Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Осаго история в россии


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОСАГО В РОССИИ

Содержание:

  1. С чего всё началось
  2. Зачем это нужно
  3. Особенности
  4. Чем отличается ОСАГО от КАСКО
  5. Важные нововведения

Аббревиатура расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности. То есть это полагается для всех водителей. Необходимость определяется риском оказаться в дорожном происшествии, в частности, в лице виновника. В таких случаях будет выплачена денежная компенсация со стороны компании. Регулируется данное страхование, прежде всего, Федеральным законом 40.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ

Если рассматривать всю историю возникновения такого явления в мировом масштабе, то началом «всего» можно считать 1898 г. (США). Как ни странно, тогда прошло всего три года с момента изобретения первого автомобиля. В то время страхование производилось по желанию. Но в 1925 процедура уже начала распространяться как обязательная. Сначала – по штатам, а затем, к 50-ым – и по европейским странам.

В СССР идея зарождалась примерно в то же время, что и в штатах, но хоть какое-то распространение, в силу большей актуальности и появления большего количества авто получила лишь после 50-ых. Но тоже не сразу. Концепция казалась интересной с точки зрения государства и пополнения бюджета, но никак не могла «пробиться» полноценно, в массы. Ее то обсуждали в «верхах», то снова «откладывали».

В итоге фактически только в 90-ых стали появляться полноценные законопроекты. В 2000 такой законопроект приняли в первом чтении, и в течение двух последующих лет активно дорабатывали и продумывали. В апреле 2002 вышел первый Федеральный закон, вступивший в силу летом 2003. То есть официально, на законодательном уровне обязательное страхование у нас существует на данный момент лишь 16 лет.

Отнеслось население к нововведению негативно. Очень немногие понимали, зачем это нужно. Возможно, до «народа» не доносилось должным образом, в чем необходимость процедуры, почему это важно. Так или иначе, большая часть водителей не желали пользоваться новой «опцией».

Но со стороны представителей власти в России нововведение было оправдано. Несколько причин подтолкнули к этому. Например, правила вступления во Всемирную торговую организацию. Система страховок была одним из условий, без соблюдения которых не разрешалось получить членство.

Также нельзя было и игнорировать уже многолетний опыт других государств, причем довольно успешный. В США, например, когда-то население достаточно позитивно восприняло введение новшества. В странах Европы тоже уже давно «процветали» подобные процессы, имели под собой все необходимые основания

Бюджету необходимо было серьёзное пополнение. Значительных гипотетических поводов к этому было не так уж много. А идея ОСАГО давно витала в воздухе. По расчётам экспертов это могло покрыть финансовые убытки. В итоге введение новшества было неизбежным. Было потрачено много времени и денежных средств на рекламирование страховок, сами полисы, обучение страховщиков и прочее.

Поступали жалобы на слишком высокую стоимость, недостаточность покрытия убытков в случаях ДТП. Было даже судебное разбирательство по этому поводу. Но Конституционный суд признавал законность всего происходящего и подтверждал право формировать тарифы со стороны государства.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО

ОСАГО гарантирует возмещение материального урона стороне, которая оказалась пострадавшей в происшествии. Также, по мнению многих экспертов данной сферы и чиновников, это мотивирует на соблюдение ПДД. Меньше желания у водителей возникает вести себя за рулём агрессивно или неаккуратно.

Убытки покрываются компанией за ремонт средства, за восстановление, эвакуатор и разные сопутствующие расходы. Страховка выплачивается в случаях травм и смерти в аварийной ситуации. Предполагается оплата похорон, лечения для пострадавших, их реабилитационного процесса. Иногда предусмотрена и оплата приобретения новых профессиональных навыков, если это оправдано возникшей ситуацией. То есть если пострадавший больше не может по причине частичной нетрудоспособности или профнепригодности продолжать работать там, где трудился до аварии.

Чтобы получить деньги от компании, необходимо заявление и соответствующие документы. Максимум через месяц после подачи деньги должны быть предоставлены.

Что касается правил и порядка заключения изначальных договоров со страховщиками, регламентация осуществляется Правительством и Центральным Банком России.

ОСОБЕННОСТИ

  • Страховщиками выступают организации, а страхователями – те, кто заключил с ними соответствующий договор. Это может быть владелец машины или арендатор. А также просто представитель.
  • Выгодоприобретателями считаются подвергшиеся ущербу в ДТП, так как они получают выплаты.
  • Посредниками являются брокеры и агенты.
  • Существует также профессиональное объединение (союз). Они могут делать выплаты в случаях банкротства компаний.
  • Купить полис каждый автомобилист обязан максимум через десять дней после приобретения машины. Без полиса не положен технический осмотр и регистрация в ГИБДД. В некоторых случаях можно даже оформить при необходимости краткосрочный документ, действующий 20 дней.
  • Если в получении полиса было отказано, водитель имеет право подать жалобу в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в Центральный банк и т.п.
  • Обратите внимание, что страховка налагается именно на гражданскую ответственность. То есть тот, кто виновен в аварии, не должен платить из своего «кармана» (возмещать убыток). Платит именно организация. Лимиты по оплате составляют 400 тысяч для возмещения имущественного ущерба и 500 тысяч для компенсации вреда здоровью/ за летальный исход. Но если размер превышает эти отметки, тогда уже виновник будет вынужден заплатить «остаток». Об этом гласит Гражданский кодекс.

Суммы при ряде обстоятельств могут и не выплатить:

  1. Аварию неправильно оформили.
  2. Виновник скрылся с места.
  3. У стороны нет договора.
  4. Нет прав на управление объектом.
  5. Зафиксированное опьянение.
  6. Оформление по европротоколу.
  7. Доказанное преднамеренное причинение ущерба.

Если страховка оформляется на год, оплата производится тоже раз в период, обычно составляет несколько тыс. р. (5-6). Влияет на размер и регион регистрации, и стаж, и еще некоторые другие показатели.

Если Вам нужно посчитать, сколько Вы будете платить, можно сделать это с помощью специальных калькуляторов. Они есть в интернете в открытом доступе. Расчёт происходит с помощью коэффициентов. Базовая ставка по тарифу должна быть умножена на территориальный коэффициент (у крупных городов выше), на показатель по возрасту и стажу вождения, показатель мощности в лошадиных силах, коэффициент по сроку эксплуатации, а также значение по периоду без аварий. Так называемый европротокол дает право на оформление ДТП без сотрудников ГИБДД.

Уже на протяжении четырех лет (с 2015) можно оформить договор даже через интернет.

Одна из актуальных проблем – отсутствие утвержденных и полностью продуманных единых стандартов в плане оценивания размера ущерба. Система тарификации тоже по-прежнему требует доработок.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОСАГО ОТ КАСКО

Первый вид страхования обязателен, второй – нет. Комплексное страхование считается добровольным, дополнительным. Оно как бы обеспечивает полноценную защиту, например, при краже. Но важным моментом является отсутствие возможности получить сразу две компенсации. КАСКО возмещает убыток вне зависимости от пострадавшей стороны.

Тариф по коммерческому «продукту» устанавливается уже не государством. При расчёте ставки учитывается модель и стоимость авто, срок эксплуатации и т.д. Чем дороже объект, тем больше будет стоить полис. Чаще всего это примерно 40 т. р. в год. Компенсированы будут повреждения даже от ЧС и стихийного бедствия.

Могут не выплатить сумму по нескольким основаниям:

  • Машину изъяли с участием судебного процесса.
  • Опьянение.
  • ПДД были нарушены.
  • Права отсутствовали.

Чаще всего полную стоимость не выплачивают, а лишь часть.

Возраст машины не должен превышать установленного лимита (есть разделение по отечественным и иностранным автомобилям).
Нередко возникают вопросы и про зеленую карту (green card). Это еще один вид страховки. Он актуален при выезде за пределы России. Основой является соглашение 45 стран. Процедура значительно проще (при происшествии). Выдается лишь на период пребывания вне РФ. Ценно с точки зрения единой концепции (вне зависимости от страны).

ВАЖНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ

  1. В 2013 начала функционировать единая система союза страховщиков. Сведения обо всех полисах можно найти в ней.
    Тоже в 2013 контроль тарификации был передан от Министерства финансов к ЦБ России.
  2. В 2014 был принят законопроект, который исключил из средств для страхования грузовые прицепы и уточнил нюансы процедуры возврата и оформления.
  3. С 2015 возможна электронная оплата.
  4. В 2018 (с первого дня лета) был скорректирован срок осмотра, была запрещена независимая экспертиза, увеличен срок рассмотрения жалоб, увеличен срок (минимальный) действительности договора.
  5. Также сделали больше лимит выплаты по европейскому протоколу, ввели натуральное возмещение (непосредственное техническое восстановление, а не просто деньги)
  6. Противоречивая поправка – разрешение для компаний варьировать стоимость полиса в пределах тридцати (до сентября 2020) и сорока (после 1 сентября следующего года) процентов от установленного тарифа.

Когда ввели ОСАГО и как узнать страховую историю по автогражданке

Необходимость обязательного страхования гражданской ответственности в Российской Федерации впервые была озвучена еще в советское время, когда число единиц личного транспорта стало уверенно расти. Однако на практике данный вопрос удалось решить только в начале 2000-х после преодоления затяжного кризиса 90-х годов.

Законопроект о введении обязательного страхования гражданской ответственности был впервые выдвинут на обсуждение в 2000-м году и законодательно закреплен Государственной Думой 25 апреля 2002 г. С этого дня начинается история страхования осаго, претерпевшая немало изменений с момента утверждения до сегодняшнего дня.

Особенности и спорные вопросы

Самый важный аспект нового закона, вызвавший немало недоразумений, — защита пострадавшего, а не страхователя. Большинство автомобилистов приняли такое требование в штыки: никому не хотелось оплачивать риски пешеходов и прочих участников движения из своего кармана. Также негативную роль сыграло убеждение в безупречном качестве собственного вождения, которое, по мнению автомобилистов, сводило риск ДТП к нулю.

Немало проблем вызвала разработка и утверждение страховых тарифов, которые пытались привязать к стоимости «пострадавшего» транспортного средства и к дороговизне лечения при причинении вреда здоровью граждан. Возможно, рассмотрение перечисленных статей заняло бы еще несколько лет, но его принятие ускорили:

  • Рост рынка страхования в России с ориентацией на передовые европейские тенденции;
  • Успешный опыт других государств, где автострахование было введено еще в середине прошлого столетия;
  • Требования к странам-участницам ВТО, в которых при вступлении в организацию должна действовать система обязательного автострахования.

Практическое внедрение новой схемы ОСАГО

Несмотря на отдельные спорные моменты, число желающих оформить обязательное страхование ОСАГО начало расти сразу после принятия закона. Но полемика в отношении некоторых статей продолжилась. Более того, ряд вопросов был вынужден рассматривать Конституционный суд.

Повод для обращений граждан и депутатских запросов – слишком высокая стоимость полиса и сравнительно низкие суммы страховых выплат. Однако судьи признали правомочность схем ОСАГО, хотя не исключили дальнейшую корректировку законодательства. Сегодня обязательное автострахование по-прежнему считается единственной возможностью:

  • Гарантировать возмещение убытков пострадавшей стороне;
  • Защитить «виновного» автовладельца от выплаты крупной компенсации для восстановления поврежденного ТС.

Кроме того, по мнению специалистов, ОСАГО заставляет автолюбителей более внимательно относиться к правилам движения.

Освежили память: в ОСАГО появилась страховая история | Статьи

С начала апреля в ОСАГО появилось понятие «страховая история водителей», она будет учитывать прошлые периоды страхования автомобилиста, в которых случались ДТП или была безаварийная езда. На основании этих данных страховщики обещают определять более точный скидочный коэффициент бонус-малус. Таковой будет мониториться страховщиками и обновляться раз в год уже без участия автомобилистов. «Известия» разбирались, получится ли решить проблему со скидками в ОСАГО благодаря этим нововведениям.

Индивидуальный подход

Теперь коэффициент бонус-малус (учитывает скидки и надбавки к базовому тарифу в зависимости от наличия страховых выплат, далее – КБМ) будет обновляться один раз в году, 1 апреля, причем происходить это будет автоматически, а не как раньше, когда КБМ устанавливался по факту визита страхователя в компанию. Если вдруг так случится, что у водителя по какой-то причине в базе страховщиков (АИС Российского союза автостраховщиков (РСА) образовалось несколько коэффициентов, то автомобилисту присвоят меньший из них. Новые правила также закрепляют страховую историю в ОСАГО: если у автовладельца был перерыв в вождении, то его скидки и штрафные коэффициенты теперь сгорать не будут.

Новая система призвана «излечить» такие проблемы, как «задвоение» коэффициентов в АИС РСА. Предполагается также, что у недобросовестных страховщиков снизится оперативный простор для манипулирования с КБМ. До этого многие водители, чтобы не получать штрафные баллы в системе бонус-малус, после очередного ДТП (по их вине) просто меняли страховую компанию. Такого человека новый страховщик принимал как впервые заключающего договор ОСАГО, повышенные коэффициенты при этом не начислялись. Сейчас такая возможность полностью исключена, в то же время добросовестный страхователь, предполагается, не потеряет свою скидку.

Фото: ТАСС/Интерпресс/Алексей Смышляев

«В числе плюсов нового подхода — закрепление страховой истории за каждым водителем (в настоящий момент в ряде случаев человек может иметь один КБМ как водитель и еще один — как владелец транспортного средства), исключение случаев обнуления страховой истории водителя при перерыве в вождении (в том числе при управлении автомобилем на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством), — отмечают в Центробанке. — Данные изменения позволят страховщикам более индивидуально подойти к определению страхового тарифа на каждой территории преимущественного использования транспортного средства, устанавливая более дифференцированные страховые тарифы в зависимости от аварийности водителей того или иного региона».

Как страховщики скидку зажимали

Страховая история в ОСАГО и регулярное обновление КБМ стали ответом законодателя на массовый саботаж страховщиков в предоставлении скидок гражданам в автогражданке. Лет пять назад на профильных форумах автовладельцев появились жалобы на массовые отказы страховщиков в положенных по закону скидках. В дело вынужден был вмешаться регулятор рынка.

Показательным стал случай с компанией «Росгосстрах» в мае 2015 года: Центробанку пришлось приостановить действие лицензии на ОСАГО у крупнейшего игрока рынка за систематические нарушения. Только с начала апреля по 25 мая 2015 года в Банк России поступило более 2,3 тыс. жалоб граждан, основная масса — необоснованный отказ «Росгосстраха» в предоставлении КБМ. Это был беспрецедентный случай, когда регулятор рынка был вынужден заморозить работу фактически доминирующего страховщика ОСАГО.

Офис страховой компании «Росгосстрах»

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

В ряде регионов России в отдельных поселениях просто не было другой компании, а водители по закону обязаны приобретать полис автогражданки, возникла патовая ситуация. До этого компанию не останавливали ни 385 предписаний банка, ни 78 административных постановлений о привлечении к административной ответственности. Конечно, «Росгосстрах» не был одинок в своих нарушениях, Центробанк штрафовал и другие страховые организации.

А воз и ныне там

Впрочем, нельзя сказать, что кризис со скидками в КБМ удалось преодолеть: в 2018 году, по данным Центробанка, жалобы на начисление скидок остаются самыми распространенными — около 43% от всех обращений граждан в связи с ОСАГО. Сами страховщики объясняют вал жалоб отсутствием слаженной работы АИС РСА и огромным количеством ошибок, которые тянутся еще с тех времен, когда у каждого страховщика была собственная база (до 2013 года) по ОСАГО. Обмен информацией из этих баз практически не велся, данные в базах обновлялись вручную после фактического оформления бумажного договора.

Однако за шесть лет работы АИС РСА всё еще остается нестабильным источником информации о законной скидке для страхователя, отмечает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

«Проблема такая была и никуда не исчезла: когда водитель менял страховую компанию, новая ему говорила: «Давайте начнем всё с нуля, мы вашу старую скидку не можем проверить». Что мешало страховщикам за эти шесть лет наладить работу АИС РСА? Просто страховщики не заинтересованы в том, чтобы КБМ высчитывался правильно, потому что скидку давать невыгодно», — полагает Радько.

По мнению адвоката, в целом система коэффициентов бонус-малус созрела для реформы.

«Совершенно несправедливо привязывать повышающий коэффициент просто к факту страхового случая. Уж если страховщики так пекутся о более адресных тарифах, то логичнее КБМ в части ужесточения привязать к величине убытка по страховому случаю, а не к самому количеству ДТП. Потому что авария может быть грошовой, а человеку, 10 лет страховавшемуся как безаварийный, выкручивают завышенный тариф», — заключил Радько.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

История страхования в России - этапы развития и становления

Страхование как форма гарантии получения денежных сумм в случае непредвиденных неблагоприятных событий в России имеет древнюю историю. Первичные формы страхования основывались на использовании средств общины для компенсации убытков ее членов. Первые компании, сделавшие страхование основным видом деятельности пришли в Россию только в XIX веке. XX век и Советский Союз сделали страхование одной из форм государственной деятельности. В современной России страхование вновь вернулось в частные руки и активно развивается.

Теория страхования предполагает, в зависимости от исторического периода, возможность осуществления страхования в трех формах. Первая — это самострахование, когда средства аккумулируются лицом или общиной, гильдией, городом. Вторая форма — создание государственных фондов, сосредоточенных в бюджете. И третья — непосредственно страхование, или создание частных компаний, аккумулирующих средства юридических и физических лиц для взаимного покрытия их убытков. В российской истории последовательно развивались все эти формы, иногда существовавшие параллельно.

Этап зарождения

Уже на этапе ранней государственности и Крещения Руси активно применялись первичные формы самострахования. В первом российском сборнике законов, «Русской Правде», разработанном при князе Ярославе Мудром, предусматривалось что виру (плату за убийство) родственникам погибшего выплачивала община, если она не находила виновника. Чуть позднее стали создаваться фонды аккумулирования средств, за счет которых выкупались русские люди, попавшие в плен в Золотую Орду.

Несмотря на то, что татаро-монгольское иго было сброшено, и во времена Ивана Грозного продолжались набеги на Русь и похищение пленников. Статус фондов был признан официально «Стоглавом» — сборником законов времен этого царя, он был принят Избранной Радой в 1551 году. Фонды, согласно 72-1 главе Стоглава, формировались в государственной казне, и размер взносов рассчитывался уравнительно по принципу «от каждой сохи». Произошел переход от самострахования к созданию общего государственного фонда. Чуть позже, уже при первых Романовых, в 1649 году принятое Соборное уложение определило твердую сумму выкупа за каждого попавшего в плен, в зависимости от социального статуса. Интересно, что сумму выкупа за боярина его семья могла определить самостоятельно.

Российская империя до XIX века

Современные формы страхования зародились в Европе и пришли в Россию только с западными влияниями. Первая страховая компания появилась в 1765 году, это было Рижское общество взаимного страхования. На этом этапе развития в некоторых крупных городах создавались общества взаимного страхования, которые объединяли купцов и промышленников, желающих сохранить свои здания от частых пожаров. Произошел переход к первым формам классического страхования, без посредничества государства.

Достаточно быстро на рынок России вошли западные страховые компании. Это вызывало опасение в том, что российские капиталы быстро утекут за рубеж.

Начался первый этап борьбы за сохранение денег в России. Екатериной II в 1786 году был принят «Манифест об учреждении Государственного заемного банка». Он запретил заключать договоры с иностранными страховыми компаниями. В дальнейшем протекционистская политика продолжилась, запрет на присутствие иностранцев в этом секторе был снят только в 1885 году. В современной России ограничение на присутствие иностранного капитала на страховом рынке сохраняется.

Развитие коммерческого страхования в XIX веке

Активное развитие страхования невозможно было до появления развитых типов юридических лиц, по обязательствам которых не отвечали их учредители. Только возможность создания таких организаций могла стать основой для концентрации крупных денежных капиталов, необходимых для покрытия рисков страхователей. Законодательство предоставило эту возможность лишь в XIX веке. Первые компании, специализирующиеся на различных типах страхования появлялись в следующем порядке:

  • 1827 г. — «Первое российское страховое общество», компания страховала от огня, Николай I освободил ее от налогов;
  • 1835 г. — «Жизнь», первая компания по личному страхованию;
  • 1861 г. — бурный рост различных форм предпринимательства;
  • 1874 г. — первое Тарифное соглашение и первый Страховой Синдикат, монопольное объединение компаний, договорившихся о размерах взносов.

После реформы 1861 год активно начало развиваться земское страхование, при котором земства отвечали за три формы страхования имущества крестьян — обязательное окладное, дополнительное и добровольное. В городах активно начали создаваться общества взаимного перестрахования. К 1913 году в России полностью сложился внутренний рынок страхования, на котором присутствовало страхование от всех видов рисков, причем объем личного не превышал 0,3% от всего населения.

Период Гражданской войны и НЭПа

Новая Советская республика решительно расправлялась с реликтами прошлого, не миновали этой судьбы и многочисленные страховые конторы. Декретом Совнаркома в 1918 году все страховые конторы были национализированы. Государство в лице ВСНХ получило все активы, фонды и имущество как российских, так и зарубежных страховщиков, действовавших на территории России.

Право на самострахование сохранили только кооперативы. Но военные события показали неспособность большевиков самостоятельно заниматься сложным бизнесом. В итоге в 1919 году отменено страхование жизни, в 1920 — имущественное. Пострадавшим в огне хозяйством государство выдавало помощь натурой, продовольствием и скотом. После окончания войны государство вернулось к идее монополии и создало Госстрах. Это произошло на волне Новой экономической политики, именно тогда, в 1921 году был издан Декрет «О государственном имущественном страховании», на основании которого оно стало обязательным.

Период СССР

Начиная с 1922 года государство активно входит на страховой рынок, понимая его преимущества. Это не только способ снизить убытки предприятий при плановой экономике, но и способ аккумулирования средств граждан. В 1923 году прошла денежная реформа, и повсеместно начали вводить личное страхование. Государственная система предусматривала обязательное страхование имущества. Введено в 1940 году схожее с земским окладное страхование для крестьянских хозяйств (оклад — стоимость всего хозяйства, движимого и недвижимого имущества), схожее с некой формой налога. Наряду с Госстрахом в 1947 году создан Ингосстрах, к которому перешли активы некоторых зарубежных компаний.

После войны в 1956 году от обязательного страхования был освобожден весь госсектор, для колхозов эта обязанность сохранилась. При этом в 1968 году их обязали страховать посевы от неурожаев, а в 1973 году обязательно уплачивать взносы обязали и совхозы. Кроме того, до 1997 года обязательному страхованию подлежало имущество граждан, оно было отменено только с введением нового Гражданского кодекса после разрушения СССР. До этого момента в СССР работало более 5675 страховых органов, а объем страховых операций составлял около 3% ВВП страны.

Положение в современной России

В переходный период после распада СССР крупнейшие страховые организации были приватизированы и продолжили свою работу уже в качестве частных компаний. В 1991 году Российская Федерация начала свое существование как самостоятельное государство и уже в 1992 году Постановлением Правительства № 76 от 10.02.92 Госстрах был преобразован в Росгосстрах. Был преобразован и Ингосстрах.

Сложившиеся в период СССР финансовые активы были уничтожены инфляцией и новым страховым обществам пришлось создавать свои фонды с нуля. Только с 2002 года объемы аккумулируемых средств достигли уровня 1986 года. Именно в этом году, 25.09.2002 была принята «Концепция развития страхового рынка на период до 2013 года». Она предусматривала развитие механизмов предупреждения банкротства, повышения ответственности страховщиков и брокеров, регламентировала отношения перестрахования. Серьезную роль в развитии рынка сыграл Федеральный Закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО)», который помог привлечь в отрасль средства граждан.

Заключение

Непростая история страхования в России привела к созданию неоднородного страхового рынка, регулирование которого все еще продолжается. Реликты прошлого уступают место современным высокотехнологичным компаниям, которые постоянно повышают качество своих услуг. Российский страховой рынок на современном этапе перенимает опыт зарубежных стран, в которых развитие отрасли не находилось в состоянии стагнации, а также развивает и разрабатывает собственные страховые продукты.

Советуем почитать: Виды страхования, его классификация и отрасли

Рейтинг: 0/5 (0 голосов)

история, участники, виды СК, перспективы

Современный российский страховой рынок развивается: ежегодно появляются новые компании и виды услуг. В 2019 году суммарный рост количества оформленных договоров снизился. Но в отдельных отраслях наблюдается повышение интереса страхователей, что отражается на количестве проданных страховок.

Страхование в России

Российский страховой рынок делится на 2 большие отрасли: обязательное и добровольное страхование. Обязательные страховки (ОСАГО, залоговая, ОМС) регулируются на законодательном уровне. Но впервые за 10 лет россияне стали активнее приобретать добровольные полисы, например, ДМС, защиту жизни и здоровья заемщика. При этом средняя стоимость страховок растет: тенденции раньше принадлежали рынку регулируемых законом страховок. С 2018 года россияне активнее страхуют себя и недвижимость на добровольной основе.

Доверие к страхованию в РФ повышается. Об этом свидетельствуют опубликованные сведения регулятора страхового рынка РФ – Центробанка. С начала 2000-х годов количество оформленных полисов увеличивается, и лишь в 2019 году отмечен небольшой спад активности.

Самыми популярными полисами российского страхового рынка по-прежнему остаются:

  1. ОСАГО.
  2. Страхование жизни и здоровья, включая комплексную защиту по кредитному договору.
  3. Защита от несчастных случаев и болезней.
  4. КАСКО.
  5. Медицинские полисы: ОМС и ДМС.

До 2017 года до 98% страховок оформлялись в офисах лично. Но с принятием закона о возможности купить автостраховку онлайн (е-ОСАГО) у любого лицензированного страховщика выросла доля электронных полисов. В 2018 году 25% полисов ОСАГО куплены без визита к страховщику.

СПРАВКА! Надзорную деятельность над российским страховым рынком в 2020 году также осуществляет ЦБ РФ.

История российского страхования

Зарождение страхования в России началось в 10 веке, с письменным документом «Русская Правда». В 16 веке появился Стоглав – известный сборник решений Стоглавого собора, который часто указывается в истории страхового дела как первый страховой документ на Руси.

В царской России появились первые страховщики (18 – нач.19 вв.), а с середины 19 века в стране стали открываться частные компании. С приходом к власти коммунистов система страхового рынка сильно изменилась: частные фирмы упразднили, а рынок монополизировали.

После распада СССР началось становление современного российского страхового рынка. Первым значимым шагом на этапе стало принятие закона 1993 года о регулировании страхового дела в стране. Кроме того, большое влияние на развитие страхования в России оказало принятие акта о наличии обязательного полиса ОСАГО у владельцев ТС (закон от 25.04.2002 №40-ФЗ).

Участники рынка

Согласно ст.4.1 закона РФ от 27.11.1992 №4015-1, участниками российского страхового рынка являются:

  • Страховщики. Это компании, имеющие лицензию Центробанка на осуществление деятельности в выбранной отрасли.
  • Владельцы полисов. Это страхователи (инициаторы сделки), выгодоприобретатели (получатели выплат) и застрахованные лица (чьи интересы защищает договор).
  • Посредники: брокеры, агенты, юристы.
  • Иные участники правоотношений: актуарии, депозитарии.
  • Объединения страховщиков.
  • Надзорный орган – Центробанк.

Основными участниками российского страхового рынка являются клиенты и страховщики. Отношения между сторонами страхового дела возникают при наличии потребности – защиты от риска. Особенностью страхования РФ является договорный характер отношений. Все сделки оформляются в письменной форме.

Виды страховых компаний

Российский страховой рынок, согласно ст.6 закона РФ от 27.11.1992 №4015-1, позволяет осуществлять деятельность страховым организациям и обществам взаимного страхования. Это 2 большие группы страховщиков. Страховые организации и ОВС могут заниматься исключительно страховой деятельностью, иные варианты развития бизнеса запрещены законом.

В свою очередь названные группы делятся на следующие виды страховых компаний:

  • По территориальной принадлежности – на местные, региональные и территориальные. Местные фирмы представлены в конкретном населенном пункте, это мелкие страховщики, которые не входят в ТОП-50 организаций. Региональные фирмы имеют несколько офисов на базе субъекта РФ, но не распространены за его пределами. Территориальные страховые компании – это страховщики с филиалами по всей стране, ТОП-20 рынка.
  • По принципу организации страховой деятельности – отраслевые или комплексные. К отраслевым страховщикам российского рынка относятся фирмы, продающие отдельную группу полисов, например, ОСАГО или ОМС. Большая часть компаний занимается комплексным страхованием: от защиты имущества до страхования ответственности.
  • По объему доли собственного капитала учредителя – на частные и государственные. Центробанк контролирует финансовое положение всех участников российского страхового рынка, даже частные компании. Если страховщик испытывает трудности, в качестве одного из вариантов возрождения организации выступает санация – финансирование средствами, выделенными ЦБ РФ.
  • По принадлежности к западному рынку услуг – российские или с участием иностранного капитала. По закону, представители иностранных страховых компаний могут открывать филиалы на территории РФ при наличии разрешения надзорного органа.

СПРАВКА! Клиенты обычно не в курсе, по какому принципу классифицируют страховщиков в РФ. Но покупатели полисов хотят, чтобы все сведения о компании были в открытом доступе, как указано в законодательстве РФ. Наличие возможности оформить услугу онлайн – дополнительное преимущество страховой перед конкурентами, предлагающими купить полис только в офисе, на которое обращают внимание многие страхователи.

Статистика 2019 года

Статистика, собранная по итогам трех кварталов в обзоре ЦБ РФ, показывает следующие изменения:

  • В 2019 году темпы роста российского страхового рынка минимальные, учитывая показатели за последние 10 лет. Впервые с 2009 года годовой рост показателей внесенных премий страховщикам составил 0%.
  • Причиной снижения показателей стала потеря интереса страхователей к оформлению полисов страхования жизни. Исключение – полисы защиты здоровья и жизни заемщиков.
  • По итогам 3 квартала 2019 года количество открытых договоров в РФ снизилось на 8,1% по сравнению с результатами, зарегистрированными в 2018 году. Этому способствовало снижение показателей по ОСАГО и страховкам от несчастных случаев и болезней.
  • В 2019 году по-прежнему намечается тенденция укрупнения рынка. Лидеры страхования, ТОП-20 организаций, увеличили долю внесенных страховых премий на рынке до 82,7%.
  • В 2019 году количество зарегистрированных страховых компаний на российском рынке составило 185. По итогам 3 кварталов текущего периода 3 компании были лишены лицензии по решению Центробанка. Была зарегистрирована 1 выдача нового разрешения.

Структура страхового рынка

Общая структура страхового рынка состоит из 6 участников:

  • Надзорного органа – ЦБ РФ.
  • Страховщиков.
  • Перестраховочных организаций.
  • Посредников – брокеров и агентов.
  • Актуариев и депозитариев.
  • Страхователей.

Перечисленные элементы являются участниками процесса. Внутренняя структура включает отношения, связанные с заключением страхового договора, то есть контакты между перечисленными субъектами.

Внешняя структура включает в себя СМИ, нестраховых посредников, государственные органы, других страховщиков и любых участников, оказывающих влияние на ее развитие.

Перспективы страхования в России

Перспективы страхования в России возможны за счет развития отдельных отраслей. С

2003 года, после принятия закона о наличии обязательной страховки для владельцев транспортных средств, лидерство среди оформленных полисов принадлежит ОСАГО.

Но в 2020 году отмечается резкое повышение интереса страхователей к оформлению ДМС. Оформление полиса дополнительного медицинского страхования свидетельствует о потребности россиян защищать личные интересы и заботиться о членах семьи.

Развитие отраслей личного страхования – одна из активных зон роста российского страхового рынка. Наблюдается новая тенденция – повышение спроса на долгосрочные виды договоров. В 2020 году страховщики активнее продвигают продукты накопительного страхования жизни, которые позволяют аккумулировать финансовые резервы вкладчиков на 5-10 лет.

Другое направление, которое позволит компаниям наращивать прибыль, связано с отраслью защиты имущества. После принятия закона о страховании собственности от ЧС жители городов стали активно интересоваться новым страховым продуктом. В Москве страховой рынок переживает настоящий переворот: около 48,9% собственников уже оформили новый полис.

Выводы

Страховой рынок в РФ изменяется. В 2019 году прироста активов не было, но зато наметилась тенденция к расширению страховых продуктов личного страхования. Особенности российского страхового рынка:

  • Регулируется надзорным органом – ЦБ РФ.
  • Позволяет осуществлять деятельность как российским, так и иностранным страховым компаниям.
  • Характеризуется наличием финансовых отношений между сторонами. Ключевыми участникам рынка является клиент и страховщик.
  • В сфере обязательного страхования тарифы регулируются законом. Оформить страховку покупатель может онлайн и/или в офисе.

Подпишитесь на портал, чтобы первыми узнавать новости, и не забудьте лайкнуть статью. Пишите комментарии, если остались вопросы, на них бесплатно ответит наш юрист. Читайте далее: этапы становления страхования в России.

Страховая история ОСАГО - ОСАГО ОНЛАЙН

Позднее оно быстро распространилось по всему миру, но в СССР пришло только в 60-хх годах. На тот момент СССР решило отказаться от введения постановления, делающего этот вид страхования обязательным. Закон не раз обсуждался на заседаниях Государственной думы, однако признание его целесообразности и необходимости пришло только в начале XXI века. Так, 1 июля 2003 года автогражданка официально узаконена в России и с тех пор стала обязательна.

Что влияет на стоимость ОСАГО

Каждый день многочисленные страховщики ищут потенциальных страхователей. Свою компанию каждый автовладелец выбирает сам, основываясь на опыте друзей, знакомых, отзывах на интернет-портале страховых компаний, рейтинге их надежности. Мы можем порекомендовать оформить полис через наш сайт посредством онлайн-заказа, чтобы избежать бумажной волокиты и сэкономить свое время.

Нужно помнить, что стоимость полиса автогражданки складывается из 2 составляющих: базовый тариф (тип и назначение автотранспорта) и поправочные коэффициенты. К поправочным относятся такие характеристики, как: коэффициент преимущественного территориального использования машины, ее мощность и количество управляющих лиц, возраст и стаж вождения, срок действия защиты. Однако есть коэффициент, который может повысить итоговую сумму страховки в 2 раза!

Страховая история ОСАГО

Этот коварный коэффициент получил название «бонус-малус», значение которого зависит от страховой истории автовладельца. Страховая история ОСАГО - это количество выплат страхового возмещения по полису автогражданки (количество аварий). Все данные о произведенных выплатах хранятся в автоматизированной информационной системе российского союза автомобильных страховщиков (АИС РСА).

Как узнать свою страховую историю по ОСАГО

Страховая история не привязана к машине. Т.е. в случае аварии и дальнейшей продажи машины, сведения о ДТП будут все равно зарегистрированы на вас. Чтобы проверить страховую историю, нужно проконсультироваться у своего или планируемого страховщика: доступ к АИС РСА есть у каждого из них.

Не отчаивайтесь, если рано или поздно ваш прежний безаварийный стаж будет нарушен. От этого, к сожалению, страховки не предусмотрено. Но вот восстановить прежний "бонус-малус" можно через пару лет безаварийной езды.

Почему стоит оформить ОСАГО онлайн именно в нашей компании? Наши преимущества

Мы заботимся о клиентах и работаем только по принципу честности и законности. Мы предоставляем удобный калькулятор для подсчета полной стоимости автостраховки, применяя коэффициенты, узаконенные Правительством РФ. Мы избегаем накруток и дополнительных комиссий. Мы предлагаем возможность заказа полиса онлайн, с выбором того страховщика, в котором вы уверены. Оформляйте полисы ОСАГО у нас! Застрахуйте свою ответственность и свой автомобиль!

История обязательного страхования ОСАГО | Бизнес Идеи : от 0 к прибыли

Если история страхования насчитывает тысячи лет, то автострахованию только недавно исполнилась сотня. Его история началась в последние годы ХІХ столетия. Появлению автострахования способствовало, как Вы уже наверно догадались, изобретение автомобиля. Как только Форд поставил производство машин на конвейер, у страховых компаний появились клиенты, желающие их застраховать.
Таким образом, история ОСАГО и КАСКО началась в Америке. Известны даже все подробности первого автострахователя в мирe.

Было это еще до массового производства автомобилей. 1 февраля 1898г. Доктор Трумен Мартин застраховал автомобиль в страховой компании Travelers Insurance Company. Страховал он авто от наезда конных повозок и заплатил за это 12,25 долларов (в то время – приличная сумма). Лимит ответственности компании или покрытие составил 500 долларов, то есть он бы их получил, если бы на него наехали.

Расцвет автострахования наступил после фордовского автомобильного бума в 20-е годы ХХ века. Первые полисы обязательного страхования ОСАГО начали выписывать тоже в США. Произошло это в 1925г. в штате Массачусетс. Остальные штаты подхватили идею. Американцы поняли выгоды ОСАГО и поддержали этот вид страхования. Причем там ОСАГО сразу было принято, как обязательное.

Годам к 50-м европейцы смекнули, что дело стоящее и тоже приняли обязательное страхование ОСАГО.

В СССР первые случаи автострахования, в том числе идеи об ОСАГО, как и в Америке, появились еще в 20-е годы, но широкого распространения не получили. Машин еще было мало. В 60-е годы вернулись к мысли о принятии ОСАГО, как обязательного вида страхования, но так и не приняли. Теперь уже по идеологическим мотивам. Посчитали, что нет резона брать пример с буржуинов.

К 90-м годам капитализм дошел и до нас. В 1991г. наконец появилось автострахование. В 2003г. в России ОСАГО стало обязательным, но в отличие от Запада, не нашло понимания у граждан.

«Понимание» необходимости обязательного страхования ОСАГО пришло постепенно, по мере увеличения количества иномарок и количества ДТП. И сейчас каждый водитель имеет полис страхования ОСАГО.

P.S.

Большой переполох в маленьком офисе

Сегодня у нас в офисe был завал. Позвонил клиент и сказал, что нужно срочно застраховать 10 тягачей с прицепами автовозами. Уже сегодня они должны загрузиться автомобилями на ЗАЗе (Запорожский автомобильный завод) и ехать в Россию. Это значит, что нам нужно было выписать и полисы ОСАГО и полисы Зеленая карта для России.

A переполох получился потому, что у нас полисов ОСАГО оказалось меньше, чем нужно было выписать. Мы еще на прошлой неделе просили прислать нам новую партию полисов, но что-то помешало этому. По-моему кто-то заболел, кому-то не передал, и полисы нам так и не выслали. Так что сегодня мы немного понервничали.

Конечно, мы могли бы взять часть полисов у наших коллег из какой-нибудь другой компании, но тогда мы бы заработали совсем маленький процент прибыли, да и клиенту не очень удобно часть машин в одной компании, часть в другой страховать. К счастью мы нашли выход из положения. Попросили филиал нашей компании из другого ближайшего города передать нам полисы ОСАГО маршруткой. Курьерской службой доставки было бы удобнее и дешевле, но тогда бы мы получили полисы только завтра.

А таким образом, недостающие полисы уже через несколько часов были у нас. Правда, пришлось ехать через полгорода, чтобы маршрутку встретить, но чего не сделаешь ради хорошего клиента. Мы все успели выписать вовремя, и автовозы с прицепами поехали на загрузку.

Завтра они будут на границе, повезут на продажу наш народный автомобиль, в России известный под маркой ZAZ Chance (бывшее название Chevrolet Lanos).
__
Пост создан при поддержке remdor.ru, где можно заказать как стандартные, так и необычные дорожные знаки по самым приятным расценкам для любого бюджета.

История страхования в России (стр. 1 из 4)

Введение

Страхование — одна из древнейших экономических категорий общественных отношений, роль которой сегодня резко возросла. Страхование входит в систему финансов.

Страхование — отношения по защите интересов физических и юридических лиц РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страховая деятельность (страховое дело) — сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием. К задачам организации страхового дела относятся:

•проведение единой государственной политики в сфере страхования;

•установление принципов и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории РФ.

Страховой рынок — это особая социально-экономическая структура определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются предложение и спрос на нее.

Объективная основа развития страхового рынка — необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Названный рынок можно рассматривать как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), участвующих в оказании соответствующих услуг.

1. Дореволюционный период

Страхование в России стало развиваться несколько позднее, чем других странах, что объясняется длительным сохранением крепостничества и постоянно возникавшими препятствиями на пути разви

тия частнокапиталистической экономики. Первые страховые общества создавались для страхования от пожаров. Старейшее из них — Рижское общество взаимного страхования от пожаров — было организовано в 1765 г. Постепенно в эту сферу стали внедряться иностранные страховые компании, предлагавшие свои услуги более или менее состоятельным гражданам. В результате отток денег за границу в виде страховых премий достиг настолько ощутимых размеров, что правительство решило ограничить доступ иностранных страховщиков на российский рынок и попыталось организовать государственную систему страхования от пожаров.

В 1786 г. при Государственном заемном банке создается страховая экспедиция, на которую возлагается обязанность страхования от огня имущества и строений российских граждан. Однако финансовые результаты деятельности экспедиции были столь неутешительными, что от этой затеи пришлось отказаться. Уже в 1800г. страховая экспедиция вошла в структуру российского агентства английского страхового общества «Феникс», а в 1827 г. на ее базе образовано «Первое российское от огня страховое общество», получившее от правительства монополию на ведение страховых операций в течение 20 лет в Петербурге, Москве, Одессе и других крупных губернских городах.

В дальнейшем с разрешения российского правительства создаются еще два крупных страховых общества: в 1835 г. — «Второе российское от огня страховое общество», а в 1846 г. — «Саламандра». «Второе...» получает монополию на 12 лет на страхование от огня в 40 губерниях России, а «Саламандра» — на 12 лет на проведение страхования от огня в Закавказье, Бессарабии, на Дону ив Сибири. Монопольное право на проведение страховой деятельности в определенных районах давалось обществам с той целью, чтобы быстрее создать устойчивую финансовую базу и не распылять страховой капитал по мелким компаниям. В первой половине XIX в. в России появляется страхование жизни. В 1835 г. было создано страховое общество «Жизнь», которое начинает заниматься личным страхованием.

Спокойствие на российском страховом рынке нарушается после отмены крепостного права в 1861г. и проведения целого ряда экономических реформ в области земельных отношений, местного самоуправления, денежно-кредитной системы. Начинается период бурного роста частного предпринимательства, в том числе и в страховании. Образуются новые страховые компании в форме акционерных обществ, открываются представительства страховых компаний западноевропейских стран в Москве, Петербурге и других крупных городах. К 1913 г. в России работают около 20 страховых обществ, в том числе три иностранных. Но не только акционерные страховые общества занимаются предоставлением страховых услуг населению. Всего в этой сфере работало свыше 300 страховых организаций, среди которых доминировали земства и общества взаимного страхования. Земское страхование от огня было введено «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» в 1864 г. при Александре II. Положение заложило основы местной системы самоуправления, которая стала необходимостью после освобождения из крепостной неволи 23 млн. крестьян. Страхование сельских построек от пожаров стало одним из направлений работы земств. При этом использовались три формы страхования: обязательное окладное, дополнительное и добровольное.

Общества взаимного страхования — одна из старейших организационных форм страховой защиты населения от пожаров. Наибольшее распространение получили городские общества взаимного страхования от огня, созданные практически во всех крупных российских городах. Перед революцией их было свыше 170, из которых 129 состояли в Российском союзе обществ взаимного страхования от огня. При этом наиболее крупные общества (Петербургское, Московское, Киевское и др.) предпочитали не входить в союз, а работать полностью самостоятельно. Кроме городских обществ создавались общества взаимного страхования, куда входили предприниматели различных отраслей, в частности общества взаимного страхования промышленников, объединившиеся в 1903 г. в «Российский взаимный страховой союз», «Общество взаимного страхования от огня имущества мукомолов», «Общество взаимного страхования от огня имущества горных и горнозаводских предприятий юга России», общества взаимного морского и речного страхования и др.

В результате накануне Первой мировой войны в России сложился достаточно развитый страховой рынок. В нем присутствовали практически все формы страховой защиты, которые существовали в Европе: страхование от огня и других имущественных рисков, транспортное страхование, страхование жизни и от несчастных случаев. Страхование жизни, однако, не имело массового распространения: им было охвачено только 0,25% всего населения.

На страховом рынке, как и в других сферах хозяйственной жизни, были сильны тенденции монополизации. Так, общества, занимавшиеся имущественным страхованием, заключили между собой в 1875 г. конвенцию о применении единых страховых тарифов. Однако многообразие форм страховой защиты позволяло сохранять достаточно высокий уровень конкуренции на страховом рынке.

Традиционно сильны были связи российских страховщиков с иностранными страховыми компаниями. Они осуществлялись по линии перестрахования. Кроме того, западные страховщики непосредственно присутствовали на российском рынке и участвовали в акционерном капитале страховых обществ.

2. Страхование в советский период

Разрушение системы страхования и ее восстановление в 20-е гг. Революционные события 1917 г. резко изменили всю систему страховой защиты населения. В 1918—1920 гг. была сделана попытка полной ликвидации системы страхования. В 1918 г. страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества, включая общества на взаимности, подлежали передаче государству в лице ВСНХ со всем их имуществом и фондами. Только за кооперативными организациями было сохранено право проведения взаимного страхования имущества.

Однако овладение техникой страхования оказалось слишком обременительным делом для большевистских кадров, и без того озабоченных проблемами управления развалившимся хозяйством. Поэтому в 1919 г. было отменено страхование жизни с аннулированием всех ранее заключенных договоров, а в декабре 1920 г. полностью отменено государственное имущественное страхование. Вместо него должен был быть введен порядок бесплатной государственной помощи натурой для трудовых хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий.

Печальный опыт военного коммунизма очень скоро привел новых правителей к грустному выводу о том, что сохранение денег и товарно-денежного оборота является необходимостью для восстановления общественного производства. Проведение новой экономической политики с марта 1921г. знаменовало собой восстановление страховой системы. В декабре 1921 г. выходит декрет СНК «О государственном имущественном страховании», в соответствии с которым был создан Госстрах. В 1922—1923 гг. после денежной реформы законодательно вводится личное страхование.

Организация системы государственного страхования. Постановление Совнаркома СССР от 11 ноября 1924 г. закрепило монопольное право Госстраха на осуществление страховых операций, никаким другим органам Союза ССР и союзных республик — как центральным, так и местным — не разрешалось заниматься страхованием. Решительно были пресечены попытки ведомств к созданию собственных страховых фондов.

Дальнейшее развитие страхования в СССР характеризуется частыми и радикальными организационными преобразованиями. Наиболее интенсивный характер эти изменения носили в довоенный период. Декретом 1921г. «О государственном имущественном страховании» предписывалась организация во всех сельских и городских местностях имущественного страхования частных хозяйств от пожаров, падежа скота, градобития и транспортных аварий. Государственное имущество, находящееся в арендном или ином пользовании частных лиц и предприятий, подлежало обязательному страхованию.


Смотрите также