Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Натуральный ремонт осаго


Натуральное ОСАГО – первые итоги — DRIVE2

28 апреля 2017 года вступило в силу так называемое натуральное ОСАГО, когда возмещение ремонтом имеет приоритет над возмещением деньгами. Полноценно оно заработало не сразу – пока водители заключили новые договора, пока ДТП, пока ремонт – нужно было посмотреть, как система действует в целом. Но вот уже почти 9 месяцев позади и можно подводить определенные итоги.

Пока все больше кажется, что натуральное ОСАГО – это фиаско, ведь никто не получил от реформы ожидаемого, зато появились новые проблемы. Страховщики хотели снизить активность автоюристов, водители – избавиться от износа. Ожидания не оправдались: и не все машины отправляются на ремонт, и автоюристы деятельность не свернули, а автовладельцы все равно остаются пострадавшей стороной.

Уложиться в бюджет

С учетом того, что многие считают натуральное ОСАГО провалом, нельзя сказать, что что-то пошло не так – система изначально была на это обречена.

Страховые компании думали, что начнут задешево чинить автомобили, используя хлам вместо запчастей, но в самый последний момент из закона убрали разрешение использовать б/у-запчасти. В итоге сейчас страховые компании жалуются, что не могут найти автосервисы, которые готовы с ними сотрудничать. А чему тут удивляться – суммы на ремонт такие смехотворные, что ни один нормальный сервис за работу не берется, а договоры со страховыми компаниями подписывают какие-то подпольные мастерские, о которых никто не знает.

– Почти каждая машина, отремонтированная по натуральному ОСАГО, выходит со станции в отвратительном состоянии, – утверждает в одном из интервью председатель Комитета по защите прав автовладельцев Кирилл Форманчук. – При ремонте используются старые запчасти или поврежденные детали вместо замены ремонтируются, технологии не соблюдаются.

Официальные лица из Российского союза автостраховщиков оправдываются, мол, в небольших населенных пунктах, удаленных от крупных райцентров, сложно найти сервис в пределах 50 километров (такого требование закона), а запчасти долго идут и выполнить ремонт в установленный 30-дневный срок невозможно. Но это явное лукавство, автосервисы сегодня есть даже в деревнях, другое дело, что по расценкам страховых компаний они работать не хотят. Жалобы на сроки доставки тоже какая-то ерунда – достаточно зайти на сайты по продаже и увидеть, что все запчасти можно купить с доставкой за 5-10 дней, другое дело, что такие варианты дороже, чем с доставкой по два-три месяца, а страховые платить не хотят.

Страховщики хотели перейти на ремонт, сохранив размер выплат и при этом оградившись от судебных исков, но до введения натурального возмещения почти любой выплаты по ОСАГО владельцам на самостоятельный ремонт не хватало, с чего бы вдруг этих денег должно хватить автосервисам.

Переписать справочники

Представители автосервисов считают, что проблема в справочниках РСА, которые применяются для расчета стоимости ремонта. Цены в них сильно отличаются от рыночных благодаря своеобразной методике расчета. Да, б/у-запчасти страховым компаниям запретили использовать, но в законе ничего не сказано про качество новых запчастей. Никто не обязал страховые компании считать стоимость компенсации исходя из цен на качественные агрегаты, можно брать самые дешевые, откровенно низкого качества. Кроме того, Российский союз автостраховщиков в расчетах стоимости запчастей любит использовать оптовые цены, по которым запчасти может купить только крупный дилер, но никак не рядовой водитель.

Больше всего в такой ситуации страдают автомобили, которые находятся на гарантии и которые по закону должны ремонтироваться у авторизованных дилеров. Денег на ремонт не хватает даже с учетом скидок на запчасти, которые автосервисы дают страховщикам. Но и машины среднего возраста в сервисах нормально отремонтировать не могут – денег от страховых не хватает даже на покупку нормального неоригинала, разве что на какой-нибудь китайский ноунейм.

В нынешней ситуации доходит до дикости – автодилеры выставляют автовладельцам дополнительные счета на ремонт, требуют доплаты. Это незаконно – о какой доплате может идти речь если это страховой ремонт и он полностью должен быть покрыт страховой компанией. Автосервисы действуют «на дурачка» – вдруг владелец доплатит. Если хозяин машины не соглашаться, то автосервисы часто отказываются от ремонта, и компенсировать страховым приходится деньгами.

Искусство мимикрии

В конце прошлого года появилась информация, что страховщики начали получать первые иски за отремонтированные автомобили по натуральному ОСАГО. В статье на сайте banki.ru рассказывается, что иски, в которых оспаривается качество ремонта, получили «Росгосстрах», ВСК, «Согласие», «АльфаСтрахование», «Энергогарант» и «Ренессанс страхование». Представители компаний сообщили порталу, что пока это единичные иски, но точное число заявлений не раскрывают. «Росгосстрах» получает до двух подобных исков в месяц, сообщил его представитель. Истцы настаивают на денежной компенсации, которая должна возместить расходы на устранение недостатков выполненного ремонта.

Что и требовалось доказать – после введения натурального ОСАГО автоюристы без работы не остались, а просто стали действовать по-другому. Если сумму компенсации оспорить не получается, то можно и нужно оспаривать качество ремонта. Автоюристы обращаются к водителям, которые получили натуральное возмещение после ДТП, и помогают провести экспертизу, чтобы доказать, что ремонт был ненадлежащий. А он и не может быть надлежащим при тех деньгах, что выделяет страховая. Схема получается более сложной, чем раньше, но все равно работает. В каком размере суды будут компенсировать некачественный ремонт пока непонятно, но очевидно, что расчет страховых компаний на то, что им получится защититься от автоюристов, не оправдался.

Крайними опять остались водители. Если им раньше просто недоплачивали, то теперь метод обмана стал более извращенный – некачественный ремонт, волокита, требования денег в автосервисе.

ОСАГО уедет из автосервисов – Газета Коммерсантъ № 4 (6242) от 12.01.2018

Банк России подготовил проект указания о лишении страховщиков права осуществлять возмещение по ОСАГО ремонтом. Регулятор предлагает отстранять компании от натуральных выплат на срок до года, если доля нарушений при восстановительном ремонте превысит 1%. По данным ЦБ, ремонт вместо выплат и так применяется лишь в 10% страховых случаев в ОСАГО. Защитники автомобилистов уже называют ремонтную реформу провалившейся — а определенный ЦБ невысокий порог для отстранения страховщиков может и вовсе свернуть такую практику.

По закону об ОСАГО ЦБ принимает решение об ограничении страховщиков выплат в натуральной форме — ремонтом. Вчера ЦБ разместил на своем сайте проект указания, который описывает условия отстранения компаний от ремонтной реформы. Напомним, в конце апреля прошлого года страховщики получили право вместо денежной выплаты предлагать автовладельцу список автосервисов для ремонта авто. Автомобили не старше двух лет должны ремонтироваться на авторизованных станциях для сохранения гарантии. На работы дается не более 30 дней, сервис должен находиться не далее 50 км от места аварии или места проживания автовладельца. При невозможности выполнить одно из этих условий и при причинении вреда здоровью автовладельца убытки от ДТП компенсируются деньгами.

ЦБ в своем проекте предлагает отстранять страховщиков от возмещения ремонтом на срок до полугода, если нарушений в части организации ремонта будет более двух, но менее 1% общего числа отремонтированных автомобилей — и на срок до года, если таких нарушений более 1%.

Как правило, ЦБ фиксирует такие нарушения при рассмотрении жалоб потребителей, при этом сам факт жалобы не является свидетельством нарушения. «При решении вопроса о наличии нарушения будут учитываться все обстоятельства конкретного дела, включая вину страховщика»,— заявили “Ъ” в пресс-службе регулятора. По данным ЦБ, сейчас приоритет ремонта над выплатами реализуется в 10% всех страховых случаев по ОСАГО. При этом за 2017 год в службу по защите прав потребителей ЦБ поступило около 200 жалоб на натуральное возмещение, «что незначительно в общем объеме жалоб по страховой тематике», говорят в ЦБ (за три квартала 2017 года в ОСАГО урегулировано 2,2 млн страховых случаев).

Страховщики не хотят ремонтировать по ОСАГО — Сообщество «DRIVE2 Audi Club» на DRIVE2

Ну, в общем, что и было понятно изначально…

Схема с натуральным возмещением убытков по ОСАГО в России пока так и не заработала должным образом. Тех денег, которые страховщики готовы платить дилерам за ремонт автомобиля, хватит только на бэушные запчасти с битых машин.
Новый закон о приоритете ремонта поврежденного автомобиля по ОСАГО над денежными выплатами вступил в силу еще весной 2017 года, однако работать по таким правилам страховщики пока не готовы. Как сообщают "Известия", ассоциация "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) пожаловалась в Центробанку РФ на то, что страховые компании не хотят заключать договоры с официальными дилерами и не направляют к "официалам" на ремонт гарантийные автомобили.
Суть проблемы заключается в том, что денежных выплат по существующим нормам расчета возмещений по ОСАГО хватает только на ремонт с использованием старых запчастей. А это, в свою очередь, приводит к некачественному выполнению работ, потере гарантии и товарного вида, а также проблемам с безопасностью. Разница между денежной выплатой и ремонтом у "официалов" такова, что страховым компаниям выгоднее платить деньги напрямую "через кассу" с учетом износа деталей, нежели оплачивать дорогой ремонт у официального дилера, который использует только новые оригинальные запчасти.

"В данном вопросе сегодня мы и видим основной конфликт интересов: страховщики не заинтересованы увеличивать свои расходы, оплачивая ремонт с учетом установки новых деталей. Предложения большинства крупных страховщиков к автодилерам сводятся к оплате ремонта автомобилей с учетом износа деталей в соответствии с методикой РСА. В такой ситуации у автодилеров остается две возможности: пытаться ремонтировать детали с нарушением технологии ремонта либо устанавливать бывшие в употреблении детали", — говорится в письме РОАД, направленном в Центробанк.

Страховые компании подтвердили, что отдают приоритет денежным выплатам, а также заявили, что считают стоимость оригинальных деталей у официальных дилеров завышенной. Вдобавок нормы о приоритете ремонта по ОСАГО распространяются лишь на те договоры, которые были после 28 апреля 2017 года, когда вступил в силу новый закон.
В Центробанке в этом вопросе встали на сторону страховщиков и заявили, что денежные выплаты вместо оплаты восстановительного ремонта нарушением закона не являются. "Приоритет натурального возмещения действует, когда у страховщика заключен соответствующий договор со СТО (в том числе дилерской), отвечающей установленным в законе об ОСАГО требованиям. При этом обязанности по заключению таких договоров нет ни у страховщиков, ни у СТО — это полностью добровольные взаимоотношения и их условия устанавливаются по взаимному согласию сторон", — пояснили изданию в пресс-службе ведомства.

пруф

"Автогражданка" забуксовала: сервисы не хотят ремонтировать машины по ОСАГО - Экономика и бизнес

Многие станции техобслуживания автомобилей (СТОА) отказываются принимать на ремонт машины в рамках закона о натуральном возмещении по ОСАГО, что тормозит эффект от реформы, рассказали ТАСС несколько крупных страховщиков. В основном проблема возникает с официальными дилерами, которые считают цены на ремонт заниженными.

По закону о натуральном ОСАГО возмещение должно выплачиваться не деньгами, а ремонтом машины. Реформа выплат призвана сократить убыточность ОСАГО за счет снижения судебных расходов страховщиков, на которых зарабатывают юридические посредники в ряде регионов.

Для ремонтных выплат страховщики должны заключить договоры со станциями техобслуживания, ремонт в которых должен соответствовать требованиям закона: сервис должен располагаться не дальше 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего, при ремонте можно использовать только новые запчасти, а гарантийные автомобили в возрасте до 2 лет должны ремонтироваться у официального дилера. Процесс переговоров со станциями проходит сложно, сообщают страховщики.

"Большинство крупных и хорошо зарекомендовавших себя станций в части ремонта по каско (добровольное страхование автомобилей.  Прим. ТАСС) не готовы к сотрудничеству в рамках закона об ОСАГО", — считает директор дирекции розничного бизнеса "Ингосстраха" Виталий Княгиничев. Охотно идут на сотрудничество сервисы-гаражи, отмечает он, но в таком сотрудничестве не заинтересован уже страховщик, так как он несет ответственность за сроки и качество ремонта. "Пока доля натуральных выплат по ОСАГО на рынке крайне мала и нельзя говорить о том, что закон заработал", — сказал он ТАСС.

С похожими проблемами столкнулись в "РЕСО-Гарантии" и в "Согласии". Проблемы возникают в основном с официальными дилерами в Москве и Петербурге, отметил заместитель гендиректора "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. "В столицах у дилеров и СТОА, видимо, и так достаточно клиентов. В регионах ремонтники охотно соглашаются", — говорит он.

Вопрос цены

Дилеры считают невыгодными цены на натуральное возмещение: по закону страховщики оплачивают ремонт на основании ценовых справочников Российского союза автостраховщиков (РСА) по утвержденной Центробанком единой методике. "В справочнике средняя стоимость запчастей не отражает среднерыночные цены", — сообщила ТАСС директор департамента страхования и финансовых услуг автомобильной группы "Авилон" Оксана Семина. Эта компания пока не готова ремонтировать автомобили по ОСАГО.

РСА не будет пересматривать справочники — наоборот, дилерам следует снизить свои расценки, считает исполнительный директор союза Евгений Уфимцев. "Мы изначально говорили, что закон начнет медленно работать. Требование только по новым запчастям, по качеству, ремонту в течение 30 дней — на это не все станции согласны", — заметил он. Ответственность перед клиентом за качество и срок ремонта (за каждый день просрочки страховщик платит неустойку в 0,5% от суммы выплаты.  Прим. ТАСС) страховщики в договоре перекладывают на сервисы, объясняет начальник управления по работе с вендорами "Согласия" Александр Прядихин.

"С дилерами труднее всего — нам бы хотелось снизить стоимость нормочасов и запчастей, чтобы компенсировать сумму износа, но пока не получается", — подтверждает гендиректор СК "МАКС" Надежда Мартьянова. "МАКС" подписал договоры на условиях дилеров, говорит она.

"Отпугивает" станции и запрет на использование бывших в употреблении запчастей, указывает представитель "АльфаСтрахования". "Не каждая станция готова принимать машины возрастом старше 7–10 лет, так как сложно найти необходимые запчасти", — замечает аналитик S&P Екатерина Толстова.

Ремонт все-таки идет

При этом проблема не повсеместная. Так, компанию "Рольф" условия ремонта по ОСАГО устраивают и договоры со страховщиками находятся в стадии согласования, сообщил исполнительный директор компании Виталий Павловский.

Почти все опрошенные ТАСС страховщики начали заключать договоры с сервисами еще до вступления в силу закона и активно предлагать клиентам ремонт на добровольной основе. "Механизм ремонта эффективен именно для токсичных регионов, там у нас доля выплаты в "натуре" измеряется десятками процентов", — говорит Игорь Иванов из "РЕСО". Автоюристы могут "накручивать" убыточность региона до 500%, с помощью ремонта ее удается снизить до 200%, приводит пример топ-менеджер страховщика, входящего в топ-5.

В компании "МАКС" уже в 2016 году доля ремонтных выплат составляла 12–15%, в "Согласии" она достигла 30%, в "АльфаСтраховании" — 50%. Лидер рынка ОСАГО "Росгосстрах" не стал комментировать ситуацию со станциями, пояснив, что выводы делать рано. Данные по доле ремонтных выплат в целом по рынку в РСА пока не собирали.

"Думаю, только к концу 2018 года мы сможем преодолеть планку 50% доли (выплат ремонтом). Пока идет сложно. Все привыкли к деньгам", — рассуждает Надежда Мартьянова из "МАКС".

Закон о натуральном возмещении носит эволюционный характер, напомнил представитель ЦБ: если страховщик не может обеспечить клиента сервисами, которые отвечают установленным требованиям, пострадавшим выплачивают денежную выплату (как и до закона). Обращения по поводу отказов сервисов сотрудничать со страховщиками в ЦБ не поступали, сообщили в пресс-службе Банка России.

"Страховые компании, скорее всего, будут искать компромисс при заключении договоров со станциями", — заключает Екатерина Толстова из S&P.

Ранее зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин отмечал, что для оценки эффекта от реформы ОСАГО закон должен проработать минимум год.

Елена Петешова


Смотрите также