Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Новый закон о полисах осаго


Строгая автогражданка: в России изменился закон об ОСАГО | Статьи

C 29 октября в России начала действовать новая редакция закона об ОСАГО. Прежде всего, новшества должны почувствовать злостные нарушители, злоупотребляющие за рулем алкоголем, и промышляющие дешевыми полисами мошенники. Выросли и требования к документам, которые должен предоставить владелец автомобиля для оформления полиса. В измененных правилах обязательного страхования автогражданской ответственности разбирались «Известия».

Повод для возмещения

Случаев, по которым страховщик может потребовать от виновника ДТП возместить ущерб, стало больше. Ранее регрессное требование можно было предъявить к пьяному за рулем, если факт опьянения был установлен. Теперь виновник обязан будет платить, даже если отказался проходить медосвидетельствование.

Иск о возмещении вреда предъявят и в том случае, если у виновника ДТП в полисе отсутствует разрешение управлять транспортным средством с прицепом. Прицепов к легковым автомобилям это новшество не касается.

Вписывайте правильно

Раньше недостоверные данные в полисе ОСАГО могли стать причиной регресса только при покупке ОСАГО онлайн, а сейчас это распространено и на «бумажные» полисы. Эта мера направлена на борьбу с мошенниками, занижающими страховую премию. Прежде всего с недобросовестными посредниками, обещающими дешевые полисы ОСАГО.

— Мощность автомобиля, место регистрации и стаж водителя влияют на размер страховой премии. Если их немножко подправить, она будет ниже, чем пользовались различные недобросовестные брокеры. Они выдают на руки полис, в котором всё написано правильно, а в страховую сдают другие данные. Такое бывает и в сфере такси — там ОСАГО стоит дорого и продается только через посредников. Так вот, в полисе есть галочка, что автомобиль используется в качестве такси, а в страховую сдается полис без этой галочки. Разницу недобросовестный брокер кладет себе в карман, — рассказал «Известиям» юрист движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Зыков Кирилл

Нередко при оформлении электронного полиса ОСАГО на автомобиль в качестве марки транспортного средства указывались мотоциклы или мопеды, базовый тариф по которым ниже. Что касается «бумажных» договоров ОСАГО, то их фальсифицируют различными способами, пояснили «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков. Это, например, поддельные копии документов, рассчитанная на основании которых страховая премия будет меньше. Кроме того, посредник-мошенник может продать фальшивку под видом полиса ОСАГО.

— Мы провели масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который показал, что половина обратившихся в союз получателей «писем счастья» об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО, дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса, — заявил президент РСА Игорь Юргенс. Пока система проверки работает в тестовом режиме, а полноценный ее запуск намечен на первый квартал следующего года.

Как не стать владельцем мопеда

Пока камеры не не заработали, автовладельцы зачастую узнают, что ездили с поддельным полисом, только после того, как попали в ДТП. В РСА советуют: если у вас возникли сомнения в отношении действительности полиса ОСАГО, следует проверить его на сайте Союза или с помощью мобильного приложения «ДТП. Европротокол». Однако сайт не позволяет узнать, кто значится в базе в качестве страхователя и какой автомобиль туда вписан. Для более детальной проверки соответствия внесенных в базу данных рекомендуют к обращаться к страховщику.

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

— Необходимо оформлять полис в страховой компании либо ее представительствах. Так снизятся риски с выдачей дублированных или несуществующих полисов ОСАГО, либо, если такой возможности нет, потребовать предоставление договора, на основании которого действует страховой агент от имени страховой компании, но это не исключает риска стать жертвой мошенников, — рассказал «Известиям» ведущий юрист Европейской Юридической Службы Максим Беканов. Директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Ермилов советует проверить разноцветные защитные волокна на бумажном документе, рельефный индивидуальный номер, водяные знаки с эмблемой РСА. Также на бланке должна быть вшитая металлическая линия.

Право владения

К апрелю в базе РСА должны появится специальные «отсечки», которые лишат недобросовестных посредников возможности вводить заведомо неверные данные при оформлении полиса ОСАГО. Пока же поправки, вступившие в силу 29 октября, вводят более строгий процесс оформления полиса.

Прежде всего, договор ОСАГО теперь заключает не абстрактный страхователь, а конкретный владелец транспортного средства. Эта мера также направлена на борьбу с посредниками. При оформлении владелец предоставляет документ, подтверждающий право собственности. Если человек арендует автомобиль, он должен доказать право владения транспортным средством. При оформлении страховки на трактор или самоходную дорожно-строительную технику нужно будет предоставить паспорт самоходной машины, свидетельство о прохождении техосмотра, удостоверение тракториста-машиниста.

При оформлении страховки крупногабаритных машин типа «трактор» нужно будет предоставить паспорт самоходной машины

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Если владелец транспортного средства неправильно оформил заявление или не предоставил все документы, страховщик в тот же день сообщает ему о необходимости исправить ошибки и добавить недостающее. При этом на сайте страховой нельзя будет оплатить полис.

Бумажные новшества

При оформлении электронного договора ОСАГО он может быть распечатан на простом листе бумаги. Скоро водитель сможет продемонстрировать инспектору ГИБДД электронный полис на экране смартфона, но пока не вступили соответствующие поправки в ПДД, придется возить с собой бумажный документ.

ДТП по европротоколу вскоре можно будет оформить в электронном виде с помощью приложения, интегрированного с Единым порталом госуслуг. Но только после того, как ЦБ РФ определит допустимые для такого оформления случаи, закрепит их в правилах ОСАГО и установит форму электронного документа. Пока же европротокол придется оформлять по старинке, на бумаге.

ДТП по европротоколу скоро можно будет оформить в электронном виде

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

В законе предусмотрена еще одна новация. Страховщики теперь обязаны принимать документы, подтверждающие наступление страхового случая, не только от ГИБДД, но также от аварийно-спасательных служб и медицинских организаций. Знакомый с ситуацией источник рассказал «Ъ», что это будет важно в тех случаях, когда машину вскрывают представители МЧС. Справка от спасателей подтвердит, что такие повреждения — не результат ДТП.

Граница дозволенного

Владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве, перед въездом на территорию России обязан приобрести полис ОСАГО. При пересечении границы наличие страховки проверят. Эта мера позволит защитить российских автомобилистов, если они столкнутся с автомобилем с иностранными номерами.

Российские автолюбители, в свою очередь, выезжая за рубеж, должны оформить международную страховку до пересечения границы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Изменения ОСАГО с в мае 2019: регресс и двойные выплаты

Показать содержание
  1. С 1 мая 2019 года по отдельным частям действует ФЗ №88, который внёс существенные изменения в закон Об ОСАГО.
  2. Если виновник ДТП не представил бланк извещения европротокола в течение 5 дней своей страховой компании, ему теперь не могут выставить регресс.
  3. Также в определённых ситуациях отменили регресс к пешеходу.

Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он же Закон об ОСАГО, изменялся уже большое количество раз. Иногда изменения улучшали или упрощали жизнь автомобилистам, но чаще, наоборот, выдвигали новые требования и создавали новые обязанности. Изменения, которые вступили в силу с 1 мая 2019 года, нельзя однозначно определить, как нужные и полезные или как завинчивание гаек в сфере автогражданки. Но хороших новостей всё же больше.

Что за изменения с 1.05.2019?

Речь идёт о том, что большинство изданий и обычных пользователей называет "реформой ОСАГО". Но, если быть точнее, то это только её начало.

  • 17 апреля 2019 года Госдумой был принят Федеральный закон №88-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. Больше всего поправок внесено в закон Об ОСАГО.
  • 1 мая 2019 года документ был официально опубликован и вступил в законную силу, но не по всем пунктам.
  • отдельные нормы обновлений законодательства вступают в силу в июне, сентябре и в конце октября этого же года.

Скачать полный текст проекта о внесении изменений.

В статье мы рассмотрим новое в законе Об ОСАГО и как изменится жизнь автомобилистов и даже пешеходов в связи с ними.

Итак, давайте обо всём по порядку!

Солидарная ответственность страховщиков

До 01.01.2019 за причиненный в результате ДТП вред жизни или здоровью потерпевшего можно было получить выплату с нескольких страховщиков, причем с каждого в размере страховой суммы. Об этом указывал Верховный Суд РФ в своем Определении.

На сегодняшний день возможности получить "двойную" выплату с нескольких страховщиков не будет.

Закон дополнили пунктом 9.1 статьи 12, который говорит о том, что страховщики в случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, осуществляют страховую выплату солидарно. При этом общий размер выплаты не может превышать размер страховой суммы по ОСАГО.

Регресс за европротокол отменили

Регресс – это право обратного требования. В случае ОСАГО право страховой компании потребовать с виновного водителя деньги в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения.До внесения поправок страховщики требовали с виновников ДТП выплаченные суммы, за то, что они в течение 5 рабочих дней не направили или не вручили страховщику свой экземпляр европротокола.

Более подробно вопрос о том, как избежать такого регресса, мы рассмотрели в нашей специальной статье.

Теперь страховщики лишены такого права, поскольку подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО официально утратил силу с 1 мая 2019 года.

Было до 1 мая Стало по новому закону
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
...
ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;
Подпункт "ж" утратил силу и не действует.

Но это не значит, что у водителей исчезла обязанность по предоставлению страховщику европротокола. Обязанность осталась, но теперь за её неисполнение не накажут рублём.

Отменён регресс к пешеходу

С мая также появился новый пункт в статье 14 Закона об ОСАГО которая устанавливает право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред.

В пункте 5 теперь прописано исключение, которое не позволяет требовать с пешехода, которому в ДТП причинен вред здоровью, либо с его родственников или наследников в случае смерти пешехода, возмещения вреда, причиненного транспортному средству в таком ДТП.

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

Регресс при компенсационной выплате

Компенсационная выплата – это возмещение по ОСАГО от Российского союза автостраховщиков (РСА) в тех случаях, когда сама страховая не может произвести такое возмещение в силу ряда обстоятельства (банкротство и тому подобное). Таким образом, это своего рода страхование самих страховщиков, но больше всё же создано для потерпевших водителей.

С 1 мая эта же статья 14 Закона об ОСАГО дополнена пунктом 6 следующего содержания:

К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.

Пункт 2.1 статьи 18 Закона об ОСАГО, который указан в данном пункте, изменяется с 1 июня 2019 года, об этих изменениях вы прочитаете в наших следующих рубриках.

Уточнили, при каком условии потерпевшему не положена компенсационная выплата

Ещё одно нововведение – в пункте 9 статьи 14.1 законодатель уточнил, что в случае, когда у страховщика потерпевшего отозвана лицензия, либо он признан банкротом, то потерпевший обращается к страховщику виновника за страховой выплатой, а не к профессиональному объединению страховщиков (РСА) за компенсационной выплатой.

Новые правила ОСАГО. Что изменится для водителей в апреле

В России с начала апреля вступают в силу сразу несколько нововведений, связанных с оформлением полиса ОСАГО. 

Расчет КБМ 

С 1 апреля вступает в силу указание ЦБ в части изменения системы присвоения коэффициента "бонус-малус" (КБМ) — при расчете цены полиса ОСАГО он дает скидку за езду без ДТП и, наоборот, надбавку за совершенные аварии. КБМ больше не будет обнуляться при перерыве в вождении, как это было ранее, — теперь скидка сохранится. Кроме того, этот коэффициент будут назначать водителю раз в год, 1 апреля, и в течение года пересчитываться он не будет. То есть если водитель 1 мая устроит аварию, а 1 июня решит купить полис ОСАГО — КБМ ему установят по состоянию на 1 апреля, и изменится он только 1 апреля следующего года.

Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в базе Российского союза автостраховщиков (РСА) будет числиться несколько коэффициентов "бонус-малус" (например, если человек вписан в несколько разных полисов), то ему присвоят наименьший из них. Такой подход позволит избежать задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, отмечали ранее в ЦБ. Юрлицо получит единый КБМ для всех машин в автопарке.

Максимальный КБМ составляет 2,45, то есть увеличивает стоимость полиса в 2,45 раза, минимальный — 0,5, то есть соответствует скидке в 50%.  

Системы гарантирования

Также с 2 апреля водители получат возможность выбирать страховщика в системах гарантирования продаж ОСАГО — "Е-Гарант" (при покупке полиса онлайн) и "Единый агент" (при покупке бумажного полиса). Решение о модернизации систем гарантирования было принято внеочередным общим собранием Российского союза автостраховщиков в конце 2018 года.

Система "Единый агент" работает с августа 2016 года и обеспечивает бесперебойность продаж бумажных полисов ОСАГО в убыточных для страховщиков регионах. Компании, у которых есть офисы в этих субъектах, выступают агентами всех российских страховщиков, распределяя по ним клиентов в зависимости от их доли рынка. Аналогичная система — "Е-Гарант" — с августа 2017 года действует при продажах электронных полисов ОСАГО. Если продажа полиса на сайте выбранного страховщика по техническим причинам недоступна, то с помощью сайта РСА потребитель перенаправляется по системе распределения на сайт другой компании и покупает полис у нее.

До 2 апреля страхователь, попадающий в систему распределения, не имел права выбрать замещающего страховщика: клиенты распределялись между компаниями случайным образом по номеру ПТС. С 2 апреля страхователь получает возможность выбирать компанию: предполагается, что при покупке полиса через систему "Единый агент" в офисе страховой компании менеджер будет озвучивать или показывать потребителю список страховщиков, чьи полисы в данную минуту доступны для покупки в системе замещения. При покупке электронного полиса через систему "Е-Гарант" список компаний, доступных в данную минуту для заключения договора через систему замещения, потребитель увидит на экране.

Елена Петешева

Новая редакция закона об ОСАГО в вопросах и ответах

Вступили в силу изменения в закон об ОСАГО

С сегодняшнего дня (29.10.2019) начала действовать новая редакция закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), заключительная ее часть. Давайте кратко рассмотрим основные моменты и изменения, которые произошли для автомобилистов после принятия закона.

Посмотрим на изменения через призму подборки наиболее актуальных вопросов и ответов на них. Так будет легче ориентироваться в множестве поэтапных доработок, да и запомнить основные изменения также будет проще.

 

ВОПРОС/ОТВЕТ

 

Вопрос № 1. Изменится ли список документов, предоставляемых владельцем транспортного средства при заключении договора ОСАГО?

Да, он был изменен, а именно: к необходимым документам добавился документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство (в случае если договор заключается в отношении незарегистрированного транспортного средства) либо право владения арендованным транспортным средством. Таким образом, потребуется предъявить:

договор купли-продажи, или договор дарения, или свидетельство о праве на наследство, или другие варианты.

 

Вопрос № 2. Расширился ли список структур, которые могут оформлять документы для страховой?

Да, расширился. С этого дня не только полицейские могут оформлять документы о ДТП. Обстоятельства дорожно-транспортного происшествия в протоколе и постановлении теперь могут фиксировать также спасатели и медработники на месте ДТП.

 

Значит, теперь «документы, подтверждающие факт наступления страхового случая», может выдавать не только полиция и страховые не могут не принять эти бумаги. Теперь так!

 

Вопрос № 3. Электронные полисы можно будет давать сотрудникам ГИБДД?

Да, это прописано в законе. Но только если договор ОСАГО заключен в электронной форме. В таком случае водитель по требованию сотрудников ГИБДД может предъявить не только копию полиса, распечатанную на бумаге, но и полис ОСАГО в электронном виде. Но есть важный нюанс, который так до сих пор и не решен. О нем ответим в вопросе № 4.

 

Вопрос № 4. Почему пока все же необходимо возить с собой распечатанные полисы ОСАГО?

Да, в законе об ОСАГО прописано, что в ходу могут быть два варианта полисов, однако есть проблема: изменений в ПДД по данному поводу еще не внесено! Работы над этим законопроектом, направленным на изменения в Правила дорожного движения, только начались:

ГИБДД не сможет привлекать водителя за отсутствие бумажного полиса ОСАГО

 

А значит, водители все еще ОБЯЗАНЫ возить с собой и предъявлять по требованию полицейских полис ОСАГО, в том числе и распечатанный на бумажном носителе полис в электронном виде.

 

Вопрос № 5. Есть ли изменения в заключении договора для юридических лиц?

Есть. Теперь юр. лица при заключении договора будут предоставлять выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Ранее по действовавшему Закону об ОСАГО им нужно было предоставлять свидетельство о государственной регистрации. Сейчас свидетельства о государственной регистрации юридических лиц не выдаются.

 

Вопрос № 6. Что будет согласно новому закону об ОСАГО, если отказаться от медицинского освидетельствования?

Невыполнение виновником дорожной аварии требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ после ДТП может дать право страховой подать регрессный иск с требованием возмещения ущерба.

 

Смотрите также

 

Ранее это было возможно лишь в случаях, когда водитель доказанно находился под опьянением, что как бы подтягивает закон об ОСАГО к логике КоАП. В последнем, напомним, уже давно предусмотрено одинаковое наказание за пьяное вождение и отказ от медосвидетельствования.

 

Вопрос № 7. Если в ДТП участвовал автомобиль юр. лица с незарегистрированным прицепом?

Причинение вреда при использовании транспортного средства с прицепом (за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, последние страховать прицеп не обязаны) в отсутствие в договоре ОСАГО отметки о возможности управления транспортным средством с прицепом является основанием, по которому страховщик вправе в порядке регресса взыскать с причинителя вреда денежную сумму, выплаченную в виде страхового возмещения.

 

Таким образом, новый вид регрессного иска может распространяться на юридических лиц, которые владеют легковым, грузовым автомобилем или автобусом с прицепом.

 

Вопрос № 8. Что будет, если дать страховой недостоверные данные для электронного полиса?

При оформлении электронного полиса теперь будет невозможно внести недостоверные данные как об автомобиле (его мощности), так и о водителе (стаже вождения). Превое занижалось, второе завышалось для уменьшения стоимости страховки. Штраф за это не предусмотрен, просто не получится оплатить страховую премию, и полис придется переоформить заново с правильными данными.

«..при выявлении недостоверности представленных владельцем транспортного средства сведений ему не предоставляется возможность уплаты страховой премии на сайте страховщика до корректировки соответствующих сведений» (ГАРАНТ.РУ)

Кстати, возможность столь тщательной проверки даже на руку автомобилистам. В случае ДТП страховая уже не сможет предъявить владельцу полиса регрессный иск.

 

Вопрос № 9. Изменяется ли страхование для поездок за границу?

Международная страховка (грин-карта) теперь должна быть получена до пересечения границы, обязательно у нас в стране. Наличие и отсутствие полисов будут проверять на таможне как при выезде, так и при въезде.

 

И наконец, изменениями также предусмотрено присвоение полисам ОСАГО уникальных номеров (сейчас каждый полис помечается как серией, так и номером).


Смотрите также