Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Новые поправки к закону об осаго


Вступили в силу новые поправки в закон об ОСАГО

1 сентября вступил в силу второй пакет поправок в закон об ОСАГО в рамках масштабной реформы "автогражданки". Автовладельцев должен порадовать ряд нововведений, и прежде всего - серьезное сокращение срока урегулирования страхового случая. А граждане, застраховавшие машину по договору каско, могут не ждать ГИБДД для оформления справки о ДТП: возместить убытки отныне обязаны и без нее, сообщает "Коммерсант".

Главная тема, которую затрагивают поправки, - урегулирование страховых случаев. Срок на это сократился с нынешних 30 до 20 дней. Время отсчитывается с момента получения страховой компанией полного пакета документов от потерпевшего. Если документы направлены страховщику в электронном виде, у компании есть еще три дня на их проверку. Неустойка составляет 1% от размера выплаты в сутки.

Еще одна проблема, которая решается законом, - возмещение убытков по договорам, которые были заключены не с компанией напрямую, а через агентов или брокеров. Нередки ситуации, когда страховщики отказывали в выплате, если посредник, к примеру, не передал в компанию страховую премию (или передал не в срок). Теперь страховые компании не вправе отказать потерпевшему, используя такую мотивировку.

Следующий блок изменений касается новых правил применения европротокола - оформления мелких ДТП без участия ГИБДД. Аннулировано требование страховых компаний предоставлять справки об авариях, если машина застрахована по каско. Раньше даже при поцарапанном бампере собственнику авто приходилось ждать гаишника. Правда, нововведение распространяется только на договоры, заключенные после 1 сентября.

Масштабная реформа ОСАГО обсуждалась правительством и страховщиками в течение нескольких лет. Долгое время она не могла сдвинуться с мертвой точки: страховщики настаивали, что перемены неизбежно обернутся ростом тарифов, однако Белый дом требовал сохранить цены на ОСАГО (этот вид страхования социально значим). В итоге договоренность достигнута. Вместе с предельными суммами возмещения вырастут и тарифы - примерно на 25%, как подсчитали в ЦБ.

«В новом законе об ОСАГО остается ряд лазеек для автоюристов»

Поправки к закону об ОСАГО вступят в силу уже в эту пятницу. Теперь страховщики будут обязаны отремонтировать застрахованный автомобиль, а денежные выплаты отменяются. О том, оправдаются ли возложенные на новый закон надежды, Петр Косенко поговорил с генеральным директором СПАО «Ингосстрах» Михаилом Волковым в рамках программы «Слушания по делу».

— Михаил Юрьевич, здравствуйте.

— Добрый день.

— Я предлагаю начать с самого, наверное, актуального. Через несколько дней вступают в силу поправки в закон об ОСАГО. Я знаю, что у страховщиков отношение к нему неоднозначное, мы обязательно об этом поговорим. Давайте сначала напомним коротко, что именно изменится.

— Вы знается, меняется очень многое. Я хотел бы, наверное, начать с того, что, к моему большому сожалению, к сожалению для всего страхового рынка, и, наверное, к сожалению для наших клиентов, в очередной раз мы вынуждены признать, что состояние отрасли, а именно ОСАГО находится в кризисе. Мы надеялись, что вышли из кризиса пару лет назад, было очень много изменений, но недавно один из моих коллег сравнил страхование с попыткой поймать ускользающую цель. Я с этими словами согласен: мы все время догоняем постоянно изменяющееся. Изменений много, а ситуация складывается не очень хорошая. Много говорилось о том, что в целом на рынке ОСАГО стало убыточным. Рынок меня очень беспокоит, ну, и наша компания меня тоже очень беспокоит. По результату 2016 года мы, к сожалению, получили достаточно крупный убыток по ОСАГО.

Я буду дальше рассказывать о компании в целом, в целом в компании все очень хорошо, она продолжает повышать свою финансовую устойчивость, но ситуация в ОСАГО не может не беспокоить. И, наверное, процентов 60-70 своего лично рабочего времени я занимаюсь вопросами ОСАГО, что меня тоже очень, прямо скажем, расстраивает. В прошлом году была выдвинута гипотеза, что в основном все проблемы в ОСАГО связаны с работой автоюристов, антистраховщиков, которые из нашей экосистемы страхователь-страховщик выводят определенную часть денег, что приводит к убыткам для нас, и некомфортному состоянию для клиента. Потому что многие страховщики плохо продают полисы, их сложно купить, многие не очень качественно выплачивают возмещение при наступлении страхового случая. Сегодня даже появилось такое выражение — «токсичные регионы» — в основном это юг России, и несколько других регионов — всего их 16. И вот мы надеялись, что победив автоюристов, мы выровняем ситуацию. Сегодня получил уже результаты за первый квартал 2017 года: совершенно очевидно, что в ряде регионов, в основном это как раз те самые «токсичные регионы», ситуация не только из-за автоюристов уже тяжелая, даже если мы уберем влияние автоюристов, убыточность все равно выше, чем допустимо.

— Но мы же пока не убрали влияние автоюристов. Я правильно понимаю, что поправки вступят в силу только на новые полисы, которые будут оформлены после вступления в силу этого закона?

— В этом одна из проблем. Дело в том, что закон вступает в силу только в конце апреля, и только по новым полисам. Те благие идеи, которые мы хотели в этом…

— Давайте напомним, какие.

— Основная идея в том, что человек не получает выплату наличными деньгами, а получает выплату в натуральном виде, в виде отремонтированного автомобиля. Тем самым мы гарантируем, что автомобиль отремонтирован качественно. И на сегодняшний день, к сожалению, не все те, кто получают деньги, качественно ремонтируют свои автомобили, а продолжают неисправными находиться на дорогах общественного пользования, неся угрозу другим участникам дорожного движения.

— Скажите, пожалуйста, с точки зрения автовладельцев, их интересов, закон в обновленном виде лучше защищает?

— Конечно, я надеюсь, что да. Потому что автовладельцам не нужно будет получать со страховой компании выплату деньгами, искать сервис. Человек, заключая договор со страховой компанией, может выбрать из списка техстанций, который мы ему предоставим, ту, на которой он хотел бы обслуживать свой автомобиль, когда наступит какой-то страховой случай. Но, как всегда, теория — это хорошо. Мы посмотрим, как это все будет работать на практике, потому что в законопроекте появилось очень много специфических моментов.

Поправки в Закон об ОСАГО

Закон об ОСАГО актуален для всех граждан, имеющих автомобиль. Основные положения по всем вопросам страхования гражданской ответственности прописаны в ФЗ 40. Документ постоянно дорабатывается согласно изменениям в ПДД, а также исходя из актуальной ситуации на дорогах страны. На 2017 год имеется ряд существенных изменений в Законе об ОСАГО, затрагивающих процедуру страхования.

Описание закона об ОСАГО

Федеральный закон 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» принят 3 апреля 2002. Основное назначение документа – регулирование вопросов, связанных с возмещением причиненного в результате ДТП ущерба потерпевшей стороне.

Закон об ОСАГО определяет приоритет по защите прав и интересов потерпевших. Для его реализации положения ФЗ 40 регламентируют правовые, экономические и организационные аспекты. По данному регулированию, Закон о страховании структурно подразделяется на следующие главы:

  • общие положения, определяющие основные понятия закона, принципы законодательства, на которых он основывается, а также принципы самого страхования;
  • условия и порядок страхования – обязательство владельцев транспортных средств получать полис ОСАГО, действующие правила, оформление и сроки действия документов, отдельные нюансы;
  • компенсационные выплаты – право на их получение, правила и порядок предоставления, а также взыскание компенсации по принципу регрессии;
  • страховщики и их профессиональные объединения – кем они являются, особенности операций по страхованию, функции и полномочия формирований.

Заключительные положения Закона об ОСАГО учитывают его вступление в силу, соответствие международным договорам и системам страхования, а также контроль над исполнением указанных предписаний.

С момента публикации документа, ФЗ 40 претерпел ряд изменений. Последними из них стали поправки в Закон об ОСАГО за март 2017 года.

Скачать

Скачать Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» можно здесь. Текст документа представлен в последней редакции, актуальной на июль 2017 года. Учитываются действующие поправки, уже вступившие в силу. Документ будет актуален как для автовладельцев, так и для юристов, изучающих законы о страховании граждан.

Последние изменения в Законе об ОСАГО

Последние изменения в Закон об обязательном страховании гражданской ответственности были внесены 28 марта 2017. Основные поправки пришлись на редакцию положений. В ряде статей формулировка «страховая выплата» сменилась на «страховое возмещение«. Отдельные изменения пришлись на внесение дополнений в положения Закона об ОСАГО.

Первая статья ФЗ 40 была дополнена абзацем о договоре на организацию восстановительного ремонта. К таковому относится соглашение между страховщиком и станцией технического обслуживания о проведении восстановительных работ. Предписывается, что средства на ремонт предоставляются страховой компанией согласно полису ОСАГО.

Пункт 2 статьи 5 Федерального закона о страховании по ОСАГО дополнен подпунктом «е». Он указывает на требования к организации восстановительных работ и порядок трехстороннего взаимодействия между потерпевшим, страховщиком и станцией технического обслуживания.

Статья 12 Закона о страховании по системе ОСАГО в результате последних изменений была дополнена пунктами 15.1-15.3. Положение регулирует порядок возмещения нанесенного ущерба. Введенные пункты регулируют следующие аспекты:

  • восстановление осуществляется через страховщика, он оплачивает и организует ремонт согласно требованиям Закона об ОСАГО;
  • направление на станцию технического обслуживания выдается страховой компанией после проведения осмотра и анализа повреждений;
  • при ремонте по новой системе страхования не допускается использование деталей, уже бывших в употреблении;
  • минимальный гарантийный срок на проведенные работы должен составлять не менее полугода;
  • срок ремонта по ОСАГО определяется максимальным периодом в 30 дней;
  • ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, осуществляется станцией технического обслуживания, уполномоченной официальным представительством производителя;
  • потерпевший может подать заявление в страховую компанию на проведение ремонта на станции технического обслуживания, с которой у страховщика не имеется соответствующего договора.

Статья 12 Закона об ОСАГО также была дополнена пунктом 16.1. Он регулирует случаи, когда страховая компания выплачивает средства непосредственно пострадавшему. К таковым относятся:

  • полная гибель транспортного средства и невозможность его восстановления по системе страхования;
  • смерть потерпевшего – выплаты направляются его правопреемникам;
  • получение в результате ДТП тяжких увечий или травм, если соответствующий вариант был выбран при написании заявления;
  • случаи, когда потерпевший является инвалидом — в заявлении он также может указать на денежное возмещение;
  • превышение требуемой суммы размера страхования и отказ потерпевшего доплачивать за ремонт.

В ту же статью введен пункт 17.1, предписывающий право Банка России по Закону об ОСАГО ограничить деятельность страховщика в случае, если обнаруживаются неоднократные нарушения взятых на себя обязательств. Если таковое имеется, страхование осуществляется путем денежной выплаты. Исключение составляют случаи, когда потерпевший знает об ограничении, но согласен на организацию восстановительных работ.

Статья 15 Закона об ОСАГО была дополнена пунктом 3.1. Введенное положение указывает на право страхователя указывать в договоре обязательного страхования станции технического обслуживания, в которых может проводиться ремонт. Если возникает ситуация, когда ни одна из предписанных СТО не может восстановить ущерб, потерпевший вправе выбрать денежную компенсацию или другую станцию на свое усмотрение.

Анализ внесенных поправок позволяет сделать следующие выводы:

  • случаи, когда страховые возмещения выдаются в денежном эквиваленте, ограничиваются Законом об ОСАГО, первостепенной задачей страховщика становится обеспечение ремонта поврежденного транспортного средства;
  • проведение ремонтных работ регламентируется на качественном уровне;
  • контроль над страховыми компаниями со стороны Банка России также усиливается.

Вместе с общими моментами эксперты выделяют также и отрицательные аспекты нового страхования:

  • ответственность страховщика недостаточно регламентирована Законом об ОСАГО;
  • отдельные положения могут трактоваться двояко, что влечет за собой судебные споры.

Наряду с данными нововведениями следует учитывать и усилившееся право регрессии. Если страховщик докажет, что владелец ОСАГО умышленно нарушил ПДД и стал виновником причиненного ущерба, он может взыскать всю страховую сумму с данного лица. Под умышленными действиями может трактоваться любое правонарушение – к примеру алкогольное опьянение или выезд на встречную полосу.

Исходя из спорных правовых вопросов, следует ожидать, что Закон об обязательном страховании будет дорабатываться и дальше. Акцент делается на нормативном регулировании, при котором система страхования и возмещения ущерба будет отвечать интересам всех сторон.

Стоимость ОСАГО

Отдельные изменения Закона о страховании касаются тарифных планов ОСАГО. Рассматривается введение в расчет коэффициентов, влияющих на итоговую сумму страхования. Соответствующие поправки ожидались уже с первого января 2017 года, однако пока они не были введены.

Коэффициент нарушений рассчитывается по следующим значениям:

  • от 5 до 9 правонарушений в год устанавливает значение в 1,86, то есть повышает стоимость ОСАГО на 86%;
  • 10-14 нарушений – 2,06;
  • 15-19 – 2,26;
  • 20-24 – 2,45;
  • 25-29 – 2,65;
  • 30-34 – 2,85;
  • больше 35 нарушений – 3,04.

Последний пункт показывает, что при большом количестве административных правонарушений, стоимость ОСАГО по закону о страховании может вырасти в три раза.

Споры возникают вокруг урегулирования системы подсчета. Предполагается, что в данный коэффициент будут включаться любые нарушения, вплоть до неправильной парковки. С другой стороны таковые не могут приравниваться к более серьезным действиям – пересечение сплошной или проезд на красный свет.

Новые коэффициенты страхования могут быть пересмотрены в соответствии с актуальными требованиями. Однако тенденция к тому, что стоимость ОСАГО будет напрямую зависеть от нарушений, сохранится.

Обновлен закон "Об ОСАГО" с 4 июля 2016 года — DRIVE2

Нововведения будут вступать в силу поэтапно с 4 июля 2016 года, с 1 сентября 2016 года и с 1 января 2017 года.
1) Осмотр поврежденного в ДТП автомобиля с 4 июля 2016 года
Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Независимая техническая экспертиза или независимая экспертиза (оценка) организуется страховщиком в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия.
До 4 июля 2016 года страховщик должен был осмотреть поврежденный автомобиль в течение 5 дней с момента предоставления этого автомобиля. Т.е. получалось, что автомобиль мог остаться у страховщика на 5 дней. Это довольно существенный срок, т.к. в случае небольших повреждений (царапин) автомобиль может эксплуатироваться в течение этого срока.
Начиная с 4 июля 2016 года 5 дней отсчитываются с момента подачи документов о ДТП в страховую компанию.
2) Запрет прохождения независимой экспертизы без экспертизы страховщика
Федеральный закон "Об ОСАГО" дополнен следующими новыми абзацами:
В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованную со страховщиком дату в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта потерпевший не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу или независимую экспертизу (оценку) на основании абзаца второго пункта 13 настоящей статьи, а страховщик вправе вернуть без рассмотрения представленное потерпевшим заявление о страховой выплате или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.
Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков не принимаются для определения размера страховой выплаты в случае, если потерпевший не представил поврежденное имущество или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованные со страховщиком даты в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта.
В случае возврата страховщиком потерпевшему на основании абзаца четвертого настоящего пункта заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, установленные настоящим Федеральным законом сроки проведения страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков и (или) организации их независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также сроки осуществления страховщиком страховой выплаты или выдачи потерпевшему направления на ремонт либо направления ему мотивированного отказа в страховой выплате исчисляются со дня повторного представления потерпевшим страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.
Рассмотрим нововведения по порядку:
1. Если владелец поврежденного автомобиля не предоставил его на экспертизу страховщика, то поданные ранее документы будут ему возвращены. Соответственно, никаких выплат на ремонт водитель не получит.
2. Если владелец пропустил экспертизу страховщика, то страховая компания не будет принимать результаты экспертизы, которую он провел у независимых экспертов.
3. Если пострадавший в ДТП пропустил экспертизу страховщика и ему были возвращены документы, то он может подать заявление в страховую повторно. Однако в этом случае сроки выплат будут исчисляться с момента повторной подачи заявления.
Данный пункт в первую очередь направлен на то, чтобы автовладельцы не пытались обмануть страховщиков, проводя независимую экспертизу у знакомых экспертов и завышая таким образом сумму выплат.
3) Увеличение срока рассмотрения претензий страховщиками
При наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.
Срок рассмотрения претензии, направленной водителем страховой компании из-за недостаточной суммы выплат, увеличен с пяти календарных дней до десяти. На практике это приведет к тому, что получение страховых выплат будет занимать на 5 дней больше.
4) Предъявление электронного полиса ОСАГО сотрудникам ГИБДД
Контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию осуществляется полицией при регистрации и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Напомню, возможность заключения договоров ОСАГО через интернет была введена с 1 июля 2016 года. Однако при покупке электронного полиса ОСАГО водитель не получает специальный бланк. Он получает электронный документ, который должен самостоятельно распечатать.
Приведенное выше изменение ОСАГО регламентирует тот факт, что водитель может передать для проверки сотруднику ГИБДД как полис ОСАГО, так и распечатанную информацию о заключении договора в электронном виде.
5) Срок действия тарифов на ОСАГО с 1 сентября 2016 года
Срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее одного года.
Данный пункт закона "Об ОСАГО" претерпел лишь "косметические" изменения. Обновленный пункт текста более подробно расшифровывает ту же самую информацию.
Суть его сводится к тому, что Банк России не может менять стоимость ОСАГО чаще, чем 1 раз в год.
С 1 января 2017 года. Указанные изменения устанавливают новые правила покупки ОСАГО в электронном виде и являются довольно важными.
Возможность покупки ОСАГО в электронном виде введена в России начиная с 1 июля 2015 года. Тысячи водителей уже купили ОСАГО в электронном виде и оценили удобство данной услуги.
Однако за прошедший год были выявлены несколько проблем, с которыми сталкиваются водители:
Сайты страховых компаний, продающих ОСАГО, довольно часто не работают. Поэтому купить ОСАГО невозможно.
Водитель, который купил электронный полис, хочет получить также и страховку на


Смотрите также