Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Свободные тарифы по осаго


Тарифы ОСАГО хотят дать на откуп страховым компаниям — журнал За рулем

ЦБ РФ начал подготовку плана перехода на свободный тариф ОСАГО. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина встретилась со страховщиками и дала согласие на либерализацию тарифа ОСАГО.

Prices for mandatory vehicle insurance to increase by 40–60%

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина дала добро на постепенный переход к свободному тарифу ОСАГО, сообщает ТАСС. Это означает, что тариф не будет спускаться сверху Центробанком, а каждый страховщик сможет устанавливать его самостоятельно. В результате страховые компании будут конкурировать между собой. Пока неясно, сколько времени потребует переход к свободному тарифу, но по заверению главы Российского союза автостраховщиков, теоретически это можно сделать за три дня.

Зампред Центробанка Владимир Чистюхин, занимающийся вопросами страхования, ранее отмечал, что Россия должна двигаться к свободному тарифу в страховании. Правда, чтобы перейти к новой модели тарификации в ОСАГО, нужно выполнить ряд условий, которые сбалансируют интересы страховщиков и потребителей. Для этого нужно устранить главные проблемы страхового рынка, такие как страховое мошенничество, проблемы судебной системы и автоюристов. Также необходимо устранить проблемы некачественного оказания услуг со стороны страховых компаний. Пока все это не удастся урегулировать, говорить о переходе к свободным тарифам преждевременно.

Руководитель управления автострахования компании Страховые брокеры «АСТ» Карапетян Каро отмечает в связи с этим, что первым шагом к процессу либерализации рынка ОСАГО в России стало установление тарифного коридора, в рамках которого страховые компании могут конкурировать между собой ценой. Полная либерализация возможна лишь при существенном сокращении игроков на рынке ОСАГО. В противном случае пострадает качество услуги, так как небольшие компании будут готовы на демпинг для получения клиентов, в результате которого экономически не смогут предоставлять необходимый уровень сервиса и производить выплаты по страховым случаям.

Впрочем, есть и другая точка зрения: страховые компании могут сговориться и установить выгодные для себя тарифы, в результате чего стоимость полиса не уменьшится, а, напротив, вырастет. Таким образом, прежде чем пускать тариф ОСАГО в свободное плавание, нужно тщательно взвесить все за и против.

  • В марте 2015-го ЦБ объявил о новом повышении тарифов ОСАГО, которые вступили в силу с 12 апреля. Тарифы выросли на 40%.
  • Новые тарифы по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) вступили в силу 1 октября 2014 года. Тарифы были повышены на 30%.
  • В июне 2014 года Всероссийский союз страховщиков (ВСС) обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой ускорить процесс принятия поправок в Закон об ОСАГО.

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

«Свободный тариф — это будущее ОСАГО» — Рамблер/новости

Проблемы рынка ОСАГО касаются всех автовладельцев. В некоторых регионах сложно купить полисы, тарифы кажутся гражданам слишком высокими, а страховщикам — слишком низкими. О возможных путях решения накопившихся проблем «Лента.ру» побеседовала с заместителем председателя Банка России Владимиром Чистюхиным.

«Лента.ру»: Владимир Викторович, Центробанк давно бьется за доступность полисов ОСАГО. И все-таки до сих пор в ряде регионов полис купить трудно. Почему?

Чистюхин: Страхование — это бизнес, а страховые компании — не организации социальной помощи. Там, где они оказывают какую-то услугу, они хотят получить прибыль. К сожалению, есть ряд регионов, где у них не прибыль, а убыток (Юг России, Челябинск, Мурманск и другие). Причиной этого страховщики часто называют плохую работу автоюристов, из-за которых они вынуждены делать чрезмерные выплаты, однако в некоторых ситуациях налицо и нерациональные бизнес-модели самих компаний.

Так или иначе, если в каком-то регионе по возмещениям приходится выплачивать больше, чем поступило в качестве страховых премий, вести бизнес становится невыгодно.

Если бы страхование ответственности автовладельцев было добровольным, все разрешилось бы рыночным путем. Невыгодно или нет спроса — значит, страховщик и не продает там полисы. Но у нас ОСАГО обязательное, а тариф — регулируемый. Не имея возможности повысить стоимость полисов, чтобы увеличить прибыль, компании идут другим путем — сокращают расходы, борются с автоюристами. А самый понятный для них путь — свести к минимуму свое присутствие в проблемном регионе и продавать там как можно меньше полисов.

Как же быть автолюбителю из какой-нибудь глухой провинции?

ОСАГО — специфический бизнес, он имеет обязательную составляющую: каждый автовладелец обязан приобретать полис, поэтому мы вмешиваемся. Надзорными путями, посредством ведения переговоров со страховщиками мы пытаемся обеспечить продажу полисов даже в проблемных регионах, чтобы граждане смогли выполнить свою обязанность по страхованию ответственности.

Кроме того, сам рынок пытается стабилизировать ситуацию. Например, Российский союз автостраховщиков (РСА) внедряет систему страхового агента, позволяющую страховым компаниям по договору продавать полисы других компаний, чтобы уравнивать убытки между собой. Это все делается для того, чтобы продавать полисы в убыточных регионах.

Почему нельзя просто повысить территориальные коэффициенты в убыточных регионах?

Прежде всего потому, что любое повышение территориального коэффициента — это удар по кошельку потребителя. Сегодня, когда речь идет об увеличении тарифов ОСАГО, мы говорим не о росте прибыльности автогражданки для страховщиков, а о доходах автоюристов. Но не тех, кто добросовестно оказывает правовую поддержку потребителям. Нельзя всех грести под одну гребенку. Мы говорим о тех, кто набивает только собственные карманы.

Поэтому Центральный банк против изменения тарифов и коэффициентов. Наши расчеты показывают, что тариф достаточный, если система работает без перекосов. И если удастся решить проблему недобросовестных автоюристов, даже убыточные сегодня регионы могут стать прибыльными для автостраховщиков.

Вот вы уже второй раз упоминаете автоюристов. Там так распространены злоупотребления?

Не стоит демонизировать автоюристов. Очень часто они играют полезную роль, защищая права граждан. Но есть отдельные личности, которые наживаются на страховых случаях, набивая карман. Это самый настоящий системный бизнес, в нем много звеньев, и он в итоге обеспечивает выплату не пострадавшему в ДТП, а профессиональным посредникам. Гражданин, конечно, получает какой-то минимум, но львиная доля достается им.

Юридически все происходит по закону, используются лазейки, чтобы страховая компания как можно позже узнала о страховом случае или нарушила какие-либо формальные требования, чаще всего по сроку предоставления ответа. Иногда тому способствует позиция суда, особенности толкования законов в некоторых регионах. В результате много примеров, когда за определенную сумму убытков «по железу» страховой компании в итоге приходилось выплачивать вдвое больше. За что? За услуги оценщика и юриста, возможно, штраф за опоздание с ответом и тому подобное. Это нерациональные затраты. Я считаю, что так же, как государство защищает права потребителей, нужно защищать и права бизнесменов, если они грубым образом попираются.

Но подчеркиваю: не надо все валить на автоюристов. Где-то и страховые компании могут нарушать законодательство, особенно, когда они не продают полисы. Если кто-то видит, что в регионе такая ситуация, нужно обращаться в нашу службу по защите прав потребителей. Она не только разбирается с конкретными компаниями, но и на основе жалоб дает информацию в департамент страхового рынка Банка России. Он определяет проблемные регионы и ведет дальше работу со страховым сообществом, чтобы увеличить продажи полисов. Нет смысла проблему замалчивать, мучиться и бороться самостоятельно, пишите нам. Нам уже удалось значительно повысить продажу полисов на Юге России, что подтверждается данными РСА.

То есть вы советуете больше жаловаться, и тогда проблемы решатся?

Ну, не только. Например, сейчас активно обсуждается тема ремонта в качестве приоритетной формы возмещения ущерба по ОСАГО. Это может очень сильно помочь в борьбе с недобросовестными автоюристами, потому что натуральное возмещение исключает денежные выплаты. Конечно, они могут договариваться со станциями техобслуживания о получении денег, но это гораздо сложнее. Многие автосервисы взаимодействуют со страховщиками и вряд ли пойдут в обход своих основных партнеров.

Эта система хорошая, но принципиально важно обеспечить качество и приемлемый срок ремонта, а также удобное для автовладельца место его проведения. Если мне предложат отвезти машину на эвакуаторе за свои деньги за 150 километров, конечно, я не соглашусь. Значит, если страховая компания не способна обеспечить качественный ремонт поблизости, она должна выплатить деньги. Система натурального возмещения должна сработать, но надо обеспечить все то, о чем я сказал. Если депутаты такой закон будут принимать, то Банку России необходимо предоставить право регулировать вопросы качества, удаленности и срока ремонта автомобилей. Когда мастерская не может этого обеспечить, ответственность несет страховая компания. На нее могут наложить санкции, обязать в этом случае выплачивать деньгами.

Вернемся к теме доступности полисов. Со следующего года все страховщики в обязательном порядке должны продавать электронные полисы ОСАГО. Это сделает автогражданку доступнее в некоторых регионах?

Электронный полис ОСАГО уже действует с июля прошлого года, но на добровольных началах. Если страховая компания решила продавать ОСАГО в электронном виде, она это делает. Если такое решение не принято, значит, выдаются только бумажные полисы. В результате в проблемных регионах электронные полисы не продаются, а купить бумажный крайне затруднительно. Это либо длинные очереди, либо специальная система навязывания других страховых услуг. Обязательная продажа электронных полисов должна резко исправить ситуацию.

А вам не кажется, что если компания не хочет продавать полисы, она все равно найдет способ? Скажем, у них будут постоянно «висеть» сайты?

Для этого в законе сделана оговорка: Банк России устанавливает специальные требования к страховым компаниям по обеспечению бесперебойности работы и доступности покупки полисов в электронном виде. И мы этим правом намерены пользоваться. Определим критерии для сайтов, продающих полисы. Будем также работать в надзорном порядке со страховыми компаниями по жалобам граждан.

Когда же речь идет о навязывании дополнительных страховых услуг, нужно помнить и о том, что вступил в силу наш нормативный акт о периоде охлаждения. Он позволяет в течение пяти рабочих дней с момента приобретения полиса по многим видам добровольного страхования отказаться от страховки и получить свои деньги обратно. Это необязательно связано с навязыванием, даже если гражданин просто передумал, у него есть право отказаться от страховой услуги. Что важно, так это более сбалансированно разделить два явления — навязывание страховых услуг и кросс-продажи. С первым мы боремся, а вот второе надо всячески поддерживать.

Складывается впечатление, что компании любыми способами стараются обойти установленные тарифы, несмотря на ваши усилия. Так может отменить регулирование тарифов? Рынок сам все расставит по местам.

Программно мы исходим из того, что свободный тариф — это будущее ОСАГО. Но можем ли мы отказаться от его регулирования сегодня-завтра? Думаю, нет. Ведь для либерализации тарифа нужно решить ряд базовых проблем — с автоюристами, признанием единой методики оценки ущерба от ДТП, переходом на натуральное возмещение. Необходимо улучшить балансировку закона и судебной практики. Пока эти вопросы не решены, свободный тариф приведет к следующему: в «токсичных» регионах с убыточным ОСАГО цена полиса так взлетит, что даже самые добросовестные граждане его не купят. Все будут нарушителями! А мы не можем этого допустить. Значит, что-то не так в самом законе, в самой системе. Поэтому сегодня говорить о свободном тарифе как о реальности явно преждевременно.

Поговорим о способах понизить тариф. Сегодня аккуратный и «аварийный» водители платят за страховку одинаково. Но справедливее было бы снизить тариф для водителей, меньше попадающих в аварии. Это реально?

Действительно, правительственный план мероприятий по снижению смертности населения от ДТП предусматривает возможность введения повышающего коэффициента за систематические нарушения Правил дорожного движения. Это не частная инициатива, а государственное поручение. Все коэффициенты по ОСАГО установлены законодательством, для введения новых нужно поменять закон.

Мы совместно с министерством внутренних дел сейчас этим занимаемся. Нам нужно получить статистику, какого рода нарушения ПДД в наибольшей степени влияют на аварийность, смертность, причинение большего ущерба.

На основе этой статистики нужно сделать расчеты, как это влияет на повышение выплат страховыми компаниями. И потом мы совместно с Минфином и МВД подготовим проект закона для рассмотрения Госдумой. Пока идет подготовительная работа. Надеюсь, осенью мы сможем больше сказать на эту тему.

Против перехода ОСАГО на свободные тарифы проголосовало больше 40% россиян

Новую волну исследования исследовательский холдинг РОМИР провёл феврале 2018 года.

Об отношении российских автовладельцев к планируемой очередной модернизации системы ОСАГО задумались в конце 2017 года: в ноябре РОМИР провёл первую волну исследования общественного мнения касательно перехода «автогражданки» на свободные, то есть не устанавливаемые ЦБ, тарифы.

Согласно результатам первого опроса, большая часть автовладельцев РФ поддерживает либерализацию тарифов ОСАГО: на их долю в ноябре 2017-го пришлось порядка 53%. Это означает, что новую модернизацию системы страхования не поддерживало 47%.

По итогам второй волны недовольных грядущими изменениями стало меньше: 42% отвечавших дали отрицательный ответ. «За» либерализацию ОСАГО высказались 58% респондентов.

Как сообщают в РОМИР, увеличилось количество тех, кто считает, что либерализация позволит улучить ситуацию на страховом рынке: по итогам второй волны опроса их стало 48%, тогда как по итогам первой насчитывалось 44%.

Доля тех, кто предполагает, что справедливый тариф снизит цены полисов «автогражданки» для добросовестных водителей и увеличит для «лихачей», также выросла на четыре процентных пункта: сейчас она равна 68%. Это значит, примерно треть из опрошенных сомневаются в том, что модернизация системы ОСАГО приведёт к такому результату.

Страховщики заявили о том, что согласно исследованию, в четыре раза больше водителей пришли к выводу, что никогда не будут прибегать к услугам автоюристов. На деле это рост всего лишь с 2% до 8%. Если учесть, что в опросе участвовало всего 1 500 застрахованных по ОСАГО автовладельцев, это значит, что количество готовых отказаться от услуг автоюристов (по итогам второй волны) составило лишь 120 человек.

«Половина опрошенных водителей уверена, что ОСАГО находится на курсе улучшения. Причём доля таких автолюбителей выросла с момента последнего опроса в конце прошлого года на шесть п.п., — комментирует гендиректор «Ромир Мониторинг Стандарт» Ольга Горелова. — В целом по результатам второй волны исследования можно говорить о положительной тенденции изменения отношения автомобилистов к ОСАГО, а также осведомлённости и поддержки процессов либерализации тарифов».

Напомним, осенью прошлого года в ЦБ заявляли, что после перехода на свободные тарифы ОСАГО подорожает, то есть страховые полисы станут менее доступными для всех российских водителей. Очевидно, что страховщики таким образом пытаются «победить» убыточность, а на что надеются голосующие за либерализацию «автогражданки» автомобилисты, не совсем ясно: дешевле полисы вряд ли станут, однако они могут прибавить в цене для нарушителей ПДД и новичков на дороге.

ЦБ: после перехода на свободные тарифы ОСАГО подорожает

Об этом рассказал заместитель председателя Центрального Банка Владимир Чистюхин.

В первый период времени после либерализации ОСАГО тарифы предположительно вырастут, соответственно страховые полисы станут дороже для клиентов. Однако затем их цены предположительно могут снизиться из-за конкурентной борьбы. Такую точку зрения высказал в ходе интервью АСН Владимир Чистюхин.

Банк России в конце текущего года и начале следующего намеревается рассчитать требуемые изменения в тарификацию, которые нужны для либерализации сегмента обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Представитель ЦБ считает, что пока что «говорить о какой-либо стоимости полисов «автогражданки» [после перехода на свободные тарифы – примечание редакции] преждевременно».

Владимир Чистюхин прокомментировал концепцию Российского союза автостраховщиков, согласно которой Центробанк должен частично освободить тарифы от госрегулирования уже с 1 июля 2018 года. «Принципиально мы, наверное, согласны со сроком, который предложил РСА, в том плане, что нам в середине 2018 года нужно точно иметь системную программу либерализации тарифа, рассчитанную на несколько лет. Но при этом совершенно очевидно, что для обеспечения защиты прав потребителей мы не допустим одномоментного повышения цен на полисы ОСАГО», ‒ заявил он.

Согласно словам зампреда ЦБ, если судить по ситуациям в иных странах, где тарифы по обязательным видам страхования от регулируемых перешли к свободным, по первому времени стоит ожидать скачка цен. «Такой вариант не исключен для тех регионов, где убыточность превышает 100%. Однако потом с течением времени, как показывает практика, вступают в силу правила рынка, начинается конкурентная борьба, и тарифы снижаются. В любом случае задача ЦБ сделать переход на свободные тарифы ОСАГО максимально плавными, насколько это возможно», ‒ добавил Владимир Чистюхин.

Читайте также:

<a href="https://www.kolesa.ru/news/ubytochnoe-osago-koeffitsient-prodolzhaet-rasti" target="_blank">Убыточное ОСАГО: коэффициент продолжает расти</a>

Страховщики готовят либерализацию тарифов ОСАГО — журнал За рулем

Страховщики начали обсуждение проекта поэтапной либерализации тарифов ОСАГО. Реализовывать проект предполагается в течение нескольких лет, а первые совещания с Банком России по этому вопросу начнутся уже в ближайшие месяцы.

TASS_708657

О том, что страховщики ОСАГО готовят проект «дорожной карты» либерализации тарифов в ОСАГО, стало известно агентству «Интерфакс-АФИ». Уже есть рабочая группа, которая начала обсуждение концепции поэтапной либерализации тарифов.

Обсуждение только началось и еще не сведено в единый документ, сказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. Концепция перехода к свободным тарифам будет обсуждаться на следующей неделе в рамках РСА, после этого можно будет говорить о разработке единого документа, подчеркнул он.

Генеральный директор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров рассказал агентству, что система ценообразования в ОСАГО станет более адресной и справедливой, а случаи жалоб на страховые компании сократятся до минимума. Пока речь не идет о полной свободе тарифов, а лишь о возможности большей свободы в рамках тарифного коридора, изменении порядка использования существующих тарифных коэффициентов и снятии ограничений при определении стоимости полиса ОСАГО для проблемных водителей.

В рамках рабочего обсуждения предлагается сделать больший упор на адресном ценообразовании, где будет учтен профиль водителя. С помощью единой базы РСА можно понять, как водитель эксплуатирует автомобиль. После завершения реформы либерализации тарифов в ОСАГО можно будет говорить о следующем шаге — присоединении блока добровольного страхования рисков, традиционного для автокаско, к блоку рисков, покрываемых ОСАГО. То есть речь может идти о едином полисе, какой принят в ряде европейских стран.

Что касается расширения границ страхового коридора, то обсуждается вопрос увеличения их до 100%. Напомним, сейчас границы составляют 20%. Среди других предложений страховщиков — дробление линейки возрастов и стажа водителей на более короткие периоды, для каждого из которых предполагается свой коэффициент, а также разработка дополнительных коэффициентов.

  • В ноябре 2015 года глава Центробанка Эльвира Набиуллина поручила страховщикам разработать «дорожную карту» перехода к свободному тарифу. Глава РСА Игорь Юргенс полагает, что при желании это можно сделать достаточно быстро.
  • Тарифы ОСАГО менялись уже два раза: с 1 октября 2014 года они выросли на 30%, а с 12 апреля 2015 года — на 40%.

Фото: Игорь Кубединов/ТАСС

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

РСА стремится к свободному тарифу ОСАГО — журнал За рулем

РСА создала рабочую группу по разработке стратегии перехода на свободный тариф «автогражданки». Об этом в кулуарах страховой конференции рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

1438693897_r_dtp_melkoe

Союз автостраховщиков готовит методику перехода на свободный тариф ОСАГО. Первым шагом к этому может стать расширение тарифного коридора до 30%, считает Евгений Уфимцев. В данный момент коридор составляет 20%. Кроме того, система построена таким образом, что сейчас страховщики вынуждены работать по верхней границе этого коридора, но  было бы логично, если бы она применялась только для молодых и неопытных водителей, а для водителей со стажем границу можно было бы максимально понизить.

После разработки стратегии перехода к свободному тарифу ОСАГО ее изучит и утвердит Центробанк. Результат будет достигнут, когда у нас, как и за границей, останутся лишь верхняя и нижняя ценовые границы, полагают страховщики. В рамках этих границ страховщики смогут устанавливать собственные тарифы, принимая в расчет разные категории автовладельцев.

  • Впервые о свободном тарифе ОСАГО заговорили в ноябре 2015 года. Тогда глава Центробанка Эльвира Набиуллина дала поручение РСА разработать дорожную карту этого перехода. По утверждению главы Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, теоретически такой переход возможен за три дня.
  • Сегодня на рынке практически нет незаинтересованных экспертных организаций, которые могли бы выступать арбитрами в спорных ситуациях по ОСАГО. Эти вопросы мог бы решать институт страхового омбулдсмена, подконтрольный лишь государству. В него смогут обращаться и страховщики, и их клиенты в случае конфликта.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter


Смотрите также