Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Споры по осаго


в судебном порядке, досудебное урегулирование

По закону каждый владелец автотранспортного средства обязан заключить договор ОСАГО. Это обязательное страхование гражданской и правовой ответственности автовладельца. Такой полис позволяет застрахованному водителю возместить вред, нанесенный здоровью и жизни, а также здоровью пострадавших в результате аварии, виновником который стал обладатель страховки. При возникновении страховых случаев довольно часто возникают споры по ОСАГО. Это может быть связано с недобросовестностью страховиков, главной целью которых является получение максимальной прибыли. О том, как эти споры решаются, мы сейчас поговорим.

Способы урегулирования споров автовладельцев

Страховики, разбирающиеся в тонкостях страхования, уверены, что большинство застрахованных не разбираются в юридических моментах процесса взыскания компенсаций. Они надеются на то, что их действия останутся безнаказанными, к тому же суд довольно часто встает на их сторону. Между тем, юристы, знакомые с положениями страхового законодательства, способны решить все возникающие споры, а из-за их большого количества Верховный суд РФ принял 29.01.2015 г. пленум по ОСАГО, которым и руководствуются юристы.

Досудебное урегулирование споров

Если водитель, обладающий полисом ОСАГО, привлек к процессу профессиональных юристов, у него есть все шансы решить возникшие споры при помощи досудебного урегулирования.

В этом случае адвокат готовит претензию и направляет ее в адрес страховой компании. Претензионное требование оформляется в установленном порядке и заверяется подписью застрахованного лица.

Страховщики, получив такую претензию, как правило, не торопятся давать ответ, как положительный, так и отрицательный. Они найдут для этого массу причин, в виде необходимости проведения дополнительных проверок и экспертиз. Страховщики стараются затянуть расследование, рассчитывая на исковую давность, а она составляет 24 месяца. Если страховщики не собираются решать этот вопрос без вмешательства суда, юристы для решения вопроса по существу подготовят и направят в суд исковое заявление.

Это важно! Согласно положениям ст. №16.1 ФЗ-№40, обращению в суд должно предшествовать обращение в СК. Клиент в 5-дневный срок должен получить письменный ответ от страховиков, только после чего он может рассчитывать на начало судебного разбирательства.

Как решаются споры в суде

Учитывая частое нежелание страховщиков решать вопрос с выплатами «полюбовно», спорные вопросы вынуждены рассматриваться в судебном порядке. Довольно часто юристы в этих спорах упоминают положения 179-й статьи Гражданского кодекса, согласно которой все сделки, совершенные обманным путем или под угрозой могут быть признаны недействительными, но такое решение может принять только суд. Руководствуются участники процесса также 944-й статье Гражданского кодекса РФ, согласно ее положениям, автовладелец должен сообщить страховщикам обо всех обстоятельствах, вызвавших наступление страхового случая.

При заключении страхового договора должны также оговариваться финансовые вопросы, связанные с размерами убытков и суммами выплат. Подписывая договор, клиент должен знать, какие обстоятельства имею решающее значение. Если клиент утаил некоторые сведения (если они не утратили своего значения), страховая компания имеет все основания настаивать на расторжении договора.

Если клиенты не получают положенных выплат, а это может произойти в случае несвоевременном уведомлении страховщика или подачи неполного пакета, Фемида на стороне застрахованного. Суд обязует его проинформировать страховщиков, а также передать им полный пакет документов, содержащих полную информацию, включая данные о размере вреда. Согласно положениям 44-го пункта правил об обязательном страховании, лицо, претендующее на получение компенсации, должно представить такие документы:

Специалисты рекомендуют не затягивать ситуацию, а сообщать специалистов страховой компании о случившемся сразу. При получении всей необходимой документации ее также незамедлительно надо передать страховщикам. Только в этом случае можно рассчитывать на положительное решение вопроса со страховыми выплатами.

При вынесении решения суд учитывает такой важный показатель, как утраченная товарная стоимость ТС. Она учитывается вместе со стоимостью услуг специалистов, занимавшихся восстановлением автомобиля, включая стоимость запасных частей. Суд, таким образом, констатирует снижение потребительской стоимости авто, и отказать в законном требовании клиента страховой компании он не может. Возмещению также подлежат расходы на транспортировку транспортного средства эвакуатором, доставку пострадавших в медучреждение, хранение авто и другие расходы, связанные с ДТП, виновником в котором выступал застрахованный водитель.

Консультация юриста по решению страховых споров по ОСАГО

Хотите урегулировать спор по ОСАГО до суда? Узнать порядок действий и документы для судебных разбирательств? Ответы на эти и другие интересующие Вас вопросы можно получить у наших бесплатных консультантов, заполнив форму ниже.

Загрузка...

Споры по ОСАГО

При возникновении разного рода страховых ситуаций на дороге у страхователей часто возникают споры по ОСАГО с представителями страховых компаний. В чем причина появляющихся размолвок у недавно сотрудничающих сторон, подписавших страховой договор. Следует разобраться.

Страховые споры по ОСАГО

Наиболее частой причиной возникновения страховых споров, касающихся полиса ОСАГО является недобросовестный подход большинства страховых компаний, надеющихся подзаработать на некомпетентных страхователях. По мнению многих страховщиков, большая часть их клиентов не станет искать истину. На основании этого они уверены, что рядовому страхователю можно запросто «навешать лапши на уши», так как он не знает многих тонкостей страхового законодательства. К тому же вряд ли загруженные своими проблемами клиенты станут обращаться в суд для разбирательства со страховщиком в вопросах предоставления не выплаченной им страховки, хотя у них на руках был страховой полис.

Тем не менее, согласно данным статистики, большинство судебных дел клиентов со страховыми фирмами заканчиваются в пользу страхователей. Причиной этому являются положения действующего гражданского законодательства, защищающего права страхователей и регулирующего возникающие правоотношения в связи с выплатой компенсаций по страховке.

Учитывая основные положения действующей редакции страхового законодательства, опытные юристы могут «вывести на чистую воду» хитрых специалистов страховых компаний. При возникновении страховых случаев, касающихся полисов ОСАГО очень часто виноватой стороне приходится компенсировать положенные выплаты выигравшему участнику суда. По сравнению с договором добровольного страхования авто, при банкротстве страховщика можно написать в соответствующие организации, на плечах которых может оказаться обязанность выплачивания положенных компенсаций, обговоренных в договоре ОСАГО.

Очень часто, страховые споры по ОСАГО, можно разрешить с помощью досудебного урегулирования. Чтобы пойти этим путем, задействованные со стороны клиента юристы, подготавливают на основании законных норм претензионные требования и направляют их специалистам страховой фирмы. Под изложенными требованиями всегда ставится подпись обманутого страхователя.

Получив такую претензию, специалисты страховых фирм не торопятся с ответом, в том числе и отрицательным. Вначале они просто молчат, пытаясь ввести своего страхователя в состояние заблуждения. При этом они могут ссылаться на необходимость организации дополнительного вида проверки, по поводу деталей произошедшего. Стоит учитывать тот факт, что любой конфликт на почве страхового случая судебные органы рассматривают, учитывая исковую давность. Кстати, период исчисления исковой давности с момента возникновения страховой ситуации имеет продолжительность в два года.

Основываясь на судебной практике страховых компаний, опытные юристы способны взыскать положенные выплаты по компенсациям с нерадивых страховщиков в зале судебного заседания. Им также под силу заставить недобросовестного страховщика возместить своему клиенту положенную неустойку, начисленную в результате просрочки не предоставления положенных выплат согласно полиса ОСАГО. Страховой компании в таком случае придется оплатить и судебные расходы.

При решении всех возникающих спорных ситуаций на добровольной основе со страховщиком часто страхователь оставался в ущемленном положении. Привлечение к данным делам опытного юриста позволяет не только грамотно составить иск для судебного разбирательства, но и выиграть любой вид страхового спора, в том числе и касающегося полиса ОСАГО.

Досудебный порядок урегулирования спора ОСАГО

Если у вас возникли разного рода споры со страховой по ОСАГО, разрешить их можно и в досудебном порядке. В редакцию закона по ОСАГО недавно добавили новую статью, под номером 16.1.
В первом пункте этой статьи содержится условие, согласно которому уже в сентябре 2014 года, перед тем как обращаться в суд по спорам со страховой организацией, страхователю необходимо обратиться к представителям этой организации с письменным требованием о выплате положенных страховых компенсаций. Также можно обратиться с требованием к страховщику, содержащим прямую компенсацию убытков, предварительно приложив подтверждающие произведенные расходы бумаги.

Совет №1! Прежде чем подавать иск на страховщика в суд, следует обратиться к нему с таковым заявлением напрямую и потребовать предоставление положенных выплат. Данное условие закреплено на законодательном уровне.

На поступившее обращение со стороны страхователя специалисты страховой фирмы обязаны в течение пятидневного периода дать письменный ответ. Как только он придет на имя клиента, и того не будут устраивать его условия, вот только тогда можно нести исковое заявление в судебные инстанции.

Судебная практика по страховым спорам ОСАГО

Судебные споры по ОСАГО со страховыми компаниями очень часто рассматриваются в судах. На основании содержимого 179 статьи ГК нашей страны, любые сделки, совершенные под влиянием угроз, насилия, обманов и любого скрытого злого умысла могут быть признаны в ходе судебного заседания недействительными по исковому заявлению потерпевшей стороны.

Содержимое 944 статьи ГК гласит, что в процессе составления договора о страховании ОСАГО клиент должен осведомить страховую организацию об известных обстоятельствах, имеющих важное значение при определении вероятности возникновения страховой ситуации. Также должны быть обговорены размеры возможных убытков при возникновении страхового риска. Важными считаются обстоятельства, о которых представитель страховой организации обязательно должен сообщить своему клиенту при составлении договора страхования. При последующем выяснении факта, что на момент заключения договора страхования клиент специально утаил от своего страховщика важные детали, касающиеся застрахованного имущества, страховая компания может потребовать признание составленного документа на договорной основе недействительным. В тоже время, составленный договор страхования не может считаться недействительным, если обстоятельства, о которых умолчал клиент, уже утратили свое значение для дела.

Кроме того, 4 статья ФЗ «Об ОСАГО», от апреля 2002 года №40 гласит, что автовладельцы машин в обязательном порядке по условиям ФЗ должны застраховать возникновение риска собственной гражданской ответственности. Такая ситуация может возникнуть при причинении случайного ущерба имуществу, здоровью либо жизни других людей управляя транспортным средством. Страховать ответственность по полису ОСАГО необходимо автовладельцам любого исправного транспортного средства, участвующего в самостоятельном движении на дороге. Исключениями являются только ситуации, прописанные в 4 и 3 пунктах такой статьи. Как только у человека появляется право на владение собственным транспортом в не зависимости от способа его получения, на него возлагается и обязанность страхования своей гражданской ответственности.

В 10 статье данного закона сказано, что установленным сроком действия договора на предоставление услуг по обязательному страхованию является один год. Данное условие содержит некоторое исключение, касающееся ситуаций, в которых по действующему законодательству определена иная продолжительность действия договора.

24 пункт, содержащийся в Правилах по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев транспортного средства, говорит, что подтверждающей бумагой для осуществления обязательного страхования, служит заполненный бланк страхового полиса соответствующего образца. Не допускается наличие в таком бланке:

  • исправлений;
  • грамматических ошибок;
  • зачеркиваний;
  • иных неточностей.

Если в силу разного рода обстоятельств клиент случайно утратил такой полис, специалисты страховой организации обязаны выдать ему такой же (дубликат) абсолютно на бесплатной основе.

2 пункт 16 статьи закона «О защите прав потребителей» запрещает обусловливать покупку товаров одного вида с принудительным обязательством для покупателя покупать и сопутствующие для них услуги. Понесенные при этом покупателем убытки, нанесенные им при нарушении его прав на осуществление свободного выбора, положены к возмещению в полной мере либо продавцом, либо исполнителем.

В 168 статье ГК РФ сказано, что все виды сделок, не соответствующие законным условиям либо их правовым актам, являются недействительными. Вследствие того, что нет действующих законных положений, по которым бы возникала острая необходимость заключать договор на страхование по полису ОСАГО повторно, а понуждающие действия истца со стороны ответчика на заключение повторного договора не вписываются в нормы закона, суды первой инстанции признают такие договоры страхования недействительными. Значит, заключенные на их основании сделки также являются недействительными. К таким случаям относят:

  • штрафы;
  • возмещения морального вреда;
  • взыскание платежей по неустойкам;
  • возврат денег.

Если образовался спор со страховой компанией по ОСАГО, основанный на отказе страховой компании предоставлять пострадавшей стороне, положенные выплаты по страховке, то его мотивом может выступать:

  1. Причинение ущерба транспортным средством, не указанным в страховом договоре.
    В 1 статье ФЗ №40 «Об ОСАГО» говорится, что страховая организация должна произвести положенные выплаты компенсаций по страховке. Такие выплаты необходимо осуществлять при наступлении страхового случая. Данный закон определяет под понятием «страховой случай» начало гражданской ответственности автовладельца транспорта, причинившего некий вред имуществу, здоровью либо жизни человека, управляя своим автомобилем либо другим транспортным средством. В данном случае если у виновника ДТП на руках имелся действующий страховой полис, то на основании его потерпевшей стороне положена выплата со стороны страховой компании страховки.
    Очень часто, в качестве объекта обязательного страхования выступает и имущество, которое может быть подвержено приведению в негодное состояние из-за неправильного управления транспортным средством другого человека. При этом может быть причинен вред еще и человеческому здоровью или даже жизни. Данное условие работает на всей территории нашей страны.
    Выявленная судебная практика по страховым спорам ОСАГО констатирует, что судебным разбирательствам доверена огромная стопка дел, где истец требует от своей страховой компании предоставление положенной страховки в условиях возникновения страхового случая. В суде специалисты страховой организации часто опираются на тот факт, что причиненный человеку вред был нанесен транспортным средством, не прописанном в договоре страхования. Другими словами, страховщик считает, что страхователь желает выдать «желаемое за действительное», требуя страховку за авто, которое ничего не совершало.
    Все вышеуказанные основания признаны судебными инстанциями недействительными, поэтому данные отказы специалистами страховой фирмы в предоставлении положенных выплат страхователям являются незаконными. На основании этого и руководствуясь основными положениями 1 части 56 ст. ГПК РФ, вынесенные решения в ходе судебных заседаний считаются действительными.
  2. Принесение имущественного вреда. Также в данную категорию можно отнести причинения вреда жизни либо здоровью человека. Причем случаями таких ущербов не, всегда могут выступать события, относящиеся к страховым ситуациям.
    По 7 статье Правил по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев машин, принятых в мае 2003 года, сказано, что под понятием страховой случай определено признание наступления гражданской ответственности автовладельца транспорта в ситуации причинения им вреда имуществу, здоровью либо человеческой жизни потерпевших граждан. Причиной нанесенных увечий либо ущерба по-прежнему может выступать транспортное средство виновного лица. По договору обязательного страхования также полагается в таком случае потерпевшей стороне некоторая страховка от страховой организации виновника ДТП.

Помимо этого, 3 пункт 4 статьи ФЗ «Об ОСАГО» содержит полный список авто транспортных средств, чьи автовладельцы имеют право не застраховывать гражданскую ответственность.

Если владелец транспортного средства, которое по закону можно не страховать по гражданской ответственности попал в ДТП и стал его виновником, потерпевшим гражданам в этом случае не предусмотрено предоставление выплат от страховых компаний виновного лица. При таком раскладе дела в ходе судебного заседания выносится решение о наказании виновника аварии материальными выплатами. Величина таких выплат зависит от степени тяжести причиненного вреда потерпевшей стороне.

В некоторых случаях страховые организации отказывают своим клиентам в предоставлении положенных выплат при ДТП в результате:

  1. несвоевременного уведомления специалистов страховой организации о наступлении страховой ситуации;
  2. подачи не полного пакета необходимых документов на подтверждение страхового случая.

В таких случаях судебные органы, руководствуясь основными положениями ФЗ «Об ОСАГО» выносят положительное решение, только обязательно следует в такой ситуации сразу же поставить в известность представителей своей страховой компании. Помимо этого, в обязанности потерпевшей стороны входит и предоставление специалистам страховой компании полного пакета необходимых бумаг на подтверждение возникновения страхового случая. При этом также следует известить представителей страховой организации о полученном объеме и характере вреда, причиненного потерпевшим гражданам.

На основании 44 пункта Правил по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев транспорта, принятых в 2003 году 7 мая, потерпевшей стороне в день подачи написанного заявления о предоставлении положенной страховки, следует донести еще и такие документы:

  • справку о произошедшей аварии, взятую в ГИБДД;
  • извещение о ДТП;
  • ксерокопии протокола, где значится административное правонарушение;
  • постановление по административному правонарушению;
  • возможное определение по отказу в возбуждении данного дела.

Все эти бумаги необходимо при получении сразу же предоставить представителям страховой компании. Чем быстрее это произойдет, тем быстрее потерпевшая сторона получит от страховщика положенные выплаты.

Совет №2! Потерпевшей стороне в ДТП, следует как можно скорее осведомить о произошедшем специалистов страховой организации виновника аварии, а также после получения на руки всех необходимых бумаг предоставить их в соответствующую страховую компанию. Только в этом случае у пострадавших граждан есть реальные шансы получить полагающуюся им страховку.

Изучение судебных дел по вопросам выплат, показывает, что объектом судебного разбирательства в большинстве случаев были требования по взысканию страховых выплат, состоящих из цены на восстановительные ремонтные работы, а также утрату товарной стоимости. При вынесении судебного решения судья вместе с присяжными заседателями в первую очередь брал во внимание при начислении страховых выплат утрату товарной стоимости с имеющимся процентом износа транспорта.

Обзор действующего законодательства нашей страны показывает, что под понятием «утрата товарной стоимости» подразумевается уменьшение товарной цены имеющегося автотранспортного средства, по причине полученных преждевременно повреждений с вытекающим отсюда ухудшением внешних и рабочих качеств авто. В виду этого заметно снижается прочность и долговечность отдельных деталей транспортного средства.

Разрешение спорных ситуаций в суде, связанных с взысканием утраченной товарной стоимости транспортного средства, по действующему законодательству, сходилось к тому, что процент утраты товарной стоимости является реальным ущербом, так же, как и стоимость проведения ремонтных работ либо покупка автозапчастей. Причиной этому выступает снижение потребительской стоимости данного транспортного средства, что влечет за собой нарушение прав его автовладельца. Поэтому данные случаи не должны иметь отказ в предоставлении клиенту положенной величины страхового возмещения.

Из всего вышеизложенного следует заключить, что, если в требовании клиента указано взыскание с ответчика размера утерянной товарной стоимости автотранспортного средства, такое требование, подтвержденное при помощи экспертного заключения, должно быть учтено и удовлетворено.
ФЗ «Об ОСАГО» подпункт «б» 12 статьи говорит, что величиной подлежащего к возмещению ущерба в случае нанесения имущественного вреда потерпевшей стороны, рассчитывается суммой расходов, нужных для того чтобы привести испорченное имущество в подобающий вид.

Пункт 2.2 такой статьи гласит, что названными расходами, потраченными на приобретение автозапчастей и необходимых материалов, являются расходы на проведение необходимого вида ремонтных работ. Величина данных расходов рассчитывается, учитывая износ комплектующих агрегатов, узлов и деталей, которые необходимо заменить при текущем ремонте.

Пункт 60 Правил гласит, что в результате причинения имущественного вреда потерпевшей стороне на основании данных Правилам, возможно предоставление компенсационных выплат, суммой, соответствующей причиненному вреду. Данная сумма должна перечисляться страховой организацией виновника ДТП. Величина таких расходов должна покрывать оплату необходимого количества ремонтных работ, чтобы привести испорченное имущество в доаварийное состояние. Также страховая организация виноватого в ДТП гражданина должна покрыть сопутствующие расходы пострадавших граждан на:

  • услуги эвакуатора;
  • хранение поврежденного автотранспорта;
  • доставку потерпевших в больницы;
  • прочие расходы.

Предоставляемые документы обязательно должны содержать оплаченные квитанции и чеки, расходы на которые также положено возместить страховой организации виновной стороны. Если потерпевшая сторона выберет досудебный порядок урегулирования спора ОСАГО с представителями страховой организации, полагающиеся выплаты придут на ваш счет, как только в организацию будут поданы все необходимые документы.

Учитывать износ автозапчастей поврежденного автотранспортного средства следует на основании 15 статьи ГК РФ, так как она предполагает восстановление потерпевшей стороной своего права на приведение поврежденного имущества в прежний вид. В данном случае полностью исключается всякий намек на незаконное обогащение со стороны страхователя средствами страховой организации.

Оплата расходов на восстановительные работы поврежденного имущества составляется из среднего значения цен, установленных на территории конкретного региона. Кстати, в процессе определения размера расходов на восстановление испорченного имущества обязательно идет учет процента износа автозапчастей, деталей, агрегатов и узлов, которые используются в транспортном средстве.

Многие судебные решения по страховым спорам по ОСАГО, вынесенные в ходе длительных обсуждений, показывают использование условий материального права. Это позволяет определить величину нанесенного ущерба, а также произвести учет степени износа авточастей с другими важными деталями, используемыми при ремонтных работах.

Если требуется определить реальную величину нанесенного ущерба, тогда судебные органы на основании существующих положений законодательства, назначают проведение на транспортном средстве дополнительных независимых экспертиз.

Споры страховыми компаниями по ОСАГО и КАСКО

Обязательное и добровольное страхование ответственности автолюбителей работает в России уже несколько лет. Но споры между страховщиком и застрахованным лицом возникают довольно часто. Наиболее «популярная» причина их возникновения – это отказ в полной или частичной выплате компенсации при наступлении страхового случая.

Между сторонами сделки по страхованию должен быть заключен договор. Не имеет значения, медицинской страхование или автогражданской ответственности. По договору, у каждой стороны есть свои права и обязанности, которые должны выполняться и соблюдаться в полном объёме. Если этого не происходит, возникает разногласие.

Основные причины возникновения споров следующие:


  • отказ в выплате возмещения;
  • умышленное занижение суммы к выплате;
  • намеренное затягивание сроков.

Зачастую решить спор со страховой компанией можно только в судебном порядке. Хотя досудебный порядок также предусмотрен. Но страховые редко идут на компромисс, и заключить с ними мировое соглашение практически невозможно.

Прежде чем подписывать договор со СК, необходимо внимательно его перечитать. Важно, чтобы в нём не было прописано условий, позволяющих страховщикам самостоятельно признавать случай страховым. Если такой пункт будет, они смогут на законных основаниях отказать в выплате.

Есть и другие условия, при наличии которых СК может отказать в выплате. Это:


  • срок уведомления о произошедшем ДТП уже истёк, но у собственника автомобиля не было веских причин для его пропуска. Если причина уважительная (например, длительное пребывание в стационаре), то срок можно будет продлить в судебном порядке, а потом потребовать выплаты возмещения;
  • собственник ТС не предупредил страховщиков о том, что он сменил сигнализацию или другое оборудование, что привело к увеличению степени риска угона;
  • есть возможность доказать, что вред автомобилю был нанесён умышленно или стал итогом халатного отношения собственника. Основанием для таких заключений может стать акт, составленный инспектором ГИБДД,

Если причина отказа другая, то спор необходимо решать в судебном порядке.

Основной целью деятельности СК является коммерческая нажива, то есть, получение максимальной прибыли. Чем меньше выплата по полису, тем прибыль выше. По этой причине возмещение к выплате стараются занизить всеми возможными способами.

Причины, по которым страховые компании  уменьшают сумму к выплате в пользу собственника пострадавшего ТС, могут быть следующие:


  • намеренное и умышленное занижение. Если у владельца машины есть доказательства таких действий со стороны СК, то свои права нужно отстаивать в суде;
  • учёт степени износа заменяемых деталей в процессе ремонта пострадавшего авто. В договоре со страховой сказано, что в их обязанности входит восстановление ТС до того состояния, в котором оно было до ДТП. Но при ремонте старые детали меняются на новые. Отсюда возникает множество проблем, если необходимо произвести ремонт авто на базе автосервиса силами страховщиков;
  • утрата товарной стоимости. Верховный Суд РФ разъяснил страховым компаниям, что при наличии полиса ОСАГО они обязаны эту сумму возместить.

Если страховщики не идут на компромисс, и пытаются выплатить своему клиенту заниженную сумму, можно перемещать в суд для установления истины.

Соблюдать срок должны обе стороны. Владелец ТС должен вовремя подготовить документы для получения компенсаци

Споры по ОСАГО - страховые, судебные, досудебное урегулирование

Содержание статьи:

Водители страхуют свою гражданскую ответственность, чтобы чувствовать себя безопасней. Никто не может предусмотреть возможные аварийные ситуации на дороге, для чего и существует страхование. Между тем споры между участниками соглашения тоже привычны, как и ДТП. Страховщик и страхователь предъявляют претензии друг к другу по поводу неисполнения условий договора. Нередко страховые споры становятся поводом для судебных тяжб.

Почему возникают споры по ОСАГО

Наиболее часто претензии возникают со стороны владельца ТС. Это связано с попытками страховых компаний (СК) извлечь выгоду из соглашения всеми путями, порой незаконными. Страховщики пользуются юридической неграмотностью водителей, отсутствием опыта подобных споров. Имея штатных юристов, компании считают свои интересы максимально защищенными. Понятно, что справиться со слаженной командой недобросовестных страховщиков одному невозможно.

Отсутствие сведений и знаний приводит к тому, что подавляющее большинство водителей не вступает в судебный спор, заведомо считая свою позицию проигрышной. В борьбе интересов победит тот, кто выстроит правильную тактику и подготовит более доказательные аргументы. Не стоит позволять страховым организациям отклонять претензии граждан, имеющих полис и попавших в аварийную ситуацию. По статистике, большинство судебных споров разрешаются в пользу граждан.

При рассмотрении тяжбы, суды в первую очередь основываются на положениях гражданского кодекса и закона о защите прав потребителей (ЗЗПП). Приобретая за свои средства страховую услугу, люди рассчитывают на двухстороннее выполнение взятых обязательств. В суде придется указать в заявлении явные нарушения законодательства. Следует учесть, что при наличии юридической защиты шансы на скорое и положительное решение возрастают в разы.

Досудебное разрешение спора вполне возможно, если делом занимается адвокат. Страховые компании охотнее идут на мировое соглашение, если имеют дело с профессиональным юристом. Подобное поведение связано с тем, что выигравшая сторона получит право взыскать расходы на юридическое сопровождение и моральный ущерб. У страховых компаний большой опыт споров, сотрудники прекрасно умеют просчитывать риски, поэтому присутствие в деле юриста останавливает СК от недобросовестных поступков.

Если к моменту компенсации страховых покрытий компания прекратила свою деятельность, то граждане имеют право обратиться к РСА. Потребовать возмещения, имея на руках полис и доказательные документы, можно в различных ситуациях. С перечнем можно ознакомиться в законе об обязательном страховании гражданской ответственности. Поэтому необоснованный отказ от выплат можно обжаловать по значительному количеству поводов.

Разрешение спора по ОСАГО без вмешательства правосудия возможно при направлении претензии в адрес страховщика. Составить письменное заявление нужно в строгом формате, исключив эмоции и сравнения. Чем больше будет указано позиций, которые законодательно нарушены СК, тем больше шансов на получение положенной страховой компенсации без вмешательства суда. Излагая свою точку зрения, в письме следует указать, что следующим шагом станет подача судебного иска.

Начиная досудебные процедуры, нельзя забывать об исковой давности по страховым делам. Подать заявление к судопроизводству можно в течение двух лет, не позднее. Именно поэтому компании затягивают рассмотрение вопроса до суда, в надежде, что срок будет пропущен и в суд не возьмут дело. Несмотря на то, что существует законодательный срок ответа от юридических лиц, страховщики сначала просто не реагируют на претензию клиента.

Затем на каждый последующий призыв отвечают отписками или отрицательными отказами. Довольно часто отказы рассчитаны на отсутствие знаний у водителя и то, что он поверит полученному официальному ответу. Следует сохранить всю существующую переписку для последующего обращения в суд. Суды благосклонно относятся к истцам, которые всеми силами старались разрешить самостоятельно спор со страховщиком. Свои заявления и действия гражданам следует подкреплять предоставленными справками и документами.

Если СК затягивают дело, ссылаясь на требование дополнительных проверок, не стоит длительно ожидать компенсации. Рекомендуется проконсультироваться с юристом и подавать иск в суд. Очевидно, что отсутствие сдвигов и желания заплатить клиенту со стороны страховщика не следует принимать как должное. Суд разберется и накажет недобросовестного СК, быстро восстановив справедливость.

Суды завалены исками к страховым компаниям, не исполняющим в полной мере свои обязательства. Поэтому при грамотной подготовке к процессу, вопрос будет решен положительно и в краткие сроки. Страховщики прекрасно осознают незаконность своих действий в большинстве случаев, понимают, что придется выплатить неустойку по всем позициям. Поручив дело практикующему юристу по страховым спорам, владелец авто наверняка получит все, что гарантирует купленный полис.

Юристами наработана богатая практика по возмещению именно в случае ОСАГО. При столь крупных затратах на страхование, которые несет клиент, не получить гарантированную полисом защиту можно от многих СК. Восстановить справедливость можно по суду, воспользовавшись помощью юристов. Особое значение имеет обоснованность искового требования, грамотное составление процессуального документа порой оказывает значительную помощь в судебном рассмотрении.

Чтобы выиграть спор по ОСАГО, потребуется подготовить доказательную базу таким образом, чтобы у судьи не осталось сомнений в правоте истца. Поэтому подготовительный этап имеет решающее значение для защиты прав владельца автомобиля.

Досудебный порядок разрешения споров по ОСАГО

Закон позволяет проводить досудебную работу по разрешению споров ОСАГО в установленном порядке. В закон по страхованию внесен новый, дополнительную ст. 16. Согласно положениям статьи, перед обращением в суд необходимо постараться разрешить спор своими силами. Порядок претензионной работы строго определен и установлен. В стандартных ситуациях после наступления страхового случая, заинтересованное лицо обязано направить письменное уведомление своему страховщику.

Можно обратиться в компанию с подсчетом требуемых затрат или калькуляцией выполненных работ. В любом случае, начало работ по компенсации инициирует владелец полиса. Все заявления и требования должны быть подтверждены документами и справками, например, протоколом с места аварии. Без проведения самостоятельной работы до суда и попыток мирового соглашения с противной стороной нельзя подавать иск, что установлено на законодательном уровне.

Страховая организация имеет пять рабочих дней на реагирование. Если ответ отсутствует или не устроил заявителя, то после этого стоит подавать заявление в суд. Претензия, направленная в СК, должна иметь официальное подтверждение, например, послана заказным письмом с уведомлением. Можно лично принести уведомление в компанию и пройти регистрацию в канцелярии фирмы. Такое тщательное выполнение формальных действий поможет в случае судебного спора доказать свои действия.

Судебная практика по возмещению компенсации

Поскольку споры по ОСАГО довольно часты, то рекомендуется воспользоваться имеющимися практическими сведениями по подобным делам. Например, следует опираться на ст.179 ГК РФ, регламентирующую действия при обмане, вымогательстве и принуждении к подписанию регулирующих отношения документов. Эта статья подходит при обмане и уклонении страховщика от своих обязательств.

Злой умысел и преднамеренные действия, заведомо необоснованные со стороны СК, владельцу авто потребуется обосновать. Согласно ст.944 ГК, клиент должен быть уведомлен обо всех пунктах соглашения, получить письменные и устные комментарии к каждому пункту договора. Важную сторону соглашения, касающуюся финансовых взаимоотношений сторон, следует прописывать с особой тщательностью. Если какое-либо обстоятельство намеренно или иначе не отражено в договоре, то действовать следует по законодательным установкам.

Одновременно у клиента присутствуют обязательства перед фирмой. Например, если владелец машины скрыл важную информацию о состоянии своего ТС, то его претензии после аварии могут быть законно отклонены. Также могут быть не выплачены средства, если водитель или владелец машины были в нетрезвом состоянии в момент происшествия. Эти и подобные факты следует обязательно учесть, перед тем как обратиться в суд.

Претензии водителя суд примет, даже если он не предоставил исчерпывающую информацию об автомобиле. Это возможно только тогда, когда факты утратили свое значение для рассмотрения вопроса. При этом нельзя забывать, что согласно положениям закона об ОСАГО владельцы авто обязаны застраховать свою гражданскую ответственность. Выезжая на дорогу и начиная движение, гражданин обязан иметь полис, иначе при наступлении аварии возникают значительные риски.

Обязанность иметь полис при управлении автомобилем возникает с момента приобретения прав на движимое имущество. Не имеет значения, каким образом гражданин стал собственником, оформить полис он обязан одновременно с получением свидетельства на автомобиль. Эти правила знакомы всем водителям, но нарушают их повсеместно.

Согласно ст.10 закона об ОСАГО, действие договора максимально распространяется на один год, если нет определенных исключений. Правила строго регламентируют все возникающие ситуации, касающиеся приобретения и использования полиса обязательного страхования гражданской ответственности водителя.

Например, ст.24 говорит, что все взаимоотношения сторон при заключении договора страхования должны быть отражены в официальном соглашении и отражение имеют в виде полиса. Полис всегда должен быть в наличии при управлении авто, отсутствие полиса при проверке приводит к административному штрафу. Заполненный сотрудником компании бланк не должен содержать исправлений, грамматических ошибок или несовпадений с личными сведениями страхователя.

Обнаружение допущенных опечаток и описок требует немедленной замены на дубликат за тем же номером. Так же следует поступать при утере полиса, причем операции эти не требуют оплаты со стороны клиента. Делается замена по заявлению и личному посещению офиса страховой фирмы. Если компания отказывается выдать дубликат или выдвигает встречные материальные требования, то можно пожаловаться на действия страховщика в РСА, предоставив доказательства своего заявления.

Очень важно, что ст.16 ЗЗПП указывает, что продажа услуги не должна быть связана с навязыванием дополнительных услуг. Если клиенту предлагают приобрести полис ОСАГО вместе со страхованием по другим программам, то это прямое нарушение закона. На такую фирму можно заявить в прокуратуру, РСА или другие надзорные органы. Наказание в такой ситуации будет суровым, вплоть до лишения лицензии на работы.

Ст.168 ГК регламентирует, что все неточности и отступления от закона при подписании страхового договора делают соглашение не действительным. Страховое соглашение теряет свою юридическую значимость, если противоречит правилам составления и исполнения. При этом наказание несет страховая компания, предложившая данный вариант договора. Признание судом договора нелегитимным может привести к дальнейшим осложнениям для истца.

По незаконному договору нельзя взыскать:

  • штраф;
  • неустойки и пени по задержкам платежей;
  • моральный ущерб владельца полиса;
  • возврата материальных средств.

Довольно часто, на практике полис является настоящим, но компания отказывается выполнять свои обязательства, мотивируя свои действия следующими пояснениями.

Причинение третьим лицам ущерба через транспортное средство, не указанное в соглашении. По правилам, если у виновного в аварии собственника авто есть страховка ОСАГО, то пострадавшая сторона получит положенное возмещение. При этом может рассматриваться ущерб технике, имуществу внутри машины или здоровью участников происшествия. Для того, чтобы не выплачивать компенсацию, СК стараются оспорить виновность своего клиента.

Другими словами, страхователь будет стараться доказать, что в аварии виновны другие участники и ответственность клиента не подлежит компенсации. Доказывая, что гражданин требует выплату за авто, не виновное в аварии, страховщики тем самым уходят от ответственности по договору. Согласно ГПК, ст.56, судебные решения обязывают ответчиков исполнять постановление в полной мере, поэтому владельцу потребуется доказывать обязанность страховщика признать виновность, и погасить возмещение потерпевшей стороне.

Причинение вреда здоровью, угроза жизни или имущественный ущерб не всегда бывают указаны в страховом полисе. Поскольку фактические ситуации невозможно предусмотреть полностью в договоре, то споры и конфликты по признанию ситуации страховым случаем решаются в суде. Если суд признает причиной ущерба действия застрахованного лица при движении автомобиля, то независимо от наличия упоминания в договоре, такая ситуация будет оплачиваться для пострадавшего.

Закон об ОСАГО перечисляет некоторые транспортные средства, на которые разрешается не оформлять ОСАГО, ст. 4. Если незастрахованное должным образом ТС попадают в аварию, то расчет между участниками производится по мирному договору или через судебное рассмотрение. Претензии направляются непосредственно к установленному виновнику ДТП, который не имеет ОСАГО.

Суд в таком случае руководствуется предоставленными актами экспертиз и заявленными претензиями потерпевшего. При этом важное значение имеет наличие у истца полиса ОСАГО. Если он застрахован, то досудебная работа или судебное рассмотрение проводится с участием страховщика. Такие процессы, где отсутствует страхование у одной или обеих сторон, имеют затяжной характер и проходят сложно.

Дело в том, что суд выносит постановление о материальном взыскании с виновного, но исполнительное производство не исполняется. Ответчик в лице гражданина порой не имеет средств и возможностей выплачивать нанесенный убыток. Именно поэтому гораздо выгодней иметь страховой полис ОСАГО, что в идеале освобождает человека от лишних хлопот при неприятных ситуациях на дороге.

Страховая компания устанавливает размер компенсации в связи с тяжестью содеянного. Не всегда средств бывает достаточно для полного покрытия ущерба. Разницу по гражданскому иску потерпевшего виновный обязан возместить самостоятельно из своих средств. Очень часто страховщик занижает размер страховой выплаты, необходимой для ремонта и восстановления техники. Опять же потребуется отстоять свои интересы с доказательствами в суде, предварительно выслав претензию компании.

Причинами обоснованного отказа от страховой компании являются следующие обстоятельства:

  • несвоевременное обращение при возникновении страховой ситуации;
  • неполные или спорные доказательства и документы по произошедшему событию.

Очень тщательно следует отнестись к сбору и оформлению документов, в том числе протоколов события и калькуляции произведенного или необходимого ремонта. Следует понимать, что любая оплошность, совершенная клиентом, может стать поводом для отказа в платежах. С другой стороны, существуют подложные документы, по которым клиенты пытаются получить незаконную прибыль. Инсценируются аварии, поломки и подаются требования на возмещение ущерба.

Пакет документов рекомендуется предъявить для проверки независимому юристу, прислушаться к его рекомендациям. Гораздо предпочтительней предварительно оценить все риски, чем получить отрицательное решение в суде.

В пакет документов, который установлен правилами по ОСАГО, должны входить следующие справки и подтверждения:

  • стандартное извещение по ДТП;
  • справка из ГИБДД;
  • протокол об административном правонарушении;
  • отказ в возбуждении данного дела, открытии производства.

Заказать и получить данные справки следует оперативно, не откладывая в дальний ящик. Весь пакет предоставляется страховщику, если получены замечания по заполнению или фактическому материалу, то придется решить вопрос на стадии досудебного рассмотрения. От качества и грамотности протоколов и справок зависит отношение страховой компании к вопросу о выплатах по полису. Получить средства по страховке ОСАГО можно будет только после того, как сотрудники проверят все бумаги и примут их к исполнению.

Потерпевшей стороне также не стоит задерживать процедуру оформления. После заявления и предоставления данных своему страховщику, компании должны провести дальнейшую работу самостоятельно. Иногда пострадавшей стороне приходится приложить максимум усилий, собрать доказательства, чтобы получить возмещение убытка со страховой фирмы виновного. Иногда пострадавшей стороне приходится заниматься двумя процессами одновременно: взыскивать средства по ОСАГО и подавать иск по возмещению сверх оплаты полиса.

Судебная практика подтверждает, что наибольшее количество исков связаны с претензиями по размеру средств на ремонт и потере товарной стоимости объекта. Заседание проводится при участии противных сторон, суд определяет размер потерянной товарной стоимости в соответствии с процентом износа техники. Все эти показатели определяются актами независимой экспертизы. Порой суд требует провести несколько экспертных исследований по разным направлениям, выслушивает мнение специалистов.

Особенно спорными являются процессы по возмещению ущерба за дорогостоящие автомобили, которые потеряли свою товарную цену. Стороны приводят свои аргументы, стараясь подтвердить понесенные расходы и взыскать со страховой фирмы компенсацию.

Споры по потере товарной стоимости ТС

Законодательно установлено само понятие “утрата товарной стоимости”. Споры по оценке УТС бывают связаны со значительными средствами. Ведь порой ходовые качества и внешний вид автомобиля страдают после ДТП значительно. Даже после качественного ремонта машина значительно теряет в цене и встает вопрос о том, кто обязан возместить ущерб и в каком размере. Не стоит забывать о снижении прочности машины и надежности для водителя после аварии.

Особое значение в судебной практике получило то обстоятельство, что утрата товарной стоимости признается наравне с подтверждением стоимости ремонта или покупки комплектующих. Оценку производят специалисты оценочных организаций, обладающих лицензией на подобные работы. Когда речь идет об УТС, дело редко обходится без суда. Доказать документально понесенный ущерб и взыскать достаточную сумму может специалист, имеющий опыт судебных процессов.

Потребуется доказать, что снижение потребительской стоимости машины является прямым убытком для владельца. Такая утрата потребительских свойств также взыскивается со страховой компании, суды удовлетворяют подобные иски. Положенное возмещение от страховщика виновной стороны может быть получено до суда, но на практике такое согласие встречается крайне редко.

Именно ст.12 закона об ОСАГО устанавливает, что потеря товарной стоимости является страховым случаем. Законом определено, что за счет страхования ОСАГО автомобиль пострадавшего должен быть приведен в надлежащий вид. Если страховых сумм недостаточно, то доплачивать придется самому виновному. Величина расходов на приобретение запчастей и работы сервисных служб учитывается с учетом износа техники.

Владельцу пострадавшего автомобиля производится ремонт или переводятся средства согласно утвержденной калькуляции. Кроме основных затрат, страховая компания обязана погасить затраты на:

  • эвакуацию с места происшествия;
  • хранение на штрафной стоянке;
  • транспортировку людей в больницы и другие сопутствующие затраты.

Все произведенные затраты на ремонт должны подтверждаться платежными документами, квитанциями и оплаченными счетами за ремонт. Если пострадавшая сторона выберет досудебный путь решения проблемы и согласится со страховой суммой, то средства переводятся на указанный банковский счет.

Почему страховая компания не платит по ОСАГО?

Нужна помощь юриста?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!

Споры со страховыми компаниями по ОСАГО

Львиная доля споров со страховыми компаниями по ОСАГО вызвана отказом выплачивать страховое возмещение. Одна из причин – невозможность осмотра пострадавшего авто. Страховщики утверждают, что водители уклоняются от осмотра, а потому невозможно установить факт страхового случая.

Но такой аргумент работает только если СК сделала все для организации такого осмотра, в том числе в письменном виде уведомила пострадавшую сторону и может подтвердить это документально. Если же доказательств такого уведомления нет, пострадавший считается неуведомленным. А значит, отказывать ему в выплате страховки нельзя, считает Верховный суд (Определение № 9-КГ17-12 от 31.10.2017).

Страховщик не может диктовать условия осмотра авто пострадавшего

Если в результате ДТП автомобиль пострадал настолько, что эксплуатировать его нельзя, страховщик должен в течение 5 дней организовать осмотр на территории пострадавшего. К такому выводу пришел Верховный суд в своем Определении №77-КГ17-25 от 31.10.2017.

Даже если страховая компания неоднократно вызывает на осмотр и приглашает водителя для согласования его даты, тот вправе игнорировать такие письма и провести независимую экспертизу самостоятельно. Вызывать и оплачивать эвакуатор пострадавший не обязан! А если досудебный порядок спора по ОСАГО не дал результата, и страховая отказалась платить – обращайтесь в суд.

Читайте также

Задержка рейса: как поесть и выспаться за счет авиакомпании

Расчет ущерба по справочникам РСА необоснованно занижает страховые выплаты

Пожалуй, самый крупный сегмент страховых споров по ОСАГО – это споры, связанные с заниженной суммой возмещения. Размер ущерба, с которым обычно соглашается страховая компания, на 30-50% ниже реального. Если водителя это не устраивает, он проводит независимую экспертизу. Но экспертное заключение не всегда “козырь” даже для суда.

Теперь же есть новый аргумент в пользу пострадавших. Дело в том, что страховщики при расчете сумм ущерба руководствуются справочниками РСА, а в них суммы ниже рыночных.

Цены в справочниках РСА существенно ниже цен, сложившихся на рынке. А это, по мнению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, ведет к экономически необоснованному занижению страховых выплат (Определение № 306-КГ17-17947 от 16.03.2018). В связи с этим размер ущерба, рассчитанный страховой, должен быть пересмотрен.

Страховая возместит все расходы, а не только ущерб

Если страховщик доказывает вам, что он должен возместить вам только ущерб имуществу и здоровью, знайте, что это откровенная ложь. Его обязанность – компенсировать не только восстановительные, но и иные расходы, вызванные попаданием в ДТП (п. 36 Постановления Пленума ВС РФ № 58 от 26.12.2017). Так, поводом для претензии, а затем и судебного урегулирования спора по ОСАГО, однозначно станет отказ в возмещении расходов на:

Читайте также

В поисках сокровищ: как отличить клад от закладки
  • эвакуацию и хранение поврежденного транспортного средства и иного имущества;
  • транспортировку пострадавшего в больницу, иные транспортные расходы;
  • восстановление дорожной инфраструктуры, ограждений, оборудования АЗС;
  • восстановление пострадавшей недвижимости;
  • вызов аварийного комиссара;
  • доставку строительных материалов для проведения восстановительных работ и так далее.

Неверные сведения в договоре – виноват страховщик

Отказ в страховом возмещении, обоснованный неверными сведениями в договоре страхования, обычно считается бесперспективным в части оспаривания. Но судебная практика по Закону “Об ОСАГО” показывает обратное. Пример – Определение ВС РФ № 34-КП7-8 от 03.10.2017.

В рассматриваемом случае страховщик был намерен признать недействительным договор автогражданки, ссылаясь на то, что страхователь при его заключении умышленно сообщила страховщику ложные сведения о месте предполагаемого использования ТС. Вместо Мурманской была указана Ленинградская область. Но для Верховного суда это не стало аргументом.

СК, как профессиональный представитель рынка, сама должна была уточнять достоверность полученных от клиента сведений. А так как страховая не смогла доказать, что клиентка хотела умышленно ввести ее в заблуждение, в признании договора недействительным было отказано.

Неустойка – на всю сумму возмещения

Неустойка за просрочку сроков выплаты страхового возмещения должна начисляться не только на сумму восстановительного ремонта, но и на иные расходы. Как отмечается в п. 25 Обзора практики рассмотрения дел судами дел, связанных с ОСАГО (утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2016), суды, при рассмотрении споров по договору страхования, выплачивают неустойку без учета расходов на эвакуацию и прочих затрат водителя. Такой подход не обоснован – неустойка подлежит начислению на все расходы, которые вызваны ДТП.

Повреждения при ремонте чреваты неустойкой и моральным ущербом

Ответственность за качество выполненного восстановительного ремонта в рамках страхового возмещения само собой возлагается на страховщика. Но если в результате ремонтных работ автомобилю причинен ущерб, решение спора по ОСАГО переходит в плоскость защиты прав потребителей.

К такому выводу пришел Верховный суд в Определении по делу № 78-КГ 17-83 от 14.11.2017. Это значит, что пострадавший водитель вправе требовать от страховщика не только устранения причиненного вреда, но и выплаты неустойки, предусмотренной ст. 23 ФЗ “О защите прав потребителей”, а также компенсации морального вреда.

Утрата товарной стоимости также подлежит возмещению

Представьте, вы попали в ДТП на новом автомобиле, которому год-два. Страховщик, конечно, восстановит автомобиль, но новым он не будет уже никогда. Клеймо «битого» ТС останется с ним до конца дней, продать его по цене, равнозначной цене до ДТП уже не удастся. Это – утрата товарной стоимости. Она проявится только при продаже авто в будущем, но это не значит, что ее не нужно возмещать – судебная практика по ДТП по ОСАГО на стороне пострадавших.

Как в своем определении по делу № 59-КГ 16-9 от 19.07.2016 указал ВС РФ, утрату товарной стоимости необходимо относить к реальному ущербу. Он выражается в уменьшении стоимости ТС, вызванным ухудшением его товарного вида, эксплуатационных качеств, снижении прочности и долговечности (п. 37 Постановления Пленума ВС РФ № 58 от 26.12.2017).Потребовать возмещения товарной стоимости можно у страховщика, а если страховой суммы недостаточно для ее покрытия – у причинителя вреда.

Резюме

Безусловно, выше рассмотрены далеко не все примеры положительных судебных решений – невозможно объять необъятное. Но описанная практика является показательной, а многие вопросы, рассмотренные Верховным судом, на первый взгляд (как и по мнению нижестоящих инстанций) могли показаться бесперспективными. Это конкретные случаи, когда упорство в отстаивании своих прав дает позитивный результат. Берите пример!

Страховые споры по ОСАГО в Москве

Потерпевший вправе требовать с виновника ДТП возмещения вреда в размере, превышающем выплату по ОСАГО, при условии предоставления надлежащих доказательств того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.

Страховые споры по ОСАГО

Страховые споры по ОСАГО это споры в силу недобросовестности страховых компаний, нарушающие закон и страховании, пытающиеся уйти от ответственности и обязательств, ввиду того, что многие владельцы транспортных средств мыслят в сторону правового нигилизма, поэтому не станут защищать свои права выгодоприобретателя и не будут обращаться в суд с исковым заявлением о взыскании страхового возмещения по полису обязательного страхования

Споров по ОСАГО будет меньше — журнал За рулем

Верховный суд РФ подготовил разъяснения по спорам относительно выплат по ОСАГО. В частности, страховщиков обязали возмещать ущерб, даже если виновник аварии не вписан в полис ОСАГО или брокер еще не перечислил деньги за полис, а к ущербу отнесена и утрата товарной стоимости автомобиля. Изменения в законодательстве призваны сократить количество судебных исков.

Untitled-1

Разъяснение относится к применению судами поправок в законодательстве об ОСАГО. Напомню, что Центральный банк России утвердил Правила ОСАГО и единую методику определения стоимости восстановительного ремонта (ЗР, 2015, № 2). С ее принятием будет сведено к минимуму количество разногласий по выплатам, а следовательно, и поводов для судебных претензий.

Материалы по теме

Отныне юридически закреплено, что страховая компания обязана выплатить возмещение ущерба, даже если виновник аварии не вписан в полис ОСАГО. Если страховой агент или брокер не перечислил страховщику деньги за проданный полис ОСАГО, отказать на этом основании в выплате также нельзя.

Общий срок для обращения в суд с исковыми требованиями к страховой компании составляет три года. Верховный суд разъяснил, что несоблюдение претензионного порядка является основанием для возврата искового заявления.

С сентября прошлого года перед обращением в суд необходимо в обязательном порядке обратиться с досудебной претензией в страховую компанию. Это требование увеличивает срок рассмотрения дела как минимум на месяц.

Чтобы обратиться с претензией, нужно получить заключение независимого эксперта. Независимая экспертиза также рассчитывается по единой методике.

По заявлению потерпевшего страховая компания определяет по единой методике размер восстановительного ремонта. Методика обязательна для всех — и для страховщиков, и для независимых экспертов, и для судов. Ранее размер ущерба определялся по различным правилам, что приводило к существенной разнице в подсчетах. Конечно, разногласия невозможно исключить полностью. К примеру, они могут возникнуть при определении работ, необходимых для восстановления автомобиля.

Untitled-3

Кроме этого, Верховный суд постановил, что к реальному ущербу в рамках ОСАГО отнесена и утрата товарной стоимости (УТС) — преждевременное ухудшение внешнего вида и эксплуатационных качеств автомобиля. Соответствующая сумма будет рассчитываться независимыми экспертами по применявшимся ранее методикам. Прежде суды не взыскивали со страховых компаний компенсацию УТС в рамках ОСАГО, а теперь будут.

Страховая компания обязана выплатить возмещение в течение 20 рабочих дней. Если этот срок не соблюден, со страховщика можно взыскать неустойку в размере 1% суммы ущерба за каждый день просрочки. При этом сумма неустойки не может превышать размер ущерба.

187–2

Недобросовестному потерпевшему может быть отказано в удовлетворении некоторых требований, если он злоупотребляет своими правами. Например, не получится взыскать неустойку в случае несвоевременной выплаты, если потерпевший просил в претензии доплатить недостающую сумму, а реквизиты для перечисления денежных средств не сообщил. В этом случае суд посчитает, что потерпевший сам препятствовал исполнению обязательств страховой компанией.

Страховые споры по ОСАГО, как подготовиться и выиграть

Как эффективно разрешить страховой спор в свою пользу на законных основаниях?

Споры со страховыми компаниями по ОСАГО возникают тогда, когда страховая компания занижает сумму возмещения ущерба, отказывается выплачивать деньги или нарушает сроки выплаты. Эти же итоги рассмотрения страхового дела можно назвать причинами возникновения спорной ситуации.

Действия после возникновения страхового спора могут быть различными: кто-то будет готов принять любое решение страхователя и, по сути, смириться с процессом и последствиями рассмотрения страхового случая, а кто-то наоборот – готов отстаивать свои права и интересы в суде, убеждать страховую компанию в правоте своей позиции, добиваться желаемого результата разбирательств.

Давайте рассмотрим типичные ситуации, когда нужно доказывать правильность своей точки зрения для страховой компании (далее СК, страхователь) посредством рассмотрения страховых споров по ОСАГО (обязательном страховании автогражданской ответственности) в суде.

Причины возникновения страховых споров:

  • СК умышленно задерживает выплаты по возмещению ущерба;
  • СК намеренно занижает размеры страховых выплат;
  • СК подает судебный иск на клиента и возникает сложная ситуация, которая требует времени и ресурсов для разбирательств;
  • СК обанкротилась и клиент вынужден решать вопрос в изменившихся условиях;
  • СК расторгает договор страхования без весомых причин, с нечеткой аргументацией и приводя невнятные доводы;
  • СК отказывается оформлять страховой случай, не принимает документы, приводит причины для оправданности подобных действий;
  • СК отказывает в выплате, ссылаясь на пункты договора или другие аспекты оформления и рассмотрения страхового случая;
  • Имеют место другие нарушения закона.

Важно! Можно принять любое решение СК и дальше действовать в рамках своего опыта и готовности добиваться выплаты в адекватном размере и в адекватный срок. Но при этом большинство заключений страховой компании можно уверенно оспаривать на законных основаниях и добиваться положительного решения возникшего страхового спора. Позвоните нам – вы быстро и бесплатно узнаете перспективы вашего вопроса.

В каких случаях следует обращаться в суд?

Вас не устраивает решение страховой компании? Позвоните нам и узнайте перспективы вашего дела. Вы ничего не теряете – в большинстве случаев мы работаем за процент от полученных со страховой компании денег. Если мы положительно оцениваем перспективы выигрыша в деле:

  • оформляем и подаем все документы;
  • ходим в суд;
  • проведем взыскание денег со страховой компании.

Вы получаете деньги практически без усилий с вашей стороны, не теряете время на оформление и сбор документов, разбирательства. Все возникающие сложности – наша эффективная работа на результат.

Вы обращаетесь к нам и мы решаем страховой спор в вашу пользу. Большинство спорных ситуаций по ОСАГО решаются в досудебном порядке – настолько грамотно и эффективно наш автоюрист взаимодействует со страховой компанией.
Стоимость услуг в таблице:

Услуга Стоимость при заключении договора, руб Стоимость без договора, руб
Написание претензии 0 3000
Подача претензии 0 1000
Запрос и получение актов после претензии 0 1000
написание Иска 0 5000
Подача искового заявления 0 1000
Посещение судебного заседания 0 5000
Получение исполнительного листа 0 1000
Написание заявления на изготовление исполнительного листа 0 500
Подача исполнительного листа 0 1000

Страховой спор – это конфликтная ситуация и всегда можно найти оптимальное решение с минимальными затратами времени, усилий и денег. Обращение к профессиональному автоюристу упрощает процедуру разрешения конфликта по и часто приводит исключительно к оптимальному результату – вы получаете компенсацию в полном размере: не нарушая закон, не оформляя огромное количество заключений, актов и пр. документов и не взаимодействуя с судом лично.

Посмотрите видео о таком случае:

Мы выиграем ваше дело: профессионализм, огромный опыт, грамотность, гибкость, заинтересованность, эффективность – можно очень долго перечислять качества наших автоюристов и высокие стандарты нашей компании.

Итог всегда один – вам не нужно решать множество вопросов в конфликте со страховой – все сложные аспекты решаем мы, а вы получаете максимальную страховую выплату на законных основаниях и в разумные сроки.

Споры по ОСАГО

Нередко у водителей возникают проблемы с получением страховой выплаты по полису ОСАГО. Практика наших юристов показывает, что в 80% случаев в этом виноваты именно страховые компании, которые неправомерно затягивают сроки осуществления страховых выплат или вообще отказывают в выплате страхового возмещения.

Большинство из этих неправомерных решений можно оспорить в судебном порядке. При этом со страховой компании взыскивается не только сумма страхового возмещения, но и все судебные издержки, включая расходы на юриста и проценты за просрочку осуществления самой выплаты страхового возмещения.

Наиболее частые ситуации, которые успешно решают наши юристы:

  1. Страховая компания нарушает срок осуществления страховой выплаты. Напомним, что по Закону об ОСАГО, выплата страхового возмещения должна производиться в течение 20 дней с момента подачи полного комплекта документов. В случае нарушения указанного срока, Законом предусмотрена обязанность страховщика выплатить Вам неустойку.
  2. Чаще всего страховщики занижают сумму выплаты путем направления к своим «независимым» экспертам. В соответствии с законодательством РФ, потерпевший вправе повторно организовать независимую техническую экспертизу (т.е. произвести оценку ущерба), с привлечением другой экспертной организации. У юристов нашей компании есть достойная база выигранных дел по вопросу возмещения реального размера выплаты страхового возмещения!
  3. Страховая компания отказывает в выплате страхового возмещения на основании заключения транспортно-трасологической экспертизы, подтверждающего получение повреждений на Вашем автомобиле в результате другой, не заявленной Вами аварии. Мы знаем, как убедить суд принять к рассмотрению документы ГИБДД, а не заключение эксперта!
  4. В случае серьезных повреждений Вашего автомобиля, когда стоимость ремонта превышает стоимость Вашего авто до аварии (т.н. «тотальная гибель») Страховщик обычно вычитает из размера страховой выплаты стоимость «годных остатков», существенно завышая их стоимость, а так же занижает стоимость Вашего доаварийного автомобиля. Если у Вас такая ситуация возникла - звоните нашим юристам!
  5. Когда страховая компания отказывает в страховой выплате по тем основаниям, что, якобы, отсутствуют сведения о наличии полиса ОСАГО у виновника ДТП. Чаще всего такой мотив отказа является несостоятельным. И в таких ситуациях мы готовы помочь Вам добиться полноразмерной выплаты страхового возмещения!
  6. Ни один из страховщиков не включает в размер страхового возмещения утрату товарной стоимости Вашего автомобиля (напомним УТС - учитывается, если автомобиль иностранного производства не старше 5 лет, а российского производства не старше 3 лет, и величина его износа не превышает 40 %). Мы знаем как «уговорить» страховщика возместить вам данные расходы!

Чем быстрее вы обратитесь за помощью к нашему специалисту, тем раньше вы сможете получить свои деньги и восстановить поврежденный автомобиль!


Смотрите также