Расчет страховой премии КАСКО 8-926-187-79-27 auto-insure.ru.
АВТО страхование +




Вылетел камень из под колеса осаго


Камень из-под колес машины – покрывает ли ОСАГО, это ДТП?

Показать содержание
  1. Такая ситуация однозначно приравнивается к ДТП и требует от водителей выполнения соответствующих обязательств.
  2. А вот виновником такой аварии может быть как водитель, из-под колёс которого вылетели посторонние предметы и попали в стекло или бампер потерпевшего, либо дорожные службы.
  3. Если виновником признан другой автолюбитель, то ОСАГО покрывает такой ущерб. Но обращаться нужно только в страховую компанию виновника.

Многие автомобилисты могли видеть видеоролики с ситуациями, когда из-под колес встречного или попутного автомобиля вылетал камень и попадал в другое транспортное средство, некоторые сами сталкивались с такой ситуацией на дороге, но среди автомобилистов нет единого мнения в том, является ли такой случай ДТП, работает ли ОСАГО и как правильно действовать в такой ситуации. На эти вопросы мы ответим в данной статье.

Камень из-под колес – что говорит Закон об ОСАГО?

В ФЗ-40, который регулирует основополагающие принципы законодательства об ОСАГО, не описаны конкретные случаи причинения вреда транспортным средствам в результате ДТП, поэтому вылетевший камень из-под колес автомобиля стоит рассматривать как частный случай причинения вреда транспортному средству потерпевшего.

Важно помнить, что по договору ОСАГО застраховано не имущество потерпевшего, а ответственность причинителя вреда.

Является ли такой случай ДТП?

Да. Согласно Правилам дорожного движения:

ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Водителю, лобовое стекло, фару или бампер автомобиля которого разбил или повредил такой камень, причинен материальный ущерб, поэтому данная ситуация подходит под определение термина "ДТП".

Но важно понимать, что, в основном, такое событие сотрудниками ГИБДД и судами квалифицировалось как ДТП, однако было и Постановление Верховного Суда Российской Федерации, в котором при рассмотрении административного дела суд указал, что вины водителя автомобиля, из-под колес которого вылетел камень, нет и что событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от водителя, а также что данное событие не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия.

Постановление: ВС РФ от 11 марта 2016 г. № 39-АД16-1.

  • Требования заявителя: Отменить акты нижестоящих судов, которыми он признан виновным в оставлении места ДТП.
  • Суд решил: Жалобу удовлетворить, так как повреждение другого автомобиля, возникшее из-за вылетевших из-под колес другой машины камней, не является ДТП.

Таким образом, точного и безапелляционного мнения по данному вопросу на данный момент нет, и каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально.

Нужно вызывать сотрудников ГИБДД или сотрудников Полиции?

В нашем случае, можно вызывать и тех и других.

  • Если оформлять произошедшее как ДТП, то вызывать придется сотрудников ГИБДД, при этом желательно, знать марку и номер авто, из-под которого вылетели посторонние предметы с дороги, а лучше иметь видеозапись данного события.
  • Если же сотрудники ГИБДД откажутся приезжать и оформлять ДТП, а такое тоже может быть, тогда можно вызвать сотрудников Полиции, чтобы те оформили документы о причинении вреда вашему автомобилю в результате ненадлежащего содержания и обслуживания дороги, на которой находился злополучный камень, щебень или гравий.

Кто виноват?

Рассмотрим три ситуации:

  1. водитель пострадавшего автомобиля не держал дистанцию;
  2. камень вылетел из-под колес автомобиля в зоне действия знака "Выброс гравия";
  3. никаких знаков или предупреждений не было.

Несоблюдение дистанции

Итак, ситуация первая.

Для начала обратимся снова к ПДД. Пункт 9.10 ПДД говорит о том, что дистанцию до движущегося впереди транспортного средства необходимо держать такую, которая позволила бы избежать столкновения. При этом, нет никаких точных мер этого расстояния.

В нашем же случае столкновения между транспортными средствами не произошло, а значит водитель, в автомобиль которого попал щебень или другие предметы на дороге, не нарушил данный пункт правил, и его вины в произошедшем нет. Соответственно, виноват будет либо водитель другого автомобиля, либо организация, обслуживающая дорогу или производящая ремонтные работы на ней.

Ситуация вторая, есть знак "Выброс гравия"

Согласно Приложению 1 к ПДД:

1.18 "Выброс гравия". Участок дороги, на котором возможен выброс гравия, щебня и тому подобного из-под колес транспортных средств.

В данном случае, водители предупреждены о том, какое состояние дороги в зоне действия знака, и с учетом этого должны выбирать скорость движения. В таком случае будет виноват водитель, из-под колес которого и вылетели гравий, щебень или камень.

Третья ситуация – самая неоднозначная

При таких условиях вину водителя или организации, обслуживающей, содержащей или ремонтирующей дорогу, придется доказывать, и скорее всего в суде. Результат рассмотрения дела будет зависеть от многих факторов, которые и будут учтены судом при вынесении решения.

Покрывает ли ОСАГО ущерб в такой ситуации?

В случае, когда будет установлена вина второго водителя и его ответственность будет застрахована, то у потерпевшего будет возможность получить страховую выплату в рамках ОСАГО.

Если ответственность виновного лица не будет застрахована, тогда потерпевшему придется обращаться в суд с исковым заявление к непосредственному причинителю вреда.

Куда обращаться: в свою страховую или страховую виновника?

Согласно положениям Закона об ОСАГО, в свою страховую компанию потерпевший может обратиться в случае, если выполняются следующие условия:

  1. в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам;
  2. ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО.

В рассматриваемом случае, несмотря на то, что на одном автомобиле было разбито стекло или треснул бампер, т.е. вред был причинен только транспортному средству, взаимодействия (столкновения) транспортных средств не было, поэтому второе условие для ПВУ – прямого возмещения убытков страховщиком потерпевшего – не выполняется.

Таким образом, придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП.

Что если автомобиль потерпевшего застрахован по КАСКО?

В таком случае разрешение ситуации будет происходить по самому простому сценарию для потерпевшего. Вам необходимо получить документы, которые необходимы по правилам страхования и договору КАСКО. Это могут быть как документы из ГИБДД, так и из полиции.

Камень вылетел из под колес и разбил стекло

Ситуация, когда камень, вылетевший из-под другого автомобиля, разбивает ветровое стекло автомобиля наверняка знакома многим автовладельцам. Давайте разберемся, является ли это дорожно-транспортным происшествием, и кто его виновник.

Согласно пункта 1.2 Правил дорожного движения, ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Итак, камень разбивает лобовое стекло или наносит вред лакокрасочному покрытию – это событие возникло в процессе движения?

— Да.

— Транспортное средство повреждено?

— Тоже да. Материальный ущерб налицо.

— Значит, мы имеем дело с ДТП?

А вот и нет! Дорожно-транспортного происшествия, как и вины водителя автомобиля, из-под колеса которого вылетел камень, здесь нет. Все дело в постановлении, которое вынес Верховный суд Российской Федерации и вынес, по нашему мнению, совершенно правильно и обоснованно.

Постановление ВС РФ от 11 марта 2016 г. № 39-АД16-1.

Требования заявителя: Отменить акты нижестоящих судов, которыми он признан виновным в оставлении места ДТП.

Суд решил: Жалобу удовлетворить, так как повреждение другого автомобиля, возникшее из-за вылетевших из-под колес другой машины камней, не является дорожно-транспортным происшествием.

Суть приведенного выше решения такова:

Камень выскочил из-под колеса и разбил стекло автомобиля едущего сзади. Водитель «пострадавшей» машины остановился и вызывал ДПС, назвав сотрудникам ГИБДД госномер «обидчика».

«Обидчика» нашли и составили на него протокол за оставление места ДТП, а мировой суд, впоследствии, привлек его к административной ответственности по статье 12.27 КоАП РФ. Районный и областной суды поддержали решение мирового судьи.

Водитель решил бороться до конца и обжаловал решения судов всех трех инстанций в Верховном суде, который, напротив, встал на его сторону, указав, что событие произошло по обстоятельствам, независящим от водителя, без совершения каких-либо действий с его стороны:

Предвидеть как само событие, так и наступление связанных с ним последствий в виде повреждения лобового стекла следующего в попутном направлении автомобиля, он не мог. А значит, повреждение автомобиля, возникшее из-за вылетевших из-под колес другой машины камней, не отвечает признакам ДТП и, следовательно, таковым не является.

Таким образом, вывод судебных инстанций о наличии в деянии водителя объективной стороны состава административного правонарушения, связанного с оставлением места ДТП, нельзя признать обоснованным.

Хоть наша система права и не является прецедентной, но указанное выше решение Верховного суда вполне можно использовать для защиты своих прав. Исключение будут составлять ситуации, когда повреждение другого автомобиля так или иначе связано с действиями водителя, например, плохо закрепленный груз, оторвавшееся колесо и так далее. В этих случаях факт ДТП будет иметь место и нерадивому автовладельцу придется отвечать по закону.

Что делать водителю, стекло которого оказалось разбито камнем?

На самом деле, порядок действий будет зависеть от того, есть ли у «пострадавшего» КАСКО.

Если КАСКО имеется, то нужно действовать согласно договора:

  1. Зафиксировать повреждения с сотрудниками полиции (или иным способом, оговоренным в договоре)
  2. Сообщить о страховщику о произошедшем в установленный срок
  3. Обратиться за страховой выплатой или ремонтом

Если же автомобиль не застрахован по КАСКО, то получить компенсацию от страховщика не удастся, поскольку имеющийся у каждого полис ОСАГО такие случаи не покрывает.

Нужно понимать, что ОСАГО это не страховка машины, а страховка гражданской ответственности виновника перед потерпевшим. Ранее же мы говорили, что в случае с камнем виновника нет, а значит нет и автогражданской ответственности кого-то перед кем-то.

Как вариант, можно попытаться привлечь к ответственности дорожную службу или орган власти, отвечающие за содержание участка дороги, на котором произошло событие. При этом, данное событие должно быть зафиксировано представителями правоохранительных органов, а вред автомобилю должен быть оценен независимым оценщиком.

Сразу скажем, что дело это довольно хлопотное и шансы выиграть суд у государства не очень велики. В случае проигрыша оплату оценки никто не компенсирует, поэтому проще и разумнее за эти деньги вставить новое лобовое стекло либо «засверлить» старое. Конечно, если речь идет об отечественных автомобилях либо недорогих иномарках. В случаях же с автомобилями премиум класса, где стоимость стекла сравнима со стоимостью трехгодичных «Жигулей» есть смысл подумать о суде, и то предварительно посовещавшись с опытным юристом.

Сколы и трещины на стекле распространенная и неприятная вещь, но она не стоит переживаний. Лобовое стекло, по своей сути, это самый обыкновенный расходный материал, который подвержен износу, царапинам и так далее.
Надеемся наша статья была вам полезной, и если это так, то просим поделиться ею.

Разбивало ли вам стекло камнем?Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
  • Да 93%, 39 голосов

    39 голосов 93%

    39 голосов - 93% из всех голосов

  • Нет 7%, 3 голоса

    3 голоса 7%

    3 голоса - 7% из всех голосов

Всего голосов: 42

15.07.2018

×

Вы или с вашего IP уже голосовали.Голосовать

Повреждение авто вылетевшим из-под колес камнем признано страховым случаем

Апелляционная инстанция Камчатского краевого суда оставила в силе решение Петропавловск - Камчатского городского суда, которым отказано во взыскании с владельца автомобиля материального ущерба, причиненного другому транспортному средству выбросом гравия из-под задних колес.

Как говорится в сообщении суда, жительница краевого центра Б. обратилась в суд с иском к И. о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. В сентябре 2016 г. ответчик, двигаясь на автомобиле по грунтовому участку дороги в районе 4-ого километра в краевом центре, допустил выброс гравия из-под задних колес машины. В результате автомобиль истца получил механические повреждения. Размер материального ущерба, согласно результатам независимой экспертизы, составил почти 60 тыс р. Полагая, что данный случай не является страховым, Б. просила взыскать с ответчика сумму причиненного ущерба, затраты на проведение экспертизы и судебные расходы – всего 85 150 р.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что непосредственной причиной ДТП явилось нарушение ответчиком правил дорожного движения – он не учел состояние дорожного покрытия, особенности своего автомобиля при движении по гравийному участку дороги и допустил выброс гравия из-под задних колес. В соответствии с положениями закона об ОСАГО, страховым случаем по договору ОСАГО признается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату. Следовательно, под страховым случаем понимается наступление гражданской ответственности страхователя за причинение вреда третьим лицам.

Учитывая, что ДТП произошло с участием двух транспортных средств, при этом гражданская ответственность виновника на момент его совершения была застрахована по договору ОСАГО, суд пришел к выводу, что рассматриваемое ДТП является страховым случаем. Более того, нормы федерального закона не содержат указаний о наступлении страхового случая только при условии непосредственного контакта (столкновения) двух транспортных средств при ДТП.

На этом основании суд первой инстанции отказал Б. в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе представитель истца просил отменить решение суда и принять новое - об удовлетворении заявленных требований, настаивая на том, что указанное ДТП не относится к страховому случаю и у истца отсутствует возможность обращения в страховую компанию за страховой выплатой. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и определением от 20 июля 2017 г. оставил решение без изменения, апелляционную жалобу представителя истца – без удовлетворения. Решение вступило в законную силу.

По теме:
ВС: страховщик ОСАГО должен платить за «бесконтактное» ДТП

Камень, который вылетел из-под колес

Неприятная и до слез обидная ситуация, в которую попадали многие автомобилисты. Спокойно двигаясь по дороге, не нарушая правил дорожного движения, получаете удар камнем по лобовому стеклу. А водитель машины, из-под колес которой вылетел этот злополучный камень, даже не догадывается какую пакость он вам преподнес. Результат — трещина на лобовом и испорченное настроение, полное крушение всех планов на день.

Когда шок от такой несправедливости пройдет, возникает вопрос — а кто будет платить за испорченное стекло, является ли такое происшествие ДТП и стоит ли обращаться в страховую за выплатой.

На чьей стороне суды

Анализируя судебную практику можно с уверенностью сказать, что разбираемый нами случай не признается ДТП.Страховая компания не обязана компенсировать нанесенный вам ущерб.

Мотивируется отказ тем, что порча транспортного средства произошла по обстоятельствам, которые не зависят от водителя. Он не предпринимал какие-либо действия и не нарушал ПДД, которые привели к происшествию на дороге. А также водитель «виновной» машины не мог предвидеть, что на дороге будет его «ждать» камень, чтобы вылететь из-под колес.

Из всего этого можно сделать вывод, которого придерживаются и сотрудники ГБДД и судебные инстанции, что камень, вылетевший из-под колес, не является дорожно-транспортным происшествием. Страховая компания не является исключением: так как нет виновника — значит, нет и страхового случая.

Единственное, где может получить возмещение ущерба «потерпевший» автолюбитель — это по КАСКО, при условии, что такая страховка была заключена. Некоторые страховые компании в таких случаях требует вызова представителей ДПС к месту происшествия. Поэтому при заключении договора КАСКО следует внимательно прочитать все его условия, чтобы впоследствии не получить законный отказ от СК.

На что можно рассчитывать потерпевшему?

Водители, которые не застрахованы по КАСКО, могут рассчитывать только на свой кошелек. Конечно, можно попытаться подать в суд на дорожные службы. Но как показывает практика очень немногим удалось добиться от этих служб компенсации. Как правило, они затягивают судебные разбирательства, не признают свою вину. Приводят массу доводов в свою невиновность. Например, доказывая, что камень мог упасть и с грузовой машины, а не лежать на дороге.

Но в любом случае пускать ситуацию на самотек не стоит. После происшествия следует остановиться, вызвать инспекторов ГИБДД, зафиксировать на фото все нюансы происшествия, состояние дороги. По возможности заручится показаниями свидетелей. Далее обратиться к специалисту. Вместе с юристом обратиться в суд. Кто знает, в жизни всякое бывает, вдруг вам повезет, и суд примет вашу сторону.

камень из-под колес попутки в лобовое – не ДТП — Сообщество «DRIVE2 и ГАИ» на DRIVE2

Полный размер

Важное прецедентное решение ВС РФ. Отменено постановление мирового судьи и прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.27 КоАП РФ (оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся), в рамках которого был привлечен к административной ответственности (в виде лишения прав) водитель, покинувший место происшествия, в результате которого камнем из-под колес его автомобиля было повреждено лобовое стекло движущегося в попутном направлении транспортного средства.
Верховный Суд РФ пришел к выводу, что трещина лобового стекла, образовавшаяся от удара камнем, вылетевшего из-под колес транспортного средства, является событием, которое произошло по обстоятельствам, независящим от водителя автомобиля, без совершения каких-либо действий с его стороны. Предвидеть данное событие, а также наступление последствий в виде повреждения лобового стекла следующего в попутном направлении автомобиля водитель возможности не имел.
Произошедшее событие, как счел ВС РФ, не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия в смысле, придаваемом этому понятию в ст.2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и в п.1.2 Правил дорожного движения, и таковым не является.
Поэтому вывод судебных инстанций о наличии в деянии водителя, покинувшего место этого события, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным. Производство по делу прекращено.
Отдельные критические комментарии к решению ВС РФ в СМИ (например, в сегодняшнем утреннем эфире ТРК «РОССИЯ») связаны с тем, что такая позиция исключает возможность возмещения вреда в рамках механизма ОСАГО. Но ОСАГО по своей сути и не рассчитано на возмещение подобного вреда, который не связан с виновными действиями водителя, а является следствием объективно сложившихся обстоятельств, не находящихся в сфере его разумного контроля. ОСАГО защищает лишь только от рисков наступления гражданской ответственности водителя.
С иском о возмещении вреда в данном случае можно обращаться к соответствующей дорожной службе.
Хотя в России не признается классический прецедент, решения ВС РФ имеют важное обязывающее значение, поскольку это суд высшей инстанции, обладающий полномочиями осуществлять пересмотр вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора и основанием такого пересмотра является, в частности, нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права. При этом именно ВС РФ наделен полномочиями давать разъяснения по вопросам судебной практики в целях единообразного понимания и применения норм права судами.

Камень вылетел из под колеса: ДТП или нет?

Многим автомобилистам знакома ситуация, когда камень, вылетевший из под колеса другого автомобиля, разбивает лобовое стекло или наносит вред лакокрасочному покрытию машины. Попробуем разобраться, кто виноват и что делать в этой ситуации.

Сразу заметим, что вины водителя автомобиля, из под колес которого вылетел камень, здесь нет. Именно данной позиции придерживается Верховный суд Российской Федерации.

Постановление: ВС РФ от 11 марта 2016 г. № 39-АД16-1.
Требования заявителя: Отменить акты нижестоящих судов, которыми он признан виновным в оставлении места ДТП.
Суд решил: Жалобу удовлетворить, так как повреждение другого автомобиля, возникшее из-за вылетевших из-под колес другой машины камней, не является ДТП.

Суть вышеприведенного постановления такова: мировой судья привлек водителя к административной ответственности за оставление места ДТП. Районный и областной суды поддержали данное постановление. Водитель решил обжаловать это в Верховном суде, который указал, что событие произошло по обстоятельствам, независящим от водителя, без совершения каких-либо действий с его стороны. Предвидеть как само событие, так и наступление связанных с ним последствий в виде повреждения лобового стекла следующего в попутном направлении автомобиля, он не мог. А значит,  повреждение автомобиля, возникшее из-за вылетевших из-под колес другой машины камней, не отвечает признакам ДТП и, следовательно, таковым не является. Таким образом, вывод судебных инстанций о наличии в деянии водителя объективной стороны состава административного правонарушения, связанного с оставлением места ДТП, нельзя признать обоснованным.

Возникает другой вопрос:

Что делать водителю, стекло которого оказалось разбито камнем?

Если авто застраховано по КАСКО — здесь все понятно, нужно действовать согласно договора — зафиксировать повреждения с сотрудниками полиции (если это требуется договором КАСКО) и обращаться за выплатой или ремонтом.

А если машина не застрахована по КАСКО? Ясно, что ОСАГО здесь получить не удастся —  ведь, нет виновника, чья страховка должна возместить ущерб.

Единственное решение — привлечение к гражданской ответственности дорожной службы, за которой закреплен данный участок. Заметим сразу, что дело это довольно хлопотное, ведь помимо размера ущерба необходимо будет доказать вину дорожников в его возникновении. Наверняка у них найдется куча отговорок, например, что камень мог выпасть из проезжающего грузовика и т.д.

Наш совет. В любом случае, если ущерб значителен и у вас есть время, вызывайте сотрудников ГИБДД и фиксируйте повреждения. Попал ли камень в стекло, пробили колесо в яме — не важно. Запишите номера телефонов очевидцев, сделайте фото повреждений и дороги (может там рассыпано много камней или асфальт раскрошился). На руках у вас уже будут необходимые доказательства и в дальнейшем, проконсультировавшись с юристом, вы сможете принять решение — стоит ли взыскивать ущерб с дорожников или нет. Если же вы сразу не зафиксировали обстоятельства, то, как правило, взыскать ничего не получиться.

Можно ли оформить по ОСАГО повреждения машины от камней? | ГИБДД | Авто

Нередко из-под колес грузовиков и внедорожников вылетают небольшие камушки, которые врезаются в другие автомобили и причиняют ущерб транспортным средствам. Можно ли оформить эти повреждения как ДТП и оплатить ремонт с помощью автогражданки виновника происшествия?

Часто весной автовладельцам приходится чинить мелкие сколы на лакокрасочном покрытии или даже менять треснувшие лобовые стекла. Эти повреждения были причинены в результате «неявных» ДТП.

Разбитый асфальт или некачественный песок, используемый дорожниками для подсыпки скользких участков дорог, содержит небольшие камушки, которые цепляются протектором колес, застревают в нем, а затем на большой скорости под действием центробежных сил, вылетают, как пули, и рискуют попасть в машины сзади. Ремонт от таких попаданий недешев и очень печалит автовладельцев. Можно ли считать такие дорожные происшествия полноценными ДТП и есть ли смысл догонять стреляющуюся камнями машину, чтобы потребовать у ее владельца оформления повреждений по ОСАГО? Ситуацию комментирует заместитель начальника Управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.

ОСАГО нет, только КАСКО

Эти ДТП действительно можно назвать «неявными». Не всякий водитель, да и юрист может уверенно доказать наступление ответственности водителя за вылет камня из-под колес его автомобиля. Нельзя достоверно определить, какая машина подцепила с дороги камень. Человеческий глаз и видеорегистратор не могут точно отследить траекторию.

Однако даже когда впереди находился только один автомобиль, то и в этом случае нельзя точно сказать, что его водитель виноват в причинении ущерба попутчикам. Ведь он не нарушал правил и ехал на штатной, утвержденной производителем резине. Он не мог предполагать, что на дороге окажутся камни, и не мог точно оценить, насколько близко к нему подберется задний автомобиль.

А если нет ответственности, то нет и страхового случая по ОСАГО. Можно, наверное, указать водителю на то, что он, видя камни на дороге, должен был сбавить скорость, но сложно сказать, как могло бы выглядеть извещение о ДТП, оформленное по такому случаю и, главное, подписанное обоими водителями. Поэтому возместить ущерб от камней можно по обычной страховке КАСКО.

Сложный случай

Иное дело — воздействие предмета, выпавшего из открытого кузова автомобиля или с багажника на крыше. Конечно же, водитель отвечает за то, чтобы груз, который он везет, был надежно упакован, не разваливался, не рассыпался.

В законе об ОСАГО есть оговорка о том, что «причинение вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования», не относится к страховому риску по ОСАГО.

Упомянутая оговорка содержится в пункте «д» статьи 6 закона об ОСАГО. Соответственно, если вред причинен выпавшим перевозимым грузом, риск причинения вреда которым подлежит обязательному страхованию ответственности, то платит страховщик ответственности.

Что касается оформления документов о таком ДТП, то здесь «европротокола» быть не может. В законе об ОСАГО ясно сказано, что эта процедура работает, если ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств. При выпадении из машины постороннего предмета, груза или даже мусора из контейнера мусоровоза, не закрепленного надлежащим образом, прямого взаимодействия автомобилей нет. Такие ДТП необходимо рассматривать в особом порядке. Поэтому ДТП следует оформлять с участием ГИБДД и затем передавать документы в страховую компанию. После изучения всех обстоятельств дела будет приниматься решение о возмещении ущерба.

Правила дорожного движения ясно указывают на то, что нужно делать после ДТП, если движению других транспортных средств создается препятствие. Вначале надо зафиксировать любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств. Если этого не сделать, то страховая компания не сможет понять обстоятельства причинения ДТП, установить, кто же из водителей является ответственным за причинение вреда, а без этого урегулирование по ОСАГО невозможно.

Камень вылетел из-под колеса: это ДТП или нет?

Юристы разбирают распространенную, но сложную в юридическом смысле ситуацию. Одной из самых неожиданных проблем на дороге для любого автомобилиста является случай, когда из-под колеса машины вылетает камень и наносит ущерб сзади или же встречно идущему автомобилю. И очень важно понимать, будет ли это считаться ДТП или нет, если вылетел камень из-под колес, и кто виноват. Может ли подобная ситуация быть приравнена к страховым случаям или же это просто случай, от которого никто не застрахован?

С точки зрения законодательства

Федеральный закон №40, регулирующий основные законодательных принципов ОСАГО, не даёт чёткого определения обо всех возможных случаях причинения вреда различным ТС в результате дорожных происшествий с участием транспорта. Именно поэтому частный случай с вылетевшим камнем из-под колёс должен рассматриваться как причинение вреда транспортному средству потерпевшего лица из-за произошедшего ДТП.

Вопреки заблуждению, закон не содержит обязательного требования о прямом контакте ТС застрахованного лица и потерпевшего: достаточно подтверждения вины.

Не стоит забывать, что в договоре ОСАГО страхуется личная ответственность того, кто причиняет вред, а не имущество потерпевшего.

Почему камень из-под колёс — это ДТП?

В ПДД, ДТП характеризуется как любое событие, произошедшее в процессе передвижения транспортных средств по дорогам общего или частного пользования, в которых участвовали ТС, по вине которых был причинён материальный или физический ущерб, то есть:

  • были получены повреждения транспортных средств, грузов или сооружений;
  • пострадали или получили травмы, несовместимые с жизнью, люди.

Ввиду того, что вылетевший камень нанёс ущерб автомобилю — разбил стекло, бампер, фары, поцарапал ЛКП и т. п., такую ситуацию можно приравнивать к определению ДТП.

Вопрос продолжает оставаться спорным: несмотря на то, что в большинстве случаев и сотрудники ГИБДД и многие суды признают ситуацию как дорожно-транспортное происшествие, существует и вполне реальный прецедент, когда ВС РФ вынес постановление в ходе рассмотрения административного дела.

В нём было указано, что подобный случай не может классифицироваться как ДТП, так как вины гражданина, управляющего транспортным средством, ставшим причиной повреждений другой машины — нет. Это было проявление обстоятельств непреодолимой силы, которые не зависели от водителя. (Постановление ВС РФ от 11 марта 2016 г. №39-АД16-1).

Что делать в случае повреждений автомобиля?

В первую очередь водителю пострадавшего авто стоит вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Необходимо знать номер и марку автомобиля, по вине которого был причинён вред. Лучшим решением станет запись с видеорегистратора. Сотрудники ГИБДД могут отказаться приезжать на ДТП подобного характера. В таком случае можно вызвать сотрудников полиции для фиксации причинения вреда имуществу ввиду ненадлежащего состояния дорожного покрытия и, соответственно ненадлежащего обслуживания и содержания дороги.

Выяснение вины

На практике могут иметь место следующие варианты развития событий, результатом которых стал камень, повредивший автомобиль:

  1.  Отсутствие дистанции между ТС. Согласно ПДД под дистанцией понимается такое расстояние, которое позволит избежать столкновения в непредвиденных ситуациях. Так как столкновения не произошло, то вся ответственность лежит, либо на водителе впереди идущей машины, либо на организации, обслуживающей дорогу. Но стоит внимательно обращать внимание на знаки минимальной дистанции — при их наличии ситуация будет гораздо более спорной.
  2. Наличие знака «Выброс гравия» перед каким-либо участком дороги обязывает всех водителей выбирать скоростной режим с учётом этой особенности дороги. В таком случае вся ответственность лежит на водителе, из-под колёс автомобиля которого вылетел камень.
  3. Отсутствие предусмотренных конструкцией автомобиля брызговиков. Здесь уже будет усматриваться вина водителя той машины, из-под колес которой вылетел камень.

Что делать по ОСАГО?

Если вина водителя доказана, и он застрахован по ОСАГО, то потерпевший может рассчитывать на получение страховой выплаты, при этом необходимо обращаться в страховую компанию виновника события. Если же виновник не страховал свою ответственность, то вопрос с выплатами решается в судебном порядке, с составлением иска на виновника происшествия.

Что делать по КАСКО?

Если страхование выполнено по КАСКО, то необходимо лишь получить документы, указанные в правилах договора и страхования — из ГИБДД или полиции.

Несмотря на неоднозначность ситуации, она вполне подходит под страховой случай, а значит, что водитель может рассчитывать на благополучное решение ситуации.

В большинстве случаев подобные повреждения возмещаются в рамках КАСКО без особых проблем, поскольку по данному договору страхуется практически любой ущерб, причиненный автомобилю.

При возникновении такой ситуации лучше проконсультироваться с опытными юристами и исключить возможные проблемы при защите своих прав.

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

ВС запретил наказывать водителей за вылетевшие из-под колес камни

Верховный суд России вернул права водителю, которого наказали за камни, вылетевшие из-под колес его автомобиля. Камни повредили лобовое стекло машины, следовавшей позади. По мнению сотрудников ГАИ, подобное происшествие обязывало водителя остановиться и оформить аварию. Он же уехал. Поэтому ему вменили оставление места дорожно-транспортного происшествия.

Инцидент случился 29 июня прошлого года в деревне Духовец Курской области. Как сказано в материалах дела, камнем был поврежден автомобиль, следовавший в попутном направлении - имеется трещина лобового стекла. Нижестоящие суды согласились считать это дорожно-транспортным происшествием со всеми вытекающими правовыми последствиями: раз человек покинул место ДТП, его на год лишили водительских прав. Однако в Верховном суде России посмотрели на дело иначе.

"Это событие произошло по обстоятельствам, независящим от водителя автомобиля, без совершения каких-либо действий с его стороны, предвидеть данное событие, а также наступление последствий в виде повреждения лобового стекла следующего в попутном направлении автомобиля он возможности не имел, - говорится в постановлении Верховного суда России. - Произошедшее событие не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия в смысле, придаваемом этому понятию в статье 2 Закона о безопасности дорожного движения и в пункте 1.2 Правил дорожного движения, и таковым не является".

Иными словами, нельзя винить человека в неудачном стечении обстоятельств. Невезение не наказуемо. Напомним, что, согласно правилам, дорожно-транспортное происшествие - это "событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб". Получается, что влетевший в лобовое стекло машины камень, это авария лишь для одного: того, в кого попали. Другой водитель, получается, лишь орудие слепой судьбы, бросившей камень под колеса именно его автомобиля. Поэтому Верховный суд не счел второго участником ДТП.

Эта правовая позиция важна, чтобы отличать ситуации, когда водитель обязан или не обязан остановиться. Ведь авария это не всегда столкновение автомобилей. На дороге возникают самые разные ситуации. Иногда виновен тот, кто просто пролетел мимо на высокой скорости. Например, недавно Верховный суд России лишил прав лихача, из-за опасного маневра которого другая машина выехала на тротуар и врезалась в дерево. 

При таких обстоятельствах, как посчитал Верховный суд, авария находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя. Здесь нельзя говорить о каком-то неудачном стечении обстоятельств: будь лихач осторожней, ничего бы не случилось. Факт отсутствия повреждений на его автомобиле на квалификацию его нарушения не влияет, поэтому лихача лишили прав за оставление места происшествия.

Зато в нынешнем деле никакой вины конкретного водителя нет. Злополучный камень мог попасть под колеса любого автомобиля. Когда человек за рулем ни при чем, то наказывать его не за что.

Приложение

Постановление

Из-под колес грузовика в лобовое стекло прилетел камень — что делать?

  1. ДТП или нет?
  2. Что делать при попадании камня в машину?
  3. Если ПДД не были нарушены

Еще во время обучения в автошколе "курсантам" объясняют, что не стоит слишком долго плестись за грузовым транспортом. Если есть возможность обогнать, лучше сделать это как можно раньше. Из-под колес крупногабаритных автомобилей нередко вылетают камни. В результате оказавшаяся сзади машина получает повреждения.

Что делать, если подобная неприятность все-таки случилась? Можно ли взыскать компенсацию за материальный вред?

ДТП или нет?

Этот вопрос является спорным. Все будет зависеть от того, нарушил ли водитель грузового автомобиля Правила дорожного движения.

Известно, что езда по обочинам запрещена законом. Если камень вылетел из-под колес в результате съезда с асфальтового полотна, вина ляжет на плечи того, кто был за рулем крупногабаритного транспорта. В этом случае происшествие отнесут к ДТП.

Камни и обломки кирпичей могут находиться не только на обочине. Иногда в целях экономии денег и времени дороги засыпают крупным щебнем. Получается дешевое покрытие, которое способно прослужить несколько лет. Даже если такая дорога находится за городом, разгоняться на ней до 90 км/ч по меньшей мере неразумно. В таких местах обычно устанавливают знаки, ограничивающие скорость. Если водитель превысит допустимое значение, ситуация также будет квалифицирована как ДТП.

Колесо грузовика
Источник изображения: twimg.com

Пункт 10.1 ПДД гласит, что автомобилист обязан самостоятельно определять безопасную скорость. Он должен вести машину с учетом всех дорожных условий. Поэтому даже если никаких знаков нет, по крупному гравию нужно ехать осторожно. Если очевидно, что водитель грузовика просто был неаккуратен, происшествие также могут расценить как ДТП.

Бывает и по-другому. Грузовой автомобиль проезжает по гравию, и крупный камень застревает между колесных дисков. Машина выезжает на трассу и постепенно разгоняется. На большой скорости тяжелый предмет вылетает и попадает в другое транспортное средство. В этом случае водитель грузовика не будет виновен в случившемся. Он не мог предвидеть этой ситуации, поэтому подобные инциденты не являются ДТП.

Что делать при попадании камня в машину?

Если в машине есть регистратор, который зафиксировал произошедшее, добиться справедливости будет намного проще. По видео можно определить номер транспортного средства, ехавшего впереди. Если же прибора нет, обязательно нужно запомнить регистрационный знак или записать символы на нем.

В большинстве случаев, крупногабаритный транспорт даже не останавливается. Водитель просто уезжает, не подозревая о том, что скрылся с места ДТП. Если очевидно, что водитель грузовика виновен в случившемся, нужно позвонить в полицию и вызвать экипаж ГИБДД.

Разбитое стекло
Источник изображения: drom.ru

Личность правонарушителя установят по регистрационному знаку машины. Даже если грузовик скроется, найти его владельца будет несложно. После этого виновника привлекут к административной ответственности. Иногда выясняется, что водитель проживает в другом регионе страны. В таких случаях дело направляется по территориальности, и его доводят до конца сотрудники местного отдела полиции.

Многих автомобилистов больше волнует вопрос компенсации материального ущерба. Полис КАСКО покрывает любой вред, нанесенный транспортному средству. ОСАГО же предусматривает лишь страхование гражданской ответственности, поэтому в компанию следует обращаться только в том случае, если по делу вынесено постановление о назначении административного наказания.

Если ПДД не были нарушены

Водитель грузового автомобиля может быть не виноват в том, что произошло. В этом случае подавать в отношении него какие-либо иски бессмысленно.

Иногда виновными признают представителей дорожных организаций. Они обязаны следить за надлежащим состоянием полотна. При проведении ремонтных работ опасные участки дороги должны ограждаться. Кроме того, на обочине устанавливаются знаки, ограничивающие максимальную скорость движения. Если дорожники этого не сделали, ответственность должны понести они.

Камни и крупные фрагменты асфальта нередко оказываются на проезжей части из-за халатности рабочих, осуществляющих ремонт. Иногда подобные предметы не успевают (или не считают нужным) сразу убрать с дороги. У водителя грузового транспортного средства не всегда есть пространство для того, чтобы объехать подобный участок. Если ремонт осуществляется там, где дорога имеет изгиб, он может просто не заметить опасность вовремя.

Ремонт дороги
Источник изображения: tgdcom.ru

Исковые требования предъявляются к организациям в том же порядке, что и к частным лицам. Сначала придется узнать, какая компания обслуживает участок дороги, на котором произошла неприятность. Затем составляется заявление, которое направляется в суд.

Предварительно потребуется оценить причиненный ущерб. Для этого проводится независимая экспертиза. Результаты процедуры приобщаются к иску. Обычно с виновной стороны взыскивают как материальный вред, так и понесенные издержки. Поэтому сумму, потраченную на экспертизу, впоследствии возместят.

Исковое заявление направляется в суд, расположенный по месту нахождения организации-ответчика. Сегодня это можно сделать онлайн – через сервис ГАС «Правосудие». Перед этим придется зарегистрироваться на портале «Госуслуги». Предварительно лучше созвониться с секретарем судьи и уточнить, какие именно документы необходимо приобщить к заявлению.

Любую неприятность можно попытаться предотвратить. На гравийных дорогах всегда нужно выдерживать дистанцию до автомобиля, едущего впереди. Полезно будет заиметь привычку обращать внимание на колеса грузовиков. Камень, застрявший между дисками, обычно заметен издалека. Если ПДД позволяют пойти на обгон, нужно сделать это как можно быстрее. Если нет, следует сбавить скорость и немного отстать, чтобы дождаться более подходящего момента.

Верховный суд не стал относить повреждения от камней из-под колес к ДТП — Российская газета

Водителя лишили прав за то, что он скрылся с места аварии, которой не было. Впрочем, Верховный суд восстановил справедливость.

Казалось бы, банальная ситуация: из-под колеса автомобиля вылетел камень и попал в лобовое стекло машины, двигавшейся следом. Стекло треснуло. Такое случается на дорогах сплошь и рядом. И обычно обходится без последствий для водителя того автомобиля, из-под колеса которого этот камень выскочил. Даже если стекло разбито вдребезги. Но не в этот раз.

Итак, некто Савчук ехал по трассе Москва - Белгород. В деревне Духовец Курской области он заметил, что двигавшийся следом автомобиль начал ему сигналить фарами и клаксоном. Он остановился. Водитель, который ему сигналил - некто Шинаков - заявил, что из-под колеса машины Савчука вылетел камень и разбил ему лобовое стекло. Шинаков потребовал либо рассчитаться на месте, либо вызвать ГИБДД. Савчук же заверил своего визави, что правил не нарушал, а если из-под колеса вылетел камень, то это случайность и аварией не считается. И уехал.

Однако не уехал Шинаков. Он вызвал на место происшествия сотрудников ГИБДД. Инспекторы посчитали же, что авария имела место, а Савчук скрылся с места происшествия. Оформили дело, подали в суд, и мировой судья признал Савчука виновным и лишил его прав на год.

Савчук обжаловал это решение в районном суде, но - безрезультатно. Областной суд также оставил решение в силе. Причем интересна позиция районного судьи. Он утверждал, что Савчук знал о ДТП и умышленно нарушил правила, скрывшись с места происшествия. А было ли ДТП, суд по непонятным причинам устанавливать не стал. Такая позиция открывает широкую дорогу для разного рода подставщиков. Есть у вас трещина на лобовом стекле? Догоняйте любую машину и заявляйте ее водителю, что это из-под его колеса камень вылетел. А затем требуйте с него денег или угрожайте заявить в ГИБДД. Отличный способ. Даже столкновения имитировать не надо. Некоторые инспекторы ГИБДД и судьи будут на вашей стороне. Если бы не одно, но очень существенное "но".

Верховный суд занял противоположную позицию. В своем решении он указал, что по делу об оставлении места аварии необходимо доказать сам факт аварии.

Согласно справке о ДТП, машина Шинакова была повреждена - на лобовом стекле появилась трещина. Это повреждение образовалось от удара камнем, который вылетел из-под колес движущегося в попутном направлении автомобиля Савчука. Что подтверждается письменными объяснениями обоих водителей, а также их объяснениями, данными в ходе судебного разбирательства.

Однако, отметил Верховный суд, это событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от Савчука, без совершения каких-либо действий с его стороны. Предвидеть как само событие, так и наступление связанных с ним последствий в виде повреждения лобового стекла следующего в попутном направлении автомобиля он не мог.

Следовательно, делает вывод Верховный суд, повреждение автомобиля из-за вылетевшего из-под колеса камня - это не ДТП. А раз ДТП не было, то нельзя и покинуть место его совершения.

По этой причине Верховный суд постановил все постановления судов низших инстанций отменить, а административное дело в отношении Савчука прекратить.


Смотрите также