Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Либерализация тарифов осаго


первый этап перехода к справедливому тарифу

3 декабря в медиацентре "Российской газеты" состоялась пресс-конференция, исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Владимировича Уфимцева на тему: "Первый этап либерализации тарифов по ОСАГО: чего ждать автовладельцам".

3 декабря Совет директоров ЦБ утвердил указание о новых тарифах на ОСАГО. В ближайшее время документ будет направлен на регистрацию в Минюст. Однако уже с сегодняшнего дня, по словам исполнительного директора РСА Е.Уфимцева, страховщики приступают к активной фазе прогнозирования изменения подходов по расчетам тарифов. Начинается первая фаза и первый этап перехода к справедливому тарифу.

Принятое указание является первым этапом реализации разработанных мер. Указание вводит более гибкую систему коэффициента возраст-стаж (КВС), которая предусматривает 58 ступеней градации вместо действующих четырех.

По итогам проведенных актуарных расчетов, для опытных водителей старшего возраста КВС будет снижен, а для молодых и неопытных - повышен. Таким образом, для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87; для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) коэффициент будет фактически в два раза меньше - 0,93, что создаст льготные условия для лиц пенсионного возраста. Это позволит сделать цену полиса более индивидуальной. По этой матрице 80 процентов водителей - это те, у которых будет снижение по коэффициенту. Добросовестные водители выигрывают. Водители молодые, которые относятся к рисковым группам, те, конечно, проиграют. Но их меньше 20 процентов.

Кроме того, указание предусматривает реформу коэффициента бонус-малус (КБМ). Коэффициент бонус-малус будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то ему будет присвоен самый низкий из них. Такой подход позволит исключить случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении. Новая система коэффициента бонус-малус (КБМ) закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться.

Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ, что существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.

Конечно, предлагаемые изменения не позволят в полной мере уйти от уравнительного ценообразования в ОСАГО и перейти к индивидуальному тарифу для каждого водителя, поскольку для этого необходимо изменить закон. Но, тем не менее, они создадут возможности для применения более дифференцированного подхода к установлению тарифов и сделают систему ОСАГО более справедливой.

РСА поддерживает курс Банка России на либерализацию тарифов по ОСАГО. В результате тарифы на обязательную "автогражданку" станут справедливыми для автовладельцев и выиграют все - безаварийные водители станут меньше платить, а автовладельцы с аварийным стилем вождения получат мощный экономический стимул для того, чтобы его менять.

Как считает Е.Уфимцев, основной вектор страхования этих изменений направлен в сторону добросовестного автовладельца. Задача страховщиков: чтобы меньше людей гибло на дорогах, чтобы меньше было ДТП.

Либерализация тарифов ОСАГО - дорожная карта, к чему приведет

Что такое либерализация тарифов ОСАГО. Рассмотрим, в чем суть предложенного законопроекта, когда можно ожидать изменения системы страхования по автогражданке в Российской Федерации.

Выясним, какие мнения по этому поводу существуют, и отметим положительные и отрицательные стороны нововведения.

Наша система страхования ОСАГО не является идеальной и поэтому правительство ищет новые варианты осуществления автострахования обязательного характера, которые принесли бы плоды.

Ведь на данный момент работа страховых компаний является убыточной. Поэтому предложено провести либерализацию тарифов ОСАГО.

Выясним, принято ли законопроект к рассмотрению чиновниками, и уточним, какие предложения выдвигаются.

Что это означает

Под либерализацией понимают процедуру, при которой расширяются права и свободы граждан определенной страны. Такое понятие применяется в политике, экономике, культурной сфере и т. д.

Могут быть соблюдены гражданские права и свободы в пределах действующих законодательных норм, сокращается сфера деятельности, отменяются запретные, репрессивные законы. То есть, сокращается сфера контроля государством определенных лиц или общественных групп.

В скором времени (уже через несколько лет) планируется реализовать законопроект об установлении стоимости тарифов ОСАГО исключительно страховщиками.

РСА уже создал специальную рабочую группу, которой такие нововведения разрабатываются. Стоит ожидать утверждения данного закона в 2020 году.

К чему приведет либерализация тарифов ОСАГО

Пока правительство Российской Федерации занимается решением вопросов об установлении размера базовых ставок. Поэтому цена страховки в различных страховых организациях практически не отличается.

После того, как будет отменено регулирование тарифов ОСАГО, ситуация будет изменена.

Предполагается рост конкуренции среди страховых компаний, их ориентирования на определенные категории клиентов. Это также может сказаться на качестве работы страховых компаний.

Когда возможна

Сейчас размеры тарифов ОСАГО регулируются специальными нормативными документами Российской Федерации, где установлено стоимостный коридор для определенного вида транспортных средств.

Правительство планирует осуществить переход к новой системе, придерживаясь нескольких стадий.

Первый этап уже пройден. Имеются в виду предпринятые меры по увеличению тарифных коридоров с 5 до 20 процентов весной этого года. Это еще не окончательный рост стоимости.

В 2020 году тарифный коридор увеличится до 30 процентов.

Детали будут известны после того, когда рабочей группой при РСА будет составлено окончательные стратегические планы по переходу к свободным тарифам.

Участники страхового рынка считают, что постепенное увеличение тарифов, запущенное в октябре в прошлом году, не решит существующей проблемы убыточности страхового бизнеса. Даже после повышения цен почти на 50% некоторые страховые фирмы перестали продавать полисы.

Именно по этой причине страховщиками вынесено предложение сделать тарифы свободными, когда не осуществляется удержание в рамках 20% коридора.

Центральный Банк России одобрил такое предложение относительно ОСАГО. Но есть оговорка – пока система работает не сбалансировано, нет смысла поднимать вопрос о сроке либерализации. О свободных тарифах можно будет говорить только спустя некоторое время.

Чтобы осуществить переход к новому типу тарификации автогражданки, стоит решить некоторые проблемы и выполнить определенные условия.

Имеется в виду проблема:

  • страховых мошенников;
  • несовершенности системы суда;
  • компетентности юристов;
  • некачественного предоставления услуг страховыми фирмами.

Когда такие проблемы будут устранены, тогда может быть поднят вопрос о переходе к свободным тарифам.

Прямое урегулирование убытков в законе об ОСАГО рассматривается в статье: закон об ОСАГО.

О расчете возврата ОСАГО при продаже автомобиля читайте здесь.

Страховщики имеют различные позиции относительно сроков перехода:

  1. Отдельные страховые организации уверены, что такой процесс должен осуществляться не менее, чем через 3 года.
  2. У заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова такое мнение – сначала необходимо увидеть, как происходит конкурирование страховых фирм в тарифном коридоре 23%. Если стоимость упадет, тогда переход к свободным тарифам будет целесообразным.
  3. Николай Тюрников придерживается позиции, что при отказе от регулирования стоимости страховка не должна быть обязательной.
  4. Игорь Юргенс, который является главой Всероссийского союза страховых компаний, считает, что рано говорить о том, как долго будет проводиться переход к свободным тарифам. Если учитывать только техническую сторону, то можно осуществить переход и за несколько дней. Предположить же, сколько процедура продлится с учетом социальных и политических факторов, невозможно.
  5. Замом председателя ЦБ Российской Федерации Владимиром Чистюхиным высказано мнение, что тарифы ОСАГО должны быть свободными. Чтобы реализовать переход, стоит соблюсти условия , так как есть необходимость балансирования интересов потребителя и страховой организации. Заместитель уверен, что основной проблемой являются трудности в системе суда и страховом мошенничестве.

После встречи Эльвиры Набиуллиной (председателя Центрального банка России) со страховщиками, принято решение о начале процесса по подготовке либерализации тарифов автогражданки.

Плюсы и минусы нововведения

Сейчас вносится немало поправок в законодательные документы России. Устанавливаются новые предельные показатели и правила выплат.

Добавление к таким изменениям и либерализацию не целесообразно. Страховщики не имеют достаточных знаний, чтобы можно было принимать ответственные и сбалансированные решения по данным вопросам.

Затраты на ведение дел обеспечивают баланс надежности перечислений и стремлений страховой компании по привлечению большего количества страхователей.

При одобрении разницы минимума и максимума страховые компании, тарифная политика которых является рискованной, будет поставлено под удар резервы.

Таких резервов на приемлемых уровнях при спаде придерживаться непросто, тем более небольшой организации.

Как результат, будут ущемлены интересы страхующихся граждан.

При установлении минимального показателя при ведении деятельности данного типа возникает риск того, что каждая страховая компания будет отклоняться от установленного лимита в меньшие стороны.

О вреде либерализации тарифа дорожной карты ОСАГО говорит опыт зарубежных стран. При таких действиях в отрасли страхования обязательного характера отмечались нежелательные последствия.

Страховыми организациями с целью привлечь новых клиентов снижались тарифы до минимальных значений. Так ухудшалось финансовое состояние и дестабилизировалась ситуация на рынке страхования в общем.

Это объясняет отрицательные отзывы РСА о внесении таких поправок.

Так как предполагается внесение огромного количества изменений в закон (когда будет отмечаться рост страховой выплаты, а также нет ясности относительного того, будет ли произведена корректировка тарифов адекватно увеличению показателей), выполнение предложений может оборачиваться негативным последствием.

Либерализация даст свободу тем компаниям, которыми занижались тарифы, велась демпинговая политика ОСАГО.

Те фирмы, чье финансовое положение является затруднительным, будут пользоваться утверждением «вилки тарифов» и в открытую станут демпинговать с надеждой о наборе объемов.

Если либерализация будет проведена до реального очищения ситуации на рынке, то вырастет убыточность.

Компании будут более быстро становиться на грань банкротства, резервные фонды будут исчерпаны, а нагрузка на остальные фирмы увеличится. В результате стоит ожидать неизбежного коллапса рынка.

Чиновники уверены, что такие меры имеют массу преимуществ для обеих сторон:

  1. Владельцы транспортных средств смогут делать выбор оптимального варианта среди нескольких предложений с различными условиями. Появится гибкость тарифных ставок.
  2. Бизнес страховых организаций не будет характеризоваться убыточностью. Лучшие СК смогут надежно утвердиться на рынке по страхованию такого вида.

До того момента, как появится возможность заключения договоров ОСАГО с учетом собственного тарифа страховой организации, акционер и топ-менеджер должен:

  • иметь адекватное отношение к деятельности фирмы;
  • не считать доходом денежные средства, которые остались после произведения перечислений;
  • давать правильную оценку обязательствам;
  • осуществлять ведение отчетности по МСФО;
  • определять, какое положение имеет фирма;
  • рассчитывать, какая стоимость должна устанавливаться на страховки.

Стоит добиться того, чтобы структура владения страховыми фирмами отмечалась прозрачностью.

И потенциальные страхователи и орган страхового надзора должны понять, какое стремление у собственника страховой организации:

  • наращивание портфеля организации;
  • ее продажа и скрытие со средствами;
  • развитие страхового бизнеса на протяжении многих лет.

Если на рынке будут работать только серьезные компании, тогда можно говорить о либерализации тарифов.

Только при разумном государственном регулировании деятельности страховых компаний («перегибание палки» не допускается) либерализация и рыночный механизм поставит все на свое место.

А на данный момент уже установление предельного показателя тарифов является шагом в сторону более свободного тарифа.

Видео: Дмитрий Маркаров: Либерализация тарифов ОСАГО

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Сколько будет стоить ОСАГО после либерализации тарифов — Российская газета

В преддверии либерализации обязательной автостраховки все яростнее становятся споры о том, как все эти новации скажутся на кошельке автовладельцев. Одна из крупнейших компаний на рынке ОСАГО посчитала, как изменятся полисы в цене.

Напомним, что либерализация будет проходить в несколько этапов. На первом будет увеличен тарифный коридор. Базовый тариф вырастет от максимальной планки на 20 процентов и снизится на те же 20 процентов от минимальной.

Также на первом этапе будет изменен расчет коэффициента бонус-малус, который дает скидку за безаварийную езду. Он будет присваиваться автовладельцу раз в год. И он будет один, независимо от количества полисов этого автовладельца.

Изменится и коэффициент возраст-стаж. Если сейчас он предусматривает пять позиций, то с момента вступления в силу поправок их количество вырастет до 50.

Как утверждают в страховой компании, согласно расчетам уже первый этап либерализации тарифов ОСАГО позволит снизить стоимость полиса обязательной автогражданки для ряда категорий водителей в среднем на 6-14 процентов.

В первую очередь снижение базового тарифа страховщик планирует реализовать в таких регионах, как Удмуртская Республика, Пермский край, Тульская, Вологодская и Костромская области, а также Республика Коми.

Водители этих регионов в возрасте от 30 лет со стажем вождения не менее 5 лет, имеющие коэффициент бонус-малус не ниже 6-го класса и владеющие автомобилем, мощность двигателя которого составляет 100 л.с., смогут рассчитывать на снижение стоимости полиса на 7 процентов.

Для более опытных водителей старше 50 лет со стажем управления более 10 лет и с максимальной скидкой по коэффициенту бонус-малус, соответствующей 13-му классу, средняя премия по ОСАГО может снизиться на 14 процентов.

По подсчетам страховой компании на снижение стоимости ОСАГО смогут рассчитывать даже молодые водители с небольшим стажем вождения. А именно в возрасте 23 лет со стажем от 1 года. Для них полис может подешеветь на 6 процентов.

Для опытных водителей старше 50 лет со стажем управления более 10 лет и с максимальной скидкой по коэффициенту бонус-малус средняя премия по ОСАГО может снизиться на 14 процентов

- Либерализация тарифов ОСАГО в несколько этапов с одновременным пересмотром некоторых дополнительных коэффициентов даст возможность страховым компаниям устанавливать более справедливые тарифы на ОСАГО, - утверждает генеральный директор страховой компании Олег Овсяницкий. - Это в конечном итоге сделает полисы более доступными. Важно понимать, что основная цель либерализации - персонализированные тарифы для каждого водителя. Именно такой порядок расчета стоимости ОСАГО позволит добиться того, чтобы аккуратные водители не платили за аварийных.

Напомним, что следующие этапы либерализации будут вводиться поправками в закон об ОСАГО. Они предусматривают еще большее расширение тарифного коридора, отмену коэффициента по мощности двигателя, а также введение коэффициента за грубые нарушения правил.

На пути к либерализации тарифов по ОСАГО

Несколько раз порывался написать об изменении тарифов по ОСАГО и возможных перспективах, и каждый раз логика рассуждения приводила меня к необходимости либерализации тарифов. До последнего времени такое изменение казалось делом отдаленного будущего, однако ФАС требует, правительство поручает, а РСА соглашается. Видимо, изменения в Закон об ОСАГО, которые стоят в планах Госдумы уже в этом году, будут включать и положения о частичной либерализации тарифов.

Пока предложения по ценовому коридору для тарифов ОСАГО только разрабатываются, самое время обсудить несколько вопросов.

1. Нижняя граница тарифного коридора.

Как бы ни хотелось страхователям меньше платить за ОСАГО, но говорить о возможном снижении тарифов в настоящее время не приходится. Можно предположить, что минимальная граница тарифного коридора будет установлена как раз на уровне нынешних тарифов. Снижать ее – значит провоцировать необоснованный ценовой демпинг и уход с рынка демпингующих страховщиков. А ведь платить за ушедших придется РСА из фондов, поступления в которые также снизятся.

2. Верхняя граница тарифного коридора.

Дать возможность страховщикам самостоятельно повышать тарифы – во многом благая идея. Сегодня принятие решения о повышении тарифов излишне политизировано и во многом зависит от политической ситуации в обществе. Бездумно самостоятельно повышать тарифы у страховщиков не получится – слишком высока конкуренция на рынке ОСАГО. И все же какое-то ограничение на максимальный тариф ввести нужно – из европейской истории вспоминается пример Испании, где после либерализации тарифов по ОСАГО цены на полисы резко взлетели, и государству опять пришлось вмешиваться в процесс.

3. Будет ли повышаться качество выплат?

Фактически страховщики впервые получают инструмент для финансирования повышения выплат по ОСАГО. Не забываем, что в проекте Закона предусмотрено «безальтернативное ПВУ», т.е. страхователь всегда будет обращаться за выплатой в свою страховую компанию. Значит, можно будет привлекать страхователей хорошими выплатами и под повышенный тариф. Но путь этот труден и долог (скорее на перспективу). Тормозить процесс будет и порядок взаиморасчетов по ПВУ (по фиксированной сумме) – ведь при росте средней выплаты (и фикса) наиболее «прижимистая» компания получит дополнительный доход от взаиморасчетов по ПВУ.

4. Размер комиссионного вознаграждения.

Не приведет ли либерализация страховых тарифов к легализации повышенного комиссионного вознаграждения? Смогут ли страховщики, повышая тариф, вместе с ним изменять структуру тарифной ставки (повышать РВД)? Скорее всего – нет. Сможет ли страховщик устанавливать разные тарифы в зависимости от канала продаж (прямые/офисные продажи – дешевле, продажи через брокеров – дороже)? Пока неизвестно. Полагаю, все понимают, что повышение тарифов не должно идти в первую очередь на повышение комиссионного вознаграждения, но добиться этого – непростая задача. Впрочем, какое будущее ждет посредников в ОСАГО – тема отдельного исследования.

Это только те вопросы, которые лежат на поверхности, а есть еще возможные проблемы с сохранением социальной направленности тарифов, отсутствием конкуренции в отдельных населенных пунктах и прочее.

Хотелось бы, чтобы уже сейчас, на уровне первых проектов по либерализации тарифов, были продуманы возможные последствия, проблемы и предприняты меры для их предупреждения.


Смотрите также