| ||||||||||||
|
Могут ли отказать в выплате по осаго если нет техосмотраОтказ в выплате по ОСАГО из-за отсутствия диагностической картыЛюбая аварийная ситуация на дорожном полотне в первую очередь это неприятно и согласно статистике с ней сталкивается каждый третий водитель в нашей стране. Очень важно облегчить данную тягостную процедуру оформления и обсудить все вопросы со страховой компанией, чтобы не произошло никаких неожиданностей в дальнейшем. При этом важно иметь с собой пакет документов, без которого данная процедура рассмотрена не будет. Какие документы должны быть собраны? В первую очередь, речь идет о диагностической карте средства передвижения. ОСАГО без техосмотра и дигностической картыВ интернете водители часто задают вопрос, можно ли сделать ОСАГО без технического осмотра или же нет? Эта тема была и остается актуальной, однако на практике данный вопрос является весьма спорным. В статье мы проведем анализ действующего законодательства, и рассмотрим детально судебную практику, чтобы дать на него вполне логичный ответ и подвести итоги. Начинать необходимо всегда с главного и на сегодняшний день главная тема в анализированной ситуации то, что в соответствии с действующим законодательством технический осмотр для ОСАГО – это одно из важных и в то же время ключевых условий, благодаря которым в дальнейшем заключается договор страхования по ОСАГО. То есть, наличие техпаспорта – это обязательное условие. Если автомобиль его не прошел, тогда вам не удастся получить полис, все просто и логично. На практике это условие всегда натыкалось на другие трудности, по сути, отсутствие диагностической карты нельзя назвать законным основанием для того, чтобы не была выплачена компенсация. До недавнего времени у страховых организаций была привычка раздавать направо и налево такие полисы и можно было даже не проходить ТО. Со временем при аварийных ситуациях на дорожном полотне всегда возникали проблемы и вопросы касательно компенсаций по тем или иным причинам и все потому, что у владельца не оказалось диагностической карты. Как сейчас все происходит? Следующий этап – новая практика, которая начала активно действовать в 2012 и 2013 году. За это время у водителей была возможность изучить новые факты и постараться повысить уровень своей юридической грамотности. В интернете можно было ознакомиться с этой информацией, либо же напрямую обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. В результате этого многочисленные судебные споры со страховщиками, отказы в компенсации денежных средств и ссылки на то, что по ОСАГО водитель не имеет права на компенсацию. Результатом стал пакет судебных решений, которые были приняты в пользу водителей. В 2017 году юристы, которые специализируются на подобных вопросах, выступили с предложением заключить договор по ОСАГО со страховой организацией и сделать это даже без диагностической карты. Только вот если произойдет ДТП, у водителя появится ряд дополнительных проблем, которые придется решать в скором времени. Однако, необходимо быть последовательными и не спешить с выводами. Получить ОСАГО без техосмотра сейчас, можно без проблем, и не обязательно искать какие-то лазейки и придумывать что-то новое. Многие страховщики способны выдать полис даже без диагностической карты, которая по закону нужна. Самое главное для таких организаций – получить бонус от каждого договора, который полагается сотруднику, поспособствовавшему его заключению. Важно сосредоточиться на важном факте, что такие последствия могут плохо повлиять на автовладельца в дальнейшем. Если на дороге произойдет аварийная ситуация, вам не удастся вот так просто взять и доказать, что транспортное средство было с технической точки зрения исправно. Отсутствие диагностической карты поставит под сомнение этот факт. Вы можете быть признаны виновником ДТП, даже если вы в этом совершенно не виноваты. Страховая организация может отказать вам в выплатах, так как «автогражданка» была изначально оформлена с нарушением действующего законодательства. Как же будут развиваться все события, если вы станете заложником ДТП? После суда со страховой организацией вам придется обратиться за помощью к квалифицированному юристу, который посоветует воспользоваться одним из представленных вариантов:
Также существует множество решений, благодаря которым страховые организации наказывают за выдачу полиса ОСАГО и это происходит без прохождения ТО. К решению проблемы должна быть привлечена прокуратура и лишь в таких ситуациях договор может быть признан недействительным, если нет диагностической карты. Возникает другой вопрос: можно ли ОСАГО сделать без техосмотра? Обычно на практике такое происходит быстро. Нужна ли диагностическая карта при оформлении полиса? На самом деле нет, и у большинства страховщиков нет права требовать ее у водителя. С другой стороны, вы должны понимать, что такой полис ОСАГО будет выступать ничтожной сделкой и это возможно если аварийная ситуация произошла на дорожном полотне, страховщики обязаны выплатить вам причиненный ущерб. Поэтому так важно пройти технический осмотр спокойно, без лишних эмоций и переживаний и риска понести убытки из-за бездействия. ОСАГО при ДТП с просроченной диагностической картойПо закону с 2015 года талон технического осмотра не принимается для процедуры оформления ОСАГО, а вместо него используют так называемую диагностическую карту. Если рассматривать иные ситуации, тогда диагностическую карту нельзя назвать обязательным для предъявления где-либо документом. Инспектор может потребовать предъявить полис ОСАГО, и вы обязательно должны это сделать. В числе исключений лишь ряд случаев, когда речь идет о транспортном средстве, которое осуществляет перевозку пассажиров либо же какие-то опасные грузы. Согласно действующему законодательству не предусматривается наличие диагностической карты при аварии на дороге. Что будет, если нет карты при ДТП? Страховые организации привыкли требовать диагностические карты для того, чтобы подтвердить в каком состоянии на данный момент находится автомобиль. Обычно страхователь несет ответственность за исправность транспортного средства, и если нет диагностической карты, которая подтвердит исправность машины, могут в дальнейшем возникнуть проблемы с выплатой денежных средств по страховке. Наличие бумаги, которая выступает подтверждением исправности машины в результате аварии не входит в число обязательных условий для выплаты страховки водителям. Но если карта все же имеется, тогда собственник авто должен осознать, что выплата в таких ситуациях ложится целиком и полностью на его плечи. Как быть если диагностическая карта просрочена? Что делать, если карта уже недействительна, но время действия полиса пока еще не закончилось? В таких случаях в адрес автомобилиста не должны быть применены какие-либо штрафные санкции. Если все наоборот, истек срок действия ОСАГО, тогда на страховку можете не рассчитывать. Каковые сроки действия диагностической карты при авариях:
Обычно при ДТП срок диагностический карты играет очень важную роль, можно даже сказать, что ключевую. У страховщиков не будет возможности возложить на ваши плечи вину. Как осуществляются выплаты по ОСАГО? Не обязательно предъявлять страховщику для ознакомления диагностическую карту. Виновник аварийной ситуации должен предъявлять карту, обычно сотрудники полиции просят его об этом. Если будет отсутствовать диагностическая карта либо же срок действия ее истечет, тогда выдвигается регрессивное требование, согласно которому если виновником аварии выступил водитель авто, он возмещает страховщику все затраты на выплату потерпевшим страховки. Эта мера наказания может быть примерена в адрес владельцев машин, которые проходят техосмотр один раз в 6 месяцев. Такой транспорт перевозит грузы, либо же пассажиров. Страховая компания имеет полное право требовать осуществить выплаты также с оператора технического обслуживания. Такие ситуации возможны лишь в том случае, если в диагностической карте при дорожной аварии данные о неисправности машины отсутствуют, а на самом деле машина находится в неисправном состоянии и оператор, который проводил проверку ТС, допустил такое. Отсутствие диагностической карты при ДТП не может являться законным основанием в отказе выплаты компенсации. Однако, владелец автомобиля может понести за это ряд определенных последствий. Следует упомянуть тот факт, что без диагностической карты по факту ДТП водитель не сможет доказать, что авто находилось в неисправном состоянии на момент аварии. Факт можно обозначить как один из весомых аргументов, который позволит признать виновником произошедшего водителя авто. Если оформление полиса ОСАГО будет осуществляться без документа, который выступает его подтверждением, тогда ТО было проведено незаконно. Водитель может принять решение подать в суд на страховую компанию, но нет гарантии того, что ущерб действительно будет возмещен. Отсутствие диагностической карты и выплаты по страховке КАСКООтсутствие диагностической карты при ДТП может стать причиной отказа со стороны страховой компании проводить процедуру возмещения денежных средств на ремонт авто. Многое будет зависеть от страховщика, который оформлял КАСКО. Важно отнестись к рассмотрению договора со всей внимательностью и постараться в случае возникновения конфликтной ситуации со страховой фирмой указать на то, что отсутствует важный пункт. В договоре КАСКО может быть прописано, что наличие диагностической карты является обязательным условием, тогда вы точно останетесь ни с чем. Каковы особенности диагностической карты?
Выплатят ли страховку если нет техосмотра в России?Действительна ли страховка ОСАГО при ДТП без техосмотра?Сегодня часть автолюбителей проходит техосмотр только для оформления полиса ОСАГО. Если диагностическая карта просрочена, и возникло ДТП, сотрудники ГИБДД не смогут применить в отношении нарушителя дополнительные санкции. Однако претензии возникнут у страховой компании. ВниманиеЕсли техосмотр просрочен, в определенных законом случаях виновник происшествия должен будет самостоятельно оплатить ремонт чужого автомобиля. В Федеральном законе об ОСАГО отсутствует информация о том, что у страховщика появляется право отказать выплате при просроченном техосмотре. В нормативно-правовом акте присутствует статья 14, в соответствии с которой у организации появляется право на регресс в отношении виновника аварии, если срок действия диагностической карты истек, но только в случае, если машина входит в одну из следующих категорий:
В иной ситуации (в том числе если у участника ДТП собственный автомобиль) страховщик должен произвести возмещение ущерба из собственных средств. К сведению Если экспертиза показала, что данные в диагностической карте сфальсифицированы, и автомобиль неисправен, страховщик может обратиться в суд и потребовать, чтобы организация, выполнившая техосмотр, самостоятельно возместила ущерб пострадавшему. КАСКО так детально не регламентировано действующим законодательством, как ОСАГО. Страховщик имеет право самостоятельно определить условия, при которых предоставляется выплата. Параметры фиксируются в правилах страхования и заключаемом договоре. Нормы не должны противоречить действующему законодательству. Обычно необходимость в присутствии техосмотра обозначается в договоре. Если данные зафиксированы в документе, выплата при отсутствии действующей диагностической карты не будет предоставлена. Когда информация в бумагах не отражена, лицо имеет право требовать компенсацию. В этой ситуации компания не имеет права отказать в возмещении.
Исключение составляет транспорт, который должен проходить ТО раз в полгода. Предоставление диагностической карты при ДТП не является обязательным, но необходимо при оформлении страховых выплат для виновника аварии. Для пострадавших дорожно-транспортное происшествие не является поводом для предъявления доказательств прохождения техосмотра. Виновника аварии могут обязать выплачивать все денежные средства, необходимые на восстановление автомобилей, пострадавших в ДТП, в следующих случаях:
Отсутствие диагностической карты не может стать причиной отказа в страховом возмещении ущерба. Но, согласно судебной практике, при отсутствии данных, подтверждающих исправность транспортного средства, страховые компании, скорее всего, или откажут в выплатах, или затем потребуют их возмещения.
Тем более, сейчас это можно сделать, потратив минимальное количество времени, например, купив документ о прохождении ТО на сайте. Экономия на таких важных моментах сейчас, в будущем может обернуться непосильными тратами. Чтобы спокойно передвигаться и не задумываться об этом, желательно оформлять положенные документы, подтверждающие исправность машины, за несколько дней до истечения срока действия предыдущей проверки. Это правда?Да. Но только в том случае, если Ваш автомобиль относится к одной следующих категорий:
Для обычных легковых машин просроченная диагностическая карта (ранее называемая талоном техосмотра) не приведёт к регрессу или отказу в выплате. Отказа в страховом возмещении вообще не может быть по закону на основании всего лишь отсутствия действующего техосмотра. Это просто не предусмотрено действующим на 2020 год законодательством. Таким образом, если у Вас закончился срок действия техосмотра (диагностической карты), но при этом Вы ездите на обычном легковом автомобиле, не работаете в такси, то регресса и, тем более, отказа в выплате в 2020 году для Вас не может быть. Как проверить срок диагностической карты?На сегодняшний день есть только один достоверный сервис для проверки срока действия техосмотра. Это официальный сайт ЕАИСТО. Для проверки ТО Вам потребуется любое из следующих данных об автомобиле:
Просто введите данные на странице, впишите цифры с картинки и нажмите на кнопку “проверить”. Выплаты по страховке при отсутствии техосмотра
Отдельно выделяются автомобили, в отношении которых необходимо выполнять техосмотр каждые 2 года вне зависимости от даты выпуска. Это:
Если автомобиль используется для перевозки пассажиров, необходимо обновлять диагностическую карту 1 раз в полгода. Требование выдвигается в отношении следующих транспортных средств:
Если авто используется для перевозки опасных грузов, техосмотр также требуется выполнять 1 раз в 6 месяцев. Если присутствует желание, процедуру можно проводить чаще. ВниманиеОтсутствие техосмотра при ДТП не выступает основанием для привлечения лица к наказанию и признанию его виновником аварии. Однако это может повлечь за собой проблемы со страховой компанией. Если в момент дорожно-транспортного происшествия технический осмотр не был пройден, у водителя может не иметься и страхового полиса. Это считается ключевым моментом. Если потребность в присутствии диагностической карты на руках не обязательна, то страховка должна быть. Электронный документ проверяют по базе. Штрафы за отсутствие техосмотра при ДТП отражены в статьях 12.1 и 12.31 КоАП РФ. Они применяются в отношении владельцев авто, обязанных обновлять диагностическую карту 1 раз в полгода. Однако наказание за отсутствие ОСАГО предусмотрено для всех. За нарушение лицо привлекут к административной ответственности. Размеры взыскания зависят от ряда нюансов. Оно составит:
На первый взгляд сумма кажется незначительной. Однако после аварии лицо столкнется с необходимостью восстанавливать автомобиль. Дополнительные расходы увеличат нагрузку на бюджет. Есть ли другие риски истёкшего техосмотра?
Никаких других рисков законодательство 2020 года за истёкший техосмотр не предусматривает:
Просроченный техосмотр у потерпевшего в ДТПТехосмотр может быть не пройден и у пострадавшего в ДТП автомобилиста. В статье 14 ФЗ №40 Об ОСАГО отражена лишь возможность предъявления регресса к виновнику случившегося. Для всех иных транспортных средств выплаты должны производиться вне зависимости от присутствия диагностической карты. Она не входит в перечень документов, которые владелец обязан предъявить страховщикам для получения компенсации.
За что ещё может быть регресс?Между тем, информация о нарушении обязанностей, при которых может последовать регрессное требование от страховой, очень полезна, и её лучше запомнить или занести “в закладки” в голове. Потому как такое требование может быть даже хуже прямого возмещения виновником потерпевшему ущерба (как если бы страховки ОСАГО не было бы у виновника вовсе) – ведь страховая в этом случае может выплатить и завышенную стоимость, а оспорить её сложнее. Итак, право регрессного требования у страховщика возникает в следующих случаях:
НюансыВ пункте 2.1.1 ПДД РФ говорится, что диагностическая карта не является обязательным документом к предъявлению сотрудникам ГИБДД, в том числе и после ДТП. Ее нужно предъявлять лишь в процессе оформления полиса ОСАГО. Представитель Госавтоинспекции не может требовать бумагу при возникновении аварии. Однако если оформляется КАСКО или ОСАГО, нужно иметь на руках документ, подтверждающий присутствие действующего техосмотра.
Насторожить должна низкая стоимость техосмотра. Это говорит об отсутствии регистрации станции ТО. Важно проверить аккредитацию компании. В документе должен присутствовать номер, состоящий из 21 цифр. Услуги неаккредитованных станций лучше не использовать. Фальшивый техосмотр не позволит получить страховку. Без неё лицо не сможет стать участником дорожного движения. Безопасность водителей и пешеходов зависит от соблюдения действующих норм и законодательства. Последним лучше не пренебрегать. От него зависит безопасность транспортного средства. Страховщик не станет предоставлять полис без диагностической карты. Однако представители ГИБДД не имеют право требовать предъявление документов о техосмотре в момент дорожно-транспортного происшествия. Штрафы также недопустимы.
Попал в ДТП без техосмотра - лишился выплат по КАСКО. Страховая: это законно- Честно платил взносы по КАСКО, а потом, когда произошла авария, мне отказали в выплате, сославшись на отсутствие техосмотра, - говорит герой материала, Владимир. Еще до недавнего времени он был счастливым владельцем практически нового автомобиля. Но сейчас машина просто стоит в гараже, а что с ней делать, Владимир не знает: денег на восстановление нет. Почему так произошло? Договор заключили без сертификата ТО3 года назад Владимир купил новый автомобиль - бюджетный седан российского производства. Решил его застраховать по КАСКО. Обратился в страховую компанию "Кентавр" и заключил договор. Выбрал самый дорогой вариант, чтобы вообще не иметь проблем - без франшизы и учета износа. Владимир исправно платил взносы. В период действия первого договора истек срок действия техосмотра. Проходить его владелец не стал, ездил так. Когда пришло время продлевать договор страхования, Владимир приехал в страховую компанию. На машине за это время появилось несколько царапин, и компания без проблем насчитала ущерб, выплатила деньги. - После этого я решил заключить новый договор. Заполнил все документы, никаких вопросов не возникло. Я сообщил, что техосмотра у меня нет, но мне сказали примерно следующее: - Не переживайте, все хорошо, выплаты будут. Несмотря на отсутствие ТО, со мной заключили договор. Страховая продолжила исправно принимать у меня страховые взносы, - рассказывает Владимир. И вот в ноябре прошлого года, когда случились первые заморозки, Владимир попал в аварию. На обледеневшей дороге машину снесло на ровном месте. Водитель не удержал автомобиль и вылетел в кювет. Никто не пострадал, но транспортное средство оказалось сильно повреждено. Владелец сразу позвонил страховщикам, спросил, что делать. Представители страховой компании сказали вызывать ГАИ, эвакуатор, подтвердили, что оплатят расходы. - Я их предупредил, что на машине нет техосмотра, на что мне ответили - думаем, проблем не будет. ГАИ сразу выписала штраф о том, что нет при себе техосмотра. Я им честно сказал, что ТО не пройдено, и получил второй протокол за техосмотр. За ДТП тоже выписали штраф с формулировкой: не учел погодные условия, не справился с управлением, допустил выезд автомобиля в кювет, - признается Владимир. Автомобиль признали погибшим и сразу вспомнили про техосмотрПосле аварии Владимир начал собирать документы для страховой. Обратился к ним за оценкой. После экспертизы машина была признана погибшей. Начался период ожидания. В страховой говорили, что ждут ответа из ГАИ - делали запрос по поводу штрафов водителя. - Я два раза к ним приезжал, просил дать хоть какой-то ответ, потому что машина стоит в гараже и непонятно, что с ней делать. В итоге мне пришло уведомление на почту о том, что мне отказано в выплате, - говорит Владимир. После этого автовладелец решил обратиться к адвокатам и оспорить решение. По мнению клиента, страховая компания должна была аннулировать договор после того, как не были предоставлены сведения о пройденном техосмотре. Но, по словам Владимира, ему продолжали приходить эсэмэски с напоминанием об уплате взносов, и он исправно эти взносы оплачивал. Кроме того, Владимир указывает на то, что при первом обращении его не предупредили о том, что при отсутствии техосмотра могут возникнуть проблемы. Наоборот, говорили о том, что вопрос решится. - Когда были мелкие выплаты по царапинам, о техосмотре не вспоминали, а как только наступил серьезный страховой случай с погибшим автомобилем, то вспомнили о том самом пункте договора с техосмотром, - возмущен Владимир. Ответ страховщиков: "Страховку не выплатили, потому что совпало сразу три условия"Журналисты AUTO.TUT.BY обратились в страховую компанию "Кентавр", где Владимир оформлял полис КАСКО. Ответ дала заместитель генерального директора Инна Анзоровна Топадзе. - У нас не является страховым случаем повреждение транспортного средства, которое произошло в результате участия в дорожном движении, и при этом водитель был привлечен к ответственности за отсутствие техосмотра. Это очень узкое ограничение, которое включает одновременно три условия: транспортное средство участвовало в дорожном движении, техосмотр не был пройден, водитель привлечен ГАИ к ответственности за отсутствие техосмотра. Перед тем как принять решение об отказе в страховой выплате, мы отправляем запрос в ГАИ. Если подтверждается, что водитель наказан за отсутствие техосмотра, это является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, - пояснила нюанс Инна Анзоровна. На заключение договора страхования отсутствие техосмотра никак не влияет, однако то, что он не пройден - полная ответственность страхователя. Обязанность по прохождению техосмотра на него возлагает не страховая компания, а законодательство. В правилах страхования компании указано следующее: при заключении договора страхования сертификат о прохождении техосмотра предоставляется при его наличии. В случае, если договор заключен без этого документа, страхователь обязан в установленные законодательством сроки пройти техосмотр и в течение 7 дней предъявить сертификат в страховую компанию. - Правила добровольного страхования утверждаются каждой страховой компанией самостоятельно, и они могут меняться с течением времени. В наших правилах страхования норма, касающаяся повреждения застрахованного транспортного средства, не прошедшего техосмотр, раньше была сформулирована по-другому. Там речь шла именно об участии в дорожном движении без прохождения техосмотра, безотносительно факта привлечения за это к ответственности. И выглядела эта норма гораздо шире. Но поскольку возникало много нюансов, то пришли к тому, что отказать в выплате страхового возмещения можем лишь при наличии постановления ГАИ о привлечении водителя к ответственности, - рассказала Инна Анзоровна. То есть, если водитель участвовал в дорожном движении, не имея техосмотра, но при этом не привлекался ГАИ за это нарушение, то компания выплачивает страховое возмещение. В компании не исключили, что выплачивали Владимиру страховое возмещение за мелкие повреждения в результате ДТП без вызова ГАИ. В этот же раз его привлекли сначала за отсутствие документов о прохождении ТО, а потом проверили по базе и привлекли еще и за непрохождение техосмотра. Это и стало основанием в отказе выплаты. В этой ситуации можно посоветовать страхователям лишь полностью исполнять требования законодательства, связанные с допуском к участию в дорожном движении. Можно ли страховать по КАСКО без техосмотра«Честно платил взносы по полису КАСКО, а потом, когда произошла авария, мне отказали в выплате, сославшись на отсутствие техосмотра». Владимир (имя изменено) еще до недавнего времени был счастливым владельцем практически нового автомобиля. Но сейчас машина просто стоит в гараже, а что с ней делать, Владимир не знает — денег на восстановление нет. AUTO.TUT.BY разбирался, почему так произошло. «Договор заключили без сертификата ТО»Три года назад Владимир купил новый автомобиль, бюджетный седан российского производства. Решил его застраховать по КАСКО. Обратился в страховую компанию «Кентавр» и заключил договор. Выбрал самый дорогой вариант, чтобы вообще не иметь проблем — без франшизы и учета износа. Владимир исправно платил взносы. В период действия первого договора истек срок действия техосмотра. Проходить его владелец не стал, ездил так. Когда пришло время продлевать договор страхования, Владимир приехал в страховую компанию. На машине за это время появилось несколько царапин, и компания без проблем насчитала ущерб, выплатила деньги. — После этого я решил заключить новый договор. Заполнил все документы, никаких вопросов не возникло. Я сообщил, что техосмотра у меня нет, но мне сказали примерно следующее: «Не переживайте, все хорошо, выплаты будут». Несмотря на отсутствие ТО, со мной заключили договор. Страховая продолжила исправно принимать у меня страховые взносы, — рассказывает Владимир. И вот в ноябре прошлого года, когда случились первые заморозки, Владимир попал в аварию. На обледеневшей дороге машину снесло на ровном месте. Водитель не удержал автомобиль и вылетел в кювет. Никто не пострадал, но транспортное средство оказалось сильно повреждено. Владелец сразу позвонил страховщикам, спросил, что делать. Представители страховой компании сказали вызывать ГАИ, эвакуатор, подтвердили, что оплатят расходы. — Я их предупредил, что на машине нет техосмотра, на что мне ответили — думаем, проблем не будет. ГАИ сразу выписала штраф о том, что нет при себе техосмотра. Я им честно сказал, что ТО не пройдено, и получил второй протокол за техосмотр. За ДТП тоже выписали штраф с формулировкой: не учел погодные условия, не справился с управлением, допустил выезд автомобиля в кювет, — признается Владимир. «Автомобиль признали погибшим и сразу вспомнили про техосмотр»После аварии Владимир начал собирать документы для страховой. Обратился к ним за оценкой. После экспертизы машина была признана погибшей. Начался период ожидания. В страховой говорили, что ждут ответа из ГАИ — делали запрос по поводу штрафов водителя. — Я два раза к ним приезжал, просил дать хоть какой-то ответ, потому что машина стоит в гараже и непонятно, что с ней делать. В итоге мне пришло уведомление на почту о том, что мне отказано в выплате, — говорит Владимир. После этого автовладелец решил обратиться к адвокатам и оспорить решение. По мнению клиента, страховая компания должна была аннулировать договор после того, как не были предоставлены сведения о пройденном техосмотре. Но, по словам Владимира, ему продолжали приходить эсэмэски с напоминанием об уплате взносов, и он исправно эти взносы оплачивал. Кроме того, Владимир указывает на то, что при первом обращении его не предупредили о том, что при отсутствии техосмотра могут возникнуть проблемы. Наоборот, говорили о том, что вопрос решится. — Когда были мелкие выплаты по царапинам, о техосмотре не вспоминали, а как только наступил серьезный страховой случай с погибшим автомобилем, то вспомнили о том самом пункте договора с техосмотром, — возмущен Владимир. «Страховку не выплатили, потому что совпало сразу три условия»Мы обратились в страховую компанию «Кентавр», где Владимир оформлял полис КАСКО. Нам ответила заместитель генерального директора Инна Топадзе. — У нас не является страховым случаем повреждение транспортного средства, которое произошло в результате участия в дорожном движении, и при этом водитель был привлечен к ответственности за отсутствие техосмотра. Это очень узкое ограничение, которое включает одновременно три условия: транспортное средство участвовало в дорожном движении, техосмотр не был пройден, водитель привлечен ГАИ к ответственности за отсутствие техосмотра. Перед тем как принять решение об отказе в страховой выплате, мы отправляем запрос в ГАИ. Если подтверждается, что водитель наказан за отсутствие техосмотра, это является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, — пояснила нюанс Инна Анзоровна. На заключение договора страхования отсутствие техосмотра никак не влияет, однако то, что он не пройден — полная ответственность страхователя. Обязанность по прохождению техосмотра на него возлагает не страховая компания, а законодательство. В правилах страхования компании указано следующее: при заключении договора страхования сертификат о прохождении техосмотра предоставляется при его наличии. В случае, если договор заключен без этого документа, страхователь обязан в установленные законодательством сроки пройти техосмотр и в течение семи дней предъявить сертификат в страховую компанию. — Правила добровольного страхования утверждаются каждой страховой компанией самостоятельно, и они могут меняться с течением времени. В наших правилах страхования норма, касающаяся повреждения застрахованного транспортного средства, не прошедшего техосмотр, раньше была сформулирована по-другому. Там речь шла именно об участии в дорожном движении без прохождения техосмотра, безотносительно факта привлечения за это к ответственности. И выглядела эта норма гораздо шире. Но поскольку возникало много нюансов, то пришли к тому, что отказать в выплате страхового возмещения можем лишь при наличии постановления ГАИ о привлечении водителя к ответственности, — пояснила Инна Анзоровна. То есть, если водитель участвовал в дорожном движении, не имея техосмотра, но при этом не привлекался ГАИ за это нарушение, то компания выплачивает страховое возмещение. В компании не исключили, что выплачивали Владимиру страховое возмещение за мелкие повреждения в результате ДТП без вызова ГАИ. В этот же раз его привлекли сначала за отсутствие документов о прохождении ТО, а потом проверили по базе и привлекли еще и за непрохождение техосмотра. Это и стало основанием в отказе выплаты. В этой ситуации можно посоветовать страхователям лишь полностью исполнять требования законодательства, связанные с допуском к участию в дорожном движении. |