо будет перечислить страховые выплаты.

В случае, оформления ДТП по упрощённой процедуре без привлечения инспекторов ГИБДД, когда автовладельцы самостоятельно заполняют Европротокол, то согласно, закона об ОСАГО действует прямое возмещение ущерба. Потерпевший водитель должен обратиться в свою страховую компанию на протяжении 5 рабочих дней с момента аварии и написать заявление о выплатах.

К заявлению прилагается Европротокол, фотографии и видеозапись с места аварии, а также пакет документов. Автолюбитель собирает такой же пакет документов как в первом случае, кроме справки о ДТП, которую выписывает, только, инспектор ГИБДД, прибывший на место столкновения для оформления дорожного происшествия.

В том случае, когда страховая компания не провела на протяжении 5 рабочих дней, с момента регистрации заявления о страховой компенсации ни осмотра, ни автоэкспертизы, то владелец транспортного средства имеет право не предоставлять автомобиль страховщику, а самостоятельно заказать независимое исследование.

На какие вопросы отвечает независимый эксперт

При помощи независимой автоэкспертизы можно получить ответ на следующие спорные вопросы:
  • на какую сумму причинен материальный ущерб машине при автоаварии;
  • какие скрытые повреждения получило авто при ДТП;
  • как автокатастрофа отразилась на реальной стоимости транспортного средства;
  • правильно ли начислены страховые выплаты страховщиком.

Таким образом, проведение независимого исследования позволит выявить все повреждения, включая скрытые, полученные машиной участника автомобильной аварии. На основании такой информации эксперт сможет рассчитать объективную сумму компенсационных выплат, позволяющих выполнить полный восстановительный ремонт поврежденного автомобиля.

Какой порядок проведения независимого исследования

Независимую экспертизу согласно, закона об ОСАГО может проводить только дипломированный эксперт-техник, находящийся в федеральном реестре саморегулируемой организации оценщиков (СРО). Эксперт-техник должен иметь высшее образование по специальности «экспертиза по расследованию ДТП» и быть застрахованным в СРО.

Если эти два условия не выполнены, то документы, подписанные экспертом, не будут иметь законной силы. В экспертной организации должен работать хоть один эксперт-техник, имеющий право подписи. «Порядок производства экспертных исследований автомобиля, который побывал в ДТП», утвержден Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014 г. № 433-П.

Заказчик исследования, после подписания договора и оплаты услуг, должен предоставить эксперту поврежденную машину или то, что от нее осталось, а также следующий пакет документов:
  • справку о ДТП;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • копии документов о ДТП, которые были переданы в страховую компанию;
  • направление, если заказчик страховщик.
  • другие документы, описывающие автоаварию.

Как правило, эксперты проводят исследование за 3-5 рабочих дней. В случае, «серьезной» аварии, при которой автомобиль получил сложные повреждения, и скрытые деформации экспертиза может занять 7-8 рабочих дней.

Виды экспертных исследований

Для всестороннего изучения причин столкновения, установления истинного виновника дорожно-транспортного происшествия, а также определения реального размера страховой компенсации могут понадобиться разные исследования.

Выделяют четыре вида независимых экспертиз:
  1. Автотехническая – исследует техническое состояние машин на момент, когда произошла авария, изучает действия водителей и реакцию транспортных средств в момент столкновения. Она позволяет определить виновного в ДТП.
  2. Трасологическая – изучает следы, оставленные на месте происшествия и на автомобилях. По тормозным следам, устанавливается траектория движения машин. Изучается дорожная обстановка и работа светофоров. Анализируются свидетельские показания. Такие исследования позволяют установить объективные предпосылки и субъективные причины автоаварии.
  3. Автотовароведческая – предусматривает подробный осмотр машин после столкновения, для выявления рабочего состояния всех систем. В результате исследования, рассчитывается размер компенсационных выплат, для проведения полного восстановительного ремонта поврежденного автомобиля. Позволяет определить товарную стоимость машины после ДТП.
  4. Комплексная – включает все три вида исследований с целью восстановления целостной картины автоаварии.

Заказчик самостоятельно выбирает, какой вид независимой экспертизы он хочет заказать. От объёма проводимых исследований зависит стоимость заказанных услуг.

Процедура проведения исследования

Независимая экспертиза может проводиться экспертной организацией или экспертом-техником.

В обоих случаях исследование включает следующие обязательные этапы:
  1. Предварительная консультация экспертом по телефону.
  2. Заключение договора между заказчиком и исполнителем исследования.
  3. Оплата экспертизы согласно условиям подписанного договора.
  4. Уточнение места и времени проведения экспертизы.
  5. Организация вызова на место осмотра автомобиля всех заинтересованных лиц.
  6. Осмотр поврежденной машины и составление акта.
  7. Расчет ремонта транспортного средства на основании акта осмотра.
  8. Составление заключения эксперта-техника.
  9. Передача заверенного заключения заказчику.

Договор составляется в двух экземплярах. Подтверждением оплаты является квитанция. При обращении в суд, заказчик независимого исследования, на основании оригинала договора и квитанции-подтверждения, сможет взыскать стоимость проведенной экспертизы с виновника автоаварии или его страховой компании.

Нюансы проведения экспертизы

Осмотр поврежденной машины начинается после изучения экспертом-техником процессуальных документов, составленных на месте аварии инспектором ГИБДД, аварийным комиссаром и участниками ДТП. Специалист обязан сверить VIN-код и номер кузова транспортного средства с данными указанными в документах страхового дела.

Далее эксперт фотографирует автомобиль с четырех сторон и углов, как прописано в Правилах. Делаются отдельно фотографии всех повреждений. Только, после того, как все сфотографировано специалист составляет акт осмотра, в котором указывает полный перечень повреждений и необходимых ремонтных работ. Подписывает акт заказчик и эксперт, проводивший осмотр.

На основании акта осмотра проводится расчет суммы компенсации ущерба с использованием специальных программ: SilverDAT, EUROTAX, Audatex, ПС-Комплекс, Автобаза. Для запуска программы нужно ввести VIN-код автомобиля и, при наличии, его дополнительные опции. Программа выдаст полный перечень деталей машины с указанием их номера и цены.

Когда у автовладельца полис ОСАГО, то цены берутся из единых справочников средней стоимости РСА, вмонтированных непосредственно в программу. Если у водителя полис КАСКО, то для авто, которые на гарантии, цена деталей определяется официальными дилерами, а для остальных – среднерыночная цена. Только, при страховке ОСАГО учитывается износ деталей.

Эксперт-техник в отчете обязательно не только указывает полный перечень полученных машиной повреждений, но и дает характеристику их сложности, а также описывает возможность получения при столкновении. Далее описывается технология проведения ремонта автомобиля. Указывается объём ремонтных и необходимых дополнительных работ.

В отчете должна быть указана конкретная стоимость полного восстановительного ремонта транспортного средства. Составленный отчет, акт осмотра машины и все проведенные расчеты подписывает эксперт-техник, проводивший экспертизу, и руководитель экспертной организации. Заказчику передаются документы, подшитые в дело.

Что делать с результатами независимого исследования

Что делать после независимой экспертизы после ДТП? Автовладелец, как правило, решил сделать независимую экспертизу для оспаривания результатов, проведенной страховой компанией  оценки  причиненного ущерба машине, в результате автомобильной аварии. Потерпевший водитель считал, что суммы страховых выплат недостаточно для восстановления автомобиля.

Поэтому, после получения на руки дела независимой экспертизы автолюбителю нужно обратиться в страховую компанию и написать досудебную претензию. Претензия, по сути, является требованием о доплате необходимой суммы компенсации ущерба. К обращению прилагается копия отчета независимого эксперта с рассчитанной суммой восстановительного ремонта.

По закону, сотрудники страховой компании имеют 5 рабочих дней со дня получения досудебной претензии для принятия решения: осуществить выплату или отказать. Во втором случае, автовладельцу направляется письменный обоснованный отказ выполнить предъявленные в претензии требования.

Вокруг ДТП.

Если водитель лично посетил офис страховой компании и передал досудебную претензию в канцелярию для регистрации, то дата регистрации считается датой представления документа. Автолюбителю необходимо обязательно взять копию претензии, на которой будет стоять номер и дата регистрации, а также фамилия, имя, отчество и должность сотрудника принявшего документ.

Когда, владелец транспортного средства направляет досудебную претензию заказным письмом с уведомлением о получении, то датой обращения считается дата, указанная на почтовом штемпеле. Автолюбителю необходимо сохранить предоставленный почтой документ подтверждающий получение адресатом письма.

Изменения законодательства

С 01.09.2014 года вступили в законную силу изменения к закону об ОСАГО, в том числе касающиеся процедуры доплаты страховых выплат. Пунктом 21 статьи 12, пунктом 1 статьи 16.1 и пунктом 3 статьи 19 Федерального закона «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

В том случае, когда автовладелец на протяжении 5 рабочих дней не получит от страховщика доплаты страховой компенсации причиненного материального ущерба при ДТП или ответа с отказом в удовлетворении досудебной претензии, то он имеет право обратиться в суд с иском к страховой компании о выплате недостающей суммы на восстановительный ремонт.

Содержание судебной претензии

Поможет независимая экспертиза.

В документе автолюбитель указывает дату обращения, полное название страховой компании, номер выплатного дела. Далее в хронологической последовательности излагается, когда и в какой сумме страховщик произвел страховую выплату. Когда и в какой экспертной организации было заказано проведение независимой экспертизы.

Водитель обязательно пишет, что с размером полученной страховой компенсации он не согласен. Также, указывает сумму компенсации на восстановительный ремонт, рассчитанную независимым экспертом. Заявитель просит выплатить ему разницу между суммой затрат на восстановление авто, по акту экспертизы и суммой уже перечисленных страховых выплат, а также оплатить стоимость независимой экспертизы.

Автолюбитель уточняет, что в случае отказа или отсутствия ответа он обратится в суд и дополнительно добавит к исковым требованиям судовые расходы и оплату услуг адвоката. К претензии прилагаются: акт независимой экспертизы, документы подтверждающие оплату исследования и банковские реквизиты на которые следует перечислить деньги.

Итог

В заключение хочется сказать, что к независимым экспертам обращаются автолюбители, потерпевшие в результате ДТП, и желающие объективно оценить полученный материальный ущерб.

Водитель, который получил на руки результаты независимой экспертизы, должен подать в страховую компанию досудебную претензию. Когда по истечении 5 рабочих дней он не получит доплату страховых выплат, то следует подавать иск в суд.

Удачи вам на дороге!


Смотрите также