Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Осаго на тягач с прицепом


ОСАГО на полуприцеп

ОСАГО на полуприцеп раньше нужен был в обязательном порядке, но в связи с изменениями в законе об ОСАГО, теперь не очень понятно, нужен ли ОСАГО на полуприцеп

Рассмотрим подробнее, как теперь позиционируется полуприцеп в качестве транспортного средства. Вроде бы он является транспортным средством, но по изменениям в законе ОСАГО на полуприцеп не нужен.  Многие хозяева полуприцепов вздохнули с облегчением, ведь раньше приходилось доказывать  гаишникам, что сам по себе полуприцеп не ездит, и не является транспортным средством, а лишь входит в состав автопоезда.  Это касается физических лиц, но юридическим лицам ОСАГО на полуприцеп все же делать нужно.

 ОСАГО на полуприцеп. По выплатам

Если случилась аварийная ситуация на дороге с полуприцепом, и при столкновении соприкасаемой частью с объектом аварии стал именно полуприцеп, то здесь возникают сложности при разборе данной ситуации.  Конечно же полуприцеп является частью автопоезда, но чаще всего страховые компании отказывают в выплате по срочному страхованию, обосновывая это тем, что ОСАГО на полуприцеп отсутствует и соответственно гарантом компенсации виновник аварии выступать не может.  В этом случае лучше всего при доказательстве в подобных ситуациях обратиться к гражданскому кодексу, положение которого могут вам помочь в общем порядке взыскать сумму нанесенного ущерба. В такой ситуации необходимо обратиться в суд и там уже доказать, что правы именно вы. Ведь именно потому отменили отдельный полис ОСАГО на полуприцеп, что его считают одним целым с тягачом, а следовательно при аварии компенсация должна начисляться и за повреждения полуприцепа. В любом случае у вас всегда есть возможность защитить свои права. Конечно, было бы хорошо, чтобы в законодательстве более подробно был рассмотрен момент денежной компенсации при аварии с полуприцепом.

А вот вопрос одного перевозчика «Росгосстраху»:

— подскажите, пожалуйста, а после изменений в законодательстве по ОСАГО, что изменилось для грузовых полуприцепов? В страховой компании мне объяснили, что полис ОСАГО на полуприцеп теперь делать не нужно, просто в полисе тягача указывается, что он будет использоваться вместе с полуприцепом. Как теперь будет рассматриваться происшествие, где объектом столкновения стал полуприцеп при возмещении ущерба? Ведь в ОСАГО на тягач гос номер на полуприцеп не указывается. И еще, если ОСАГО на полуприцеп не нужен, то получается, что и диагностическая карта на него не нужна?

Ответ на вопрос от «Росгосстраха»:

— все правильно, в ОСАГО транспортного средства отмечается, что оно используется вместе с полуприцепом. Если же сроки окончания страховки разные, и у полуприцепа срок истекает раньше, то на него страховку продлевать не нужно, но с этой даты сразу вносятся пометки в полисе тягача. По нашим правилам полуприцеп отдельно от тягача не выделяется, а указывается, что тягач будет использован с полуприцепом. За это идет дополнительная плата. И соответственно при всех страховых случаях будет учитываться и полуприцеп, как неотъемлемая часть тягача.

А то, как в связи с новыми изменениями в законе об ОСАГО происходит страхование полуприцепов, вы узнаете в статье «Страхование полуприцепов. Новые правила».

comments powered by HyperComments

ДТП с прицепом (авто поездом), положены ли выплаты по ОСАГО?

Как возмещается ущерб причиненный прицепом в результате ДТП?

Начнем с того, что на основании Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, от 24.08.2009 г. № А56-10031/2009, определено, что в пункте 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 №263, четко указано, что прицеп, полуприцеп и прицеп-роспуск, не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством, признается транспортным средством. То есть простыми словами, на основании правил дорожного движения, тягач (КамАЗ или иной грузовой автомобиль) и прицеп, является одной транспортной  единицей.

Однако, на основании Постановления правительства РФ от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и на основании выше названого постановления №263, прицеп все же по закону, это отдельное транспортное средство и по закону, тягач и прицеп, должны быть застрахованы отдельно. ОСАГО на тягач должно быть отдельно, а договор ОСАГО на прицеп, так же должен быть отдельным.

Что признается страховым случаем по ОСАГО?

Кто из страховщиков возмещает ущерб в результате ДТП с прицепом?

Как мы разобрались выше, по закону полис ОСАГО должен быть оформлен как на прицеп, так и на тягач. Но если, к примеру, тягач застрахован в одной страховой, а прицеп в другой, кто же тогда возмещает ущерб в результате ДТП и в какую страховую обращаться пострадавшему?

ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Ответ здесь следующий, на основании Постановления президиума Челябинского областного суда от 05.10.2011 года, п. 1 данного постановления говорит следующее, что вред причиненный имуществу потерпевшей стороны в результате ДТП с участием автомобиля с прицепом или полуприцепом, может быть признан страховым случаем по договору ОСАГО владельца прицепа или полуприцепа, исключительно в случае, если вред в результате ДТП был причинен в процессе движения тягача и прицепа (совместно, то есть в сцепке), но в результате взаимодействия исключительно прицепа и пострадавшего транспортного средства. Если же вред причинен при совместном воздействии прицепа и тягача, застрахованных по договору ОСАГО, а не по отдельности, то вред возмещается по двум договорам ОСАГО, отдельно по тягачу и отдельно по прицепу.

Но предлагаю еще раз разобраться в данной ситуации и внести ясность в данный вопрос.

На основании пп. «а», п. 2 статьи 6, Федерального Закона об ОСАГО, сказано, что страховым случаем не признается ситуация, когда вред в ДТП причинен транспортным средством не указанным в договоре ОСАГО (полисе).

То есть здесь суть в том, что если по ОСАГО застрахован только тягач, а ущерб был нанесен в результате взаимодействия пострадавшего автомобиля и прицепа и при этом прицеп не застрахован по ОСАГО, то в такой ситуации на возмещение ущерба по ОСГАО претендовать не стоит. То же самое если по ОСАГО застрахован только прицеп, а ДТП произошло с тягачом без участия прицепа, то в таком случае, так как тягач не был застрахован, то и на возмещение ущерба по ОСАГО претендовать не стоит. Однако ситуаций когда тягач не застрахован крайне мало, в основном не застрахованы, бывают только прицепы.

Довольно часто бывает, что тягач и прицеп застрахованы в разных страховых компаниях и в такой ситуации вред возмещает та страховая компания, в которой зарегистрирована та часть автопоезда, которой был причинен вред. Так же бывает, что прицепов может быть несколько и в таком случае ущерб причиненный прицепом возмещает страховая в которой данный прицеп зарегистрирован.

Бытует мнение, что все страховщики застраховавшие ответственность составляющих автопоезда несут солидарную ответственность при ДТП, когда произошло взаимодействие одной части автопоезда, с пострадавшим авто. Это мнение ошибочно, так как солидарная ответственность на основании пункта 1 статьи 322 ГК РФ возникает только на основании наличия такого условия в договоре, или на основании закона, а такого условия нет в договоре ОСАГО и не предусмотрена законом об ОСАГО, поэтому как я вам говорил, ответственность за причинение вреда, несет страховая компания, в которой застрахована часть автопоезда, которой был причинен ущерб в результате ДТП.

Если вред причинен не застрахованным тягачом или прицепом, то такой вред, возмещает владелец тягача или прицепа, все зависит от того, какой частью автопоезда причинен ущерб и застрахована данная часть или нет.

Кто возмещает ущерб в ДТП, если нет полиса ОСАГО у виновника ДТП.

Надеюсь, я понятно описал ситуацию, а если у Вас остались вопросы, то задайте их нашему автоюристу или адвокату по ОСАГО.

Об авторе:

Самарин Александр. Практикующий адвокат Центра Правовой Помощи 'Лидер'. Основая специализация это споры по ДТП, ОСАГО, КАСКО. Преимущественно решает вопросы связанные с уголовными делами по статьям 264 УК РФ. Автор множества статей на портале.

Особенности ОСАГО для машин с прицепом

Автомобильный прицеп – вещь неоднозначная. С одной стороны, он занимает прилично места на дороге, не является неотъемлемой частью машины и поэтому может рассматриваться как транспортное средство. С другой стороны, сам по себе прицеп не ездит – следовательно, всё-таки не попадает под категорию ТС по правилам ОСАГО. В 2014 году это противоречие наконец-то было устранено.

Нужно ли ОСАГО на прицеп?

Ответ – нет. Вне зависимости от типа прицепа (легковой, грузовой, специальный) отдельный полис на него покупать не нужно. Законодатель окончательно закрепил за прицепами статус «багажника на колёсах». Поскольку прицеп не оборудован двигателем и образует одну транспортную единицу с автомобилем, водителям достаточно только полиса на машину. Никакой сотрудник ДПС не вправе требовать второго страхового сертификата.
Однако это не означает, что доплачивать за прицеп не нужно. Вместо отдельной страховки законодатель ввёл повышающий коэффициент (КПр). Он применяется при расчёте стоимости обычного полиса ОСАГО, то есть страховка обходится немного дороже. Повышающий коэффициент не затрагивает граждан (физических лиц), которые ездят на легковых автомобилях с прицепами.

Повышающий коэффициент ОСАГО на прицеп

Взглянем на таблицу.

Прицеп к транспортным средствам различного типа Коэффициент
Прицепы к легковым автомобилям, находящимся в собственности организаций, а также к мотоциклам 1.16
Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой до 16 тонн включительно, полуприцепы и прицепы-роспуски 1.4
Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски 1.25
Прицепы к спецтранспорту: технике строительно-дорожного назначения, тракторам и т.п. (учитываются только транспортные средства на колёсах) 1.24
Прицепы к транспортным средствам всех остальных типов и категорий 1

Вспомните формулу расчёта ОСАГО: базовая ставка умножается на повышающие коэффициенты. Чем выше каждый коэффициент, тем больше стоимость полиса. Дороже всего обходится ОСАГО для фур с прицепом, а вот фирмы с прицепами для легковых машин в своём автопарке почти не почувствуют удорожания.

Обратите внимание на эту деталь: в отношении частных владельцев легковушек с прицепом коэффициент КПр не действует. Если вы купили прицеп и ездите с ним на своей машине на дачу или по городу, платить за это не нужно. Стоимость вашего полиса будет такой же, как у автовладельца без «повозки».

На сцепку «машина-прицеп» можно оформить и ДСАГО (дополнительное страхование ответственности).

Как вписать прицеп в ОСАГО: тонкости и нюансы

При оформлении страховки проследите, чтобы сотрудник страховой вписал информацию о прицепе в полис. В графе «Особые отметки» должна появиться запись: «Используется с прицепом». Однако модель прицепа и его технические характеристики упоминать в полисе нельзя – это нарушение правил ОСАГО. Водитель имеет право сменить прицеп на другой или использовать разные, на страховку это не влияет.

Без диагностической карты с СТО заключить договор ОСАГО невозможно. Значит ли это, что отдельно нужно проводить техосмотр прицепа и показывать страховщику две карты? Нет, достаточно акта о результатах ТО автомобиля. Однако после ДТП с участием прицепа могут возникнуть проблемы: страховая сошлётся на то, что техническое состояние прицепа не установлено, и откажется платить. Лучше отдать его на ТО, получить карту и спать спокойно.

И ещё 2 важных момента:

  • ДТП с участием автомобиля с прицепом можно оформлять по Европротоколу (без участия ГИБДД), если соблюдены другие обязательные условия. Раньше, когда прицеп классифицировался как отдельное ТС, это было исключено: ведь Европротокол допустимо заполнять только при столкновении двух транспортных средств. Теперь такой проблемы нет.
  • Если вы едете в другую страну, покупать дополнительную страховку на прицеп нужно. Это связано с тем, что в большинстве стран отдельное страхование прицепов обязательно. Напомним, что за рубежом действует не ОСАГО, а «Зелёная карта».

По КАСКО прицеп тоже страхуется отдельно. Причём страховка обойдётся дороже, чем на автомобиль – прицеп легче угнать.

Подведём итоги

Итак, кратко о страховании ОСАГО автомобиля с прицепом:

  • покупать отдельный полис на прицеп не надо;
  • гражданам – владельцам легковых автомобилей не нужно доплачивать за использование прицепа при покупке ОСАГО;
  • за использование прицепов к мотоциклам и мотороллерам доплачивать нужно всем, в том числе физическим лицам;
  • для буксировки другого транспортного средства КПр не применяется, и для таких машин стоимость ОСАГО остаётся неизменной.

Если вы покупаете прицеп на грузовик – обязательно сообщите об этом в свою страховую компанию. Это ваша обязанность согласно правилам обязательного автострахования. Да, придётся доплатить. Но если не поставить страховщика в известность, в случае аварии с участием прицепа он откажется от выплаты в пользу пострадавшего. Может дойти до того, что страховая компания расторгнет договор ОСАГО в одностороннем порядке. Придётся покупать новый полис в другой компании или платить штрафы за езду без ОСАГО. Зачем вам это нужно?

Страховое возмещение при ДТП с прицепом?

Сфера страхования ответственности участников дорожного движения, увы, регулируется не столь всесторонне, как хотелось бы. По итогам мы имеем большое количество «белых пятен». К примеру, не совсем понятно, как именно будет регулироваться порядок страхового возмещения при ДТП с автопоездом.

Разные страховые – разные правила

Судебная коллегия ВАС РФ еще в 2010 году вынесла важное определение, которое может серьезно повлиять на практику страхования ТС. Суть дела такова: в 2009 году АС СПБ вынес решение о взыскании с ООО «Росгосстрах-Северо-Запад» в пользу ОАО «ВСК» страховое возмещение и неустойку по факту страхового случая. Страховым случаем является дорожно-транспортное происшествие с участием легкового авто и легкового авто с прицепом. Виновником аварии признан водитель, управлявший автомобилем с прицепом.

Суд первой инстанции постановил в своем решении, что так как страховщиком виновника по ОСАГО является ООО «Росгосстрах-Северо-Запад», то и возмещать причиненный вред должен он. При этом апелляционная инстанция данное решение отменила. Апелляция указала на то, что ответчик (страховщик) не несет ответственности за повреждения, связанные с неправильной эксплуатацией прицепа. К тому же ответственность за использование прицепа застрахована в иной страховой компании, которая к участию в деле не привлечена вовсе.

В кассационной инстанции решение апелляционной инстанции было оставлено без изменений. ОАО «ВСК» обратилось в ВАС РФ за пересмотром решений в надзорном порядке. Заявитель указывает, что раз ответственность за причинение вреда составными частями автопоезда застрахована в разных страховых компаниях, то взыскивать возмещение ущерба с обеих страховых компаний возможно в солидарном порядке. Истец имеет право взыскивать возмещение как с обоих ответчиков, так и с одного из них.

Надзорная инстанция оставила решение апелляции без изменений. Согласно ГК РФ, юридические и физические лица, управляющие ТС, должны возмещать вред, причиненный источником повышенной опасности (в данном случае – автомобилем с прицепом). В том случае, если ответственность за средство повышенной опасности обязательно должна быть застрахована, то лицо, которому был причинен вред, может взыскать ущерб со страховой компании.

В данном конкретном случае вред имуществу потерпевшего был причинен прицепом в составе автопоезда. В движение данный прицеп приводился тягачом, именно поэтому ответственным за причиненный вред будет собственник тягачу. Ответчик по первоначальному иску не является страховщиком тягача, потому с него ущерб взыскиваться не может. Тут можно было бы остановится, но нет.

Кто будет возмещать ущерб?

Допустим, страховщик пострадавшего транспортного средства выплатил страховое возмещение страхователю. Теперь страховая компания имеет право на взыскание в регрессном порядке со страховой компании виновника ДТП или с него самого, если его ответственность не была застрахована в обязательном порядке.

Арбитражные суды отказали во взыскании убытков с компании «Росгосстрах». При этом ОАО «ВСК» имеет право предъявлять требования о возмещении вреда к лицу, по вине которого произошла авария. Также ОАО «ВСК» не лишен возможности предъявить иск к ОАО «Альфастрахование», в которой застрахован сам тягач. В решении суда указано, что вред был причинен в результате столкновения с прицепом, но это столкновение явилось следствием управления тягачом, а не самостоятельным воздействием прицепа. Именно поэтому за ущерб не может нести ответственность страховщик, у которого застрахован прицеп.

На деле же если ОАО «ВСК» обратиться к ОАО «Альфастрахование», то суд не сможет удовлетворить этот иск. Дело в том, что вред, причиненный ТС, не указанным в договоре ОСАГО, страховым случаем не является. А прицеп, в свою очередь, признается транспортным средством согласно Правилам ОСАГО. То есть, по полису ОСАГО, оформленному на тягач, с неправильной эксплуатацией которого связали ДТП, данный случай не является страховым.

В том случае, если ОАО «ВСК» предъявит требование к самому собственнику тягача и прицепа, то по общим правилам это требование будет удовлетворено. В свою очередь собственник может подать иск к страховщику для возмещения убытков. Но к какому именно?

С ООО «Росгосстрах-Северо-Запад» взыскать ущерб не получится, так как судом данный страховщик освобожден от возмещения ущерба судом. А ОАО «Альфастрахование» также не обязано возмещать ущерб, так как по договору страхования, заключенного с данным страховщиком, страховой случай не наступил.

Прицеп – самостоятельное ТС

Получается, что результатом судебных решений собственник прицепа оказывается незащищенным с экономической точки зрения, хотя требования по оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности им выполнены в полном объеме. А ведь ОСАГО именно для того и работает, чтобы являться гарантом экономической защиты собственников ТС при ДТП.

Такие прецеденты говорят о том, что лишенным страховой защиты могут быть и потерпевшие, так как на месте страховой компании ОАО «ВСК» может оказаться выгодоприобретатель по страховому договору.

В данном случае суды не учитывают тот факт, что прицеп признается самостоятельным транспортным средством, несмотря на то, что не имеет собственного двигателя. В ФЗ не установлены перечни и признаки ТС, а потому прицеп вполне можно принять за самостоятельный вид транспортного средства.

Ответственность собственника прицепа застрахована по отдельному полису ОСАГО, что тоже не было учтено во всех судебных инстанциях. Так как ущерб был причинен самостоятельным ТС, который застрахован по ОСАГО в ООО «Росгосстрах-Северо-Запад», то имеет место как раз-таки страховой случай. Именно эта страховая компания должна осуществить выплату страхового возмещения.

Страховая практика, к слову, как раз и выработана таким образом, что за причинение вреда в результате ДТП, отвечает та страховая компания, у которой застраховано ТС, явившееся причиной причинения ущерба. И здесь вовсе не учитывается подчиненный характер движения прицепа.

ОАО «ВСК», в свою очередь, неправомерно указало на необходимость солидарной ответственности двух страховщиков. Солидарная ответственность возникает тогда, когда оговорена в договоре или в силу закона, и к данной ситуации это неприменимо.

По итогам рассмотрения ситуации отметим, что данное определение может нанести серьезный ущерб уже сложившейся судебной практике по страховым спорам, что в свою очередь негативно скажется на системе экономической защиты граждан. 


Смотрите также